Турист Сергей Тухбеев (tyxbeev)
Сергей Тухбеев
был 9 апреля 9:58

Соловецкие острова — Россия Июнь 2017
Соловецкие острова

Предыдущая часть: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 7.

Летом Соловецкие острова посещает огромное количество туристов. Мест для ночлега там много: от съемных комнат в частных домах до люксовых номеров в отелях. Поэтому лучше позаботиться о жилье заранее. Но если вы не претендуете на роскошь, и готовы остановиться в скромном местном жилище, то найти его можно всегда. Одна из целей нашей поездки была максимальная бюджетность, поэтому я заранее договорился о комнате в частном доме. Хозяйка обещала нас встретить у теплохода.

Отплытие около 8 утра. Авто поставили на стоянку, подождали, когда на теплоход запустят группы (сначала детские и подростковые организованные группы, потом все остальные), и заняли места на борту. За 2 часа хода можно успеть поесть, поспать, погулять по палубе, пофоткать острова по пути и пр.

Кто-то из туристов кормил чаек, подкидывая хлеб в воздух.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 8

С правой стороны — острова Кузова, скалистые, люди там не живут.

Соловецкий архипелаг включен в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». Главной достопримечательностью и духовным центром островов является Соловецкий мужской монастырь. Время освоения островов уходит глубоко в древнейшую тысячелетнюю историю. А монастырская история начинается с 15 века. Острова «помнят» и обстрел британскими «завоевателями», и ссылки политзаключенных, и период существования СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), и возрождение монастыря, и включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В общем, история богатая во всех смыслах. Есть, чем гордиться, и есть чем опечалиться. Не простая судьба у этого места, тяжелая. Имея эти поверхностные знания об островах, плыли мы туда, чтобы увидеть все своими глазами, чтобы испытать какие-то особые чувства, эмоции от увиденного и услышанного там. Настроение было противоречивое: одна половина меня (которая любит путешествовать) ожидала захватывающих приключений, красоту природы и моря; а вторая половина (которая знала все перечисленное выше об островах) была задумчивой и отягощенной непростой судьбой этого места.

Конечно, 1–2 дня недостаточно для того, чтобы посмотреть там всё (хотя я до этого думал, что нам хватит этого времени). Несмотря на небольшие размеры главного острова, достопримечательностей и «особенных мест» на Соловках очень много. При этом, асфальтированных дорог там нет. Да и нормальных дорог, в принципе, тоже. Все, что находится вне главного поселка, — это леса и болота. Поэтому основным средством передвижения является велосипед. Арендовать велосипед можно легко, пунктов проката в поселке несколько. Можно также взять в прокат лодку, чтобы исследовать внутренние озера и рукотворные каналы на Большом Соловецком острове. Кроме того, существует множество экскурсий с гидом по островам.

Соловецкий монастырь с множеством куполов виден с моря издалека. Он очень красив в любую погоду!

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 8

Итак, мы приплыли, заселились, арендовали велосипеды, и решили первым делом покататься по окрестностям поселка. Поехали сначала к древним каменным лабиринтам по ул. Заозерная на юг.

Прошлись по лабиринту, как дети, от начала до центра, и обратно.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 8

Отдохнули на берегу моря.

И поехали ко второй достопримечательности — самое далекое место от нас — к руковотворной дамбе между островами Большой Соловецкий и Большая Муксалма, которую строили люди вручную из огромных валунов.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 8

До нее 9 км от поселка по болотистой местности. Дорога в большинстве мест затоплена лужами так, что колесо наполовину оказывается под водой. Никаких объездов нет, вокруг настоящие болота. Лучшим транспортом здесь является вот такой вездеход:

Казалось, что дорога не займет много времени. Но на деле вышло не так. Мы потратили около 1,5 часов, чтобы добраться до дамбы. Никто не избежал промокания обуви. Все хотя бы раз да наступили в лужу, и потом хлюпали. При этом я умудрился однажды не удержать руль и намочил толстовку с кошельком и телефоном. К счастью, достал быстро. Ничего, кроме толстовки, не испортилось.

Зато по пути попадались красивые озера:

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 8

Если вы когда-нибудь будете в этих местах и поедете на дамбу, имейте в виду, что дорога идет по лесу. В дороге теплее, нет ветра, и много комаров. А на дамбе сильный ветер, и нужна теплая сухая одежда.

Мы проехали по дамбе полностью на о. Большая Муксалма, доехали до местной церкви, немного отдохнули, и двинулись в обратный путь. Сооружение, конечно, впечатляет своими размерами…

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 8

В поселок добрались уже вечером, уставшие, взмыленные, голодные. Никуда больше ехать не хотелось. И тем не менее, решили доехать быстро до Ботанического сада, посмотреть на кедровую рощу и 100-летние яблони, которые до сих пор плодоносят. Но он к нашему приезду уже закрывался (мы приехали в 18.55). Нам оставалось вернуться домой, принять душ, и лечь спать…

Продолжение: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия