Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 20:53
Без секрета всему свету

Байкал — Россия Март 2015

Пролив Ольхонские ворота

Приезжающие на Ольхон туристы с байкальским льдом, как правило, знакомятся именно здесь — в проливе Ольхонские ворота. Озорные водители, когда везут новичков, останавливают свои машины в таком месте, чтобы выходящему из автомобиля пришлось ступить «в бездну» — на лед без единой трещинки или прожилки, темный от громадной глубины озера. Не каждому такой шаг сделать просто. Но удивление, изумление, потрясение, восторг от пережитого гарантирован каждому!

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.7.   Пролив Ольхонские ворота

Пролив Ольхонские ворота представляет собой узкий пролив, отделяющий Ольхон от материка. Длина пролива — 8,3 км, наименьшая ширина — 1,2 км. Из-за сильного течения толщина льда в проливе меньше, чем на остальной акватории Байкала.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.7.   Пролив Ольхонские ворота

Не единожды я видела, каким гладким, отполированным и сияющим может быть лед в проливе. Но такой лед может оказать человеку плохую службу. И дело вот в чем. На западном берегу Байкала как раз напротив пролива Ольхонские ворота формируется один из самых коварных и свирепых ветров на Байкале — Сарма, получивший имя по названию протекающей здесь реки. Переваливаясь через Приморский хребет, арктический воздух устремляется в сужающуюся долину, которая на выходе к Байкалу образует своего рода природную аэродинамическую трубу. Перепад высот более 500 метров создает благоприятные условия для того, чтобы массы холодного воздуха приобрели огромные скорости и разрушающую силу. Если лед в проливе гладкий, машине не за что «зацепиться», она становится абсолютно неуправляемой, ее ветром просто сдувает на скалы или выдувает в Большой Байкал.

Но чаще всего, конечно, в Проливе чередуются поля снега и поля торосов:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.7.   Пролив Ольхонские ворота

Поэтому, если вам повезло с сияющим людом, не упустите возможность покататься на коньках!

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.7.   Пролив Ольхонские ворота

В Мухорском (Мухор или Мухур) заливе, расположенном ближе к западному берегу Байкала, по весне частенько проходят рыболовные состязания. Как-то я издалека наблюдала, как рыбаки словно мураши снуют по льду в поисках самого рыбного места. А однажды и сама приняла участие в рыбалке. Честно говоря, мне не сиделось на месте: вокруг столько интересного! Но ведь известно, что рыбалка не терпит суеты! Поэтому мой улов состоял из единственной сорожки, да я и этому была рада!

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.7.   Пролив Ольхонские ворота

А мы тем временем из пролива Ольхонские ворота завернем направо и будем двигаться вдоль левой западной стороны Ольхона. Почти сразу же я предлагаю сделать фотостоп у невероятно красивого мыса Хорин-Ирги.

Кобылья Голова

Скала Хорин-Ирги отделена от полуострова Кобылья голова отвесной расщелиной шириной всего лишь несколько метров и, если смотреть сверху, напоминает голову лошади, а сам полуостров — круп плывущей лошади. Отсюда и название полуострова. У местного населения бытует название «Кобылка».

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.7.   Пролив Ольхонские ворота

На Байкале до сих пор рассказывают легенды о скале Кобылья Голова, о погибших в 1901 году в крушении людях, вмерзших в лед на скале на высоте до 3 метров — http://ulan.mk.ru/articles/2016/02/10/istoriya-samogo-strashnogo-korablekrusheniya-na-baykale.html.

Зимой у скального мыса образуются опасные пропарины во льду, в которых немало машин утопили неопытные водители, а сами скалы покрыты наплесковым льдом на высоту до десятка метров. По мощности, красоте и постоянству образования ледяных наплесков на Малом море существует только два подобных места — мыс Кобылья Голова и скалы Саган-Хушун.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.7.   Пролив Ольхонские ворота

Здесь я в 2013 году повстречалась с Вольфгангом Куловым (Wolfgang Kulow) — удивительным человеком, совершающим одиночный велопробег из Листвянки в Северобайкальск. Как я узнала позже, Вольфгангу удалось лишь Ольхон обогнуть: судя по всему, он не рассчитал, что на Байкале не все 636 км состоят из сплошь гладкого льда, а есть еще и торосы, через которые надо велосипед на себе тащить или вообще объезжать далекой стороной, снег по колено, трещины порой непреодолимые, а еще ветра на Байкале какие знатные! Но Вольфганг не из тех людей, которые сдаются: в феврале—марте 2017 года он опять был на Байкале и добрался из Култука до Северобайкальска.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.7.   Пролив Ольхонские ворота

Вольфганг Кулов (Wolfgang Kulow) — экстремальный спортсмен, который свою жизнь считает экстремальным видом спорта. Вот несколько примеров его достижений: в 1992-м — 4-е место в Double Ironman Triathlon (7,8 км — плавание, 360 — велосипед, 84 км — бег). В 2002-м — 10-е место в велогонке Across America (4870 км за 12 дней и 6 часов). В 2003-м Вольфганг первым в мире преодолел марафонскую дистанцию 42,195 км под водой, затем проехал 10 подводных километров на велосипеде. В 2004 году за восемь дней он пробежал 466 км в китайской пустыне Такла-Макан, а в 2005-м установил мировой рекорд в триатлонной гонке Нордкап (Норвегия) — Хайлигенхафен (Германия): 40 км — плавание, 2100 — велосипед, 520 — бег. В сентябре 2016 г. — за 4 часа и 9 минут преодолел 20-ти км тоннель между Германией и Данией. Рекорд был зафиксирован в Путтгартене в Германии.