Турист Сергей Тухбеев (tyxbeev)
Сергей Тухбеев
был 9 апреля 9:58

Рабочеостровск, Кемь, Кандалакша — Россия Июнь 2017

Предыдущая часть: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6.

Когда я планировал поездку и маршрут, я специально оставил несколько интересных мест на обратный путь. Потому что всегда хочется посмотреть все и сразу. Но если в таком длительном путешествии все посмотреть по пути «туда», то обратный путь окажется скучным, долгим и утомительным, что может испортить все приятные впечатления от отдыха. Так, дорогу по Карелии «туда» мы сделали безостановочной в 3й день. А Соловки и несколько маленьких местных достопримечательностей оставили на обратный путь.

И в 7й день нашего путешествия мы отправились из Мурманска в г. Кемь, откуда стартуют паромы на Соловецкие острова. Но сначала заехали в уже знакомое нам место — Саамскую деревню. Я вам про нее уже рассказывал в 5й части. Если вы пропустили тот рассказ, вот ССЫЛКА.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 7

Итак, в 10.00 началась наша экскурсия, которую проводил настоящий саам, который здесь живет и работает. Группа наша собралась около 15 человек. Приехали семьи с детьми из Мурманска, были туристы из Санкт-Петербурга. Сначала нам рассказали о народе саамов и их численности в России и Скандинавских странах, об их культуре, обычаях, национальной одежде и занятиях.

В основном, это оленеводы, т. к. живут они на севере. Олени — довольно прибыльное дело, т. к., помимо всего прочего, оленьи рога стоят очень дорого из-за их лечебных свойств и красивой формы.

Первым делом мы пошли к животным. В группе были дети-школьники, которые с большим интересом и энтузиазмом кормили оленей морковкой, гладили собак-хаски и наблюдали за другой живностью. Кстати, мало кто знает, что олени не любят, когда прикасаются к их рогам. Рога оленей очень чувствительные, и покрыты мехом. Олени очень хорошо чувствуют любое малейшее касание рогов и отводят голову в сторону.

А вот про то, что у хаски глаза бывают разного цвета, наверное, слышали многие. Хотя я об этом узнал там впервые. И это действительно, очень необычно, когда у собаки один глаз синий, а другой — желтый. Я такого никогда раньше не видел. К сожалению, фото хорошего качества не вышло. Но вы можете посмотреть много подобных фотографий глаз хаски в интернете.

Религии у саамов нет, есть вера в духов, предков и силы природы. Жилища — наподобие вигвама, в форме конуса, сделаны из веток, составленных по кругу и соединенных вверху. Внутри пол выложен оленьими шкурами (очень теплыми, к слову). Кстати, в этой деревне есть услуга — ночлег в саамской хижине, где вы можете укрываться оленьими «шубами».

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 7

Потом мы прогулялись к озеру, которое также находится на территории деревни. Послушали легенды с ним связанные. Узнали о древнейшей истории этих северных земель и северных народов, которые оставили здесь многочисленные свидетельства своего существования на этой земле на протяжении многих тысячелетий до нашей эры. Этими доказательствами просто «набит» весь Кольский полуостров. И почти каждый год проводятся научные экспедиции в эти места.

После этого нас познакомили с народными саамскими играми и забавами, и их смыслом. Около часа мы катались на квадроциклах. А напоследок был обед, национальные блюда из оленины и травяной чай. Вся экскурсия заняла около 2,5–3 часов. И могу сказать однозначно: ОНО ТОГО СТОИТ!

Надо сказать, что лесотундра в этом месте — это довольно узкая полоса шириной всего несколько километров. За ней начинается тундра с редкой и низкой растительностью. А южнее лесотундры — тайга с хвойными лесами. Причем, мы заметили вдоль трассы одну интересную особенность. В отличие от Карелии, в Мурманской области елки худые, узкие и остроконечные. Т. е. ветви елей — не пышные и раскидистые, как в умеренных широтах, а узкие с острой верхушкой, похожей на стрелу. Вот такие «стрелы» и стоят вдоль трассы «Кола» в Мурманской области.

Недалеко от г. Кандалакша есть очень красивое место — водопад Колвица.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 7

Находится он в 30 км от Кандалакши. Ехать нужно на восток вдоль северного берега Кандалакшского залива через пос. Лувеньга до конца Колвицкой губы.

Там река Колвица впадает в губу и есть небольшая деревенька. Чуть выше по течению реки (можно пройти пешком около 10 минут) находится этот водопад. Он ниже, чем Кивач, и больше похож на порог реки, но БОЛЬШОЙ ПОРОГ.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 7

Река в этом месте с большим шумом и скоростью течет вниз через несколько естественных преград, и лишь через пару сотен метров стихает на широком мелководье.

Однако, не менее красив и местный лес.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 7

Вековые сосны, покрытые мхами; мягкая земля, сплошь усеянная земляникой; и невероятно чистый лесной воздух… Вот это и есть настоящая Карелия!!!

А по пути к большому водопаду на р. Колвица мы заметили небольшой таежный ручей, который при солнечном освещении становится таким красивым и завораживающим, что не хочется от него уходить.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 7

Но мы двигаемся дальше. И внимательно смотрим на обочину, чтобы не пропустить стеллу «Полярный круг».

На самом деле, она стоит только на одной стороне дороги. Такая неприметная, без дополнительных обозначений. Поэтому ее легко пропустить, не заметить. Да и делать около нее особо нечего, хотя рядом стоит столик со скамейками. Что ж, CHECK-IN, и поехали дальше…

Паромы (теплоходы) на Соловецкие острова отходят всего из 3 портов: Рабочеостровск (Кемь), Беломорск и Архангельск. И только в летнее время, т. к. Белое море зимой покрывается льдом. К тому же, бывают штормовые дни, в которые рейсы отменяют. Поэтому рекомендуют за 1–2 дня до предполагаемого выезда позвонить в порт и спросить, все ли хорошо с погодой, нет ли изменений в расписании.

Т. к. нам удобнее выезжать утром, чтобы проехать в дневное время максимум расстояния, то решили ночевать в Кеми двое суток через одни. Т. е. первую ночь в Кеми, вторую на островах, третью опять в Кеми, и утром в путь. Из Кеми плыть 2 часа, из Беломорска — 4 часа. 2 теплохода уходят утром, и 2 возвращаются вечером с островов обратно в Кемь. Вернее будет сказать, не Кемь, а Рабочеостровск. Это небольшой рыбацкий поселок ближе к морю, в котором находится порт. При въезде на территорию порта через шлагбаум (по пропускам) находится охраняемая парковка для автомобилей, на которой очень удобно и недорого (200р/сутки) можно оставить машину на время посещения островов. Мы так и сделали. Сразу скажу, что никаких прецедентов не было, все в целости и сохранности, проблем не возникло. Хотя, конечно, все ценное лучше забрать с собой.

Так, мы вечером сразу съездили к порту, купили забронированные заранее билеты на теплоход и взяли талон на парковку на завтрашний день. Забронировать билеты можно и нужно заранее на официальном сайте: http://www.prichalrk.ru/reservation.html?id=5

Стоимость билетов 1600р/чел в одну сторону. В 2017 году было 1500р. Недешево, но других вариантов туда добраться нет. Разве что пешком зимой по льду, или на частном катере (это дороже в разы), или на самолете (это еще дороже). В г. Кемь, как и на Соловках, всегда есть свободный ночлег. Можно сказать, что аренда жилья — это одна из главных статей дохода местных жителей в сезонное летнее время, т. к. количество паломников и туристов на острова огромно и с каждым годом растет.

Заселились мы быстро, взяли самое необходимое в дорогу в супермаркете. Проверили колеса машины, покормили немного местных комаров (а их в Кеми нереально много!!!! Просто в ту же секунду, как выходишь на улицу налетают сотни, отмахнуться не успеваешь вообще!!!), приняли душ и легли спать. Здесь все еще белые ночи, но есть темные шторы))))

На Соловках у нас будет неполных 2 дня. Этого недостаточно, чтобы все там посмотреть. Но хватает, чтобы получить кое-какое представление об этом месте, если ты хоть что-то знаешь о его истории. А место это поистине удивительное!..

Продолжение: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 8.