Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 22:14

Алтайский край — Россия Январь 2011

Итак, наше очередное, ставшее уже традиционным (третий год!) рождественское путешествие в зимнюю сказку. На этот раз была выбрана «Усадьба Саржевских». Прочитали отзывы в Интернете, посмотрели фотографии — понравилось, и не ошиблись. Ехать предстояло также, на Алтай, по Чуйскому тракту, а само место находилось километрах в двадцати от нашей прошлогодней поездки к озеру Ая. Как и в прошлом году, трещали морозы, но прогнозы обещали потепление, так что все складывалось нормально.

Выезд был назначен на 11 вечера 5 января с ул. Челюскинцев 18/2. И снова, как и в прошлом году, возникли проблемы с вызовом такси: я заказала на 10 вечера и предупредила, что нам надо именно на это время, так как нас будет ждать автобус. Заказ приняли, но ближе к вечеру позвонили, что на это время не получится. Снова мои звонки другим диспетчерам, в результате нашли на немного более раннее время. Приехав к месту сбора, я оставила Женю с сумками, а сама побежала смотреть, какой магазин или что-нибудь еще открыто, чтобы в тепле подождать автобус, так как на улице было -32. Но все было закрыто — не очень веселая перспектива ожидания. Тут подъехал микроавтобус — ура! не замерзнем, но оказалось, что нас в его списке нет, зато водитель разрешил посидеть в салоне. Я тут же начала звонить турагенту, меня успокоили, сказав, что сейчас подойдет еще один микроавтобус. Действительно, вскоре он приехал, мы загрузились в него и поехали. Где-то около Искитима подобрали еще одну пару. Ехали всю ночь, пару раз останавливались около кафе, чтобы размять ноги и попить чаю. За Новосибирском было -38, а вот около Бийска уже -29.

Подъехали к месту назначения в седьмом часу утра. Нас высадили у моста через Катунь, и мы пошли на огни. Было очень темно и очень холодно, моя лыжная куртка шуршала как бумажная (надо научиться определять температуру по звуку ее шуршания:-)). На другой стороне моста спросили охранника, где «Усадьба Саржевских», он махнул куда-то в сторону горящих фонарей. Это метров 200, дошли, увидели много двухэтажных коттеджей с темными окнами. Тыркались то туда, то сюда — спросить не у кого, табличек и указателей нет. Мне даже стало грустно, подумалось, что сейчас замерзнем здесь:-(. Наконец я увидела звонок около одной из дверей, нажала, кого-то разбудила, объяснила, что мы приехали, ничего не можем найти и сейчас просто перед дверью замерзнем, если нам не откроют. Женщина сказала, чтобы мы прошли в соседний дом, там нам открыли, это была база «Бирюзовая Катунь». Пока мы отогревались, наша спасительница дозвонилась до администратора «Усадьбы Саржевских», объяснила ситуацию, потом показала, как нам пройти. Ой, как же здорово было оказаться на месте, в теплом доме! Администратор Марина поворчала, что новосибирцы приезжают в такую рань, ведь время заселения 11 утра и хорошо, что есть свободные места, она нас поселит, а то бы пришлось где-то ждать. Взяла наши паспорта и ваучер, дала ключ и проводила нас до номера.

Коттеджи построены из бревен алтайского кедра, поэтому входишь, а запах, как в бревенчатой бане: очень легкий вкусный воздух. Номер стандартный: комната с двуспальной кроватью, телевизором, мини-холодильником, душевая и коридорчик. Тепло, вода горячая и холодная, все чисто и красиво — просто восторг. Умывшись и перекусив (чайник тоже был), отдохнули с дороги. Потом, разобрав вещи, пошли знакомиться с окрестностями. Вышли, а вокруг горы, ясный солнечный день — красота!

В «Усадьбе Саржевских» 5 двухэтажных коттеджей, в каждом по 8 двухместных номеров, отдельно стоит здание ресторана с открытой летней верандой.

Зимние забавы, часть 3 «Усадьба Саржевских»

Рядом находится несколько строений туристического комплекса «Бирюзовая Катунь», где мы отогревались после приезда. Ближе к Катуни стоит коттедж «Бухта» и большой деревянный парусник, наверное, летом здесь ресторан (хотелось бы в нем посидеть), а сейчас все утопает в снегу. Дальше еще много строящихся бревенчатых домов. Здесь особая экономическая зона для развития туризма. А напротив заснеженное искусственное озеро.

Если бы 10 лет назад предприниматель Александр Коваль не решил создать около Тавдинских пещер искусственное озеро, особой экономической зоны здесь сегодня могло бы не быть. Но он создал. Само искусственное озеро Бирюзовой Катуни сверху напоминает по форме сапог. Возможно, что создатели-проектировщики имели в виду контур огромной рыбы-кита, каким его иногда изображают в детских книжках. В районе хвоста этой большой рыбы установлены большие водные горки, по которым можно скатиться в воду. Пляж идет почти по всему периметру озера, и заполнен кучей разных аттракционов для отдыха и развлечений, как в воде, так и на суше. Здесь есть надувные батуты, аттракцион «рогатка» для любителей острых ощущений, канатная дорога-«тарзанка», по которой можно проехаться над озером с берега на берег, прокат катамаранов, надувных лодок, детских надувных игрушек, и еще много всего развлекательно-надувного. Мелководная часть для детей отгорожена плавучими буйками на тросе, а вообще максимальная глубина озера больше пяти метров, что позволяет предлагать здесь желающим еще и такое развлечение, как дайвинг. Это искусственное озеро имеет площадь 7 га, прогревается до 23 градусов. Для сравнения — температура в Катуни в самые жаркие дни едва превышает 10 градусов.

Мы пошли дальше искать горнолыжный спуск. Дорога проходила мимо строительной площадки, где было полно техники и труб. Недалеко был магазинчик, в котором продавалось все необходимое, мы потом покупали там пиво. Указатель показал нам направление движения, и мы начали подниматься в гору, любуясь открывающимися видами: «лучше гор могут быть только горы…». Как и в прошлом году, мы были единственными пешеходами: мимо вверх-вниз проезжали машины, ну, а мы примерно с километр шли пешком.

Зимние забавы, часть 3 «Усадьба Саржевских»

Несмотря на морозную погоду, было даже жарко. Когда мы пришли к горнолыжной трассе, я поняла, что спуститься с нее я не смогу: такой крутой она мне показалась. Здесь оборудованы три горнолыжных спуска с различным уровнем сложности, а также учебный склон и трасса для тюбинга (надувных санок), работал бугельный горнолыжный подъемник протяженностью 850 метров. Желающих прокатиться было немного, мы посмотрели и пошли вниз, решив горными лыжами заняться завтра.

Спуск прошел быстрее, окрестности были красивыми, настроение чудесным.

Зимние забавы, часть 3 «Усадьба Саржевских»

Походили по своей территории, пофотографировались. Около «Избушки на курьих ножках» стояло деревянное ведро с метлой, но метла была к ведру прибита, и прокатиться мне не удалось:-(. А вообще там красиво и ухожено. Очень приятно было снова войти в свой душистый теплый дом. Пообедав привезенными припасами и отдохнув, вечером снова гуляли, но было уже морозно.

Утром в ресторане нас ждала горячая вкусная каша и омлет. Завтрак входил в путевку, и надо сказать, каждый день завтрак был другим, но горячим и вкусным. Ресторан поразил своими рублеными столами и стульями в старорусском стиле. Стулья были вообще просто неподъемными.

Зимние забавы, часть 3 «Усадьба Саржевских»

После завтрака мы снова пошли на горнолыжную трассу, но уже с намерением прокатиться на лыжах. Ярко светило солнце, сначала освещая верхушки гор, а потом захватывая и все склоны. На трассе Женя взял лыжи и на бугеле поехал вверх, а я осталась внизу в качестве папарацци. Ждала я довольно долго, любуясь виртуозами на сноубордах или лыжах и сопереживая упавшим в снег. Наконец спустился и Женя, но трасса ему не понравилась, так как снега было мало, и ехать кое-где приходилось по прошлогодней траве. Я тоже взяла лыжи и немного покаталась по пологому спуску. Здесь же было кафе, и мы пообедали вкусной солянкой. Приятно было сидеть в тепле со стаканом пива и через большие окна смотреть на лыжников, спускавшихся по склону.

На следующее утро после завтрака, расспросив дорогу, мы отправились к Тавдинским пещерам, о которых узнали еще в прошлом году, отдыхая на озере Ая. Но тогда экскурсия не получилась, а сейчас оказалось, что пещеры находятся совсем рядом.

Легенда о Тавдинских пещерах

Давно, уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Тавда. Слыла она среди людей такой скрягой, каких свет не видывал. Но куда она складывала отнятое у людей добро: скотину, упряжь, птицу, убитую дичь — никто понять не мог. Все, что привозили к ее юрте и складывали целыми ворохами, исчезало на глазах, как в землю проваливалось.
Сколько бы это продолжалось, никто не знал. Да объявились в тех местах пришлые люди: муж да жена, молодые, пригожие собой. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины всякую посуду. Катынг, так звали его стройную зеленоглазую жену, покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и цветами, да плетением рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава про мастеровую молодую семью скоро донеслась до Тавды. У нее даже руки затряслись от злости, когда увидела она их творенья. Тут же обложила таким большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров. Каково было удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть… «Выслушай нас, повелительница, наша дань тебе не простая» — начал Манжерок. «Вот мой кувшин, он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовят все твои подданные»,
«А вот моя сеть» — продолжила Катынг — «ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая». А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы не удержат! Догадалась Тавда, что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся кос зеленоглазой Катынг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунь. А перед смертью успела крикнуть любимому — «Прощай!» И бросила в воду горсть иголок, которыми вышивала свои прекрасные ковры. Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный орех — чилим. Тавда, оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под землю. А в том месте, где это случилось, недалеко одно от другого, видны отверстия. Это входы в Тавдинские пещеры.

Это легенда, о которой мы тогда и не знали, а просто шли минут 20 по дороге, пока не увидели большие отверстия в горе, а потом и плакат «Тавдинские пещеры. Перекресток миров». Наверх к пещерам вели полузаметенные снегом ступени. У подножия стояла старинная пушка.

Зимние забавы, часть 3 «Усадьба Саржевских»

Поднявшись по ступеням, мы оказались в большом гроте. Все было дымчато-серым. Это была пещера под названием «Большая Тавдинская» (другие названия этой пещеры — «Девичьи слёзы», «Тавдинская-1»). Трудно передать испытанный огромный восторг!

Зимние забавы, часть 3 «Усадьба Саржевских»

Естественно, я облазила все, куда могла залезть, и где было видно. К сожалению, у нас не было фонариков, а зимой экскурсий не проводят. По стене проложен электрический кабель, и летом можно попасть вглубь. А сейчас же просто как будто не было никакого прохода, только серая мгла, и не понять камень это или пустота, и только вспышка фотоаппарата позволила увидеть, что пещера продолжается, но туда мы уже не полезли.

Отличных впечатлений было более чем достаточно! С некоторым трудом спустившись вниз, увидели приехавших продавцов сувениров, купили на память берестяную картинку с магнитом и изображением того места, где мы только что побывали, и довольные прогулкой, вернулись в дом.

Когда мы поднимались — спускались по склону, ведущему на горнолыжный спуск, то видели указатель на маралью ферму и прочее. И после отдыха и обеда было решено сходить туда. Но, к сожалению, кроме одиноких строений мы не увидели ничего примечательного, разве что открывающуюся вокруг нас панораму гор, заснеженных сосен и солнца, запутавшегося в ветках берез на одной из вершин. Красиво!

Зимние забавы, часть 3 «Усадьба Саржевских»

Спустившись вниз, мы подошли поближе к Катуни, с которой так и не справились морозы, и она бежала среди глыб льда.

Когда мы вернулись, администратор попросила переселиться нас в соседний дом, так как мы, наверное, остались единственными посетителями этого чудесного места. Я поинтересовалась, откуда здесь вода и тепло. Воду поставляет база «Бирюзовая Катунь», а каждый коттедж отапливается индивидуально соляркой.

И вот 9 января — наш последний полный день пребывания в этом замечательном месте, где чистейший воздух, яркое солнце и восторженное настроение. После завтрака мы пошли к источнику Аржан-Суу. Надо было перейти по мосту через Катунь и повернуть направо. Оказалось, что совсем недалеко.

В переводе с алтайского «аржан-суу» означает «святая вода». Но в народе бытуют и параллельные наименования: «Серебряный источник», «Шоферский ключик». Аржан-Суу берет начало в нескольких скальных трещинах крайнего западного отрога хребта Иолго. Стекая из них, струи вскоре, буквально через несколько десятков метров, сливаются в один общий ручей. Любопытно, что состав этого целебного потока определяют как соединение «живой» и «мертвой» воды. Первая представлена гидрокабонатно-кальциево-магниевой составляющей с содержанием серебра, вторая — двухвалентным железом, которого, кстати, содержится здесь больше, чем даже во всемирно известных «Боржоми» и «Ессентуках». Кроме того, присутствуют медь, цинк, марганец, стронций. Целительная жидкость, весьма благотворно действующая на обмен веществ в организме, долго хранится, что также ценно. Здесь же можно в изобилии увидеть так называемые шаман-деревья, украшенные снизу доверху разноцветными ленточками. По старинной традиции, полагается использовать для этого исключительно светлую ткань длиной около 20 см.

Легенда о Святом Источнике Аржан-Суу

Однажды охотник ранил в горах марала. Но зверь не упал, а быстро помчался прочь. Охотник же, прельстившись драгоценными рогами, погнался за маралом по снегу. Кровью истекал марал, но добежал до горячей воды Аржан-Суу и с разбегу кинулся в нее. Пока охотник спускался с горы, у зверя затянулись раны, марал выскочил из воды и помчался дальше. Увидев это чудо, охотник бросил сушеного хариуса — рыба поплыла в воде источника, шевеля плавниками. Кинул он в воду шкуру выдры, вынырнула выдра и погналась за хариусом. Понял охотник, что Аржан-Суу силу и жизнь всем дает.

Зимние забавы, часть 3 «Усадьба Саржевских»

Я потрогала воду рукой, с удивлением обнаружив, что она теплая, и погрызла ледышку. Рядом с источником расположился рынок сувениров, который мы, естественно, не оставили без внимания.

После обеда уже привычной дорогой мы опять пошли на горнолыжный спуск. Солнце палило вовсю (в Новосибирске было градусов на 5 — 10 холоднее). Поднявшись наверх, мы побродили, наблюдая за горнолыжниками. А потом я взяла надувные санки — ватрушку и покаталась по склону.

Так прошли наши четыре дня зимних каникул в этом замечательном месте.

Зимние забавы, часть 3 «Усадьба Саржевских»

Больше всего понравилось размещение в уютном коттедже и посещение пещеры. А утром пришел автобус, и мы поехали обратно в Новосибирск, собирая по пути людей из других мест отдыха. Довольно долгая остановка была у Айского моста, я немножко по нему походила, глядя на знакомые по прошлому году места. Также традиционной была остановка у рынка в Сростках и традиционная покупка баночки меда в форме медвежонка для Мишеньки.

P. S. Стоимость проживания составила 3000 в сутки за двоих с завтраком, плюс 3200 дорога на двоих.