Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09
Лауреат конкурса
«Россия 2017»

Нижний Тагил — Россия Май 2017

Переехав три года назад жить в Екатеринбург, я сразу стала знакомиться с Уралом, поскольку предыдущее знакомство ограничивалось двумя недолгими командировками в 80-е годы в проектный институт тогда еще Свердловска. Первый год много ездила с местной турфирмой по интересным местам, куда сложно добраться на общественном транспорте, а по городам я люблю гулять самостоятельно.

Сегодня я хочу рассказать о Нижнем Тагиле, втором по величине городе Свердловской области, о котором в нашей стране, наверно, слышало все население сознательного возраста. К этому приложило руку наше телевидение и авторы анекдотов о поведении жителей Тагила на отдыхе в теплых странах. Но об этом я не могу судить, так как не видела ни одной пресловутой телепередачи, и ни разу не была ни в Турции, ни в Египте. Я покажу вам Нижний Тагил, каким его увидела этим летом.

Добраться в Нижний Тагил из Екатеринбурга на общественном транспорте очень просто: с Северного автовокзала регулярно отправляются автобусы, с железнодорожного вокзала, расположенного рядом, — электрички. Расстояние от Екатеринбурга до Нижнего Тагила по трассе -143 километра, автобус идет больше двух часов, а простая электричка до трех с половиной.

Тагил рулит!

Но четыре раза в день в Нижний Тагил летает замечательная «Ласточка», которой можно добраться меньше чем за два часа в комфортных условиях. Жаль, что первый рейс отправляется в 8–43 по местному времени, что для туриста не очень удобно. Поскольку вернуться хочется также на «Ласточке», на прогулки по городу остается всего шесть часов.

Немного информации

Нижний Тагил — это город-труженик, почти три века здесь выпускают лучшие сорта стали и чугуна, строят военную технику и производят уникальные литые изделия. По состоянию на 2017 год население города составляет 355 693 человека.

Возникновение города связано с началом разработки в 1721 году месторождения магнитного железняка на горе Высокой и строительством Никитой и Акинфием Демидовыми Выйского и Тагильского железоделательных заводов.

Официально датой основания Нижнего Тагила считается 1722 год, когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун.

С чего лучше всего начинать знакомство с новым городом?

Проще всего воспользоваться тем, что предлагает сам город. В Нижнем Тагиле есть Малахитовая линия — пешеходный маршрут, соединяющий исторические, культурные и архитектурные объекты прошлого и настоящего. Он обозначен зеленой полосой на асфальте.

Тагил рулит!

Начинается маршрут на Театральной площади, от вокзала к ней можно пройти по главной улице — проспекту Ленина, или по проспекту Строителей. Этот район города застроен в основном солидными зданиями послевоенных лет. Говорят, что строили не без помощи немецких военнопленных. У меня времени мало, поэтому пошла более коротким путем — по проспекту Строителей.

Не удивительно, что поход по городским достопримечательностям начинается от Театральной площади. Это главная городская площадь, место проведения различных собраний, демонстраций и праздничных мероприятий. Здесь все солидно, особенно впечатляют основательные лавки и мусорные урны.

Тагил рулит!

На Театральной площади находится первый объект Малахитовой линии.

1. Памятник Е.А и М. Е. Черепановым

В историю Нижний Тагил вошел как родина первого российского паровоза. Создали его «универсальные механики», отец и сын, Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. Их память чтят не только в Нижнем Тагиле, но и на всем Урале. Памятник на Театральной площади установили в 1956 году, он был отлит в Ленинграде.

Тагил рулит!

В Нижнем Тагиле есть Историко-технический музей «Дом Черепановых».

2. Драматический театр им. Д. Н. Мамина-Сибиряка

Первый драматический театр был создан в Нижнем Тагиле еще в 1862 году служащими завода Демидовых. В 20-е годы XX века в городе уже работали три театра. В годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле выступали эвакуированные артисты ленинградских и украинских театров.

Тагил рулит!

Нижнетагильский драматический театр открылся сразу после войны в 1946 году. В 1955 году для него построили красивое здание, а площадь перед театром назвали Театральной. Имя знаменитого уральского писателя Д. Н. Мамина -Сибиряка присвоено театру в 1963 году, его произведения всегда были в репертуаре. Недавно театр был реконструирован и сейчас полностью отвечает современным требованиям.

Слева от театра стоит здание Администрации Нижнего Тагила.

Тагил рулит!

3. Сквер за зданием театра, поликлиника Демидовской больницы.

За зданием театра после его строительства создали сквер, где растут редкие для Урала виды деревьев — голубые ели, дубы, персидская сирень.

Я прошла через сквер мимо здания Администрации Горнозаводского округа, центром которого является Нижний Тагил. А нужно было, не доходя до него, свернуть влево. Там находится комплекс демидовского заводского госпиталя, построенный в стиле классицизма в 1928 году по проекту А. П. Чеботарева. Он до сих пор служит по своему прямому назначению, — это поликлиника Демидовской больницы. Посмотрела фото в интернете: красивое здание с колоннами, но не мешало бы отремонтировать.

4. Памятник первым комсомольцам Тагила

Памятник, который тагильчане называют «Местными Ромео и Джульеттой».

Тагил рулит!

Наше поколение сразу поймет идею этого памятника и вспомнит слова песни времен гражданской войны: «Дан приказ ему на запад, ей — в другую сторону».

5. Пионерский сквер и Комсомольский сквер.

На снимке выше за памятником виднеется Пионерский сквер, к нему нужно только перейти через улицу. Пионерский и Комсомольский скверы расположены рядом, но разделены улицей Красноармейской и Александровским пассажем. Еще в XIX веке на территории скверов была Базарная площадь с часовней- памятником императору Александру II. Пионерский сквер ничем не интересен, просто островок зелени, даже фонтан не сохранился. Можно смело пройти вдоль него по улице Ленина, не заходя в сквер.

Тагил рулит!

А вот в Комсомольском сквере много интересного. Сейчас это один из самых красивых скверов города, весною здесь буйно цветет сирень. Разбили эти скверы в 30-е годы прошлого века на месте Базарной площади комсомольцы и пионеры под руководством одного из первых садоводов-мичуринцев Кузьмы Рудого, который занимался озеленением уральских городов.

Фонтан «Каменный цветок», заложенный в сквере в 1936 году, стал первым фонтаном города. Судя по установленной неподалеку под деревьями табличке, его восстановили в 2013 году.

6. Нижнетагильский театр кукол

История кукольного театра в Нижнем Тагиле началась с эвакуированной в годы Великой Отечественной войны труппы Ленинградского Нового театра. В 1944 году решением горисполкома создали Нижнетагильский Театр кукол, а собственное здание рядом с Комсомольским сквером он получил в 1969 году.

Тагил рулит!

Стоит заглянуть за здание кукольного театра, там на улице Карла Маркса я обнаружила красивое здание начала XX века в стиле эклектики — бывший дом купца Ляпцева.

С этим зданием в городе связаны многие события первых годов советской власти. Например, здесь проходила I городская партконференция, в 1920 году открылся первый рабочий клуб «Металлист», в 1923 организован первый пионерский отряд, в 1928 году выступал нарком просвещения А. В. Луначарский и многое другое. Уже давно здание занимает Дом культуры школьников.

По пути недалеко от театра кукол встретила забавную скульптуру. Думаю, что её просто не донесли до места установки. Может быть это «Принцесса на горошине»?

7. Памятник горнозаводчику Н. Н. Демидову

В Комсомольском сквере к 285-летию Нижнего Тагила в 2007 году установили памятник Николаю Никитичу Демидову. Это представитель четвертого поколения династии промышленников Демидовых, меценат, филантроп, патриот. Например, он организовал и содержал егерский полк, принимавший участие в Бородинской битве. Очень интересный человек был, стоит прочитать о нём хотя бы в Википедии. Кстати, памятник Н. Н. Демидову есть на Демидовской площади во Флоренции, где он сначала был русским посланником, а потом провел последние годы жизни.

Тагил рулит!

Автор памятника в Комсомольском сквере — скульптор Олег Подольский, за основу он взял портрет Демидова, хранящийся в Нижнетагильском музее-заповеднике. В Нижнем Тагиле в середине XIX века уже был установлен памятник Н. Н. Демидову работы французского скульптора Ф.-Ж.Бозье, его снесли в 1919 году.

8. Проспект Ленина

Проспект Ленина, главная улица Нижнего Тагила, — одна из первых улиц города. Имя Ленина она получила в 1928 году, а до этого называлась Александровской. Название после возникновения она меняла не раз, Александровской стала называться в 1837 году после посещения города наследником российского престола. В XIX веке улица стала застраиваться каменными зданиями, жили здесь купцы и богатые люди. Посмотрим некоторые из сохранившихся зданий.

Гостиница «Северный Урал». Здание построено в конце XIX века, в нем был магазин купца Мозгунова. Два этажа достроены в 1937 году.

В 1773 году на горке в начале проспекта, где сейчас находится торгово-экономический колледж, был освящен Входо-Иерусалимский собор, построенный на средства Демидовых. Это был храм в византийском стиле в виде креста с тремя куполами. Он был архитектурной доминантой города, его шпиль был виден издалека. В 1930 году собор взорвали.

На месте собора в 1997 году установили памятный крест

9. Памятник В. И. Ленину

На этой же горке стоит очень необычный памятник В. И. Ленину. Это самый старый памятник в Нижнем Тагиле, его установили в 1925 году к 8-летней годовщине Октябрьской революции. Автор памятника — А. И. Фролов, учитель рисования одной из школ Тагила, а скульптуру вождя отлили из бронзы на заводе «Красный Выборжец».

Тагил рулит!

Постамент выполнен из тагильского мрамора в виде сложенных друг на друга книг, которые олицетворяют труды вождя. Есть открытые страницы с цитатами из произведений Ленина. А сам вождь стоит на земном шаре, как символ победившего во всем мире коммунизма. Рукою Ленин указывает в сторону завода, этим он демонстрирует его роль в жизни Нижнего Тагила. Вот так, всё не так просто!

10. Выставочные залы Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводский Урал»

Из сохранившихся зданий старого тагильского центра главное — бывшая контора завода Демидовых. Этот ансамбль в стиле позднего классицизма построили в 1833 году по проекту архитектора А. П. Чеботарева, крепостного Демидовых. Когда-то в центре фронтона был герб Демидовых, а в советские времена, когда здание занимала городская администрация, — герб СССР. В 1997 году здание передали музею-заповеднику «Горнозаводский Урал». На втором этаже проходят временные выставки.

Тагил рулит!

У меня ходить по музеям времени не было, но читала, что в здании очень интересные интерьеры: пол, выстлан чугунными плитами, а на второй этаж ведет чугунная лестница с ажурными перилами. Это работа тагильских мастеров второй половины XIX века.

Дальше, пройдя мимо здания музея, я повернула на плотину старого заводского пруда. Отсюда открывается великолепный вид на Лисью гору, куда мне предстоит подняться. Хочу рассказать о следующих станциях на Малахитовой линии в более удобной для себя последовательности.

Тагил рулит!

Итак, я поднялась на Лисью гору. Это самая высокая точка Нижнего Тагила, и подняться на неё нужно обязательно, чтобы посмотреть с высоты на город и пруд. Подъем несложный, наверх ведет отличная ступенчатая дорожка.

Тагил рулит!

Вид на город мне понравился, я увидела уже знакомые места и то, что увидеть за несколько часов не успею.

Блестят купола Свято-Троицкого собора — кафедрального собора Нижнетагильской епархии РПЦ. Этот собор в русско-византийском стиле построен в последней четверти XIX века. В этот раз я туда не пойду, район, кроме собора, малоинтересен.

Тагил рулит!

Вдали виднеется гора Долгая и спортивный комплекс «Аист», один из самых современных в России, после проведенной недавно реконструкции. Трамплины 40, 60, 90 и 120 метров позволяют проводить круглый год соревнования и тренировки мирового уровня.

А вот вид на район Старая Гальянка и одну из гор, на которых стоит Нижний Тагил. Это гора Вересовая, на вершине — Александровский собор, один из архитектурных памятников города. На своем пути по городу видела его постоянно с разных точек, хотелось увидеть вблизи. С Лисьей горы до Вересовой путь в три километра, но я успела дойти до Александровского собора.

Тагил рулит!

Церковь Святого Александра Невского — храм уникальный. Если другие церкви города в основном построены на средства заводчиков Демидовых, то этот — на средства простых людей. Храм был заложен в 1862 году в честь освобождения крестьян от крепостного права, строился на пожертвования почти шестнадцать лет. Освящен в честь Александра Невского, небесного покровителя Александра II, царя-освободителя. Это шатровый тип русско-византийского стиля. Закрыт храм был только в 1940 году, но не был взорван. Разрушался от времени: пятнадцать лет стоял пустой, потом в нем был склад дуста. Но строили собор на века, поэтому он выстоял.

Собор заново освящен в 1989 году. Работы по реставрации еще идут, я была внутри. Крыльцо и пол храма выстланы чугунными плахами. Храм действует, при нем работает воскресная школа и православная гимназия.

К сожалению, не видела храм вечером. У него красивая подсветка, и, говорят, что в сумерках он как бы парит над городом.

А вот это вид с Лисьей горы поразил меня больше всего! Теперь понимаешь всю индустриальную мощь этого города! У меня вид не вызывает каких-то отрицательных эмоций, скорее уважение к городу и его жителям. Урал не зря называют «опорным краем державы», а Нижний Тагил — один из главных «опорных» городов Урала.

Тагил рулит!

Теперь вернемся к Малахитовой линии, ведь я еще на Лисьей горе.

12.Сторожевая башня на Лисьей горе

Это самое знаменитое сооружение города, ему почти двести лет. Сторожевая башня стоит на Лисьей горе с 1818 года. Сейчас в башне размещается музейная экспозиция «Лисьегорская башня», рассказывающая о различных способах её использования: как сторожевой, как обсерватории, как пожарной каланчи и даже как памятник любви Н. Н. Демидова и Е. А. Строгановой.

Тагил рулит!

В башне есть круговая панорама Нижнего Тагила 1880-х годов, выполненная по фотографиям. Можно сравнить её с современным видом города, выйдя на смотровую площадку.

Работает музей с 15 апреля по 30 сентября с 13 до 17, четверг с 15 до 19 часов. Выходной — понедельник, вторник.

13. Музей-завод истории развития техники черной металлургии

У подножия Лисьей горы находится уникальный музей федерального значения — единственный в России завод-музей индустриальной культуры. Нижнетагильский металлургический завод был основан в 1725 году Демидовыми, это было сердце демидовской империи. С первых дней своего существования по техническому оснащению, производительности и объему выпускаемой продукции он занимал ведущее место не только в Росси, но и в Европе. В 1987 году, спустя почти три столетия непрерывной работы, завод был остановлен и превращен в музейный комплекс.

Тагил рулит!

Завод-музей состоит из экспозиций, где показаны основные стадии металлургического производства: доменный цех, прокатное производство, мартеновский цех и пр. Этот завод-музей уникален тем, что здесь «встречаются» три века отечественной металлургии.

Завод входит в состав Нижнетагильского музея-заповедника, основанного еще графом П. Н. Демидовым в 1841 году. Экскурсии проводятся в период с 1 мая по 30 сентября по предварительной заявке.

11. Памятник металлургам Нижнего Тагила

На Лисьей горе напротив Завода-музея в 2010 году установили памятник металлургам, автор памятника тагильский скульптор В.Павленко.

14. Историко-краеведческий музей, макет первого паровоза

К зданию бывшей конторы завода Демидовых, которое я уже показывала, слева в 1833 году, одновременно со строительством основного здания, был пристроен флигель. При Демидовых здесь размещалась лаборатория, архив заводов, публичная библиотека и «Музеум естественной истории и древностей». Теперь здание занимает Историко-краеведческий музей.

Перед входом в музей на постаменте установлен макет первого паровоза Черепановых. Известно, что первый паровоз мощностью в три тонны Е.А. и М.Е Черепановы построили в 1834 году, а в 1835 году изобрели уже более мощный — в шестнадцать тонн. Перед входом в музей стоит макет второго паровоза, выполненный по чертежам инженера Р. Р. Тонкова в 1948 году, а копия первого находится в одном из залов музея.

15. Памятник горнозаводскому оборудованию

Рядом со зданием Краеведческого музея стоят два здания провиантских складов, построенных по указанию Демидовых для хранения провианта тагильских заводов. Нижний провиантский склад в стиле петровского барокко — один из ранних архитектурных памятников Нижнего Тагила, он построен в 1760–1770-х годах. Сейчас здание используется для хранения музейных фондов.

Тагил рулит!

В 1985 году на площадке возле Нижнего провиантского склада создана экспозиция горнозаводского оборудования XVIII–XX веков, куда доставили оборудование со старых уральских заводов. Экспонаты уникальные! Особенно впечатляет огромный молот.

16. Танк Т-34

Верхний провиантский склад построен в первой четверти XIX века. Сейчас в здании размещается «Музей природы и охраны окружающей среды». Перед ним на постаменте установлен танк Т-34, изготовленный на нижнетагильских заводах.

Отклонимся от маршрута и заглянем на улицу Уральскую, которая проходит как раз между Провиантскими складами. Это улица стала заселяться, как только в конце 1725 года построили Тагильский завод. Одним из первых её зданий был как раз Нижний провиантский склад. Причем место, как сейчас говорят, было престижным: место живописное у пруда и завод рядом. Селилось здесь начальство и служащие завода. Хочу обратить ваше внимание на два здания.

Главное здание «Музея изобразительных искусств» было построено в 1865 году тагильским купцом П. Т. Аксёновым как продовольственный склад. В годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил были эвакуированы представители творческой интеллигенции из блокадного Ленинграда и оккупированной Украины. Тогда возникла идея о создании в городе картинной галереи. Созданию музея помогли специалисты Эрмитажа, часть фондов которого в годы войны хранилась в Свердловске.

Музей заслуживает внимания, его собрание почти десять тысяч произведений русского и западно-европейского искусства, в том числе произведения великих русских художников, и несколько произведений эпохи Возрождения.

А вы слышали о «Тагильской мадонне», которая хранится в этом музее? Эта картина была найдена в 1924 году на чердаке дома Анатолия Демидова, её история очень интересная и загадочная. Споры о её авторе ведутся до настоящего времени. Это вариант картины Рафаэля Санти «Мадонна с вуалью», до 1976 года её считали оригиналом и она экспонировалась в Пушкинском музее. Потом решили, что автор не сам Рафаэль и вернули в Нижний Тагил.

Красивое кирпичное здание с декоративными башенками на фасаде также принадлежит музею, а когда-то это было Реальное училище, истоки которого в первой цифирной школе, открытой в Невьянске Демидовыми еще в 1709 году для воспитания грамотных работников для заводов. Потом школу перевели в Нижний Тагил, на её базе создали горнозаводское училище, позже преобразованное в реальное.

Тагил рулит!

В Тагиле много забавных скульптур, еще парочку я встретила в районе музея. В городе есть интересный скульптор Александр Иванов, рядом его мастерская. Он делает скульптуры из металлолома и не только, «Смотрящий ангел» на крыльце Музея также его работа. Работы Александра Иванова есть в экспозиции музея, а скульптуры стоят не только в Тагиле, но и в других городах России и Европы.

Вот знаменитый «Городской ангел» — стоящий человек в пальто, очках и шляпе, с крыльями за спиной и копьем в руке, у ног которого сидит собака. Металлоконструкция перед ним из другой оперы.

Тагил рулит!

А как вам эта возлежащая на лавочке красотка? Не менее интересна и сама лавочка.

Но вернемся к «Малахитовой линии».

17. Городской парк культуры и отдыха им. А. П. Бондина

Дальше путь лежит по берегу Нижнетагильского пруда, городской сад здесь разбили в первой половине XIX века. Сначала он был господским садом, а в начале XX века был открыт для доступа населения и стал общественным. Сад с 1947 года носит имя тагильского писателя А. П. Бондина, в парке установлен памятник… на его могиле.

Тагил рулит!

Парк немаленький, он протянулся вдоль пруда примерно на километр. Я приехала в Нижний Тагил в главный детский праздник — День защиты детей, в парке было многолюдно, постаралась пройти через него быстрее.

18. Мостик влюбленных, каскад фонтанов

В парке есть мостик влюбленных, установленный в 2009 году. Я не поклонница этого обычая, но лучше ставить специальные «мостики», «сердечки» для навешивания замков, чем увешивать ими мосты и ограды набережных. А вот каскад фонтанов мне нравится!

20. Нижнетагильский государственный цирк

Заканчивается каскад у входа в парк перед зданием Нижнетагильского государственного цирка. История цирка в Нижнем Тагиле началась в 1931 году, тогда же было построено стационарное здание. Я не стала его фотографировать, здание второй год как закрыто на реставрацию, фасад в лесах.

19. Мемориально-литературный музей писателя А. П. Бондина

В парке на берегу пруда стоит небольшой деревянный дом, в котором находится Мемориально-литературный музей им. А. П. Бондина. В этом дома жил этот тагильский писатель, описывающий в своих произведениях жизнь и судьбы людей Нижнего Тагила. В музее собраны документы, отражающие историю литературной жизни города.

21.Памятник воинам-тагильчанам, погибшим в локальных войнах планеты

На набережной пруда в 1999 году установлен памятник воинам-тагильчанам, погибшим в локальных войнах. Монумент воину-интернационалисту создан местным скульптором А. Г. Неверовым.

Тагил рулит!

На плитах увековечены фамилии 58 тагильчан, погибших при исполнении служебного долга на территориях других государств.

22.Театральный сквер

Мы пришли почти к исходной точке маршрута — к Театральному скверу, который располагается между Театральной площадью и набережной, куда через сквер ведет ступенчатый спуск. В Театральном сквере много интересного, он полностью реконструирован в 2013 году.

Здесь есть десяток неплохих скульптур, но, главное, конечно, красивый светомузыкальный фонтан. Я была в сквере утром, фонтан не работал, там что-то делали рабочие, и я решила, что мне не повезло. Но вечером, когда поход подходил к концу, фонтан уже работал!

Тагил рулит!

Круг Малахитовой линии замкнулся, но это не конец. Есть еще одна станция на этой линии, расположенная в стороне от кольцевого маршрута. Путь к ней лежит по набережной Нижнетагильского пруда. Пруд в Тагиле замечательный, большой и очень красивый.

Город расположен на берегах реки Тагил, она делит его на две части, соединенные 14 мостами. Еще в 1723–1725 годах мастеровые заводчика Никиты Демидова построили плотину и Нижнетагильский пруд для металлургического завода. Его длина около двадцати километров.

Набережная пруда заслуживает оценок только в превосходной степени, я по ней почти пробежала, а с удовольствием бы неспешно прогулялась. Она носит красивое название «Тагильская лагуна» и её вид — результат недавней реконструкции.

Здесь много интересного: красивые аллеи для прогулки, детские площадки, тренажеры, кафе. Заканчивается набережная у современного отеля Park Inn by Radisson.

И опять симпатичные скульптуры из металла. Вот у этого «Городового» товарищи из ЛДПР угостили меня мороженым. Все-таки праздник в городе!

Хорош и «Дворник».

Вот мы и добрались до последнего объекта «Малахитовой линии», стоящего на берегу пруда.

23. Музей-усадьба «Демидовская дача»

Я торопилась на электричку, поэтому зайти в музей не успела. Но я еще расскажу о нём, так как побывала в музее в следующий приезд Нижний Тагил в середине августа. Это частное загородное имение первой половины XIX века, его восстановили и превратили в Музей три года назад. «Демидовской дачей» оно стало называться, когда в 1855 году хозяином стал Павел Демидов, князь Сан-Донато.

Это филиал музея-заповедника «Горнозаводский Урал», экспозиция которого посвящена заводчикам Демидовым.

Вот и всё, что я успела увидеть за шесть часов в Нижнем Тагиле. Город мне понравился. Конечно, я люблю показать прежде всего положительные стороны. Вижу и отрицательные, но в каком городе любого масштаба их нет? Главное, Нижний Тагил живет, развивается и меняется к лучшему.

Одного дня в Нижнем Тагиле, определенно, мало. Конечно, все зависит о того, что вы хотите увидеть. Город не маленький, кроме центральной исторической части, которую я показала, есть еще заводские районы — «Уралвагонзавода», «Металлургического комбината», где также много интересного. Например, «Музей бронетанковой техники».

А вы знаете, что Нижний Тагил — родина лаковой подносной росписи? Считается, что Тагильская роспись — предшественник Жостовской росписи, ей более 250 лет. В Нижнем Тагиле есть «Музей истории подносного промысла».

У меня сразу появилось желание приехать в Нижний Тагил еще, и я приехала в середине августа, об этом рассказ еще будет. Но скажу сразу, и эта поездка не последняя! Тагил ждёт!