Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....
Признание
пользователей

Сахалин. Корсаков: день сурка

Корсаков — Россия Октябрь 2017
81 55

Сахалин. Корсаков: день сурка — этюд в осенних тонах с Машей, на фоне А. П. Чехова и мичмана Максимова…

 

Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского,

а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать;

…это близкое соседство японских построек не обошлось без влияния

на его внешность и должно было придать ей особые черты

А. П. Чехов «Остров Сахалин», 1895

Утро началось, как в романе братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света», в дверь позвонили…

«Открывши дверь, он сейчас же отступил на шаг. На пороге стояла девушка в свободном, серовато-голубом спортивном костюме. Черноволосая. Красивая. Длинноногая. (Первухин сразу ощутил, что на нем нет, не только спортивного костюма, но и всего остального, кроме классического полотенца). По ногам из двери сквозило — октябрь месяц».

Оглядев меня критически снизу вверх, девчушка выдавила: «Ничего не изменилось, даже полотенце то же». Увидев мой озадаченный вид, поправила очки и добавила: «Это я — Маша, только я перекрасилась и очки стала носить». Видимо взгляд мой был настолько ошалевший, что девчушка стушевалась, и спросила, покосившись внутрь квартиры: «Я не вовремя?».

Через минут двадцать в лобовом стекле проносились оранжево-желтые лиственницы, Маша, что-то щебетала, благо, что «Чупа-чупса» у нее не было, и лихо гнала машину родственников, по трассе в сторону Корсакова.

10
Дорога Южно-Сахалинск - Корсаков
Дорога Южно-Сахалинск - Корсаков
5
Олени на выезде из Южно-Сахалинска по трассе на Корсаков
Олени на выезде из Южно-Сахалинска по трассе на Корсаков

За прошедшие двадцать минут я узнал, что: Маша, так и не защитилась, взяла академический отпуск по причинам личной жизни, все забросила, теперь, когда отпустило, по-прежнему пишет диплом, на ту же тему. Кофе уже не пьет. Сахалин ей в прошлый раз понравился, поэтому решила еще раз надоесть родственникам, приехать, как я ей и советовал, осенью. Тут осечка вышла, осень нонче у нас на остров пришла на пару недель раньше, и Маша застала только ее краешек. Но все равно, это было намного лучше, чем грязная весна.

9
Дорога Южно-Сахалинск - Корсаков
Дорога Южно-Сахалинск - Корсаков

По пути я рассказал Маше, что поселки по дороге, закладывались каторжанами, которых отправляли на поселение. Дорога и сейчас, иногда идет по тракту, который пробивали ссыльнокаторжные, в непролазной тайге соединяя северную и южную часть, уже полностью русского острова. По этой дороге, запущенной в эксплуатацию в 1887 году, и проехался Чехов из Корсаковского поста в сентябре 1890 года, через всю Сусунайскую долину, до поселка Дубки.

Полностью русским остров стал в 1875 году, после заключения Петербургского договора, а ситуация когда «две хозяйки на кухне» не устраивали ни Японию, ни Россию, привела к «разводу» — японцам полюбовно отдали Курилы, а себе оставили Сахалин. Статья 1 гласила: «Его Величество Император Японский… уступает Его Величеству Императору Всероссийскому часть территории острова Сахалина (Крафто), которою он ныне владеет…, так что отныне означенный остров Сахалин (Крафто) весь вполне будет принадлежать Российской империи, и пограничная черта между империями Российской и Японской будет проходить в этих водах через Лаперузов пролив». Япония получила при этом всю Курильскую гряду.

В связи с этими событиями Корсаковский пост приобрел не только статус административного центра округа (уезда), но и центра культурной жизни. Первая школа на острове появилась в 1875 году именно здесь, причем на год раньше, чем тюрьма. Ее учащимися были дети солдат и ссыльных, а учителями — офицеры местного гарнизона и священник Симеон Казанский. В посту Корсаковском была открыта первая аптека для аборигенов и русских поселенцев, а в июле 1876 года японское вице-консульство. В 1890 году Корсаковский пост посетил А. П. Чехов.

Наступил 1904 год. Вместе с ним пришла русско-японская война. Ее отголоски, как раскаты грома изредка доносились до Сахалина. В августе в Корсаковский пост, обойдя с востока Японию, прорвался с боем, из Порт-Артура бронепалубный крейсер 2-го ранга «Новик». У Кунашира его заметили японские наблюдатели и настучали по телеграфу японским крейсерам. «Новику» не удалось даже пополнить запасы угля, он с ходу принял бой с японскими крейсерами «Цусима» и «Читосе». Силы были неравные и получив около 20 попаданий он вышел из боя и был затоплен командой в акватории у Корсаковского поста. Жители Корсаковского поста с ужасом наблюдали морскую битву, штукатурка в домах отваливалась, дребезжала посуда — война пришла на остров.

5
Крейсер Новик в Порт-Артуре, 1904. источник: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Peresvet/Pictures/39.jpg 
В ходе последнего боя получил 3 попадания ниже и 2 выше ватерлинии и свыше 10 в надстройку (2 убитых, 17 раненых). Вышел из боя - противником не преследовался. Командир, получив данные радиоперехвата о приближении японских кораблей, приказал затопить крейсер.
Был затоплен ночью 20 августа 1904 г., в акватории у Корсаковского поста. 
21 августа 1904 года, утром, японский крейсер «Читосе», войдя на рейд Корсакова, произвёл около 100 выстрелов по выступающим из воды частям крейсера «Новик» и городу. Часть экипажа «Новика» была эвакуирована во Владивосток.16 июля 1906 года «Новик» был поднят японцами. Крейсеру был произведён восстанови-тельный ремонт с установкой новых котлов и вооружения. 11 июля 1908 года крейсер вошёл в состав японского флоте под названием «Судзуя». В 1913 году исключен из списков флота и разобран на металл.
Крейсер "Новик" в Порт-Артуре, 1904. источник: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Peresvet/Pictures/39.jpg В ходе последнего боя получил 3 попадания ниже и 2 выше ватерлинии и свыше 10 в надстройку (2 убитых, 17 раненых). Вышел из боя - противником не преследовался. Командир, получив данные радиоперехвата о приближении японских кораблей, приказал затопить крейсер. Был затоплен ночью 20 августа 1904 г., в акватории у Корсаковского поста. 21 августа 1904 года, утром, японский крейсер «Читосе», войдя на рейд Корсакова, произвёл около 100 выстрелов по выступающим из воды частям крейсера «Новик» и городу. Часть экипажа «Новика» была эвакуирована во Владивосток.16 июля 1906 года «Новик» был поднят японцами. Крейсеру был произведён восстанови-тельный ремонт с установкой новых котлов и вооружения. 11 июля 1908 года крейсер вошёл в состав японского флоте под названием «Судзуя». В 1913 году исключен из списков флота и разобран на металл.
1
Корсаков после пожара 1905 года, устроенным мичманом Максимовым. источник: https://pastvu.com/_p/a/i/n/w/inw8rj15oe889ts398.jpg
Корсаков после пожара 1905 года, устроенным мичманом Максимовым. источник: https://pastvu.com/_p/a/i/n/w/inw8rj15oe889ts398.jpg

С начала высадки японского десанта в Мерее Корсаковский пост был занят японскими войсками в первые сутки наступления. План оборонительных действий предписывал Корсаковскому отряду не оказывать на берегу упорного сопротивления, а сразу переходить к партизанским действиям, используя заблаговременно созданные склады с продовольствием и «огнестрельными припасами». В соответствие с этим к 5 часам дня 7 июля 1905 года, все здания, склады и пристань п. Корсаковский горели подожженные снарядами пушек крейсера «Новик», орудия же, отстреляв весь боезапас, были взорваны.

4
въездная стела
въездная стела

На въезде в Корсаков, сразу за стелой, поворот направо. Разбитая дорога выводит на морскую террасу — это и были позиции, где стояли орудия крейсера «Новик». Сейчас терраса поросла березняком и шиповником, здесь солнечно и тепло.

9
 Морская терраса, где стояла батарея пушек с крейсера Новик
Морская терраса, где стояла батарея пушек с крейсера "Новик"
9
Сахалин. Корсаков: день сурка
10
Сахалин. Корсаков: день сурка
4
Кладбище погибших кораблей и производственные строения под морской террасой
Кладбище погибших кораблей и производственные строения под морской террасой

С нее открывается вид на побережье и порт. С трудом, но можно угадать, прежнюю конфигурацию берега. Она изменилась, в связи с отсыпкой территории порта. Там где был причал, к которому швартовался Чехов, японцы построили порт-ковш, в котором сейчас базируются корабли Береговой охраны.

Карафуто. Пирс в Одомари, 1908. источник: https://pastvu.com/_p/a/x/1/w/x1wcw5boqmv5nbpjxq.png
Карафуто. Пирс в Одомари, 1908. источник: https://pastvu.com/_p/a/x/1/w/x1wcw5boqmv5nbpjxq.png
3
Вид с морской террасы на Корсаковский порт
Вид с морской террасы на Корсаковский порт
2
Ковш северный, место где находился пирс Корсаковского поста
Ковш северный, место где находился пирс Корсаковского поста
3
Вид с воинской части на морскую террасу. где стояла батарея пушек с крейсера Новик
Вид с воинской части на морскую террасу. где стояла батарея пушек с крейсера "Новик"

Вглядываясь в наполненное солнцем пространство у берега, Маша пыталась представить, то о чем я ей говорил, про порт, про Чехова, про японцев. И мне кажется, она эту связь уловила и представила.

Как там, у Антона Павловича: »К нашему пароходу сначала подошел катер с чиновниками, и тотчас же послышались радостные голоса: «Бой, пива! Бой, рюмку коньяка!» Потом подошел вельбот; гребли каторжные, наряженные матросами, и у руля сидел окружной начальник И. И. Белый». Чехов сдружился с Белым, но как-то утомила писателя длинная череда пикников и пьянок и в его честь, и в честь других, и просто без повода. Белый был человеком интересным.

1
А.П. Чехов с начальником Корсаковского округа И.И. Белым и японским консулом на пикнике 1890 г. Источник: http://900igr.net/up/datas/104546/022.jpg
А.П. Чехов с начальником Корсаковского округа И.И. Белым и японским консулом на пикнике 1890 г. Источник: http://900igr.net/up/datas/104546/022.jpg
1
А.П. Чехов с начальником Корсаковского округа И.И. Белым и японским консулом на пикнике 1890 г. Источник: http://3colors.sakh.com/Vladimirovka/028/
А.П. Чехов с начальником Корсаковского округа И.И. Белым и японским консулом на пикнике 1890 г. Источник: http://3colors.sakh.com/Vladimirovka/028/

Квартира у него небольшая, но хорошая, барская. Он любит комфорт и хорошую кухню, и это заметно отражается на всем его округе; разъезжая впоследствии по округу, я находил в надзирательских или станках не только ножи, вилки и рюмки, но даже чистые салфетки и сторожей, которые умеют варить вкусный суп, а, главное, клопов и тараканов здесь не так безобразно много, как на севере. По рассказу г. Б., в Тарайке на дорожных работах он жил в большой палатке, с комфортом, имел при себе повара и на досуге читал французские романы».

Да и устал Чехов от поездки, изнемогая от туберкулеза, которым уже был болен. Тем более странно это его путешествие, больше похожее на побег от себя, от других, от всего. Путешествие врача, который знает о своей болезни и пишет одну из книг, которая его обессмертит.

Пока Маша, смешно морща лоб, представляла А. П. Чехова, я думал о мичмане Максимове, который с отрядом в 60 матросов остался защищать остров. Остальные пешком, ушли через весь остров в Николаевск на Амуре. Если кто читал роман В. Пикуля «Каторга», тот, наверное, помнит молодого мичмана Максакова, по уши влюбленного в Клавочку Челищеву. Вот тот Максаков, это и есть этот Максимов.

Нужно отметить, что батарея пушек с крейсера «Новик», могла бы дольше пострелять, если бы не тупость служб из Владивостока, отправивших на Сахалин снаряды другого калибра, нежели те которые подходили к пушкам. Мичман Максимов, собрав своих матросов, двинулся в сторону Соловьевки, по пути сжигая рыбалки и кунгасы. Всего, в 1-й, 2-й и 3-й пади отрядом Максимова было сожжено 32 сарая, 47 домов и 111 кунгасов.

5
Первая Падь
Первая Падь

Занявшие Корсаковский пост 14 тыс. пехотинцев, в сопровождении 7 тыс. носильщиков, долго ходили, пиная дымящиеся головешки и размышляя о тяжелом характере русских.

От периода каторги и Корсаковского поста объектов не сохранилось, кроме маячного колокола с мыса Крильон и орудия с крейсера «Новик», установленного рядом с памятным знаком героям войны 1904–1905 года.

5
Маячный колокол с мыса Крильон, 1895 г.
Установлен на маяке мыса Крильон в 1896 году, для подачи звуковых сигналов. Вес колокола 488 кг. Высота 105 см, диаметр 85 см. Отлит из сплава меди и олова с добавлением серебра на Гатчинском заводе А.С. Лаврова, о чем говорит соответствующий текст старославянской вязью на пояске. Там же по центру пояска с двух противоположных сторон, отлиты барельефы святого Александра Невского и святой Марии Магдалины. Хомутом служит металлическая перекладина. Голова колокола покрыта шестиугольными звездами. Ниже находится тройная линия заплечиков. С мыса Крильон снят в июне 1979 года и перевезен в город Корсаков. Установлен 8 мая 1980 года, как памятник первым русским гидрографам Тихоокеанского флота, на территории  военной  части № 13148, по ул. Советской, 1.
Маячный колокол с мыса Крильон, 1895 г. Установлен на маяке мыса Крильон в 1896 году, для подачи звуковых сигналов. Вес колокола 488 кг. Высота 105 см, диаметр 85 см. Отлит из сплава меди и олова с добавлением серебра на Гатчинском заводе А.С. Лаврова, о чем говорит соответствующий текст старославянской вязью на пояске. Там же по центру пояска с двух противоположных сторон, отлиты барельефы святого Александра Невского и святой Марии Магдалины. Хомутом служит металлическая перекладина. Голова колокола покрыта шестиугольными звездами. Ниже находится тройная линия заплечиков. С мыса Крильон снят в июне 1979 года и перевезен в город Корсаков. Установлен 8 мая 1980 года, как памятник первым русским гидрографам Тихоокеанского флота, на территории военной части № 13148, по ул. Советской, 1.
1
Памятный знак крейсеру «Новик» находится рядом с проходной Корсаковского морского торгового порта по ул. Свердлова, 1. Установлен спустя 110 лет со дня гибели корабля, 20 августа 2014 года на месте где ранее находился памятный камень. Автор монумента – В.Н. Чеботарев.
Памятный знак крейсеру «Новик» находится рядом с проходной Корсаковского морского торгового порта по ул. Свердлова, 1. Установлен спустя 110 лет со дня гибели корабля, 20 августа 2014 года на месте где ранее находился памятный камень. Автор монумента – В.Н. Чеботарев.

В 1905 году, после захвата японцами острова, Корсаковский пост выполнял функции административного центра. 28 августа 1906 г. было учреждено Гражданское управление Карафуто, разместившееся в доме смотрителя Корсаковского округа, одном из немногих зданий Корсаковского поста, сохранившихся после пожара 7 июля, который устроил мичман Максимов.

Кстати о Максимове. Маше очень понравился Максимов, видимо не меньше, чем Клавочке Челищевой, она все расспрашивала о нем и о его судьбе. Я посоветовал ей прочесть роман «Каторга» В. Пикуля, она все усердно записала, так как о Пикуле слышала впервые. Конечно этот роман, вымысел художественный, на гране реальной истории и несколько отличающийся от тех событий, которые происходили в действительности.

Настоящий Максимов попал в плен, во время боя у села Дальнего. После допроса мичмана, во время которого, сказал всего три слова: «Пойдите, найдите и посмотрите», его долго избивали, затем сопроводили к генерал-майору Такенаучи, который, испытывая уважение к русскому офицеру, как к достойному противнику, встретил его любезностями и накормил ужином. Затем Максимов был вывезен в Нагасаки и в декабре, во время обмена пленными оказался во Владивостоке. Служил он долго и честно, в том числе и Советскому Союзу, в РККФ, за эти заслуги в 1937 году, осуждён тройкой при НКВД по Московской области по обвинению в контрреволюционной агитации, и приговорён к высшей мере наказания — расстрелу…

Маше это все, чтобы не травмировать ее девичье воображение, я рассказывать не стал, свернув рассказ на третий период жизни города, под названием Одомари. Мы с позиций пушек крейсера «Новик» отправились смотреть на объекты, оставшиеся от периода Карафуто. Дело в том, что прошлую поездку Маша, часть своих записей потеряла, что-то не запомнила, что-то не так поняла. Поэтому, новая поездка была не в напряг, а наоборот в тему.

3
Павильон «Госинэйхоандэн» начальной школы Нанкей 
Находится в районе школы №3 и начальной школы, по ул. Окружной, 118. Школа района Нанкей (Нанкэйтё) являлась одной из первых начальных школ Карафуто и была открыта в 1906 г., в северной части г. Одомари. Во дворе школы был построен школьный павильон, конструктивно схожий с павильоном из Мэрэй.
Павильон «Госинэйхоандэн» начальной школы Нанкей Находится в районе школы №3 и начальной школы, по ул. Окружной, 118. Школа района Нанкей (Нанкэйтё) являлась одной из первых начальных школ Карафуто и была открыта в 1906 г., в северной части г. Одомари. Во дворе школы был построен школьный павильон, конструктивно схожий с павильоном из Мэрэй.
2
Японское кладбище.памятный знак жителям Одомари погибшим в 1945 году. Поставлен в 1993
Японское кладбище.памятный знак жителям Одомари погибшим в 1945 году. Поставлен в 1993
3
Японское кладбище
Японское кладбище
5
Японское кладбище. Вид на город
Японское кладбище. Вид на город

В течение 3 лет Корсаковский пост, в 1908 году переименованный японцами в Одомари, был административным центром, после чего все главные административные и судебные учреждения переезжают в новую столицу Карафуто — город Тойохара.

Не смотря на изменение статуса, Одомари продолжал оставаться крупным городом, имеющим население около 6 тыс. чел. Здесь концентрируются крупные торговые компании и предприятия. Понимая огромное значение путей сообщения для колонизации Карафуто, японцы активно создают транспортную инфраструктуру. В 1909 г. в Одомари открывается морской порт с деревянными портовыми сооружениями, в 1911—1912 гг. строится северный и южный пирс. А после реконструкции появляется современный порт, который принимает не только корабли, но и с 1933 г., железнодорожные паромы с которых вагоны отправляются в Тойохара и дальше.

8
Центральный ковш. Южный пирс
Центральный ковш. Южный пирс
7
Центральный ковш. Северный пирс
Центральный ковш. Северный пирс

Со смотровой площадки, которая называется «Утес», открывается вид на порт и часть города. Я уже писал о том, что ее специально сделали японцы, для любования затопленного крейсера «Новик», и любили с нее делать фотографии Одомари. Я тоже люблю это делать, с нее практически все эти объекты и видно.

3
Здание Одомарийского филиала Банка колонизационного развития «Хоккайдо Такусёку Гинкоу» (в стадии реставрации).Находится по улице Советской, 3 (перекресток улиц Октябрьской и Советской). 
Построено в 1929 году строительной компанией «Ито-гуми» (Саппоро). Здание двухэтажное, выполненное из железобетона, неправильной трапециевидной формы, вписанное в основные улицы перекрестка. Имеет пристройку и двускатную крышу, достроенную в советский период. Кроме внутренней оригинальной планировки, выделяется фасад здания, украшенный рустовкой и панелями, стилизованными элементами и барельефом в виде головы барана на южном фасаде.
Головной офис банка находился в Саппоро, кроме филиала в Одомари, открытого в апреле 1914 г., филиалы работали в Тойохара, Маока, Нода, Хонто, Томариору. Банк играл важную роль для развития рыночных отношений и экономики Карафуто.
Здание Одомарийского филиала Банка колонизационного развития «Хоккайдо Такусёку Гинкоу» (в стадии реставрации).Находится по улице Советской, 3 (перекресток улиц Октябрьской и Советской). Построено в 1929 году строительной компанией «Ито-гуми» (Саппоро). Здание двухэтажное, выполненное из железобетона, неправильной трапециевидной формы, вписанное в основные улицы перекрестка. Имеет пристройку и двускатную крышу, достроенную в советский период. Кроме внутренней оригинальной планировки, выделяется фасад здания, украшенный рустовкой и панелями, стилизованными элементами и барельефом в виде головы барана на южном фасаде. Головной офис банка находился в Саппоро, кроме филиала в Одомари, открытого в апреле 1914 г., филиалы работали в Тойохара, Маока, Нода, Хонто, Томариору. Банк играл важную роль для развития рыночных отношений и экономики Карафуто.
3
Здание таможенного склада
Построено в 1914 году, когда в порту г. Одомари была открыта таможня. Здание строилось из кирпича как таможенный склад. Отличительная черта от подобных строений - щипцовая крыша, по подобию позднеготических построек Германии и Нидерландов и боковые контрфорсы.
Здание таможенного склада Построено в 1914 году, когда в порту г. Одомари была открыта таможня. Здание строилось из кирпича как таможенный склад. Отличительная черта от подобных строений - щипцовая крыша, по подобию позднеготических построек Германии и Нидерландов и боковые контрфорсы.
2
Комплекс зданий торговой компании «Нибики Нисия» 
Находится в непосредственной близости от порта, по ул. Советской, 1. Комплекс состоит из здания управления и складских помещений, построенных из кирпича и камня привезенного из Отару (Япония). В зданиях располагался филиал крупной японской компании «Нибики Нисия», которая занималась морскими перевозками и складскими операциями. В 2002 году часть зданий передано в собственность муниципального образования, другая принадлежит войсковой части 13148 гидрографической службы Тихоокеанского флота в г. Корсакове.
Комплекс зданий торговой компании «Нибики Нисия» Находится в непосредственной близости от порта, по ул. Советской, 1. Комплекс состоит из здания управления и складских помещений, построенных из кирпича и камня привезенного из Отару (Япония). В зданиях располагался филиал крупной японской компании «Нибики Нисия», которая занималась морскими перевозками и складскими операциями. В 2002 году часть зданий передано в собственность муниципального образования, другая принадлежит войсковой части 13148 гидрографической службы Тихоокеанского флота в г. Корсакове.

Корсаковский пост стал «нулевым километром» всех железных дорог на Сахалине. В 1906 году из Поста Корсаковский во Владимировку, силами железнодорожного батальона, за 60 дней была построена узкоколейная дорога длиной 42,5 км. Уже в 1910 г. началась работа по переводу дороги на обычную японскую колею 1067 мм, что позволило эксплуатировать более мощные локомотивы и значительно увеличить ее пропускную способность. В 1915 году эта работа была закончена, а железная дорога не только соединила два побережья через Сусунайскую долину, но и дошла до Каваками (Синегорск), где начала работать угольная шахта.

Превратившись в транспортный узел, связывающий Карафуто с Японией, Одомари развивался как город многоотраслевой экономики. Лесопереработка и производство бумаги начала развиваться с декабря 1914 года. В Одомари была открыта бумажная фабрика «Одзи Сэйси», в 1926 году началось строительство лесовозной дороги бумажной компании «Одзи» шириной 1067 мм. Первый участок, до селения Киминай (Чапаево) был полностью построен в 1934 г. Кроме перевозки леса, курсировали пассажирские «паровые трамваи» производства «Портер» и «Оренштейн и Коппель». После 1935 г. линию начали тянуть в Тоннай, соединяя по пути с узкоколейными дорогами в районах вырубки леса, прежде всего, по долинам рек Минагиси-гава (Подорожка) и Отихо-гава (Очепуха).

2
Бумагоделательная фабрика компании «Одзи Сэйси» 
Первое бумагоделательное предприятие на Карафуто. Находится в промышленном районе Корсакова, расположенном между улицами Первомайская, Комсомольская и р. Корсаковка, по ул. Первомайской,51/1. Была построена в декабре 1914 года, предпринимателем Фудзивара Гиндзиро из компании «Мицуи Сирё Кодзё». Организация работ по строительству фабрики стало началом карьеры Фудзивара.  Впоследствии он будет прези-дентом бумагоделательной компании «Одзи сэйси» концерна Мицуи, членом совета гисэй-кай - одной из головных холдинг-компаний концерна «Ниссан», а также, в разные годы, министром торговли и промышленности в кабинете Йонай (1940 г.),  министром без портфеля в кабинете Тодзйо, министром вооружений в кабинете Койсо (1944 г.).
Фабрика производила бумагу и пульпу на шведском оборудовании компании «Карлштад». В 1915 году управление перешло к компании «Одзи Сэйси». В 1945 году оборудование фабрики было демонтировано и вывезено в Японию, а фабрика после переоборудования под выварку соли из морской воды начала свою работу в новом качестве. Но и это было не последним изменением, после очередного переоборудования, в 1948 году на заводе началось производство гофрированной тары.
Бумагоделательная фабрика компании «Одзи Сэйси» Первое бумагоделательное предприятие на Карафуто. Находится в промышленном районе Корсакова, расположенном между улицами Первомайская, Комсомольская и р. Корсаковка, по ул. Первомайской,51/1. Была построена в декабре 1914 года, предпринимателем Фудзивара Гиндзиро из компании «Мицуи Сирё Кодзё». Организация работ по строительству фабрики стало началом карьеры Фудзивара. Впоследствии он будет прези-дентом бумагоделательной компании «Одзи сэйси» концерна Мицуи, членом совета гисэй-кай - одной из головных холдинг-компаний концерна «Ниссан», а также, в разные годы, министром торговли и промышленности в кабинете Йонай (1940 г.), министром без портфеля в кабинете Тодзйо, министром вооружений в кабинете Койсо (1944 г.). Фабрика производила бумагу и пульпу на шведском оборудовании компании «Карлштад». В 1915 году управление перешло к компании «Одзи Сэйси». В 1945 году оборудование фабрики было демонтировано и вывезено в Японию, а фабрика после переоборудования под выварку соли из морской воды начала свою работу в новом качестве. Но и это было не последним изменением, после очередного переоборудования, в 1948 году на заводе началось производство гофрированной тары.
4
Радиостанция Одомари
Находится в южной части Корсакова на мысе Томари-Анива, в 420 м. севернее берега залива. Бетонное здание радиостанции построено в августе 1921 года. В здании находится несколько операционных залов, жилой отсек с туалетами, кухней и котельной. На настоящее время здание находится в неплохом состоянии.
Радиостанция Одомари Находится в южной части Корсакова на мысе Томари-Анива, в 420 м. севернее берега залива. Бетонное здание радиостанции построено в августе 1921 года. В здании находится несколько операционных залов, жилой отсек с туалетами, кухней и котельной. На настоящее время здание находится в неплохом состоянии.
3
Радиостанция Одомари.
Постройка радиостанции была обусловлена необходимостью дублирующий источник связи с Японией, на случай повреждения подводного кабеля. Впоследствии использовалась для обеспечения связи с морскими судами.
Радиостанция Одомари. Постройка радиостанции была обусловлена необходимостью дублирующий источник связи с Японией, на случай повреждения подводного кабеля. Впоследствии использовалась для обеспечения связи с морскими судами.
3
Японское воинское кладбище периода русско-японской войны
Находится на улице Пролетарской,4, в районе старой японской метеостанции. Мемориальный комплекс построили на месте захоронения трех японских чиновников умерших в начальный период 1905-1907 гг. Мемориал состоял из синтоистского храма «хайсё» и памятника «Тюконхи» в виде поставленного вертикально орудийного ствола с крейсера «Новик». Вокруг сооружений находились 47 могил, в которые перезахоронили кремированные останки японских солдат и офицеров, погибших летом 1905 года. Общее количество захоронений, с могилами чиновников, составило 50. Территория кладбища была окружена земляным валом, а по периметру высажены лиственницы.
В настоящее время от комплекса остались бетонные площадки, валы разрушены, а по территории осуществляется проезд транспорта. Другая часть мемориала занята хозяйственными постройками и гаражами.
Японское воинское кладбище периода русско-японской войны Находится на улице Пролетарской,4, в районе старой японской метеостанции. Мемориальный комплекс построили на месте захоронения трех японских чиновников умерших в начальный период 1905-1907 гг. Мемориал состоял из синтоистского храма «хайсё» и памятника «Тюконхи» в виде поставленного вертикально орудийного ствола с крейсера «Новик». Вокруг сооружений находились 47 могил, в которые перезахоронили кремированные останки японских солдат и офицеров, погибших летом 1905 года. Общее количество захоронений, с могилами чиновников, составило 50. Территория кладбища была окружена земляным валом, а по периметру высажены лиственницы. В настоящее время от комплекса остались бетонные площадки, валы разрушены, а по территории осуществляется проезд транспорта. Другая часть мемориала занята хозяйственными постройками и гаражами.

К 1945 году в городе проживало 23,8 тыс. чел., насчитывалось около 5 тыс. домов и большое количество предприятий, в т. ч. химический завод по производству кислот, заводы по производству мисо-сои, сакэ, пиломатериалов, кислорода, кирпича и др.

5
Рядом с метеостанцией. Здесь тоже жилой дом.
Рядом с метеостанцией. Здесь тоже жилой дом.
6
Метеостанция Одомари 
Находится рядом с японским воинским кладбищем, по улице Пролетарской,4. 
Рядом с метеостанцией, на метеоплощадке, имеющей размеры 25х25 метров, находится репер, изготовленный из гранита. Репер огорожен бетонными столбиками и невысоким металлическим ограждением.
Метеостанция Одомари Находится рядом с японским воинским кладбищем, по улице Пролетарской,4. Рядом с метеостанцией, на метеоплощадке, имеющей размеры 25х25 метров, находится репер, изготовленный из гранита. Репер огорожен бетонными столбиками и невысоким металлическим ограждением.
8
Метеостанция Одомари. Репер - астрономический пункт
Метеостанция Одомари. Репер - астрономический пункт
4
Японский дом
Находится по ул. Окружной, 140, в северной части г. Корсакова.
Японский дом Находится по ул. Окружной, 140, в северной части г. Корсакова.

С началом боевых действий в августе 1945 года в Одомари скопилось огромное количество беженцев, пытавшихся эвакуироваться на Хоккайдо. В Корсакове есть еще и третья смотровая площадка, называемая «Гора плача», с этим местом связаны события еще одной войны случившейся на острове, в августе 1945 года.

1
Сахалин. Корсаков: день сурка
Бронирование отелей
в Корсакове
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии