Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 17:59

Белокуриха — Россия Январь 2012

В этом году на Рождественские праздники решено было поехать в Белокуриху. Как бы «дикие» места мы за три предыдущие зимние поездки освоили (1.Шерегеш, 2.озеро Ая, 3.Бирюзовая Катунь) , теперь предстояло посетить «цивилизацию». В Белокурихе до этого я была два раза в 2005 году: в командировке и в санатории, впечатления были самые лучшие, Женя не был ни разу. Так что через интернет забронировали квартиру (приемлемых мест в гостиницах уже не было) и купили билеты на поезд «Новосибирск-Бийск». Проживание за 2,5 суток обошлось в 5000 руб, проезд в купе поезда на двоих туда-обратно 5200 руб. До Белокурихи можно добраться на автомобиле и на автобусе, но зимой, если будут морозы или снежные переметы, есть вероятность где-то застрять. А на поезде всего одна ночь, так удобнее. Приятно порадовали прогнозы погоды: тридцатиградусных морозов, как в прошлые две поездки, не ожидалось.

5-го января вечером мы сели на поезд, людей было мало, поэтому в купе оказались вдвоем. Рано утром, приехав в Бийск, купили билеты на автобус (автовокзал находится рядом с железнодорожным вокзалом) и через час с небольшим уже были в Белокурихе, так как ехать около 70 км. Проезд на автобусах на двоих туда-обратно обошелся в 450 руб. Нас проводили на квартиру рядом с автовокзалом, только вместо забронированной однешки получилась двухкомнатная, но за те же деньги.

Белокуриха состоит как бы из двух частей. В первой, где остановились мы, находятся жилые дома, в основном, для работников многочисленных санаториев и гостиниц, магазины, рынок, автовокзал. А далее на два с половиной километра тянется с легким подъемом курортная зона, до нее от автовокзала около 1 километра. Здесь даже воздух другой: чистый и легкий. Практически в курортной зоне одна улица — имени Славского. Ефим Павлович — один из руководителей проекта по созданию советского ядерного оружия, Министр (председатель госкомитета) среднего машиностроения СССР (после окончания университета я долгое время работала в средмаше). Он много сделал для развития курорта Белокуриха, ну и не только его.

После завтрака я взяла на себя роль гида и повела нас на Старую мельницу, купив по дороге семечек для бурундуков. Городок после моего пребывания в нем в 2005 году немного изменился: появились новые здания, благоустроился рынок. Вообще, курортный посёлок был основан в 1920 годах, а во время войны сюда был эвакуирован Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Климат характеризуется сравнительно высокой для Сибири среднегодовой температурой воздуха (+ 4 °C). Мягкая зима, нежаркое лето, теплая погода весенних и осенних месяцев, преимущественно безветренная, кратковременные заморозки зимой, сменяющиеся частыми оттепелями и постоянство барометрического давления — такие вот благоприятные климатические условия. Легкие аэроионы — главный лечебный компонент горного воздуха. В Белокурихе содержание легких аэроионов от 1014 до 2400, что вдвое превышает их содержание на всемирно известном швейцарском курорте Давос (1006). Белокурихинские источники называют термальными азотно-кремнистыми радоносодержащими водами, или азотными термами. Термальные воды выходят на поверхность с температурой 30 °C и 42 °C. В них содержится небольшое количество радона, много азота, фтора и кремниевой кислоты, а также различные микроэлементы.

Было тепло, и практически не было снега, мне пришлось заказывать снег Жене, назначив его ответственным за погоду:-). Длина курортной зоны километра два, мы шли, подходя практически к каждому санаторию, чтобы посмотреть скульптуры, в том числе из снега и льда.

Зимние забавы, часть 4 — Белокуриха

Ну, а я рассказывала, как хорошо мы здесь оздоравливались и отдыхали здесь с подругой. Дойдя до нашего с ней санатория «Сибирь», я позвонила ей в Екатеринбург, попросив угадать, где я сейчас нахожусь, подруга почему-то сразу ответила правильно:-). Дойдя до горнолыжной трассы, мы для себя отметили, что кататься не будем: Женя потому, что снега мало, а я потому, что людей много и я обязательно кого-нибудь собью:-).

Пришлось просто посидеть в кафе, выпить пива и съесть шашлык.

Знакомой мне дорожкой пошли дальше, но бурундуков на привычном месте не оказалось (видимо, впали в зимнюю спячку), синички тоже как-то прохладно отнеслись к протягиваемым мной семечкам, пришлось дальше щелкать их самой. А места, несмотря на заснеженность, были красивые: горы, поросшие лесом, огромные валуны, иногда можно было увидеть бегущую среди камней речку.

Зимние забавы, часть 4 — Белокуриха

Вот такая живописная дорожка вилась два километра, потом показалась знакомая беседка и висячий мостик, по которому я с удовольствием потопала и покачалась.

Зимние забавы, часть 4 — Белокуриха

Вскоре показалась мельница, точнее просто ее имитация для туристов, в прошлый раз ее не было.

Побродили рядом, я попыталась найти дорогу на ручей Шиши, но расспросы не помогли, пришлось просто пойти назад.

Зимние забавы, часть 4 — Белокуриха

Зайдя в магазин, купили пельмений и прочей снеди, пообедали, и Женя уснул, разбудить его я не смогла, хотя в планах был каток. Уже потом я поняла, что он все силы отдал, чтобы назавтра пошел заказанный мною снег:-). Ну, а я смотрела бесконечные милицейские сериалы по телевизору.

Ура, в Рождественское утро падал легкий снежок, термометры показывали -5, ветра не было, и мы уже знакомой дорогой пошли по курортной зоне.

В моих грандиозных планах был намечен подъем на гору Церковка, причем пеший, хотя туда проложена канатная дорога. Моя тетушка поднималась туда пешком, но будучи молодой и летом. Мы дошли до подъемника, расспросили дорогу. Она оказалась справа и представляла собой широкую просеку. Где-то высоко и далеко впереди маячили две фигуры. Мы начали подъем. Сначала это было задорно и весело, но крутизна была не меньше 60, а кое-где даже 70 градусов, и подниматься было очень тяжело, ноги скользили по снегу.

Зимние забавы, часть 4 — Белокуриха

Я немного скисла и даже в какой-то момент предложила спуститься вниз и подняться по канатной дороге. Но отдышавшись, поняла, что все-таки полезем наверх. О серьезности подъема свидетельствовал и тот факт, что Женя, обычно не расстающийся с сигаретами, не курил во время всего подъема:-). Наконец, первый склон был взят, мы догнали те далекие две фигуры, они спускались вниз и сказали, что впереди еще 4 таких подъема. К сожалению, я не засекла, сколько по времени мы поднимались до вершины, но не меньше двух часов. Перепад высот, если верить плакату, составлял 550 метров, протяженность канатной дороги 2 км, но наша дорога была извилистей и длиннее. Сердце стучало вовсю, второе дыхание периодически открывалось и закрывалось, первое было глубоким и шумным:-). Шел снег, было тепло, а нам даже жарко. Где-то я со смехом упала в снег, он оказался колючим, а не мягким.

На фото: последний подъем

Впереди и сзади маячило несколько фигурок людей — не одни мы оказались экстремалами. И наконец последний подъем был взят! Я возопила от счастья и упала Жене на руки. Фотограф фотографировал людей, поднимающихся в креслах по канатной дороге, а надо было нас, героев! Конечно, было очень радостно, ну и даже самодовольно:-). Отдышавшись, пошли в кафе: хотелось пить и есть. По-моему, от нас шел пар, во всяком случае, спины были мокрыми. Так что этот перекус и посиделки были весьма кстати.

После кафе пошли побродить по Церковке.

на фото: над облаками

Я помню, как красиво было осенью, когда горы вокруг полыхали разноцветьем. Сейчас снег смазывал границы, но все равно было красиво. Внизу покачивались облака. На вершине горы растет сосновый лес, среди которого разбросаны отдельные скалы-останцы, испещренные временем и ветром.

Зимние забавы, часть 4 — Белокуриха

Самая примечательная из скал называется так же, как и гора — Церковка. Мы дошли до нее. Она сложена из нескольких больших глыб. Верхняя глыба имеет сходство с луковкой православной церкви, наверху водружен видимый издалека крест.

По легенде один из первых переселенцев — Тарас — построил на горной речке Белокуриха мельницу и дом, в которой жил со своею женой. Долгое время у них не было детей. И тогда один из местных жителей, старый алтаец, посоветовал Тарасу, чтобы его жена искупалась в озере, а в ночь на новую луну поднялась на гору «Церковка», повязала ленту на священном дереве и помолилась творцу, чтоб он даровал ребенка. Жена Тараса так и сделала. А через некоторое время у нее родился сын. Счастливый отец соорудил на горе Каче (так называли эту гору местные алтайцы) часовню с крестом. Алтайцы перестали бывать на этой горе, а вскоре и совсем покинули эти места. А гору из-за часовни стали называть Церковкой. В годы революции часовня сгорела. Но сама гора и сегодня напоминает церковь, особенно самый верхний камень округлой формы, похожий на церковный купол. На нем установлен православный крест.

Вниз мы решили спуститься по канатной дороге. Ехали и поражались, какой тяжелый путь пешком мы прошли, поднимаясь наверх. А внизу и вокруг нас росли сосны, громоздились огромные валуны.

Зимние забавы, часть 4 — Белокуриха

Слева на фото просека, по которой мы поднимались на Церковку, справа — канатная дорога, путь на которой занимает 20 минут.

Пообедав и отдохнув, мы пошли смотреть ночную Белокуриху. Она не обманула моего ожидания и оказалась вся подсвеченной разноцветной иллюминацией. Было очень красиво. Светились ледяные скульптуры, елки, цветы и фигуры животных, а ворота казались воротами в сказку. Налюбовавшись и нагулявшись, уставшие, пошли к себе, так и не завернув на каток.

Зимние забавы, часть 4 — Белокуриха

Утром 8 января мы пошли в курортную зону, чтобы решить, что же посмотреть сегодня. Турбюро предлагало поездку на «Лебединое озеро», место, где зимуют лебеди. В принципе, мне туда хотелось съездить, но Женя не захотел, сославшись на 5-ти часовую длительность поездки. Ладненько, подошли к карте, посмотрели трассы терренкуров и решили пойти к Вековой сосне. Терренкур — это пешеходная дорожка, по которой полезно гулять для здоровья (от фр. Terrain — местность и нем. Kur — лечение). Дорога туда начиналась от санатория «Россия», проходила мимо Глухариных скал, вдоль Медвежьего ручья.

Ну кто же откажется от такого путешествия? Опять пришлось идти в гору, но подъем был совсем не такой крутой, как на Церковку, хотя было написано, что высота места, где растет Вековая сосна, 470 метров. Местность была очень живописной: узкая тропинка по гребню горы, кругом лес.

Зимние забавы, часть 4 — Белокуриха

Медвежий ручей мы не увидели, но слева был длинный обрыв, видимо летом там протекал ручей. Мы шли долго, указателей не было. В одном месте нам встретились возвращающиеся люди, которые не дошли до сосны. Вскоре показались Глухариные скалы. Ни глухарей, ни указателей не было, но почему-то название подходило. Дальше мы просто шли по лесу, сосны становились все «вековее». Чтобы не было скучно, мы придумывали, как же должно выглядеть место, где растет Вековая сосна. Оказалось, что придумали одинаково и, как вскоре убедились, правильно: на вершине должна быть поляна, посередине которой растет огромная сосна. По тропинке среди елей вышли на открытое место, в центре которого росла могучая кряжистая сосна, наверное в 3–4 обхвата. Это дерево называют еще «Сосна Любви — идут к ней влюбленные, свято веря в то, что красивое сильное дерево укрепит их чувства, и ничто уже не разлучит их до самой старости».

Полюбовавшись таким исполином, отдохнули, походили вокруг, чтобы убедиться, что еще более могучей сосны нет, и знакомой дорожкой пошли обратно. Минут через 40 встретили людей, шедших к сосне, объяснили им, сколько и как идти.

Вернувшись в Белокуриху, зашли в ресторан и вкусно пообедали. Оставалось купить сувениры, что мы и сделали на местном рынке. А вечером сначала автобус, а затем поезд привезли нас обратно в Новосибирск.

Но я сюда вернулась в 2017-ом, опять в январе, но уже с внуком. Место, видимо, волшебное:-)