Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 20:53
Без секрета всему свету

Байкал — Россия Март 2017

В поисках льдинки

Баргузин, внезапно дунувший с северо-востока Байкала и сохранивший свою мощь, пронесся через все Большое море, размел снег не только со льда: под его натиском свои снежные одежды скинули и торосы, засиявшие бирюзой.

Среди торосов оказалось немало громадных прозрачных льдин, как магнит, притягивающих нас к себе:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

Не легко было льдинкам соревноваться между собой по красоте и сиянию, чтобы прославиться на века! Не легко было и мне: посмотрите — вот как можно выбрать всего несколько льдинок из такого несметного их количества?

В поисках льдинки (Байкал 2016) (Фрагмент фильма Андрея Колина)

«Линза»

В 2017 году мне посчастливилось увидеть невиданное за все 12 лет своих мартовских поездок на Байкал.

В нескольких километрах от Узур образовалась так называемая «линза», «колодец», «котлован» — у становой трещины не хватило силенок двигаться дальше, поэтому здесь — ее конец. Лед прогнулся и ушел в толщу воды на глубину в несколько метров. Получившуюся яму сверху залило водой, и образовалось настоящее озеро.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

По его краям торчат изломанные толстые льдины, и по их боковым стенкам видно, что от тепла структура льда уже изменилась — стала игольчатой и скоро распадется на отдельные стеклянные «иголочки», «карандашики».

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

Примерно вот такую картину я наблюдала год назад тут же, в Узурах:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

Из-под воды лед светится жутковатой белизной, а там, где его нет — чернотой дышит громадная глубина Байкала.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

Линза образовалась только вчера (к счастью, мало кто про это знает, поэтому здесь еще не ступала нога китайца!), поверхность воды покрылась нежнейшей ледяной пленочкой. Но, видимо, трещину периодически шевелит — местами водичка плещется.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

Ээх, купальник с собой не захватила! И длинную и крепкую веревку. Одним концом ее можно было бы привязать к себе, а другим — к кому-нибудь крепенькому и устойчивому, чтобы после купания выдернул меня из воды.))

На следующий день мы полезли на гору, что возвышается над Узурами, и поглядели на «линзу» сверху. Видно, как петляет трещина, как почти повторяя ее замысловатые изгибы петляет и дорога, по которой сейчас уже не проехать.

На горЕ

Есть в Узурах еще одна красивая «тропинка» — на верх горы. Честно говоря, редко, кто из туристов туда ходит — в силу ограниченности времени или из-за лени… Но поход туда — отдельное удовольствие!

Немного попыхтев и даже слегка вспотев, забираемся по склону горы на ее макушку. Отсюда открывается фантастическая красота Большого Байкала. Воздух, свобода, безграничное пространство… и только ветер вольный хозяйничает, не нравится ему, что кто-то нарушил его владения: дунет сильно, затихорится ненадолго, поднаберет мощи, да как обрушится вихрем на непрошенного гостя, желая сбросить того вниз, на камни:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

Отсюда сверху видно, как гибкой змейкой извивается неширокая полоса торосов, не кажущаяся таким уж непреодолимым препятствием:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

Однако, на самом деле, перебраться на другую сторону поля торосов — отдельное приключение, которое не всегда может окончиться успешно. Мелкие торосы вблизи выглядят вполне безобидно — всего- навсего множество тонких стекляшек. Машины в таких местах без проблем прокладывают себе путь, но человеку сложнее: так как льдинки между собой ничем не скреплены, то они разъезжаются в разные стороны при малейшем прикосновении. Поставив ногу на такую льдинку, невозможно предугадать, куда вместе с ней «уедет» и нога. Наверное, можно переползти через эту полосу препятствия на коленях, оставив за собой колею из ледяного крошева. Правда, мне всегда жалко было разрушать эту нежную и хрупкую красоту.

Но там, где торосы состоят из хаотичного нагромождения больших льдин, перебраться на другую сторону такого поля бывает, практически, невозможно. У меня неоднократно были случаи, когда я в своем упорстве залезала внутрь такого ледяного хаоса, но всегда единственным моим желанием после этого было выбраться оттуда невредимой: ногу нигде нельзя поставить устойчиво, она скользит по гладкой поверхности льдины (они, к тому же, еще и качаются!), попадает в расщелины между ними, застревает. Ноги переломать здесь — да запросто!

Если по хребту горы подняться еще выше, то вскоре можно дойти до самого узкого места на Ольхоне, откуда видно и Малое море, и Большой Байкал. Здесь открытое Пространство, по которому неугомонный ветер разносит терпкие запахи сухих трав. А взгляд скользит вперед, на север, куда, сужаясь, продолжается остров, заканчиваясь мысом Хобой со скалой Дева, туда, где встречаются стихии Малого моря и Большого Байкала.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

…Домой в тот день мы возвращались через сосновый лес, наполненный душистым хвойным ароматом. Благодаря Вике — внучке начальника метеостанции, мы словно окунулись в детство, кувыркаясь в снегу до тех пор, пока не промокло все, что могло промокнуть:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

И, завершая свою прогулку в окрестностях Узур, я все равно возвращаюсь на лед. Гулять по льду Байкала — для меня всегда праздник, ни с чем несравнимое наслаждение. А на коньках кататься и подавно! Когда в последний вечер своего пребывания в Узурах, выйдя на лед, мы надевали коньки, я, с сомнением глядя своих подружек, сказала: «Делайте, что хотите, но раньше, чем через два часа коньки снять я вам все равно не позволю». И что же вы думаете? Дружной гурьбой мы откатали почти четыре часа! Из коньков я сама уже почти выползала от усталости!

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч. 4. Узуры. Глава 2. В поисках льдинки

Сколько бы я ни жила в Узурах — мне всегда и всего было мало. Времени, света, цвета, солнца, воздуха, льдинок, сосулек… Дайте, пожалуйста, мне таблеток от жадности. И побольше.