Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Иркутская область, Хужир, Усть-Баргузин — Россия Февраль 2017

Начало моих байкальских историй:

Байкальские истории. Часть 1. По кусочкам о многом

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

Байкальские истории. Часть 3. Узурная жизнь. Сосульки в гротах

Быстро пролетели узурные каникулы, больше похожие на непрерывный поток счастья. По крайней мере, для меня. Нынче батюшка Байкал надежно укрыл от китайцев (и, к сожалению, не только от них!) лед под снегом. Этот снег во время февральской оттепели днем подтаивал, а морозными ночами примерзал ко льду. И теперь эту снежно-ледяную корку ни сдуть, ни отодрать никакими самыми свирепыми байкальскими ветрами. Перед нынешней поездкой я все приставала к Юре Усову — начальнику метеостанции в Узурах — брать ли девочкам с собой на Байкал коньки? (мои-то давно «прописались» на Ольхоне!). Юра говорит: «Много чистого льда нет, но пятаки метров по 300 найдете. Вижу — внук Данилка катается». Я Юре в ответ: «Дай Данилке веник, пусть поразметает снег там, где он лежит, пока мы едем». Юра смеется: «Вот вы приедете, я каждой дам по две метлы, будет вам и работа, и удовольствие!» Но разве метлы для того, чтобы ими махать? На них летать надо!

В Узурах все БОЛЬШОЕ: большие трещины, большие льдины, большое Море — Байкал, раскинувшийся перед Узурами больше чем на 50 км в ширину. Сегодня нам предстоит путь по нему на правую восточную бурятскую сторону.

Байкальские истории. Часть 4. Дорога через Байкал

Какой вы представляете себе дорогу по льду Байкала?

Байкальские истории. Часть 4. Дорога через Байкал

Машина может завязнуть в высоком снегу, и тогда приходится применять рабсилу, чтобы вытолкать ее из сугроба.

Байкальские истории. Часть 4. Дорога через Байкал

Я закрываю глаза и «вижу» глянцевый, зеркальный, сияющий лед, много льда, море льда, от вида, разнообразия и красоты которого взрывается мозг: «паутинки» поверхностных трещинок, складывающиеся в причудливые узоры, или трещинноватость по всей толщине льда — внутри словно из фольги спрятаны фигурки лепестков цветов, листьев, крыльев; или монолиты цельного льда почти черного цвета, сквозь которые дышит байкальская бездна — сюда страшно наступать, хочется обойти это место стороной.

Все это я видела раньше, в предыдущие годы моего пребывания на Байкале…

Байкальские истории. Часть 4. Дорога через Байкал

…Открыв глаза, я возвращаюсь в реальность. Наш УАЗик несется по дороге: увы, безупречно гладкий и голый лед, который я видела на фотографиях в конце январе, напрочь засыпало снегом. И от Ольхона в сторону Баргузинского залива проложена настоящая дорога — вот такая, даже елки «посажены» на обочине:

И мой мозг, и, наверное, мозг водителя отдыхает: жми на газ и не думай, куда рулить! Конечно, дорога не всегда была такой ровной и гладкой — для разнообразия и для развлечения водителя (чтобы не уснул за рулем!)) периодически попадались поля торосов, но и здесь путь тоже был отмечен. Навстречу нам попадались толпы машин, движущиеся в сторону Ольхона. Головным обычно шел УАЗик с фототуристами, за ним — караван джипов усть-баргузинских жителей, отправившихся в выходные на прогулку. У всех туристов были обветренные и специфически загорелые лица — загорелыми были пол-лба, нос, подбородок и щеки, все то, что не удалось упрятать под шапку. Примерно такой же полосато-загорелой вернулась в Москву и я.

Видимо, мой мозг действительно отключился и отдыхал — я и не заметила, когда «закончился» Байкал и мы въехали на акваторию реки Баргузин. На некотором расстоянии от Байкала на ее левом берегу расположился поселок в Усть-Баргузин — цель нашего сегодняшнего путешествия. В поселке сейчас проживает чуть более 7 тысяч человек. Википедия рассказывает, что поселок Усть-Баргузин основан в 1648 году в устье реки Баргузин. Первоначально населенный пункт располагался на правом берегу реки, но был перенесён на более высокий левый берег после повышения уровня воды в Байкале из-за строительства Иркутской ГЭС в 1956 году.

Поселок живет своей размеренной жизнью. Взрослое население занято рыбалкой, работой с туристами или в Забайкальском национальном парке. А детвора — она и в Африке детвора! Все знают, как можно поразвлекаться. Стайку девчат мы застали за веселым занятием — они прыгали с высокого забора в сугроб. Хотя Усть-Баргузин и плоский, и ледяных горок в поселке мы не увидели, мальчишки нашли выход из положения: по дороге, скользкой от утрамбованного и укатанного колесами машин снега, с уклоном градусов 5 (не больше!) они умудряются кататься на пузе на картонках от коробок из-под печенья. Разбегаются, плюхаются животом на этот кусок картона и едут несколько метров вниз, словно крылья разведя руки в стороны. Многочисленные собаки с высоких заборов облаивают всех и вся. А собаки, сторожащие закрытый на зиму порт, лают как-то неуверенно, видимо больше для приличия, при этом дружелюбно размахивают хвостом во все стороны и несколько заискивающе и с надеждой на угощение заглядывают нам в глаза. Терпкие ароматы свежераспиленного дерева доносятся до нас с разных частей поселка — во многих дворах здесь расположились частные лесопилки. Из печных труб домов столбом валит розового цвета дым, подсвеченный предзакатным солнцем.

Байкальские истории. Часть 4. Дорога через Байкал

Река Баргузин на зиму замерзает и покрывается толстым слоем снега. В ожидании весны томятся вмерзшие в лед корабли и катера, бродить среди которых можно до бесконечности.

Байкальские истории. Часть 4. Дорога через Байкал

На ночлег мы расположились в уютном доме у жительницы Усть-Баргузина. Завершился сегодняшний день — с пронзительно-синим небом, ярким солнцем и белым снегом. Завтра нам предстоит дорога на Ушканьи острова.

Но никогда не знаешь, что принесет завтра — следующее утро или следующую жизнь.

Продолжение моих байкальских историй:

Байкальские истории. Часть 5. Пузырьковые страны и континенты…

Байкальские истории. Часть 6. «П-пурга, чёрт возьми, л-люблю!»