Турист Сергей Тухбеев (tyxbeev)
Сергей Тухбеев
был 9 апреля 9:58

Соловецкие острова — Россия Июнь 2017

Предыдущая часть: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 8.

На Соловках, как и в Кеми, нереально много комаров! С закрытым окном спать душно. С открытым — шумно (комары пищат постоянно). Возможно, в отеле было бы лучше, но там и в разы дороже. К тому же, это все-таки северные острова, здесь все дороже. Кстати, как мы потом выяснили у нашей хозяйки, зимой здесь очень нелегко жить. Море замерзает, на катерах продукты привезти невозможно. Единственный транспорт, который доставляет продукты на остров для местных жителей — это самолет из Архангельска. И конечно, это в разы дороже, чем летом. Поэтому и цены на продукты зимой вырастают до небес. К примеру, стоимость буханки хлеба с 30 рублей вырастает до 150. Некоторых продуктов вообще не возят, потому что нерентабельно. Из-за такой ситуации многие местные жители имеют небольшой огород, где выращивают основные фрукты и овощи для своей семьи. Конечно, никаких сетевых супермаркетов здесь нет. Продуктовые магазины — обычные, сельские. Ассортимент небольшой — только самое основное.

Утром мы сдали велосипеды в прокат и поехали на экскурсию — на Большой Заяцкий остров на катере. Отправление с красивого причала:

Позади остается монастырь:

Главным памятником здесь является Андреевская церковь. Это целый архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких каменных зданий.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9

Еще одной достопримечательностью Большого Заяцкого острова являются древние каменные лабиринты, аналогичные тем, что мы видели вчера.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9

Историки датируют их I–II веком до н. э. Таких рукотворных каменных сооружений по берегам Баренцева, Белого и Балтийского морей известно около 500. Жители островов называют эти лабиринты «вавилонами». История их происхождения остается загадкой до сих пор, но вероятнее всего, они использовались для отправления религиозных обрядов. Такие каменные лабиринты разных размеров находили только в странах Северной Европы: Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Шотландия, и в России — Карелия и Кольский полуостров.

Кое-где на острове видны цветы.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9

А прямо у берега растет морская капуста Фукус и Ламинария — очень полезная и богатая витаминами и йодом водоросль.

В Архангельске находится завод по заготовке продукции из Беломорских водорослей. Надо сказать, что Соловецкие острова — это одно из самых экологически чистых мест, где растет, и где собирают Ламинарию. На Большом Соловецком острове, в центре поселка, недалеко от причала есть фирменный магазин с Соловецкими товарами (морская капуста для еды, косметика, парфюмерия, чаи и пр.). Рекомендую всем, кто следит за здоровьем и своим питанием.

Большой Заяцкий — очень красивый остров. Чтобы красота эта сохранилась, он оборудован дорожками:

Вдалеке виднеется Большой Соловецкий остров:

После экскурсии мы, наконец, пошли в Соловецкий кремль.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9

Прошлым летом там активно велись ремонтные работы. Часть монастыря из-за этого была закрыта для туристов. Но радует, что весь комплекс постепенно приводят в порядок, все-таки место-то уникальное.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9

На территории кремля есть музей СЛОН с выставкой документальных фотографий 20-х годов прошлого века. Именно заключенные лагеря создавали рукотворные каналы между внутренними озерами Большого Соловецкого острова. Есть здесь и храмы с часовнями для священнослужителей, и несколько рабочих помещений (прачечный корпус, прядильная башня, чоботная и портная палаты, иконописная палата и др.).

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9

Монастырская стена — мощная, настоящая крепость, построенная на века.

В этой стене я случайно обнаружил такую вот надпись 1889 года:

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9

Так, наше время для знакомства с Соловецкими островами подошло к концу. Мы так и не доехали до знаменитой Горы Секирной и не прокатились на лодке по озерам и каналам острова. Значит, когда-нибудь окажемся здесь снова, чтобы посетить эти места в первую очередь. Пусть так. Потому что есть все-таки здесь что-то необычное, что-то уникальное. Какая-то здесь своя необычная энергетика. Соловецкие острова — это еще одно место («must have», как модно нынче говорить), которое обязательно нужно посетить русскому человеку.

Около 17.00 отплытие на материк. Мы набрали соловецких сувениров, подарков. Мысленно попрощались с островом, и отчалили.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9

Погода на море часто меняется. Нам повезло увидеть начинающуюся грозу вдалеке.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 9

Многие, наверное, смотрели фильм «Остров» Павла Лунгина. Так вот знаменитые кадры с маленькой церквушкой на берегу моря среди камней снимались именно в г. Кеми. Такая церквушка называется скит.

Аналогичных скитов на Соловецких островах около двух десятков. Именно в таких условиях жили и молились отшельники, уходившие от цивилизации в такие труднодоступные места, как Соловецкие острова, чтобы посвятить свою жизнь вере.

Ну, а мы тем временем благополучно доплыли до материка, сели в машину и вернулись в ту же квартиру. Поездка на Соловки прошла очень хорошо, интересно, разнообразно и насыщенно. Думаю, что если бы у нас была пакетная экскурсия, а не самостоятельное путешествие туда, то впечатлений было бы намного меньше. И вместо запомнившихся на всю жизнь приключений с велосипедами и болотами мы бы получили тонну справочной информации, которую забыли бы уже на следующий день.

К этому моменту путешествия мы уже настолько наполнили «резервуары для впечатлений» в своей памяти, что уже явственно чувствовалось насыщение отпуском. Т. е. мы уже сейчас были на 110% удовлетворены своим отдыхом, хотя усталости еще не чувствовали. А впереди еще почти полторы тысячи километров до дома и несколько крутых достопримечательностей по пути.

Продолжение: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 10-11.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия