Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:50

Ая — Россия Январь 2010

Перед Новым годом встал вопрос, куда поехать на зимние каникулы. Горная Шория, где были год назад, хороша, но хотелось увидеть новые места. А тут в брошюре так замечательно было написано про алтайское озеро Ая, что там можно кататься и на лыжах, и на коньках, и на горных лыжах, что было решено поехать туда. Кроме того, я купила себе горнолыжный костюм, после чего поездка была просто неминуема. Началась обычная рабочая суета по выяснению в интернетовских форумах качества того или иного отеля, стоимости проживания, способах доставки. Затем обзвон турфирм о наличии мест. Решили остановиться на парк-отеле «Ая», с автобусной доставкой (12900 за двоих, завтраки-ужины включены), обратившись в турфирму с названием, обещающим приключения. «Как яхту назовешь, так…" В целом все прошло хорошо, но мелкие «приключения» были.

Наступило 5-е января, вечером в 23.30 мы должны на автобусе отбыть на Алтай. День прошел спокойно, в сборах. Я заказала такси на 22.20, чтобы ехать к новосибирскому Дому Офицеров, где нас должен был ждать автобус. Время подошло — такси нет. Подождали контрольные 5 минут — нет. Звоню, а мне в ответ недоуменное: «А разве вам не звонили, что такси задержится?» Я: «Нет. Но у нас автобус в 23 отправляется!» Мне: «А почему вы не сказали про автобус?» Здесь немая сцена, но такси минут через 10 подошло, и мы поехали. В дороге — звонок от туроператора с вопросом, едем мы или нет, а то микроавтобус (!) уже стоит и ждет. Мы успели, даже с запасом, но это действительно был микроавтобус, и всю ночь пришлось ехать, сидя спиной к водителю, но хоть он был любезным и предупредительным.

Через 6 часов мы подъехали к Айскому мосту. Сначала я подумала, что это разводной мост, как в Питере, потому что он резко уходил вверх, и что там дальше, было непонятно. Но река замерзла, какая уж тут навигация. Микроавтобус поехал вверх, потом нырнул по мосту вниз, и еще раз круто вверх и круто вниз — такая вот форма у Айского моста.

Зимние забавы, часть 2 — озеро Ая

Вскоре мы приехали к нашему отелю, и тут еще одно «приключение»: все номера заняты, выезд в 10 часов, а на часах только 6 утра. Так мы и просидели в фойе 4 часа, зато как потом обрадовались нашему просторному красивому номеру!

В парк-отеле «Ая» два больших четырехэтажных корпуса: наш и Югославский, в котором находится столовая и ресторан, и несколько двухэтажных летних корпусов. Очень красивая ухоженная территория. Сам парк-отель расположен на берегу озера Ая, которое сейчас было заснежено.

Горное озеро Ая расположено в 25 км от Горно-Алтайска, чуть в стороне от Чуйского тракта на левом берегу реки Катунь. Летом вода озера прогревается до 20 градусов и выше. Это одно из немногих мест Горного Алтая и предгорий, где можно купаться летом. В переводе с тюркского «Ай» означает «луна», и действительно, озеро имеет форму полумесяца. В центре озера находится небольшой островок — беседка Любви, до которого летом романтики добираются вплавь, а зимой это вообще просто.

Зимние забавы, часть 2 — озеро Ая

Существует вот такая алтайская легенда:
Давно это было…
Тогда на земле жили удивительные животные и добрые люди, но в противовес им водились и страшные животные и люди-людоеды.
В этих краях, среди прекрасной природы, жил кровожадный людоед Дельбегень. Много добрых людей погибло от него. Много зла и горя принес он добрым людям.
С грустью и гневом смотрела сверху вниз на злые деяния Дельбегена Луна (по-алтайски — Ай). В одну из ночей, когда Дельбегень творил свои грязные дела, Луна не вытерпела и спустилась в долину. Велика Луна, тяжела. Там, где опустилась она на землю, образовалась большая вмятина. Схватила Ай людоеда и, поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз в реку Катунь. Поднялись высокие волны и залили вмятину, которая образовалась на том месте, куда опускалась Луна. Так образовалось озеро. Спасенный род людской в память о тех давних событиях назвал это озеро Ая.
А на реке Катунь в том месте, куда Луна сбросила людоеда, образовались пороги, которые трудно проплывать. Это злой Дельбегень до сих пор строит козни людям и пытается их погубить.

А мы, умывшись с дороги, разложив вещи и перекусив, решили обозреть окрестности, тем более что на термометре было «всего» около -20.

Спросив дорогу, мы пошли к Айскому мосту, это около 3-х км в одну сторону. Спустившись вниз от нашего отеля, пошли по селу Ая. Пешком мы гуляли одни, изредка проезжали машины. Практически каждый дом зазывал к себе плакатами, т. е. село существует туризмом. Справа тянулся холм, поросший деревьями, слева были дома, за ними иногда виднелась замерзшая Катунь и еще дальше невысокие заснеженные горы.

Зимние забавы, часть 2 — озеро Ая

Потом мы увидели распятие на небольшом острове и мост к нему. Правда, мост оказался платным (100 руб) даже для пешеходов; заплатив, мы прошли по нему до креста.

Это территория санатория «Корона Алтая», который расположен на острове Пихтовый среди реки Катунь.

Поднялись к распятию, прошлись немного по территории. Кругом снег, и невдалеке поднимается пар над незамерзшим участком Катуни.

Зимние забавы, часть 2 — озеро Ая

Потом мы снова шли вдоль села к Айскому мосту. Подошли, разглядели. Это подвесной мост, у въезда стоит светофор, который пропускает машины в том или обратном направлении. Проезд платный, за легковую машину 50 рублей. Мы прошли до первого горба; когда мимо проезжала машина, мост потряхивало.
Потом бодрым шагом отправились обратно. Дойдя до отеля, мы с удовольствием поели горячего рассольника и решили отдохнуть. Для меня был куплен ликер Mollys, Женя предпочел водку. По-моему, я умудрилась даже немного поспать.

Мы приехали на Аю кататься, по первоначальному плану, на лыжах, коньках и горных лыжах. Узнали, что на озере катаются на лыжах, а для коньков есть каток, и отправились туда. Взяли напрокат коньки (100 руб за час с человека). Каток был освещен, играла музыка. Мы практически весь час были единственными фигуристами. Я так и не смогла вспомнить, когда последний раз стояла на коньках, может, в детстве, хотя коньков у меня точно не было. Но я поехала! И даже ни разу не упала! Со временем «мастерство» понемногу росло, и катание доставляло удовольствие. Немного устав, мы пошли в столовую на праздничный рождественский ужин. Здесь нас ждал обильный шведский стол, и мы воздали ему должное. А вот на какие-то дополнительные мероприятия решили не ходить, так как уже на ужине народ хорошо «подогрелся», и уже было шумно. В номере немного посмотрели телевизор, я даже пробовала читать, но книга мне не понравилась.

Следующее утро началось с завтрака и вопроса «что делать?» Долго пытали сидевших рядом со столовой представителей туриндустрии о возможных экскурсиях и интересных местах в округе. Но услышали, что кругом зима, поэтому можно съездить только на мараловую ферму, в Белокуриху или на Чемал. Смотреть, а тем более есть маралов не хотелось, в Белокурихе я уже была, на Чемал далеко. Было у меня желание посмотреть Тавдинские пещеры, о которых я прочитала при подготовке к поездке. Но это оказалось сопряжено с такими трудностями, что пришлось, надув губы, отказаться: зимой отдельно не возят; можно в составе группы на Чемал, но обратно, как придется; можно на такси (30 км), но это совсем не значит, что там будет ждать экскурсовод, и фонарей у нас не было. Поэтому, взяв напрокат лыжи, пошли кататься по озеру.

Зимние забавы, часть 2 — озеро Ая

И тут я поразилась, насколько оно маленькое: примерно 300 на 400 метров. Что же тут творится летом при таком количестве всевозможных турбаз и прочих мест отдыха?! Я с удовольствием пробежала почти два полных круга. А на термометре было уже слегка за -20. Хотя надо отдать должное теплому костюму и яркому солнцу.

Сдав лыжи, постояв под горячим душем, отдохнув и пообедав, мы пошли «пытать» нашего администратора, есть ли тут еще что-нибудь интересное, на что стоит сходить посмотреть, раз уж нам так не повезло с пещерами. Та сказала, что есть: «Вот идите по улице километра два, там будет страусиная ферма, а дальше строится замок». Пошли смотреть замок, это в противоположную сторону от Айского моста. Опять мы были единственными пешеходами. По дороге я строила планы, что сейчас мы покушаем яичницу из страусиного яйца, ну и хорошо бы накинуть мне на плечи страусиное боа. Шли мы долго и как-то начали сомневаться в правильности пути, но наконец увидели вывеску со страусом. Зашли в небольшое помещение, это был магазинчик, в котором на столе лежали два или три пустых страусиных яйца да пара перьев. Страусы, по-видимому, были эвакуированы в более теплые места. Поговорив с хозяином и купив у него зажигалку, вышли из магазинчика. Потом мы узнали, что он — голландец, приехал сюда, женившись на русской, и действительно пытается разводить страусов.

Мы пошли дальше, а замка все не было видно, но тут наконец-то нам встретились живые души, которые показали путь. Замок действительно красив, но он еще недостроен, а территория засыпана снегом. Мы заглянули вовнутрь, я представила бальный зал с камином, свечи, музыку.

Зимние забавы, часть 2 — озеро Ая

А суровая действительность шептала, что быстренько пора возвращаться: холодало.

Возвращаясь, мы увидели сувенирную лавку, зашли обогреться и посмотреть, но без покупок не ушли. Женя купил камуз, а я алтайскую берегиню из кедра.
После ужина с грустью смотрели, как падает на улице температура, все-таки Рождество. На каток идти не захотелось. В номере тоже стало прохладнее — очередное «приключение»: авария отопления. Гостиницы отапливаются привозным газом, и что-то не заладилось. Нам выдали дополнительные одеяла, так что мы не вымерзли, но настроение слегка упало: хотелось съездить на гору Веселая покататься на горных лыжах, что-то будет утром.

Утром, естественно, было около -35, так что плакали наши горные лыжи. Дождавшись, чтобы солнце взошло повыше, мы решили еще раз сходить в сувенирную лавку, так как у Жени не получалась полнозвучная игра на музыкальном инструменте под названием камуз, и он хотел взять урок игры на нем. Одевшись потеплее, бодрым шагом от гостиницы мы спустились вниз и пошли по улице. Но увы, лавка была закрыта. А проходили мы мимо щита с указанием на «Чертов палец». У своего администратора накануне мы выяснили, что это скала, с которой открывается чудесный вид на окрестности. Оценив свои возможности, мы решили немного подняться вверх.

Зимние забавы, часть 2 — озеро Ая

Но дорога после небольшого крутого подъема плавно и снежно уходила к далеким холмам, и мы с грустью решили, что нужно возвращаться. Это был третий и последний день на Ае.
В отеле мы порадовались, что аварию устранили, в номере потеплело, да еще нам дали обогреватель. После сытного ужина я попыталась сфотографировать вечерний вид отеля и особенно беседку Любви, которая с берега подсвечивалась прожектором.

Утром после завтрака я, на всякий случай, позвонила в нашу турфирму уточнить, как мы будем выезжать. Нам сказали, что также на микроавтобусе, в 12 часов дня от отеля. Собрав вещи, мы решили сходить прогуляться по озеру. Было морозно, и мой костюм шуршал как бумага. Мы прошли к противоположному берегу, я, естественно, полезла к камням фотографироваться.

Зимние забавы, часть 2 — озеро Ая

А когда мы вернулись, оказалось, что микроавтобус уже приехал, и нас ждут. Сдав номер, мы пошли уезжать домой. У водителя я спросила разрешение ехать на переднем сидении, так что могла обозревать дорогу, по которой мы ехали. В некоторых местах она была живописной. В Сростках купили внуку Мишке медвежонка с медом. Не обошлось и без последнего «приключения»: водитель, видимо, залил некачественной солярки, и микроавтобусу тяжело было на подъемах, да и рождественские морозы добавляли экстрима. А где-то в районе Бердска мы вообще встали. Но постояли-постояли и поехали, и до Новосибирска добрались нормально.