Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 23:00
Без секрета всему свету

Байкал — Россия Февраль 2017
Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.2. Беленький, Крокодильчик, Саган-Хушун

Если, стоя на вершине Харанцов, посмотреть на север-северо-восток, то невдалеке можно увидеть два острова: тот, который расположен подальше и, как мне кажется, похож на головастика с очень большой головой, как бы высунувшегося из воды, называется Едор, что в переводе с бурятского и означает «высовываться». Правее и поближе к берегу — остров поменьше, это Модото. Местные жители называют Едор Беленьким — потому что он, действительно, светлый из-за пород, из которых сложен, а Модото — Крокодильчиком из-за вытянутой формы, похожей на крокодилью.

Самая высокая часть Крокодильчика выступает из воды всего метра на три, поэтому зимой и его, и всю растительность на нем Байкал прячет под толстым ледяным панцирем, и очертания самого Крокодильчика, практически, не угадываются, а с какой стороны била штормовая байкальская волна — не трудно догадаться.

2009 г.:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.2. Беленький, Крокодильчик, Саган-Хушун

Однажды здесь, между Беленьким и Крокодильчиком, я видела совершенно очаровательные торосы, напоминающие вздыбленную рыбью чешую, никаким образом перемещаться по которым невозможно: во время замерзания Байкала штормом сюда набило мелкого тороса, который ветер поставил торчком, и все замерзло.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.2. Беленький, Крокодильчик, Саган-Хушун

В другой год здесь был потрясающе гладкий лед, и хужирцы приезжали сюда кататься на коньках.

А мы тем временем «идем (то есть едем на машине) на север».

Саган-Хушун (Три брата)

В северо-западной части Ольхона расположен высокий скальный массив, отвесно обрывающийся в воды Байкала. Это мыс Саган-Хушун, что в переводе с бурятского означает «Белый Мыс» — такое название он получил за свои беломраморные склоны, покрытые яркими оранжево-красными лишайниками. Среди местного населения бытует и другое название — «Три Брата» — три скалы, словно по старшинству выстроившиеся друг за другом. Существует такая легенда о происхождении этих скал.

«У ольхонского шамана было три сына и дочь. Дочь влюбилась и, вопреки воле отца, убежала из дома к возлюбленному. Отец, превратив сыновей в орлов, отправил их на поиски беглянки. Вскоре братья нашли свою сестру, но она уговорила их не выдавать ее. Вернувшись домой, сыновья сказали отцу, что нигде не смогли обнаружить сестру. Однако, отец распознал ложь и в гневе превратил сыновей в скалы».

Особую мистическую красоту этого места так описывает В. Распутин: С этой скалы трудно смотреть на Байкал — так переполнен он силой, мощью, небом и водой, так великограден он по сторонам, где протягиваются горы, и великоположен могущественным и таинственным путем посередине. При виде этой картины приходят в смятение чувства и жалкует ум…. Сюда бы и приводил я грешников всякого рода, чтобы видели они, против какого мира идут войной; здесь находить слабым утешение, больным выздоровление, чрезмерно здоровым гордыней и самомнением — усекновение».

Закат на Трех Братьях 2013 год, декабрь:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.2. Беленький, Крокодильчик, Саган-Хушун

Очень красив Саган-Хушун зимой, когда склоны небольших бухточек между скалами-братьями покрываются наплесковым льдом на многометровую высоту. Самая красивая бухта находится между «Старшим» и «Средним» «братьями»: поздней осенью во время сильных штормов волны, ударяясь о склоны, разлетаются мириадами брызг и застывают в морозном воздухе. Из года в год наплески в этой небольшой бухточке имеют совершенно определенную, характерную именно для этого места игольчатую форму. По высоте наплесков на склонах, толщине и мощности этих «иголок», напоминающих, порой, органные трубы, можно лишь попытаться представить себе силу ветра и буйство Байкала, сопротивляющегося заковыванию в ледяной панцирь.

2005 г.:

2015 г.:

2017 г.:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.2. Беленький, Крокодильчик, Саган-Хушун

Пробраться в бухту не всегда бывает легко: лишь однажды в 2006 году рядом с ней был, практически, каток. Я наблюдала, как молодежь разгонялась на снегу, а достигнув льда, садилась на попу и «въезжала» на ней прямо в бухту. В основном, здесь бывает много торосов, но, благодаря многочисленным туристам, со временем оказывается протоптанной «тропка», по которой оптимальным способом можно добраться до красивых наплесков между Братьями.

2006 г.:

2013 г.:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.2. Беленький, Крокодильчик, Саган-Хушун

Единственный раз из всех мартов, которые я провела на Байкале, в 2010 году была возможность со льда подняться по склону Саган-Хушуна со стороны Уларьей губы. Вверх мы залезли легко и быстро, дождались, пока солнце заглянет в небольшую бухточку и осветит ледяную стенку. Но зато крутой спуск по качающимся и обледенелым камням был сплошным приключением! Закончилось все, правда, вполне благополучно, но после этого случая я не особо отслеживала возможность полазать на склонам у Трех Братьев.

В скале «Средний Брат» находится грот, в который мне всегда удавалось зайти. В его глубине с потолка свешиваются гирлянды прозрачных сосулек, которые хочется безостановочно гладить. Ближе к выходу они становятся более мощными, сливаются в монолит, приобретают молочный цвет. А задрав наверх голову, на потолке увидишь вот такого громадного «ежа», во все стороны распустившего свои ледяные иголки.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.2. Беленький, Крокодильчик, Саган-Хушун

Мне кажется, что именно благодаря Саган-Хушуну я решилась приехать на зимний Байкал много лет назад: впервые оказавшись на Байкале летом 2004 г., в Давше в музее я увидела фотографию, потрясшую мое воображение. Было очевидно, что на картинке изображен лед — невероятный по красоте, изящности, мощности, фактурности. Ничего подобного в своей жизни я раньше не встречала. Увидеть ЭТО своими глазами стало моей навязчивой идеей. ЭТИМ чудом были наплески мыса Саган-Хушун.

Здесь, у Трех Братьев, мы немножко передохнем и двинемся дальше, к мысу Хобой — самой северной точке острова Ольхон.