Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Корсаков — Россия Октябрь 2017
Отгрузка танкера-газовоза "Grand Мereya"

Сахалин. Корсаков: Мерея — длинный путь вокруг озера

У меня в одной коробке есть жуки

И еще в другой коробке — пауки.

Мало их, в одну минуту можно счесть.

Пауков с жуками вместе — только шесть.

Ну, скажи теперь мне,

Сколько тут жуков?

И еще сочти отдельно пауков.

Детский стишок из интернета, 2012

Нашел! Пальцы между стебельками травы ощутили твердую поверхность хитинового панциря. Жук упирался, отталкивался лапками. Сколько силы в этом комочке жизни, прямо пропорциональному желанию жить. Для того, что бы вытащить его из травы, пришлось перегнуться, наклонившись с японской стелы с иероглифами, в траву и почти на ощупь достать его на свет божий. В коробок из-под спичек, жук залазить не хотел. Цеплялся, растопырив лапки, упирался. Наконец успокоился, ловушка захлопнулась, теперь можно было отдохнуть от «непосильной борьбы» и оглядеться, на месте ли коровы. Юра, счастливый обладатель жука в коробочке, любил это место — невысокую сопочку над берегом моря, с разрушенным японским храмом. Особенно, вот эту стелу, на которой он сидел, свесив ноги, покрытые царапинами от «морского шиповника».

Старая бетонная стела была покрыта загадочными иероглифами, за спиной на возвышенности развалины японского храма, с редкими пока крестами (здесь сделали кладбище поселка Пригородное). По косогору и кладбищу бродят низкорослые коровы, с огромным выменем, и загадочными раскосыми глазами (коровы то японские). Это стадо в Пригородном было национализировано в 1946 году и было гордостью города Корсакова. Каждая корова в среднем давала 120 литров молока в сутки. На дойку из города ездили машины, пять раз в сутки. В то время «дорога» шла по берегу моря. Задача Юры и второго пастуха — старого японца, заключалась в том, чтобы коров не растерять. Они и в лес могли уйти, а там медведи — верная погибель. Поэтому и пасли коров, несколько раз загоняя их на дойку. А в эти промежутки между дойками можно было сбегать на море и окунуться в прохладные волны, или после шторма пособирать выброшенного на берег морского гребешка.

Старый японец, с такой же, как и он, старой собакой, в это время предпочитали подремать в зарослях травы на косогоре. Что снилось тому старому японцу и его собаке? Наверное, их старая жизнь. Он был в числе тех пехотинцев, которые высадились на Мерее в 1905 году, брал сожжённый Корсаковский пост, был тяжело ранен на речке Муравченко, около Владимировки очередью из пулемета мичмана Максимова. Долго выкарабкивался из цепких лап смерти, после чего остался здесь на Карафуто. Получил участок земли в Мерее и, в общем, был счастлив осознанием того, что у него есть земля, дом, жена, дети. Правда, это все исчезло, не в одночасье, а так постепенно. Жена умерла, незадолго до войны. Дети перебрались в Японию, в Нагасаки (говорят, туда американцы что-то сбросили…). Земля перешла животноводческому совхозу «Пригородное». Потом в дом подселили русских переселенцев…

Еще через пару лет Юра встретил его на дороге в Корсаков. Старик в старой помятой шляпе, с шатающейся от старости собакой и с группой репатриируемых японцев, шли медленно глядя по сторонам, зная, что все это видят последний раз. Шел он без вещей, с палкой. Увидев Юру, грустно улыбнулся и, пошарив в кармане, вложил в его руку спичечный коробок. Юра долго стоял и смотрел удалявшимся по берегу японцам вслед. В коробке зашуршало. Юра приоткрыл небольшую щель, откуда сразу вылезла лапка жука, ощупывая деревянные плоскости.

Сахалин. Корсаков: Мерея – длинный путь вокруг озера

Юра через пару лет уехал в Свердловск, закончил УПИ, женился, обзавелся детьми, внуками, стал доктором наук, и вообще не последним человеком в УрФО. На старости лет всех их привез на Сахалин, после 60 лет разлуки с островом. Мы сидели с ним, свесив ноги на старой японской стеле, и он рассказал мне эту историю про японских коров, старого японца и жука в коробочке. Вокруг стелы бегали, смеясь друг за другом внуки, подгоняемые взрослыми детьми, стоял теплый вечер, и Юрий Анатольевич сидел и тихо улыбаясь, поглаживал рукой бетон памятника. «Старый японец, не любил, когда я тут сидел — сказал он, — говорил, души воинов обидятся».

Вообще Мерея место историческое и знаковое для южного Сахалина. Сидя с Машей на этой же стеле, я рассказывал ей про Мерейскую долину и горные массивы, которые ее окружают. С точки зрения геоморфологии, это южная часть Корсаковского плато — денудационная, слабовсхолмленная равнина на высотах 100–250 метров. Плато сложено породами раннего неогена и представлено алевролитами, туфоалевролитами, туфами, песчаниками и туффитами позднего олигоцена, возрастом примерно 25 млн. лет. Маше геология нравилась, хотя я сомневаюсь в том могла ли она отличить туфы от туфоалевролитов.

Сельхозугодья по дороге на Пригородное на фоне Чапаевской гряды
Дорога из Корсакова на Пригородное

Отдельные невысокие горные массивы и гряды возвышаются над плато в виде островных гор, сложенных устойчивыми к денудации породами позднего мела и позднего мел — палеоцена, филлитами, сланцами, кварцитами и зелеными парасланцами. Такова, например, узкая (1–1,5 км) и вытянутая на 22 км, Чапаевская гряда, протянувшаяся с юго-юго-запада на северо-северо-восток. Ее абсолютные высоты колеблются от 120 до 260 м, а верхние части водораздела имеют препарированные гребни. Чапаевская гряда своего рода геологическая граница, между наиболее выровненной эрозией и денудацией, западной части и более расчлененной и имеющей более сложное тектоническое строение восточной.

Дорога на Корсаков. В 1905 году на ее месте находилась дорога на Корсаковский пост, в сторону которого прошли 14 тыс. пехотинцев
Дорога на Корсаков. В 1905 году на ее месте находилась "дорога" на Корсаковский пост, в сторону которого прошли 14 тыс. пехотинцев

Низкогорный массив Юнона (он восточнее стелы и Мерейской долиной) с отметками 470 метров и прилегающими высотами является островком триасовой и юрской суши, возрастом от 85 млн. лет и старше. Гора Юноны (яп. Санкаку-яма), самая высокая точка в пределах Корсаковского плато и низкогорного массива Юноны, возвышающегося над морским побережьем и Мерейской долиной. С вершины в безоблачные дни открываются великолепные панорамы на побережье. Вершина горы гребнеобразная, с участками лишенными растительности, кустарниками и травяными сообществами. В местах, не испоганенных карьером, можно увидеть комплекс высокогорной растительности. Подъем на вершину возможен по южному склону, либо по дороге, ведущей через карьер по добыче строительного камня. На восточном склоне горы в 500 метрах от вершины скалистый останец 12 м. высотой, смотрится внушительно и диковато. Южнее г. Юноны, ближе к заливу Анива, находится вершина с отметкой 329,9 м, с высоким православным крестом на гребне — г. Юнона, которая обрывается в море мысом Юноны. Вот так, не много ни мало сразу три Юноны.

Туман на высоте около 500 метров. Одна из вершин г. Юноны, 470 метров. Фото: август 2005

Мыс Юнона (яп. Накасоя-мисаки) назван так, в честь трехмачтового судна Русско-Американской компании «Юнона». 8 октября 1806 года, командир «Юноны» лейтенант Н. А. Хвостов, выполняя инструкцию действительного камергера Н. П. Резанова, высадился на побережье залива Анива, поднял российские флаги и объявил о принятии Сахалина и его жителей под покровительство российского императора Александра I. Старосте айнского селения была выдана серебряная медаль на владимирской ленте, японские магазины и запасы строевого леса сожжены, товары частично захвачены, частично отданы айнам на разграбление. Нужно добавить, что японцам принципиально не нравиться рок-опера Рыбникова «Юнона и Авось».

Есть еще риф Юноны, рядом с мысом в 20–100 м. Сам мыс сложен меловыми алевролитами и песчаниками. На окружающих мыс камнях и бенче можно ознакомиться с прибрежной флорой и фауной, колышутся заросли морских трав, по дну снуют колючие крабы. Любят на камнях в отлив сидеть чайки и бакланы, вперемежку с ленивыми нерпами. Усиливает картинку небольшой водопад, который находится в 300 м. западнее площадки для автомобилей, на границе пляжа и каменистого обрывистого склона. Высота одного из видимых каскадов водопада чуть более 3 метров.

Риф Юноны

Кстати там же находится еще одна достопримечательность Мереи. В 527 метрах к востоку от автомобильной площадки, слева от дороги на Озерское, по ходу движения, находится единственная на Сахалине долговременная огневая точка не связанная с береговой обороной. Основная функция данного пулеметного полукапонира — контроль за движением по дороге между Нагахама (Озерский) и Мерея (Пригородное). Точка расположена ниже старой дороги на 40 м, а форма амбразуры позволяла вести огонь вверх и вдоль старой дороги.

ДОТ в составе ротного узла сопротивления «Мерейский пляж», который находится на дороге связывающей пригородное и Озёрское
Вид на Пригородное со стороны Озёрского

Это не единственное подобное сооружение в данном районе. Для защиты долины р. Мерея от вероятного десанта было построено пять долговременных огневых точек, в составе ротного узла сопротивления «Мерейский пляж». Две непосредственно в береговой зоне, два на склонах морских террас, и самый мощный пулеметный полукапонир, на господствующей высоте 52,6 м, в междуречье Мереи и ручья Голубого. Однако в связи со строительством завода СПГ, в долине реки Мереи, большая часть фортификационных сооружений была уничтожена.

Карты разных лет района Пригородного. Вверху слева карта американская карта 1953 года, сделанная по карте Карафуто масштаба 1:50000, 1938-1932 гг. Внизу слева топографическая карта окрестностей Корсакова, в масштабе 1:50000, 1982 года. Справа - карта рыбных промыслов Сахалина из книги Шмидта, 1905 год.

Вообще облик долины Мереи изрядно изменили. Устьевая часть р. Мерея до начала ХХ века была занята лагунным озером, проход через протоку которого, был достаточно проблематичным. Отсюда и название. Мерея с айнского обозначает «длинный путь вокруг озера». В ХХ веке размеры озера значительно уменьшились, за счет того, что японцы в период Карафуто активно наращивали берег, засыпая озеро. Уменьшение стока, обмеление Мереи и зарастание озера привели к тому, что его площадь уменьшилась более чем наполовину. Глядя на заболоченную лужу, как то даже трудно представить картинку, которую я вычитал у лейтенанта Швана. Его очерк «Занятие Южного Сахалина», я недавно нашел в Тюремном вестнике, за 1894 год, № 9.

Озеро Мерея и страница из Тюремного вестника, за 1894 год, №9.  Очерк «Занятие Южного Сахалина», лейтенанта Швана.
Озеро Мерея и страница из Тюремного вестника, за 1894 год, №9. Очерк «Занятие Южного Сахалина», лейтенанта Швана.

Антропогенное воздействие началось в конце XIX века. Это произошло в 1897 году, и связано с открытием кирпичного завода Корсаковской тюрьмы. Воздействие усилилось в 1898, когда поступил большой заказ на пиломатериалы от фирмы «Семенова и Демби». Ранее, в 1896 г., эта владивостокская фирма уже совершила в Корсаковском округе закупку шпал для КВЖД. Лес в Мерейской долине был вырублен, а водность Мереи существенно снизилась.

В эти же годы на Мерее появился промысел «Мерейский мост». Владельцами промысла были купец Демби (компаньон Семенова) из Владивостока и японский предприниматель Кокура Матои. В общем, наверное, первое российско-японское «совместное предприятие».

Специализация промысла — добыча и разделка китов, а также ловля и переработка сельди в тук — удобрение для рисовых полей, используемое в Японии. При этом на тук шли и отходы китоловного промысла. На промыслах работало около 90 человек, «флот предприятия» составляли 13 кунгасов. Половина рабочих была занята на китоловном промысле, периодически выходя в море на 8 кунгасах и вылавливая китов способом, который применялся в южной Японии в начале XIX века. За все время существования промысла было добыто около 300 китов, большую часть из которых составляли японские киты (Eubalaena japonica). Разделывали китов после отбуксировки к берегу, во время прилива. Конечной продукцией являлось соленое китовое мясо и сало, топленое китовое сало, кости и китовый ус. Об этом я вычитал у местного историка-краеведа Игоря Самарина.

Промысел свернули в 1904 году — началась русско-японская война. В 9 часов утра 7 июля 1905 года, под прикрытием кораблей флотилии «Хоккэн», началась высадка японского десанта в долине реки Мереи. В составе Северной эскадры под командованием адмирала Катаока Ситиро, находилось 5 броненосных и 3 бронепалубных крейсера, броненосец, посыльное судно, 15 миноносцев 1-го и 12 миноносцев 2-го класса, 4 вспомогательных крейсера, 4 судна истребителя. Вся эта армада сопровождала 20 транспортных судов с десантом. На берег высадилась 25-я пехотная усиленная бригада под командованием генерал-майора Такэути Сёсаку, численностью около 14 тыс. солдат и офицеров и 7 тыс. носильщиков. На южном Сахалине японцам противостояли силы слабо подготовленного ополчения и тюремных команд, численностью около 950 человек, 6 полевых и 4 береговых орудия, 4 пулемета, из чего и было создано 5 партизанских отрядов.

Памятный знак в честь высадки японского десанта в 1905 году «Карафуто Энсей Гун Дзёрику Кинэнхи», открытый в 1926 году и высадка японского десанта в мерее 7 июля 1905 года. Фото с сайта https://pastvu.com

Не встретив при десанте на Мерейский пляж никакого сопротивления, японские пехотинцы направилась вдоль берега моря, через Савину Падь в сторону Корсаковского поста, который к тому времени уже был подожжен отступающими.

От периода Карафуто сохранилось несколько объектов которые я и показал Маше.

В 1924 году, на возвышенности, что на восточной окраине селения Нисимэрэй (правобережье озера) был торжественно открыт синтоистский храм Мэрэй Хатиман дзиндзя, посвященный командиру батальона, майору Нисикубо, погибшему в боях на подступах к селу Дальнему. В настоящее время от храма сохранилась каменная стела «Чурейто», с иероглифами начертанными генералом Коути Нобори. Стела находится рядом с постаментом, на котором она и возвышалась. В основании постамента сделана камера, в которой хранились свитки с именами погибших солдат.

Стела «Чурейто», с иероглифами начертанными генералом Коути Нобори. В полом постаменте находились списки пехотинцев погибших при захвате южного Сахалина
Стела «Чурейто», с иероглифами начертанными генералом Коути Нобори.

Бетонная чаша «тёзу бати» была подарена прихожанами, находилась перед храмом и предназначалась для ритуального омовения. Сейчас она находится выше стелы, слева от тропинки, в зарослях пихты и ели, проходящей через заросшее православное кладбище, которое возникло на месте храма после 1950 года.

Торжественное открытие памятного знака в честь высадки японского десанта в 1905 году «Карафуто Энсей Гун Дзёрику Кинэнхи» состоялось 14 августа 1926 года. Стелу сделали в виде трехгранного штыка высотой 8 метров, на ней иероглифы написанные рукой генерал-лейтенанта Ёсиэ Исисукэ, посвящённые опять же майору Нисикубо. «Штык» поставили на постамент высотой 3 метра и облицевали местным камнем. К памятному знаку со стороны моря сделали бетонную лестница. В настоящее время от памятного знака сохранилось основание, бетонная лестница и часть стелы лежащей рядом.

Поверженная советскими артиллеристами  стела - штык памятного знака в честь высадки японского десанта в 1905 году «Карафуто Энсей Гун Дзёрику Кинэнхи» с иероглифами начертанными рукой генерал-лейтенанта Ёсиэ Исисукэ, посвящённые майору Нисикубо.
Поверженная советскими артиллеристами стела - "штык" памятного знака в честь высадки японского десанта в 1905 году «Карафуто Энсей Гун Дзёрику Кинэнхи» с иероглифами начертанными рукой генерал-лейтенанта Ёсиэ Исисукэ, посвящённые майору Нисикубо.
Сахалин. Корсаков: Мерея – длинный путь вокруг озера

Вообще по версии японцев майор Нисикубо геройски погиб размахивая саблей на русских позициях с пулеметами.

Батальон майора Нисикубо яростно атакует вражеские позиции в лесу близ Дальнего. Литография из архива naslednik_dv. Отпечатана в Токио в сентябре 1905 года издательским домом «Хакугакан». Источник:  https://naslednik-dv.livejournal.com/34515.html
"Батальон майора Нисикубо яростно атакует вражеские позиции в лесу близ Дальнего". Литография из архива naslednik_dv. Отпечатана в Токио в сентябре 1905 года издательским домом «Хакугакан». Источник: https://naslednik-dv.livejournal.com/34515.html

На самом деле японцы приукрашивают смерть майора. Взяв с собой солдата, майор решил пойти в разведку. Где-то в лопухах, когда он вел наблюдение, прикрывшись стеблями трав, его застала вторая атака партизанского отряда, во время которой он получил ранение в живот, прошел после этого около 7 км, на нетвердых ногах, и умер уже на своих позициях у дерева. Смерть у дерева с оторванной снарядом верхушкой тоже явилась неплохой с точки зрения поэтики смыслов. Позже там поставили небольшой храм в честь майора и 17 пехотинцев, похороненных в братской могиле.

После 1905 года побережье залива Анива, от Одомари (Корсакова) до п. Нагахама (Озерского), активно заселялось японцами. Дорога, связавшая эти населенные пункты, проходила через 12 поселков, среди которых Мэрэй занимал не последнее место. Толчком к его развитию стало открытие здесь в 1909 году, одного из крупнейших и лучших в мире заводов по производству агар-агара из морской водоросли анфельции, которую заготавливали в лагуне Тообучи (Буссе). И если во время каторги население Мереи составляло на 1899 год всего 102 чел., то к 1930 году в поселке проживало уже 1130 чел. После 1949 года население Пригородного, так переименовали поселок, стало катастрофически снижаться и в 90-х годах, здесь осталось лишь несколько покосившихся домов. Только на пляже жизнь била ключом, летом половина Корсакова, за неимением пляжа в городской черте, подобно лососям идущим на нерест скапливались на песчаной косе в Пригородном, наслаждаясь простором и безлюдностью.

Но ненадолго, в «нулевые», началось строительство завода СПГ (сжиженного природного газа).

Завод строили рабочие из стран АТР, и так получилось, что это стал самый крупный промышленный объект в Сахалинской области, самый крупный завод СПГ в России. Мало того, на момент запуска в эксплуатацию, в феврале 2009 г., он являлся самым крупным заводом СПГ в мире. На церемонии открытия присутствовали Президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Японии Таро Асо, британский принц Эндрю, герцог Йоркский, министр экономики Королевства Нидерландов Мария ван дер Хувен. Первая партия СПГ была отправлена в марте 2009 г. японским потребителям.

Два резервуара хранения СПГ ёмкостью по 100 тыс. м³
Сахалин. Корсаков: Мерея – длинный путь вокруг озера

Завод принимает, подготавливает, перерабатывает и сжижает природный газ, имея производительность 9,6 млн. тонн СПГ в год. Здесь находится две технологические линии по производству СПГ мощностью 4,8 млн. тонн СПГ в год каждая, два шаровых резервуара для хранения хладагента (пропан и этан) по 1600 м³, два резервуара хранения СПГ ёмкостью по 100 тыс. м3, причал отгрузки СПГ. Энергию для процесса СПГ вырабатывают пять газотурбинных генераторов мощностью 129 МВт. Существуют вспомогательные системы и очистные сооружения для обработки сточных вод и углесодержащих вод. Применяется особая технология сжижения газа на основе применения смешанного двойного хладагента. Природный газ охлаждается до температуры — 160 °C и переходит в жидкое состояние, с уменьшением объёма более чем в 600 раз, что позволяет транспортировать СПГ танкерами-газовозами.

Терминал отгрузки нефти состоит из двух стальных резервуаров для хранения нефти, емкостью 95,4 тыс. м3 каждый, отгрузочного трубопровода и выносного причального устройства расположенного на расстоянии 4,5 км от берега для загрузки танкеров. Вот такого монстра запустили в Мерейской долине.

Пойманный на блесну газовоз
Сахалин. Корсаков: Мерея – длинный путь вокруг озера

С косогора, где зарастая травой, лежит стела, хорошо виден весь процесс отгрузки газовоза. Солнце краснея, падало за залив Анива и дальше за Крильон, стремительно убегая на запад. Я сидел с Машей, на теплом, прогретом за день бетоне памятника, свесив ноги, молча слушая удивительную и непростую историю Машиной жизни. Красноватый солнечный оттенок коснулся выбившейся пряди волос и тут же, в этот момент, между нами беззвучно пролетел по косой траектории жук. Удивительно…

Газовоз Гранд Мерея
Газовоз "Гранд Мерея"
Сахалин. Корсаков: Мерея – длинный путь вокруг озера

Если жука засунуть в коробок от спичек, он там долго будет ворочаться, издавая различные звуки ножками, мандибулами и прочими частями тела. Я сам в глубоком детстве любил в спичечный коробок живность какую-нибудь засунуть, а потом приложить к уху и слушать шуршание. Мне казалось, что жуки пытаются мне что-то сказать на своем на жучином языке. И я сильно расстраивался, что нет учебника жучиного языка. Ну, вот ведь есть учебник русского языка, английского, немецкого, а жучиного нет. Обидно. Нынешние ребятишки этим уже не страдают, по причине того, что спичечные коробки, не в ходу, вытеснены одноразовыми зажигалками, в которых перекатывается жидкость подобная той, что заливают в газовоз. Ну, никак жука в зажигалку не засунуть. Потом, с жуками можно было делать всякие прикольные вещи. Например, привязать нитку к ноге и запустить в свободный полет, бегая и держа его на привязи. Дальше этого моя фантазия не распространялась, видимо вовремя прочувствовал чувство жалости и сострадания. Благодаря этому, отрывание крыльев, ног, надувание лягушек, и прочие садистские проявления меня в детстве миновали. Хотя если задуматься, коробок для того же жука, по сути одиночная камера — мир без света, мир темноты, ограниченный картонными стенками. Наверное, сейчас, я не стал бы засовывать жуков в коробок, потому как посчитал бы это насилием над живым организмом.

Сахалин. Корсаков: Мерея – длинный путь вокруг озера

А сколько людей в силу обстоятельств попадают в такой коробок, и в прямом и переносном смысле. Вот и Маша, рассказала, как оказалась внутри коробка, который сама и закрыла, да так плотно, что вылезти оттуда почти невозможно. Но история Маши — это уже совсем другая история….

Сахалин. Корсаков: этюд с Машей в дождливых тонах, на фоне порта…

Сахалин. Корсаков: день сурка — этюд в осенних тонах с Машей, на фоне А. П. Чехова и мичмана Максимова…