Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 20:53
Без секрета всему свету

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6. Вспотевший лед Халзан

Байкал — Россия Март 2014

Сколько можно любоваться льдом и льдинками? Мне кажется, что все уже устали от моего нескончаемого рассказа про зимний Байкал (а ведь мы проехали только половину пути вокруг Ольхона!), что я и сама от него устала. Ан нет. Только открою на компьютере очередную «папочку» со льдинками, так забываю про время — погружаюсь в воспоминания, чувствую, как крепкий морозец щиплет щеки, слышу легкое потрескивание льда, когда из-под лезвия конька разбегаются поверхностные трещинки… Опять и опять меня тянет ТУДА, на лед Байкала — такого красивого и такого разного каждый год. В этом-то и состоит интрига — никогда не знаешь, ЧТО увидишь по приезду.

Если вы соскучились по звонкой зиме и настоящему сибирскому холоду, я предлагаю прокатиться вместе со мной в падь Халзаны, что на восточной стороне Ольхона.

Ну что, поехали дальше любаться льдинками?))

Несколькими километрами южнее Идибы есть еще одно совершенно замечательное место — падь Халзаны, обрывающаяся в бухту двуликой скалой: если присмотреться, то, при желании, в контурах скалы можно разглядеть два лица — с одной стороны мужское, с другой — женское, вернее старческое. Местные жители эту скалу называют Ангелом.

Как и на Идибе, автомобиль не может спуститься к самому берегу, но от места остановки, откуда видны Байкал и часть бухты, до берега не более 500 метров, вниз «скатиться» можно за 5 минут, да и наверх подняться тоже особого труда не составит.

Падь Халзаны, расположенная на восточной стороне острова Ольхон, с самого рассвета и до тех пор, пока солнце не скроется на западе за невысокими ольхонскими сопками, залита ярким солнечным светом, беспощадно выжигающим любую растительность. Это место, полное название которого Хурай-Халзын, переводится с бурятского как «Халзан» — «лысый», «Хуурай» — «сухой». Поистине, это сухая, лишенная растительности, почти лысая падь.

Здесь можно увидеть лишь редкие чахлые кустарнички да несколько небольших коренастых сосенок:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

… Около часа пути на УАЗике из Хужира — и мы на месте. Пока я спускалась по крутому склону в бухту, как и обычно, нагруженная абсолютно необходимыми мне вещами — сумкой с коньками, штативом, фоторюкзаком — на меня нахлынули воспоминания прежних лет:

Именно в бухте Халзаны особенно часто я встречала нажимы, похожие на замерзшие волны — здесь лёд вздыбливается многометровыми ледовыми пластами под воздействием ветров, усиливающихся, начиная с февраля. Невозможно отказать себе в удовольствии покататься на такой «волне»:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

В разные годы здесь бывали роскошные ледяные глыбы, хаотично нагроможденные вдоль становой трещины:

2009 г.:

2012 г.:

Среди этих льдин порой встречаются огромные ассиметрично ограненные «бриллианты», новый вид огранки которого изобрела сама Природа:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

Многообразны формы замерзшей воды, но нужно ли всему находить сравнение?

Мне кажется, что самым впечатляющим по красоте был 2012 год, когда вся акватория Малого моря и бОльшая часть Байкала была закрыта таким сияющим гладким бесснежным льдом, которого местные жители не видали уже лет 10, а Ольхон, как никогда ранее, оказался засыпанным снегом полуметровой толщины. Не оказалась исключением и падь Халзаны.

Каменистые склоны гор, окруживших бухту, в зимнее время, как правило, покрыты лишь высушенной травой, но в 2012 году снега было столько, что справиться с ним яркому солнцу оказалось не под силу: удалось растопить лишь верхний слой, превратив его в наст, передвигаться по которому оказалось не только сложно, но и опасно: было очень скользко, треккинговые палки не спасали, альпинистскими «кошками» мы не запаслись, приходилось на каждом шагу пробивать наст, чтобы ногами «забуриться» в снег поглубже.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

Зеркальный лед в бухте приводит любого человека, оказавшегося здесь, в полный восторг:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

У берега возникло мощное нагромождение изо льда, называемое надвигом. Не очень-то удалось нам тогда побродить среди этих льдин: они понемногу шевелились, терлись друг о друга, и их осколки осыпались где-то внутри этого нагромождения, а из глубины из трещины на поверхность просачивалась вода. Мы тогда побродили около этих ледяных глыб, выискивая сухие места на льду, задавливая внутри себя страх:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

А верный друг — водитель Сережа Горбунов — в ожидании нашего возвращение к машине опять дежурил по кухне:

…Но вот я, погрузившись в ласковые грезы воспоминаний, наконец, спустилась на лед.

Небольшая бухта, с трех сторон окруженная крутыми склонами гор и отороченная песчаным пляжем, кажется не глубокой: сквозь толщу прозрачного льда видны камни на дне, подо льдом изредка можно увидеть шустрых рыбешек…

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

Сегодня не просто тепло, а подозрительно тепло! И хотя ночные морозы еще не отпускают, но днем солнце шалит не на шутку. Лед очень не любит такие перепады температур, и я совершенно уверена, что на льду сегодня обязательно что-то должно произойти!

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

Нам не пришлось долго ждать: вскоре раздался грохот, треск, под ногами лед задрожал — это шевельнуло становую трещину, находящуюся недалеко от берега. Думаю, излишне говорить, что мы тут же помчались именно к ней:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

Становую трещину сегодня шевелило каждые полчаса. Безмолвное равновесие торосов рассыпалось шорохом ожившего льда. Казалось, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелился: отдельные льдины падали, рассыпаясь на мелкие части. Мы с Машей все время пытались предугадать — какая именно из льдин рассыплется при очередном шевелении. Не угадывали.) Выдавленная на поверхность вода не успевала замерзнуть, между льдинами появлялись все новые и новые трещинки, и Маша, опуская в них монетки и каждый раз убеждаясь, что трещинки сквозные, заметно опустошила свой кошелек …

Надо сказать, что самой осторожной и благоразумной сегодня оказалась Ира, просидевшая на берегу все время. Я не смогла ее ни заставить выйти на лед бухты, ни убедить в безопасности нахождения на льду метровой толщины. Даже сидя на берегу, она, придумывая разные страшилки, вздрагивала от ужаса каждый раз, когда оживала становая трещина. А мы с Машей разгуливали около трещины, поджидая тот самый момент, когда очередная льдина у ее края развалится.

К концу дня, нагулявшись у становой трещины, «напарив» руки в байкальской водичке, но так и не накатавшись на коньках по потрясающему льду бухты, я вдруг заметила, как изменился лед: без единой прожилки, без единой трещинки громадные поля темного льда, сквозь которые еще утром была видна черная бездна, сейчас как будто запотели, и внутри, и на поверхности проступили капельки пота:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

В некоторых местах лед разукрасило «ситцевым» рисунком:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

Я неторопливо возвращаюсь на берег к издалека видимой и легко узнаваемой скале «Ангел»:

Не могу удержаться, чтобы не поваляться на льду Байкала, и, поднимаясь на ноги, обнаруживаю мокрой свою одежду: оказалось, что я лежала в луже — это подтаял на жарком солнце верхний слой льда:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.6.  Вспотевший лед Халзан

А у самого берега, где несколькими часами раньше сквозь прозрачный лед я фотографировала камешки на дне, сейчас ничего не было видно: лед стал мутным и серым, и к своему прежнему состоянию он уже не вернется. Это были первые признаки приближающегося таяния.

Пора возвращаться к машине. Но я верю в то, что еще не раз смогу любоваться просторами сияющего льда, увидеть и почувствовать, как разбегаются из-под лезвия конька тоненькие поверхностные трещинки на бескрайнем байкальском катке, насладиться хаосом голубеющих торосов…