Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 19:01

Рим, Сиена, Флоренция, Падуя, Венеция — Италия Сентябрь 2017

Люблю Италию и ничего поделать с этим не могу и не хочу. Заноза в сердце — не проходящая любовь — засвербила, заскулила с приходом незаладившегося лета 2017, рисуя итальянские прелести: теплое море, жаркое солнце, великолепные храмы, которых не счесть.

В пятый раз конец августа — начало сентября (время, лакомое для путешествий во всех отношениях) снова было отписано ей, любимой. Если бы я мечтала исключительно об отдыхе на море, выбрала бы Калабрию. А как же россыпь достопримечательностей и сосредоточение культуры?

Сицилия тоже настойчиво стучалась в мое сердечко — впусти! Впустила бы, но стоимость авиабилетов озадачила.

Аэрофлот, осуществляющий регулярные беспересадочные рейсы «Москва — Венеция», «Рим — Москва», предложил сносную цену и не оставил шансов на раздумья — надо брать! После оплаты перелетов фантазия бессовестно разгулялась, требуя включить в маршрут все привлекательное, что есть в Венето, Тоскане и Лацио. В жестокой схватке с потоком желаний победил здравый смысл, выдав окончательную директиву: прилетаем в Венецию, перевоплотившись на пять дней в венецианцев, плаваем на вапоретто по лагуне, купаемся в Адриатическом море

Заноза в сердце. Италия

Из Венеции переезжаем на два дня в Падую, милую, спокойную, провинциальную (в хорошем смысле слова), напичканную достопримечательностями

Затем селимся на пять дней во Флоренции для знакомства с жемчужинами Тосканы

Заноза в сердце. Италия

Улетать будем из Рима, посвятив ему три дня

Целых пятнадцать дней погружения в Италию!

Впечатления от новой встречи обширны, карта памяти фотоаппарата заполнена.

Не легка задача — отфильтровать, отобрать, толково отжать материал, да и мой жизненный ритм не позволяет быть завсегдатаем сайта. Время стремительно летит, унося от приятных переживаний. Но пока еще живы воспоминания, греющие душу, попробую собраться с мыслями.

Из области малозначительных обобщений.

При подготовке к поездке Венеция была гвоздем программы

Заноза в сердце. Италия

Я могла бы пожертвовать любым местом дислокации в этом путешествии, кроме царицы морей — города, которому нет подобных.

Несколько лет назад, на заре самостоятельного туризма, мы с мужем имели краткосрочное свидание с этой таинственной Дамой, съездив в жемчужину Адриатики на день из Римини. Разве можно понять ее за один день? Хотя и от беглого давнего знакомства осталось целое море восторженных воспоминаний.

Выделив под Венецию пять дней, я подумала — слишком расщедрилась — отдать целых пять дней одному городу при нашем-то дефиците времени и стремлении ухватить все и сразу. Наивная, пять дней для Венеции — ничтожно мало! И все же, я могу говорить с легким оттенком превосходства про целых пять дней в Венеции, где мы были безоговорочно счастливы, испытывая радость вживания в город на сваях, растворяясь в тихих кварталах, плутая в хаосе улочек и каналов, соглашаясь с утверждением, что «Венеция узнается лучше всего во время скитаний по городу в поисках еще нового Тинторетто, еще не виданного Карпаччо»

Духовно-художественное.

Да, мы плутали, искали, обретали свою Венецию, в которой «золотая голубятня у воды, ласковой и млеюще-зеленой; заметает ветерок соленый, черных лодок узкие следы. Сколько нежных, странных лиц в толпе. В каждой лавке яркие игрушки: с книгой лев на вышитой подушке, с книгой лев на мраморном столбе. Стынет небо тускло-голубое… Но не тесно в этой тесноте. И не душно в сырости и зное, как на древнем, выцветшем холсте» (А. А. Ахматова)

Заноза в сердце. Италия

Кого-то в Венеции раздражают толпы бойких и бесцеремонных туристов, или же витающий над городом запах протухшей воды, а также ее подчеркнутая декоративность

Возможно, у меня был заложен нос, и я не уловила неприятных запахов?

Может быть, мне изменил вкус, и я не заметила искусственный антураж Венеции?

Толпы туристов, правда, встречались, но они мне не мешали, воспринимаясь как стружка при огранке бриллианта — стряхни и следа не останется.

Надеюсь, вы поняли, что я просто проверяю вашу реакцию… Конечно же, на Туристере собрались люди, понимающие красоту и ни на йоту не усомнившиеся в достоинствах столицы морей. Разве здесь есть кто-то, кто был разочарован Венецией? Есть? Тогда извините, нам не по пути. Мне там было божественно!

«Никто не знает город лучше, чем тот, кто придумал его себе сам». И я его придумала….

Моя Венеция — это плеск воды, как тихая музыка, небо, смыкающееся с упругими водами лагуны, бирюзовый отсвет каналов в тихом Каннареджо

Заноза в сердце. Италия

Утонченное искусство храмовой живописи разбросанных по всему городу церквей

Представляете, в крошечной Венеции более сотни церквей, это не считая островов лагуны. И многие из них — настоящие музеи.

Заходя в церковь, случайно встретившуюся на пути, обнаруживаешь галерею Тициана, Веронезе, Тьеполо, Карпаччо

Заноза в сердце. Италия

В поисках Тинторетто, где мы только не побывали — от Мадонна дель Орто и дома, где он родился, до Сан Тровазо, и от сан Дзаккария до Сан Рокко, плавали и на остров Сан -Джорджо ради церкви Сан Джордже Маджоре

Заноза в сердце. Италия

Но настоящим музеем Тинторетто все же является Скуола Венеции Сан-Рокко.

Уверяю, культурный шок от посещения этой венецианской достопримечательности будет обеспечен

Заноза в сердце. Италия

То, что сотворил в Сан-Рокко Джакопо Робусти по кличке Тинторетто (малыш-красильщик) — просто чудо: по всему пространству потолки и стены почти сплошь покрыты его громадными полотнами.

В 1564 году был объявлен конкурс на роспись Скуолы (братство мирян, созданное для благотворительности по профессиональному признаку под покровительством какого-либо Святого) с участием Веронезе, Сальвиати, Скьвоне, Тинторетто, который превзошел своих именитых соперников, представив вместо эскиза готовую картину «Святой Рох во славе», и сразу же получил заказ

Заноза в сердце. Италия

«Святой Рох», украшающий потолок зала Альберго — зала заседаний.

В течение 23 лет «стахановец» Тинторетто расписывал Скуолу Сан-Рокко, выполнив 56 высококлассных изображений.

Американский писатель Генри Джеймс, большой любитель итальянской живописи, писал: «Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать».

Гигантское полотно «Распятие» («Голгофа») занимает полностью одну из стен зала заседаний, как бы раздвигает вширь все помещение и распахивая грандиозное, бездонное пространство, пронизанное вспышками света и провалами глубоких теней. Казнь еще не завершилась, но чудо уже свершилось, о чем говорит яркое сияние у подножия креста

Заноза в сердце. Италия

Впечатление от посещения Сан-Рокко сравнимо с восторгом, полученным при встрече с Сикстинской капеллой Микеланджело.

Жаль, что фотографировать не дают — может быть, мне не повезло: два свирепых охранника постоянно строго грозили пальчиком.

Рядом со скуолой Сан-Рокко, отнимающей у бедных туристов, любителей прекрасного, силы и возможность что-то воспринимать с тем же неописуемым восторгом, находится огромная базилика Санта-Мария Глориоза деи Фрари, с прославленным шедевром Тициана — алтарная «Ассунта»

Заноза в сердце. Италия

Фрари перекрывает по плотности шедевров на единицу площади многие музеи. Сам Тициан удостоился чести быть похороненным в церкви деи Фрари.

Собор огромен, неуютен, но полон шедевров. Фотографировать тоже никак — смотрят, как на ненормальную.

Они же рядом стоят — Сан-Рокко и Фрари, поэтому Фрари досталось меньше восторгов от меня — Сан-Рокко была первой на пути и не оставила сил на еще один культурный шок. Суждения мои предвзяты…

Заноза в сердце. Италия

Тихая и пустая церковь Сан-Рокко запомнилась тем, что я там оставила свою любимую шляпку, приходя в себя от испытаний красотой скуолы. Опомнившись, кинулись к воротам, а дверь оказалась закрыта — перерыв. Робко постучали, не надеясь на удачу, и чудо — вышел священник с моей шляпкой, улыбнулся, протягивая пропажу, словно благословляя

Каждый раз, когда проплывали мимо остановки Сан -Томе (для осмотра Сан-Рокко и Фрари, выходить на Сан-Томе, вапоретто № 1, 2), перед глазами возникал уютный кусочек Венеции — Сан Поло, где «открытые ставни напоминают крылья ангелов, подглядывающих за чьими-то темными делами».

Другие прелести Светлейшей.

Сколько раз мы слышали, как протяжно матросы, лихо выбрасывающие и закручивающие канат, выкрикивают волнующее название остановки, San Zaccaria — Piazza San Marco. Центр притяжения в Венеции, ее главный магнит, ежедневно втягивающий десятки тысяч разномастных человечков.

Заноза в сердце. Италия

Иногда мы здесь выходили, но чаще проплывали мимо.

И каждый раз накатывал восторг от созерцания красоты, придуманной гением, изменявшейся при смене ракурса, но не неизменной в своей изысканности

Заноза в сердце. Италия

На сей раз великолепная базилика Сан-Марко (только папа римский имеет право объявить церковь базиликой — почетное звание дается церквям с выдающейся архитектурой) раскрыла передо мной свои сокровища.

Не покидала ошеломляющая мысль — строили на века, замахиваясь на Вечность

Заноза в сердце. Италия

Бывший мавзолей мощей евангелиста абсолютно доступен «широким массам. Вход в него бесплатен, правда очередь огромная. Но ее не стоит пугаться, так как движется она быстро.

Ни на Востоке, ни на Западе нет ничего подобного — византийская мозаика и тонкая, кружевная вязь каменных узоров.

Умиляет сравнение собора с огромным бородавчатым майским жуком на созерцательной прогулке (Марк Твен).

Купцы с востока, тянувшие в Венецию дорогое добро, и греческие мастера мозаики приложили не мало усилий, чтобы украсить базилику. Стены оделись в мрамор, на фасаде появились чудо-мозаики

Заноза в сердце. Италия

Пять куполов — фонариков радуют восхищенный глаз.

Нортекс (вестибюль) заполнен золотыми мозаиками на библейские сюжеты (надо делать альбом). Из вестибюля лестница ведет на хоры и лоджию Кавалли (музей Марко — 4 евро), по-простому, огромный балкон

Заноза в сердце. Италия

С балкона открываются потрясающие виды на главную гостиную Европы в обрамлении лагуны. Впечатление шикарные.

Я порхала по балкону совсем не так, как неповоротливый и прямолинейный майский жук, а как легкокрылая бабочка — с цветка на цветок, заглядываясь на близкие символы Сан-Марко и стараясь сфотографировать удивительно знакомую и любимую панораму.

На четвертый день, пропитавшись духом Венеции, примерив на себя облик благочестивых венецианцев, мы пошли в базилику на вечернюю мессу, и сошли за своих, получив за удачное перевоплощение возможность спокойно, без суеты, разглядывать интерьеры, поражаясь великолепию золотых мозаик и слушать величавое звучание слов о Боге в самом красивом храме лагуны

Под луной.

Покинув стены полупустого собора, мы пошли гулялять по ночной пьяцце Сан-Марко. В это время она полностью оправдывает название «гостиная Европы»

Заноза в сердце. Италия

Повсюду огни, из ресторанов доносится игра живых оркестров. Атмосфера праздничная

Толпы пакетных туристов отправлены восвояси, город получил передышку от суеты и неизбежного, бесцеремонного обращения с драгоценностью. Венеция, без сомнения, драгоценность, бриллиант, если угодно, и требует бережного отношения к себе. Она стоит денег, хорошо продается — нет недостатка в желающих приобщиться, дотронуться…

Понятно, что мы все хотим видеть ее, любоваться ее.

Ближе к ночи она преображается, становится не такой условной и растерзанной, как днем, отданной в безраздельное пользование туристов. Жаль, что я не смогла пройтись по Венеции рано утром, не получилось…

Уплывая в ночь по Большому каналу, обнаруживаешь, что не все палаццо освещены

Заноза в сердце. Италия

Темные дома вдоль канала загадочны и пусты, но потрясающе романтичны!

Балконы, нависшие над водой, венценосные люстры в окнах палаццо будят желание заглянуть на огонек.

Заноза в сердце. Италия

Вот уж где можно дать волю фантазии, вооружившись известными легендами, и леденящими душу событиями, связанными с тем или иным венецианским дворцом.

Тихий вечер накрыл венецианским покрывалом усталые гондолы, качающиеся на волнах у причалов.

«Как будто танец бесконечный,

Как будто хоровод беспечный

Ведут они под свет луны».

При свете дня на вапоретто.

Мы без счета раз проплыли на вапоретто по дневному Град каналу — и при ясном солнце, и при сильном дожде, сменив первоначальный восторг узнавания великолепных палаццо на обыденность восприятия. Эмоции улеглись, пропало беспрестанное желание направлять камеру на сменящие друг друга дворцы

Заноза в сердце. Италия

Но видимый издалека, увенчанный внушительным белым куполом-полусферой, великий храм Венеции взрывает мозг, прогоняет вялость. Силуэт самой крупной купольной базилики города в устье Большого канала всякий раз заставлял меня схватиться за фотоаппарат.

Санта-Мария делла Салюте была поставлена по клятвенному обещанию сетата более 330 лет в честь Девы Марии, избавившей город от эпидемии чумы, унесшей треть городского населения. Ее название — Салюте означает здоровье и избавление. Не хватило времени, чтобы зайти и посмотреть на полотно Тинторетто «Брак в Канне», надеюсь, что такая возможность появится…

География Венецианской лагуны весьма разнообразна. Помимо процветающих островов и островков есть заброшенные, а также большое количество отмелей — барен, отмеченных связками живописных bricole, стянутыми железными скобами серых свай, торчащих из воды

Заноза в сердце. Италия

Я влюбилась в лагуну не меньше, чем в Венецию.

Она одаряла меня тихим счастьем и обволакивающим спокойствием. Ее вода, меняющая цвет, очищает взгляд, мягкие волны успокаивают взбудораженные чувства, простор, упирающийся в высокое небо, уравнивает устремления человека и природы, создавая иллюзию абсолютной гармонии

Заноза в сердце. Италия

Оплывая самые дальние районы лагуны, острова Сан-Микеле, Мурано, Бурано, Торчелло, я не могла оторвать взгляд от меняющего пейзажа, неизменного лишь в своем совершенстве и великолепии

Отправившись в дальнее путешествие на вапоретто 41, 42 (оплывают Венецию по кругу) в сторону Мурано, мне пришлось отвоевывать в толпе пассажиров местечко для себя с хорошим обзором, чтобы не упустить виды, открывающиеся с канала Джудекка, который начинается недалеко от Сан-Марко

Заноза в сердце. Италия

Казалось бы, та же Венеция и сооружения знакомые, но будто бы впервые их видишь, как одно лицо «в фас», «профиль», «анфас»

Бок сестьере Дорсодуро, омываемый полноводным каналом Джудекка, через который огромные круизные лайнеры, покидают морской порт Венеции.

Джудекка, Иль- Реденторе, построена, как и Салюте, в честь избавления города от чумы. Тинторетто и Веронезе украсили эту церковь также.

Заноза в сердце. Италия

В широкой излучине угадывается мощь и простор большой воды. Здесь дышится полной грудью и дух захватывает от гармоничного вида мыса Пунта Догана и церкви Санта Мария делла Салюте. Салюте манит к себе — с залива, с Большого Канала

Барочная, мечтательная, прекрасная, сродни нерукотворному творенью.

Шикарная Скьявони, Славянская набережная с памятником неизменному Виктору Эммануилу II

Заноза в сердце. Италия

И дальше плывем мимо не совсем привычной Венеции — Арсенала, Giardini Pubblici (там проводятся различные биенале, о чем говорит сей символ — крылатый лев). В Венеции почти все львы крылатые

Крылья символические, с такими не полетишь. Но символ великолепен!

Проплываем рядом с Сан-Пьетро, минуя «кремлевские стены» Арсенала

Заноза в сердце. Италия

Лодка Данте с Вергилием российского скульптора Георгия Франгуляна, плывущая на остров Сан Микеле — Остров-кладбище: там могилы Бродского, Дягилева, Стравинского и его жены, Петра Вайля

А на горизонте поднялся над водой Мурано

Блуждания.

Мы наплавались в свое удовольствие, оправдывая свой проездной, дающий право плыть куда угодно и когда угодно и были по-детски счастливы, что можем в любой момент выйти на бережок, чтобы заглянуть в какую-нибудь приглянувшуюся с воды частичку Венеции, прогуливаясь вдоль канальчиков, идти, куда «глаза глядят», пытаясь найти среди четырехсот мостов Венеции — свои, любимые ажурные мостики и ступеньки, уходящие в никуда

Заноза в сердце. Италия

«Продвигаясь по этим лабиринтам, никогда не знаешь, преследуешь ли ты какую-то цель или бежишь от себя, охотник ты или дичь». — И. Бродский.

Самым захватывающим в моих прогулках был поиск скрытых двориков.

Количество тупиков, поворотов, узких переулков и двориков Венеции не поддается измерению. И никогда не знаешь чем закончиться невзрачный узкий проход между домами — тупиком или двориком с колодцем четырнадцатого века, византийскими патерами.

Приятный сюрприз, скрытый плотной застройкой города — Скала Контарини дель Боволо, который находится неподалеку от площади Манин в одноименном дворе

Заноза в сердце. Италия

Хотя, вряд ли это можно назвать сюрпризом — я прицельно искала дворец, прозванный в народе улиткой и была невероятно счастлива, что нашла его, после того, как мысленно произнесла знаменитую фразу-напутствие Тициано Скарпа из его книги «Венеция — это рыба»: «Куда ты пошла? Выбрось карту…Зачем бороться с лабиринтом? Подчинись ему хотя бы раз. Не волнуйся, пусть дорога сама проложит за тебя маршрут, а не маршрут — дорогу. Научись бродить, бродяжничать. Заблудись. Поплутай.»

Совет помог! Скала, то бишь дворец, спрятан среди узких улочек, срывающихся в воду. А если по ним пойдет человек, например, ночью, дезориентированный в пространстве? Было? Наверное за столько лет существования всякое бывало…

Заноза в сердце. Италия

Маленький дворик с коллекцией традиционных для Венеции колодцев.

И 500 лет назад тихий дворик богатого дома-дворца с божественно красивой лестницей был так же тих и безучастен? Вряд ли… Допускаю, что здесь кипели страсти, влюблялись, строились интриги, и высокомерные дамы горделиво красовались в ажурных проемах

Заноза в сердце. Италия

Трудно поверить, что в каких-нибудь 200 метрах бурлит разноголосый человеческий поток, а здесь тишина и уединенность.

Считается, что интерес вызывает не сам дворец, а его винтовая лестница, напоминая башню. Это идеал настоящей венецианской лестницы, который я себе представляла, ажурно-закрученная и бонус к ней — возможность любоваться Венецией на уровне высоких крыш.

Кассы работали. Ура! Билет, правда, не дешев — 7 евро за подъем, но это же Венеция! Билет включает в себя также посещение небольшого картинного зала — так называемой Комнаты Тинторетто (Tintoretto Room).

Заветный подъем по чудо-лестнице состоялся, я взлетела вверх на аркаду, аки птица, засматриваясь сквозь ажурные переплеты на черепичные крыши и возвышающийся над городом купола

Общественный транспорт.

Общественный транспорт Венеции исчерпывается одним видом — вапоретто — одной из самых дорогих систем городского транспорта в мире

Заноза в сердце. Италия

Билеты на вапоретто продаются почти на всех причалах, там же компостируются. Для экономии на проезде в Венеции существует Tourist travel card ACTV, стоимость которой зависит от количества дней, на которое вы ее приобретаете: карта на 1 день (24 часа) — 20 €, на 2 дня — 30 €, на 3 дня — 40 €, на 7 дней — 60 €. Проездной действует на все автобусы компании ACTV, а также вапоретто. Я покупала билеты на три дня, как оказалось, смысл в этом есть.

В первый день билет нам был не нужен, так как с удовольствием ходили ножками по залитому солнцем Каннареджо, а в последний день — первое воскресенье сентября — проходила Венецианская костюмированная «историческая» регата, во время ее проведения передвижение по Гранд-каналу на вапоретто невозможно.

Регата.

Второй раз я попадаю на красочный и атмосферный аттракцион, собирающий огромную массовку не только и не столько туристов, сколько местных любителей этого мероприятия. Открывают парад лодки, представляющие самые влиятельные и уважаемые фамилии города.

Участники этой части мероприятия — «дож"и его «жена», «Катерина Корнаро» и «высшие сановники мэрии города», одетые в красочные исторические костюмы

Заноза в сердце. Италия

Убранство лодок позволяет думать, что по Большому каналу плывет музейная экспозиция

Заноза в сердце. Италия

Вторая часть праздника — сама регата.

В этот день в Canale Grande собираются до 100 лодок. Заплывы проходят в несколько этапов. Участвуют разные команды, в том числе есть специальные заплывы для женщин и детей.

Жители города в первую очередь приходят посмотреть на гонку двухвесельных лодок «гондолини», которые формой напоминают уменьшенные гондолы. Посмотреть на регату с Риальто не довелось, так как полицейские перекрыли мост, никого на него не пуская. Меры предосторожности, однако, поэтому пришлось смотреть на парад лодок с набережной в плотной толпе страждущих зрелищ.

Регата завершена, мы идем по улочкам, плотно забитым народом, буквально застревая на узких крошечшых мостиках. Еще не пришло осознание, что прощание с Венецией неизбежно — Падуя стучится в сердце, чтобы занять там приличный уголок.

Прощай, город с таинственной улыбкой на лице и вечным праздником, щемящим сердце!