Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Байкал, Хужир — Россия Февраль 2017

Начало моих байкальских историй:

Байкальские истории. Часть 1. По кусочкам о многом

Байкальские истории. Часть 2. Узурная жизнь

Байкальские истории. Часть 3. Узурная жизнь. Сосульки в гротах

Байкальские истории. Часть 4. Дорога через Байкал

Байкальские истории. Часть 5. Пузырьковые страны и континенты…

Гисметео не обмануло. К сожалению. Вчерашнее вечернее безмятежно синее небо, постепенно тускнеющее с закатом, сегодня отгородилось от нас плотным слоем облаков. Все вокруг стало блеклым и черно-серым, того и гляди снег посыплется.

Но никакое ухудшение погоды не может повлиять на наш маршрут и настроение. В бодром расположении духа из Усть-Баргузина мы отправляемся сегодня на Ушканьи острова. При этом полуостров Святой Нос мы обогнем со стороны Байкала:

Байкальские истории. Часть 6. «П-пурга, чёрт возьми, л-люблю!»

Уже при движении по Баргузинскому заливу погода окончательно испортилась — небо и земля слились в единое пространство, исчезла линия горизонта, и до того слегка угадываемая. И только цветные пятна нашей одежды резко выделялись на фоне белого безмолвия.

Перый фотостоп мы сделали у мыса Нижнее Изголовье полуострова Святой Нос.

Фото Г. Усольцевой

На земле на склоне горы недалеко от берега я заметила палатку. Но поначалу не придала этому значения, увлекшись льдинами и сокуями. Но спустя несколько минут вижу, как от палатки к нам идет парень, которого я без труда узнала — уже дважды мы встречались, когда он с товарищами бродил в окрестностях Узур. Вот это я понимаю — настоящие туристы! Спят в палатках, все свое имущество перевозят в волокушах. И вчера, когда мы весь день скучали в УАЗике, переезжая с Ольхона в Усть-Баргузин, эти ребята топали ногами через весь Байкал, за 14 часов пройдя от Узур до Святого Носа.

Байкальские истории. Часть 6. «П-пурга, чёрт возьми, л-люблю!»

Здесь, у Нижнего Изголовья, говорят, как и всегда, расположена полоса замечательных торосов, голубизну которых подчеркивал лежащий на них снег. Жаль, цвет неба подкачал — молока в молоке не различить. Но все равно мы с удовольствием полазали по льдинам и двинулись дальше: впереди меня ждал подвиг.

<i>Есть несколько версий происхождения названия полуострова. По одной из них Святой Нос по-бурятски называется Хилмэн-Хушун и означает «морда, нос осетра», а еще «сабельный мыс» или «кончик острия кинжала», все это в действительности по своим очертаниям напоминает Святой Нос — длинный и острый. По другой версии название «нос» для русских первопроходцев 17–18 веков имело значение «мыс». Так сначала был назван самый южный острый мыс — «нос» (теперь мыс Нижнее Изголовье), а затем и весь полуостров.

Полуостров Святой Нос — самый большой на Байкале — в древности был шаманской святыней. Его леса считались священными — там хоронили шаманов и совершали шаманские обряды. Люди верили, что эти леса населяли эжины — духи леса, огня и гор. Здесь не полагалось рубить деревья, ломать ветки, косить траву. Некоторые местности полуострова считались и считаются сакральными местами бурятских и эвенкийских шаманистов. Название «святой» связано со святостью этих мест и призывает людей обожествлять и свято беречь природу.

Всего несколько тысячелетий назад полуостров был островом, отделенным от материка нешироким проливом. Но две реки — Малый Чивыркуй и Баргузин, впадающие в Байкал южнее острова, постепенно заполнили пролив песком и илом. Байкальские шторма завершили дело, надежно связав остров с материком надежной косой. Перешеек омывается с одной стороны Баргузинским заливом с песчаным берегом, с другой — Чивыркуйским заливом с заболоченным берегом. </i>

Чтобы добраться до реки Марково, где я собираюсь принять освежающую «ванну», нам пришлось съехать с дороги, чтобы перемещаться вдоль берега. С нетерпением я вглядывалась в каждый мыс — не за ним ли этот ручеек? Но мимо него не проехать никак — среди белого снежного покрова темная лента воды видна издалека, ведь ручей не замерзает ни при каких морозах, а при впадении в Байкал образует небольшое озерцо, тоже не замерзающее. В прошлом году я купалась в этом озерце, так, не купалась, а макнулась вернее сказать — мелко было. На этот раз я решила искупаться в самой реке. Но тоже не сильно намочилась — тоже мелковато оказалось. На следующий год пойду купаться в саму стремнину, главное — чтобы в Байкал меня не смыло!

А дальше…

Ну, а дальше началось самое интересное — пурга, да такая, при которой снежные струи летели горизонтально. Мы двигались на север вдоль побережья Святого Носа в поисках дороги, что идет с Верхнего Изголовья полуострова на Ушканы. Мы непременно должны в эту дорогу упереться. Но едем и едем, все едем и едем… Уже давно проехали ту параллель, на которой Ушканьи острова расположены, вот уже на северо-восток едем, что означает, что проехали Верхнее Изголовье и, практически, завернули в Чивыркуйский залив. А дороги на Ушканы все нет.

По пути нам регулярно попадались становые трещины.

Фото Г. Усольцевой

Может быть, это была одна-единственная трещина, но петляла она совершенно непредсказуемым образом. И в поисках прохода-проезда через нее и мы петляли, словно зайцы. И каждый раз, когда надо было проскочить через трещину, девочки обязательно выходили из машины. И по тому, что было у них в руках, я догадывалась об их мыслях: с собой выносили сумочки с документами и деньгами, мало ли что… Лишь однажды Ира замешкалась и когда очнулась, спросила водителя: «Что, уже надо выходить?». На что получила ответ: «Уже не надо».

Несмотря на напряженку, в которую была погружена я на пару с водителем Федором, девочки чувствовали себя вполне комфортно. Как-то я обернулась посмотреть, что они делают, и вижу: в руках зеркальце и губная помада. Ира прихорашивается.

Байкальские истории. Часть 6. «П-пурга, чёрт возьми, л-люблю!»

Ну и отлично. Все спокойны. Пока все спокойны. Ну где же, наконец, эта дорога на Ушканы?

А пурга усиливается. В 500 м от берега его было не видать. Нельзя от него отдаляться! Все едем и едем…

Вдруг, как черт из шкатулки, будто из небытия, из белого безмолвия нам навстречу выныривает древний «Москвич» изумрудно-зеленого цвета. Из окна в задней дверце у него торчали доски. Уже позже Галя мне призналась, что была удивлена — зачем мужики в «Москвиче» в такую даль везут какую-то мебель? И уж совсем откровением было то, что эти доски оказались мостиком через трещины!

Байкальские истории. Часть 6. «П-пурга, чёрт возьми, л-люблю!»

Наш Федор даже взбодрился немного — это рыбаки, наверняка подскажут, где эта дорога на Ушканы. Ребята в «Москвиче» «посадили» нас на хвост и помчались вперед, да так, что наш УАЗик с трудом поспевал за ними, прыгая на торосах. Вскоре рыбаки указали такую вожделенную нами дорогу. Да я бы ни в жизнь не свернула на нее, если бы она нам попалась раньше! Заметенная снегом, она еле-еле угадывалась среди торосов, как будто по ней лет сто не ездили. Однако это была дорога на Ушканьи острова. Мы еще посомневались немного, даже мужчины, видимо, немного поспорили, в какой стороне острова:

Но делать нечего, мы двинулись по этой дороге вперед.

Ушканьи острова расположены точно на запад от того места, где мы сейчас находились. Казалось бы — чего проще: фиксируй руль и вперед! Но дорога все время петляла в лабиринте торосов, и ее очертания едва угадывались из-за снегопада, а вскоре и совсем пропали. Вернее сказать, видимость пропала вообще, кругом сплошное молоко, небо лежит на голове, мы едем в никуда. Виден только наш УАЗик, и ориентироваться можно исключительно по компасу. Конечно же, мы не могли заблудиться на Байкале: на востоке от нас был Святой нос, на западе — левый берег, до которого чуть больше 40 км по прямой. Если бы нам удавалось сохранить примерный градиент направления, мы обязательно уперлись бы в землю. Но вот проскочить мимо Ушканов, которые сейчас наглухо скрыты «молочной» пеленой — легко. Кроме того, вероятность напороться на торос или въехать в трещину (а то и еще что похуже!) при таких обстоятельствах никто не отменял.

Что же делать? Я посмотрела на девочек — никто не красит губы, не смотрится в зеркальце. У всех вытянутые лица, огруглые от напряжения глаза, но сидят тихо и (слава Богу) молчат! Они не понимают, почему я так уперто стремлюсь на Ушканы, что я там забыла в такую погоду. Но возвращение в Усть-Баргузин сломало бы нам план на всю оставшуюся часть поездки на Байкал, ведь Ушканьи острова — это ключевой объект на маршруте!

Федор напряжен до предела. Еще бы! У него в машине пять теток! Что они могут, если что случится?

Мне кажется, я приняла тогда единственно правильное решение — по своим же следам, пока их не замело, вернуться к тому месту, где мы расстались с рыбаками. И там еще раз подумать, что делать. «Разворачиваемся и едем назад» — резко сказала я Федору, и он беспрекословно выполнил мой приказ, даже с радостью, я бы сказала.

Рыбаки не сильно удивились нашему возвращению. Мы с ними посмеялись-поболтали, угостились свежевыловленной рыбкой для вечерней ухи.

Байкальские истории. Часть 6. «П-пурга, чёрт возьми, л-люблю!»

Но дальше-то что — погода не улучшается! Ушканы от нас в шаговой доступности, всего-то в 10-ти километрах по кривой — и так недостижимы без GPS и Интернета.

Фото Е.Батовой

Что делать, когда не знаешь, что делать? У меня на такой случай есть безотказное средство — надо поесть. И у нас с собой было. Мы отобедали, побурханили очень вдумчиво и целенаправленно. И тут все стало на места, мы поняли, как надо поступить: решили ехать на запад по компасу, стараясь не сильно отклоняться от нужного направления из-за торосов, и ехать не больше 10 километров. И если в Ушканы не упремся, тогда еще раз поедим и подумаем.

Так и сделали. То ли Ангел-Хранитель о нас позаботился, то ли еще Кто увидел нашу упертость, то ли небо приподнялось чуть выше уровня наших голов (а может быть и все это сразу произошло!), только через несколько километров мы увидели очертания острова. Это был Большой Ушканий остров, к которому мы и стремились.

Мы молодцы! Мы не струсили, но и не рисковали зря. Девочки, еще раз огромное вам спасибо за терпение и доверие!

А теперь мы немного передохнем и пойдем гулять-бродить по таким любимым мной Ушканьим островам. Но об этом чуть позже.))