Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Байкал, Хужир — Россия Февраль 2017

Начало моих байкальских историй:

Байкальские истории. Часть 1. По кусочкам о многом

У края «линзы»

На берегу залива Хага-Яман в северо-восточной части Ольхона расположена метеостанция Узуры — облюбованное туристами место встречи рассвета.

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

Из Хужира сюда попасть непредсказуемо трудно: если ехать по земле — то, порой, остров так занесет снегом, что никакой УАЗик не проберется, если по льду — то у Хобоя могут быть сплошные трещины, через которые ни проехать-ни пройти. Но самые упертые туристы, добравшись-таки до Узур, ни на миг не пожалеют о своем решении. Здесь вокруг — БОЛЬШОЙ Байкал. Здесь все большое: торосы, трещины, гроты, морозы, ветра…

Данилка и Вика — внуки работников метеостанции и местные аборигены — знают каждую пещерку, куда можно залезть и где есть сосульки. Но об этом — чуть позже. А сегодня мы с ними и отправились в настоящее путешествие — к «линзе».

Детишки что-то непрерывно рассказывают — делятся своими секретами. Мне не хватает сил прислушиваться к их щебетанью, я прислушиваюсь к себе, к своим ощущениям — под ногами белое покрывало из искрящегося всеми цветами и оттенками и поскрипывающего при каждом шаге снега, высоко над головой в синем-синем небе сияет яркое солнце. Я иду на льду Байкала, и мне бесконечно хорошо. Когда нужно перебраться через торосы, сознание почти возвращается ко мне — надо контролировать каждый шаг, каждую качающуюся льдину, на которую предстоит наступить, но потом опять куда-то уплывает…

Через пару часов ходьбы дети нас привели к воде: в нескольких километрах от Узур вчера образовалась так называемая «линза», «колодец», «котлован» — у становой трещины не хватило силенок двигаться дальше, поэтому здесь — ее конец. Лед прогнулся и ушел в толщу воды на глубину в несколько метров. Получившуюся яму сверху залило водой, и образовалось настоящее озеро.

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

По его краям торчат изломанные толстые льдины, и по их боковым стенкам видно, что от тепла структура льда уже изменилась — стала игольчатой и скоро распадется на отдельные стеклянные «иголочки», «карандашики».

Примерно вот такую картину я наблюдала год назад тут же, в Узурах:

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

Из-под воды лед светится жутковатой белизной, а там, где его нет — чернотой дышит громадная глубина Байкала.

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

Данилка шустро бегает вдоль «линзы», то и дело подбираясь к самому ее краю. Я покрикиваю не него, чтобы он не шалил, стараюсь не отставать от него, не поспеваю, нервничаю, опять и опять тороплюсь его догнать, чтобы в случае чего успеть схватить его за то, что будет ближе — пятку или непослушный чуб. Очень скользко, того и гляди сама скачусь прямиком в воду. Скатиться не скатилась, но навернулась на краю знатно, на коленке долго-долго здоровый синяк переливался всеми оттенками радуги.

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

Линза образовалась только вчера (к счастью, мало кто про это знает, поэтому здесь еще не ступала нога китайца!), поверхность воды покрылась нежнейшей ледяной пленочкой. Но, видимо, трещину периодически шевелит — местами водичка плещется.

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

Ээх, купальник с собой не захватила! И длинную и крепкую веревку. Одним концом ее можно было бы привязать к себе, а другим — к кому-нибудь крепенькому и устойчивому, чтобы после купания выдернул меня из воды.))

На следующий день мы полезли на гору, что возвышается над Узурами, и поглядели на «линзу» сверху. Видно, как петляет трещина, как почти повторяя ее замысловатые изгибы петляет и дорога, по которой сейчас уже не проехать.

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

На обратном пути «сусанины» завели нас в дебри торосов. Не успела я оглянуться — нет Данилы! Чертенок спрятался где-то среди льдин, не найти его, не добраться до него в этом ледовом хаосе. Вика похихикала немного, да вывела нас на «столбовую дорогу» — непостижимым для меня образом между полями торосов сформировался «проезд», по которому при большом желании и машина может проехать, не то, что могучая кучка пешеходов. Правда, солнце к этому времени скрылось за склоном горы, краски льда потускнели, наши камеры были уже зачехлены. В ход пошли айфоны да смартфоны. Прошу прощения за качество снимков.))

Фото Елены Батовой

Фото Ирины Стражевой

Собирались мы на следующий день сюда наведаться, да не срослось, что-то другое отвлекло наше внимание… А вот что именно?

Рассветы в Узурах…

Рассветы в Узурах…Неподражаемые, неповторяемые, всегда прекрасные… Уже несколько раз я рассказывала о том удовольствии, которое получала при встрече рассвета в Узурах, что на восточной стороне Ольхона. Сюда стремятся приехать туристы со всего острова, чтобы увидеть, как из-за вершин забайкальских гор выглянут первые лучи солнца и оно многократно отразится на льду, как разноцветными искрами заиграют наплески и сосульки, а гроты наполнятся золотым воздухом…

Честно признаюсь, что в февральских рассветах явно наблюдается преимущество перед мартовскими — есть возможность поспать лишние 20–30 минут. И все равно, чтобы выбраться из уютного тепла дома на мороз требуются неимоверные усилия. После неумолимого звонка будильника первой встает Лена и, как бы невзначай, начинает шебуршаться — то чашкой загремит, то пакетом зашелестит, то споткнется о кочергу, а от ее падения такой противный металлический звук, что мертвого из могилы поднимет. Все, мы выбрались из-под теплых одеял, преодолев все искушения еще немного понежиться в постели, и дружно вышли в темноту для встречи нового дня. Иногда я еще успевала затопить печку, чтобы к нашему возвращению она как следует раскочегарилась.

Синее-синее предрассветное утро постепенно преображается, становясь золотистым, персиковым, розовым, белым… Все происходит очень быстро, и каждый раз я почти истерически бегаю между льдинками и сосульками в гротах, не в состоянии выбрать, где же именно мне остановиться и угомониться, чтобы спокойно поснимать искрящееся и распадающееся на тысячи лучиков солнце. На самом деле, правильнее всего опуститься на лед на коленки, присесть и, словно завороженная, наблюдать за тем, как перемещается по небосводу светило. Пока оно выкатывается из-за горизонта, его движение можно увидеть глазами — вот один лучик показался, вот треть солнышка, вот его половинка, вот уже две трети, целиком, вот оно оторвалось от линии гор и покатилось, покатилось по небу белым шаром… Понеслось!

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

Ну, здравствуй, новый день!))