Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 21:25

Нижний Тагил — Россия Август 2017

Рассказывая о поездке в Нижний Тагил в первый раз (Тагил рулит!), я обещала что ещё обязательно сюда вернусь. В ту поездку я прошла по основным достопримечательностям центрального района города, которые связаны малахитовой линией. Но Ленинский район — это один из трех городских районов Нижнего Тагила, хотелось увидеть и другие. В этот раз я поехала смотреть Дзержинский район города или, как его называют тагильцы, — Вагонку, расположенную в восточной части города.

Планировка Нижнего Тагила очень «своеобразна»: жилые районы сосредоточены вокруг огромной промышленной зоны. В зависимости от направления ветра, «удовольствие» получают каждый раз разные районы. Я смогла составить об этом впечатление: добраться до Дзержинского района можно на автобусе (маршрутке) или на трамвае, дорога проходит как раз вокруг промышленной зоны, ароматы по пути самые разные! Местное население их различает и может рассказать в деталях, что проезжаем в этот раз.

Прогулку по Вагонке начнем от проходной одного из двух градообразующих предприятий Нижнего Тагила — знаменитого «Уралвагонзавода», который положил начало существованию этого района города и дал ему название. Сейчас это «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“ имени Ф.Э Дзержинского», куда входят производственные предприятия, НИИ и конструкторские бюро. Корпорация занимается разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин и железнодорожных вагонов.

Нижний Тагил. Вагонка

Завод был построен для производства тяжелых железнодорожных вагонов, первый вагон был выпущен в октябре 1936 года. Но началась Великая Отечественная война, уже в первые годы Вагонка приняла около 70 тысяч эвакуированных.

В Нижний Тагил из западной части страны было эвакуировано 11 предприятий. На базе эвакуированных предприятий и «Уралвагонзавода» был создан Уральский танковый завод № 183. Основой его стал Харьковский танковый завод № 183 имени Коминтерна.

Каждый второй танк Т-34, участвовавший в боях Великой Отечественной войны был выпущен «Уралвагонзаводом». За годы войны завод выпустил более 25 тысяч танков. Поэтому перед главной проходной завода на постаменте стоит легендарный танк Т-34.

Нижний Тагил. Вагонка

На заводской площади рядом с проходной стоит церковь «Во имя святого благоверного Великого князя Дмитрия Донского». Эту красивую одноглавую церковь построили в начале нашего столетия на средства завода, все необходимые изделия для храма изготавливали в заводских цехах.

Церковь Дмитрия Донского — единственный на Урале храм, построенный в классических традициях русского православного зодчества XI–XIV веков.

Нижний Тагил. Вагонка

У завода «Уралвагонзавода» есть свой музейный комплекс, состоящий из Музея бронетанковой техники, Музея истории «Уралвагонзавода» и Выставки вагонной продукции УВЗ.

Вагонная продукция выставлена на площади между заводской оградой и административным зданием завода.

Нижний Тагил. Вагонка

В экспозиции, как выпускавшиеся еще с довоенных времен, так и современные вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, колесные пары. Рядом на щитах предоставлена полная информация о каждом экспонате.

У здания Музея стоит макет первого российского паровоза, построенного в 1834 году в Нижнем Тагиле отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми. Макет изготовлен в 2015 году мастерами «Уралвагонзавода».

Нижний Тагил. Вагонка

Музей бронетанковой техники создан при заводе в 1986 году. Сначала он был для «внутреннего» использования, доступным для посещения стал с 2006 года к 70-летию со дня основания «Уралвагонзавода».

Танк ОТ-34-76 разработан в КБ завода №183. Серийно выпускался в 1941-1944 годах на заводах№183 (Нижний Тагил), Сталинградском тракторном, №112 («Красное Сормово»), №174 (г.Омск). Применялся в боях Великой Отечественной войны.

Экспозиция образцов серийной и экспериментальной бронетехники очень популярна у посетителей, тем более, что в два танка можно залезть. Я, чтобы не возникла ситуация, как у всем известного Винни-Пуха, рисковать не стала, а только заглянула. А неугомонные мальчишки всё проверили.

Танк «Объект №167Т». Разработан в 1963 году. Изготовлен опытный образец, на вооружении не состоял.

В павильоне для телевидения снимали какой-то сюжет, из-за этого я не сфотографировала некоторые таблички.

Истребитель танков ИТ-1. Выпускался Уралвагонзаводом с 1968 по 1970 г. Был принят на вооружение Советской армии в 1968 году, в боях не использовался.

А вот героев сюжета на фоне танка Т-54 сфотографировала.

Нижний Тагил. Вагонка

Я показала не все образцы, так как территория стесненная, не все вмещалось в кадр, а танк без ствола вроде уже и не танк. Есть в экспозиции и танк Т-90, но его накануне угнали на какую-то выставку.

Танк Т-72А. Серийно выпускался с 1979 по 1989 г.

Техника на ходу и участвует в парадах на День Победы и различных выставках.

Нижний Тагил. Вагонка

В экспозиции Музея бронетанковой техники показаны документы в основном военного периода истории завода. Здесь есть награды «Уралвагонзавода» от первого Ордена Ленина, полученного в 1935 году, до Ордена Октябрьской Революции — в 1986 г., документы, фотографии, макеты, чертежи. Документы рассказывают о руководителях завода, конструкторах и простых рабочих, всех тех, кто работал на Победу.

В Книгу рекордов Гиннеса занесено сразу несколько рекордов «Уралвагонзавода». Завод был внесен в эту книгу в 1993 году, как крупнейший танкостроительный завод и самое крупное промышленное предприятие в мире. Кроме того, танк Т-72 входит в Книгу рекордов Гиннеса как танк с самым тяжелым классическим вооружением в мире (оснащен 125-мм скорострельной пушкой) и самый массовый танк в истории.

Самое красивое здание района — Дворец культуры имени И. В. Окунева, огромное здание в стиле «сталинского» ампира. Этот дворец культуры «Уралвагонзавода» построили в 1952–1958 годах по проекту московского архитектора Эммы Залесской.

В 1973 году дворцу и парку, в котором он стоит, присвоили имя легендарного директора «Уралвагонзавода» И. В. Окунева, возглавлявшего завод с 1949 по 1968 год.

Нижний Тагил. Вагонка

Памятник Ивану Васильевичу Окуневу стоит в парке рядом с Дворцом культуры. Окунева называют самым созидательным директором УВЗ. Он руководил заводом два десятка лет, за это время завод освоил несколько видов оборонной и мирной продукции, а Вагонка из утопавшего в грязи барачного посёлка превратилась в один из лучших районов города. Окунева уважали в городе за деловые качества, преданность заводу и личную порядочность. Он первым в 1972 году был удостоен звания Почетного гражданина Нижнего Тагила.

Напротив Дворца культуры находится многофункциональный стадион «Спутник» с двумя трибунами вместимостью более 8 тысяч зрителей.

Парк культуры и отдыха имени И. В. Окунева очень симпатичный. Здесь нет аттракционов, но есть детские площадки. Можно спокойно отдохнуть на лавочке среди цветов.

Нижний Тагил. Вагонка

Дзержинский район отличается своим внешним обликом от центрального района города, который я уже видела. Схема его планировки была выполнена в начале 1930-х годов московскими архитекторами. Это четкие кварталы, вписанные в прямоугольную сетку улиц. Пройдем по одной самой широкой улице Вагонки — проспекту Вагоностроителей.

Проспект Вагоностроителей — центральная магистраль Дзержинского района, до 1961 года носил имя Сталина. На этой улице можно проследить все архитектурные стили советской эпохи.

Проспект открывает красивый дом, первый благоустроенный дом, который строился хозспособом. При строительстве этого дома и еще некоторых использовался труд пленных немцев. Его сдали 1 января 1946 года.

Нижний Тагил. Вагонка

Здание Машиностроительного техникума, выпускающего кадры для «Уралвагонзавода», построено по типовому проекту в 1957 году. Одно из последних в городе зданий в стиле «сталинского» ампира. Перед зданием стоит памятник В. И. Ленину. А техникум вырос из вагоностроительного техникума, созданного еще в 1930-е годы одновременно с заводом.

Напротив техникума на противоположной стороне улицы — целый комплекс зданий, построенных по проектам московского института «Горпроект» в стиле сталинского ампира в 1940-50-е годы, когда еще не боролись с «архитектурными излишествами».

Нижний Тагил. Вагонка

Здания стоят рядом и образуют замкнутый прямоугольник, все украшены лепными фронтонами, необычной формы окнами, колоннами и башенками, но каждое здание индивидуально. Жаль, как и большинство зданий, его уродуют застекленные пластиковые балконы.

Есть на проспекте Вагоностроителей и здания в стиле конструктивизма, традиционного для архитектуры городов в 1920-30-е годы. Вот дом с эффектным скругленным углом, характерным для конструктивизма чередованием глухих плоскостей и ленточного остекления.

Нижний Тагил. Вагонка

За ним следует еще несколько зданий в стиле «сталинского» ампира.

И последнее здание в стиле конструктивизма, построенное по проекту 1934 года к началу Великой Отечественной войны.

Нижний Тагил. Вагонка

Гуляя по этому проспекту, я чувствовала себя, как в родном Комсомольске-на-Амуре на проспекте Ленина. Конструктивизма там не встретишь, а вот жилых зданий в стиле сталинского ампира достаточно.

Нижний Тагил. Вагонка

Противоположная сторона проспекта застроена неинтересно, в основном это типовые хрущевки. Попался на пути фонтанчик, думаю, что относится к соседнему цветочному магазин. Не бог весть какое произведение искусства, но пейзаж оживляет, и лишний фонтан городу никогда не помешает, особенно в окружении цветов.

На пересечении с проспектом Дзержинского по послевоенному генеральному плану района должна была находиться центральная часть Вагонки, её центральная площадь.

Нижний Тагил. Вагонка

На многих домах в этом районе есть памятные доски. Например, в доме № 32 по проспекту Дзержинского жил основатель криогенного машиностроения на УВЗ М. Н. Веремьев. Под его руководством были спроектированы и изготовлены системы для заправки орбитальных космических кораблей «Восток», Восход», «Союз», «Протон» и первого советского космического комплекса «Энергия-Буран», а также средства для транспортировки и хранения криогенных компонентов.

В доме № 30 жил в годы войны жил выдающийся инженер, генерал-майор А. А. Морозов, один из создателей танка Т-34. Он работал на заводе до 1951 года, по его руководством были созданы танки Т-34-85, Т-44 и Т-54. А в доме № 34 жил академик Е. О. Патон, который приехал на танковый завод в 1941 году, где под его руководством внедрили автоматическую сварку.

На аллее между двумя зданиями 1950-х годов установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому тагильского скульптора И. Я. Боголюбова.

Нижний Тагил. Вагонка

Напротив в 1963 году был построен первый в городе широкоформатный кинотеатр «Россия» на 850 мест. После реконструкции, проведенной в 2008 году, это культурно-развлекательный центр со всем необходимым для отдыха.

Кстати, на месте КРЦ «Россия» после войны находился лагерь пленных немцев и венгров, силами которых строились каменные дома напротив.

Нижний Тагил. Вагонка

Немного посмотрим участок проспекта Дзержинского за зданием КДЦ «Россия». Здесь есть сквер имени Дзержинского с площадками для детей, аттракционами и скейт-парком.

Но главное — Мемориальный комплекс «Аллея славы».

В начале аллеи находится Стела почетных жителей Дзержинского района. В центре на гербе указана дата создания района — 1933 год.

Нижний Тагил. Вагонка

Светомузыкальный фонтан напротив не работал, думаю, его включают по вечерам. Район рабочий, людей гуляет немного, в основном бабушки и мамы с маленькими детьми. Вот кто-то забыл на бортике грустного ослика.

Мемориальный комплекс был открыт 9 мая 1968 года, с тех пор он пережил две реконструкции, последняя наиболее масштабная была выполнена в 2014 году благодаря помощи «Уралвагонзавода».

В составе комплекса стелы с информацией о крупнейших предприятиях района, Героях Социалистического труда и Героях Советского Союза.

Стела Дзержинский район.

Главный элемент мемориала — обелиск высотой 30 метров, перед которым горит Вечный огонь.

За ним справа — Памятник танкисту и танкостроителю.

Нижний Тагил. Вагонка

Слева — стелы с датами Великой Отечественной войны и именами жителей Дзержинского района, не вернувшихся с войны. Более шести тысяч жителей Дзержинского района ушли на фронт, 3121 из них не вернулся.

За обелиском на Аллее Славы — Памятный знак воинам-интернационалистам Дзержинского района. Он выполнен в виде пятиконечной звезды, у подножия которой лежит печально известная панама солдат-афганцев. На знаке высечены имена 19 погибших солдат — жителей района.

Нижний Тагил. Вагонка

Основные достопримечательности Дзержинского района я посмотрела, нужно было спешить на вокзал. Покажу несколько более современных достопримечательностей Вагонки.

Вот самая свежая — Клинический центр «Уралвагонзавода».

Соседний торговый центр хоть не достопримечательность, но тоже выглядит неплохо, хотя в больших городах сейчас таких много.

Нижний Тагил. Вагонка

Дворец ледового спорта имени В. К. Сотникова построен в 1987 году, его трибуны вмещают более четырех тысяч зрителей. Это домашняя площадка хоккейного клуба «Спутник».

На автобусе я вернулась в район вокзала. Вот чем гордится город.

Нижний Тагил. Вагонка

В оставшееся время посмотрела памятник в честь воинов-железнодорожников.

И на скоростной «Ласточке» вернулась в Екатеринбург.

Нижний Тагил. Вагонка

Я успела посмотреть еще музей «Дача Демидовых», но об этом стоит рассказать отдельно. В Нижний Тагил съезжу этим летом обязательно, там еще очень много интересного. Так что не прощаемся!