Турист Сергей Тухбеев (tyxbeev)
Сергей Тухбеев
был 4 мая 19:10

Кронштадт, Выборг, Рускеала, Петрозаводск — Россия Июнь 2017

Начало здесь: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 1.

Подъем в 6 утра, мы выезжаем. Первый пункт — Кронштадт. До этого бывал в Питере 3 раза, но никак не получалось доехать до Кронштадта. В этот раз все получилось. Поехали специально через Петергоф и Ломоносов, а не по КАД. Но не останавливались, чтобы не терять время. Все-таки в Петергофе уже бывали, правда с другой стороны — с моря.

И вот долгожданный мост на остров Котлин с видами на Финский залив и Санкт-Петербург. Кстати, отсюда хорошо видно самое высокое здание Европы — Лахта-Центр, штаб-квартира концерна «Газпром». Это самый северный в мире и самый высокий в России и Европе небоскреб высотой 462 метра.

Съезжаем к Кронштадту, сбавляем скорость до 20–30 км/ч, чтобы все осмотреть еще на ходу. Крепостные стены, рвы, доки, невысокие жилые здания. Основная дорога квадратом огибает центр города. В принципе, каких-то особо красивых мест здесь нет, за редким исключением. Места эти славятся своей историей и героизмом. И, наверное, даже хорошо, что здесь нет современных стеклянных торгово-развлекательных центров, ночных клубов и пр. Пусть каждый, кто приезжает сюда, видит, что Кронштадт — главный форпост на Балтике, первым принимал удары с моря и защищал границы нашей страны с 18 века.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 2

Крепость окружена обводным каналом. В северной части находится Никольский Морской собор — очень красивый храм. Недалеко отсюда находится музей истории Кронштадта. Но мы были здесь очень рано утром, все было закрыто, немного погуляли, и поехали на другой конец острова, на западный мыс о. Котлин, где, судя по карте, сохранились остатки защитной стены. Но оказалось, что там проезд перекрыт, пришлось разворачиваться.

В итоге на Кронштадт ушло больше времени, чем планировалось, а впереди еще нереально огромный путь, и мы поспешили дальше. Вдоль дороги, идущей по мостам и дамбам Финского залива с обеих сторон Кронштадта, находятся небольшие форты на искусственных островах, которые строились постепенно в течение 200 лет: с 1704 по 1914 годы. Я насчитал их около 10 штук. Это настоящие крепости, благодаря которым за все это время оборона Петербурга никогда не была прорвана. К сожалению, в настоящий момент (ПОКА) они не реставрируются и медленно разрушаются. Но думаю, что в ближайшее время и их приведут в порядок.

Следующая наша остановка — Выборг. С Кронштадта туда есть прямая трасса. Но мы изначально планировали проехать по дороге вдоль залива. И хотя она чуть длиннее и дольше, и местами еще строилась, тем не менее она оказалась настолько красива, что осталась в нашей памяти надолго. Извилистая, холмистая, лесистая, с приятным запахом хвойного леса и периодически возникающими перед глазами видами на море. Ни разу мы не пожалели, что поехали по Приморскому шоссе через Зеленогорск и Советский.

В Выборге припарковались на бесплатной парковке в самом центре города на Рыночной площади. Отсюда пошли пешком к Замковому острову в Выборгский замок.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 2

Остров небольшой. Всю его территорию занимает старый, немного тесноватый замок. А внутри нас ждал небольшой сюрприз. Мы пришли в то время, когда там снимали какой-то военный фильм. Повсюду были расставлены декорации, ходили люди в военных костюмах (советских и немецких), звуки спецэффектов, «камера-мотор» и «стоп-снято»… Так интересно! Никогда раньше не был на съемках кино!

Но при этом, замок не был закрыт для посетителей. Мы немного посмотрели и пошли дальше. Часть замка была на реставрации. Погуляли здесь около получаса. Возвращались на площадь через старую часть города, мимо памятника основателю Выборга Торгильсу Кнутссону, и мимо Круглой Башни. Это каменная артиллерийская башня со времен средневековой крепости 16 века. Сейчас в ней располагается ресторан.

Что ж, время идет, основная часть пути еще впереди, а мы уже отстаем от плана на 2 часа. Ну, будем догонять. Быстро перекусили и поехали в сторону Карелии. Следующей нашей остановкой является каньон Рускеала недалеко от Сортавалы. Его можно назвать визитной карточкой Карелии, т. к. он присутствует во всех списках достопримечательностей этого региона. Найти его не сложно. По трассе на Петрозаводск через Сортавалу, за городом будет развилка. Дорога в Рускеалу здесь идет налево, и там указатель на Горный Парк Рускеала. Вот мы и на месте.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 2

Здесь находится бывший мраморный карьер, заполненный грунтовыми водами. Каменоломни появились здесь в 18 веке при Екатерине II. Мрамор Рускеалы использовался в Исаакиевском соборе, Казанском соборе, Эрмитаже, Мраморном дворце, Михайловском замке и Питерском метро.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 2

Кстати, в 2010 году здесь прошла значительная часть съемок фильма «Темный мир».

Несмотря на то, что дорога в сторону Петрозаводска проходит вдоль Ладожского озера, с дороги его не видно, потому что берег сильно изрезан прилегающими островами, проливами, и регион полностью покрыт лесами. От Приозерска до Питкяранты нет даже съездов к озеру, трасса проходит далеко от берега. Из-за этого увидеть Ладогу нам больше не довелось (первый и последний раз был еще в Шлиссельбурге). Сама дорога в Карелии хорошая. Да и, забегая вперед, могу сразу сказать, что вся трасса до Мурманска в очень хорошем состоянии, никаких претензий у нас ни разу не возникло. Местами она ремонтировалась с вырезом в асфальте прямоугольных участков под острые 90 градусов. Это заставляло снижать скорость до минимума. Но в остальном — все супер!

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 2

Кстати, на Ладоге есть одно крутое место — остров Валаам и одноименный монастырь на нем. Очень известное, красивое, заряженное, намоленное, святое место. До него можно добраться на паромах или частных катерах. И еще одно аналогичное место есть на Онежском озере — остров Кижи. До него надо ехать от Медвежьегорска 140 км в сторону, еще столько же обратно. Это, конечно, уникальные места, которые нужно посетить, но на них нужно выделить дополнительные дни. А т. к. цель нашей поездки — это пощупать океан, и времени все-таки ограничено, мы решили не сворачивать с основной дороги, и смотреть только те достопримечательности, которые нам по пути. Соловецкие острова нам были по пути, а Кижи — нет. Поэтому оставим их на другой раз.

Не доезжая Петрозаводска есть одно интересное и красивое место — порог Большой Толли.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 2

Находится он в с. Матросы (д. Дружба) на р. Шуя. Это природный порог, довольно широкий, шумный и очень красивый! Правда, комаров там вечером…. Лучше быть в полностью закрытой одежде))))

Наконец, вечером мы добрались до Петрозаводска, столицы Карелии. Это крупный промышленный город на берегу Онежского озера, с очень красивой набережной. День у нас был долгим, насыщенным, все немного устали от дороги, да и на улице уже темнело. Мы недолго покатались по центру города и остановились у ресторана «Карельская горница», чтобы попробовать настоящую карельскую кухню.

Этот ресторан находится в самом центре Петрозаводска, ул. Фридриха Энгельса, 13. Красивый русский интерьер, быстрое и качественное обслуживание, средние цены. А главное — здесь отлично готовят блюда национальной карельской кухни. Я попробовал «Лохикейтто» — сливочный суп с филе лосося, и «калитки» — пирожки с картошкой. Мои ожидания не оправдались))))

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 2

Я с детства с осторожностью отношусь к рыбным блюдам из-за костей. Вера в то, что филе абсолютно не имеет костей, у меня пропала тоже очень давно (разные попадались филе). Но выпечку я люблю! Однако в этот день все получилось наоборот. Суп оказался нереально вкусным! Рыба прямо тает во рту, никаких следов костей я не нашел. И когда съел, всерьез думал повторить заказ. А вот калитки меня немного разочаровали. Они оказались несколько жирными на вкус, пережаренными и сухими. Может быть потому, что домашние пирожки всегда такие, какие нравятся. Может, стоило брать с другой начинкой, а может, я просто был уже достаточно сыт…

В общем, вывод такой: суп Лохикейтто обязательно нужно попробовать!!! Обязательно!!!

Так закончился второй день нашего путешествия на север России. 1500 км позади. А завтра — ОЙ… Почти 850 км по прямой, строго на север, через всю Карелию и прямо в Мурманскую область. Дорога незнакомая, места дикие, заправок почти нет, города через 300 км, вокруг одни леса и 1 дорога… Никогда бы не подумал, что сам до туда доеду. Но глаза боятся, а руки делают… Все не так страшно, если использовать один секрет. О нем я расскажу вам в следующей части…

Продолжение: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 3.