В августе я на два дня поехала в Нижний Тагил, чтобы походить по музеям, на которые в прошлые однодневные поездки у меня не хватало времени. В городе как раз накануне открыли часть музеев.
Проще всего добраться от вокзалов и из центра города до «Музея быта и ремесел горнозаводского населения» и до соседнего «Музея истории подносного промысла» можно следующим образом:
доехать на автобусах 3, 4, 7, 20 или трамваях 1, 9, 12, 15, 17 до остановки «Островского»;
перейти по пешеходному мостику через реку Тагил;
повернуть направо и пройти 250 метров по ул. Тагильской.
Рекомендую загрузить в телефон карту Нижнего Тагила в программе 2Гис, которая будет работать вне зависимости от интернета, и вам не придется спрашивать, где этот мост.
Вот он, пешеходный мост через реку. Его построили работники завода им. В. В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны. Судя по табличке, ввод в эксплуатацию приурочили к 7 ноября 1944 года.
1 из 2
4
А вот это река Тагил, правый приток реки Туры.
5
«Музей быта и ремесел горнозаводского населения» называется «Господский дом», он располагается в двухэтажном доме на улице Тагильской. Этот дом — памятник архитектуры эпохи позднего классицизма первой половины XIX века. Имеет федеральное значение. Когда-то это была усадьба вместе с конюшенным двором, каретным сараем и садом.
Дом украшен декорированным карнизом и портиком в верхнем ярусе, состоящим из четырех колонн, увенчанных капителями с лепниной. Первой его владелицей была вдова купца 3-й гильдии Евдокия Дерябина, потом усадьбу приобрело Управление заводами Нижнетагильского округа. Здесь принимали важных гостей из Петербурга и Москвы, а позже дом использовали в качестве ведомственной квартиры для работников демидовского завода.
7
После революции дом поделили перегородками на коммуналки для семей работников металлургического завода им. В. В. Куйбышева, так теперь назывался бывший завод Демидовых.
Именно в «Господском доме», как его называли в Тагиле, в 1924 году нашли картину Рафаэля Санти «Мадонна дель Пополо», которую называют «Тагильской мадонной». Сейчас она находится в экспозиции Нижнетагильского музея изобразительных искусств, в который я также сходила.
3
В 1997 году после завершения долгой реставрации здания в нем был открыт Музей быта и ремесел горнозаводского населения «Господский дом».
Экспозиция первого этажа музей посвящена традиционным занятиям населения округа. Во второй половине XIX века многие заводские мастера и рабочие перешли в разряд кустарей. Это объяснялось тем, что совершенствовалось производство, внедрялись механизмы и сокращалась численность заводского персонала. Поэтому дополнительным хозяйственным занятием значительной части населения горнозаводского округа стало производство различных изделий ручным способом.
4
К 1913 году в Нижнем Тагиле в промыслах и ремеслах было занято около 1200 человек. Продукция была востребована на местном рынке продукции мелких производителей, также ее продавали на крупных Ирбитской и Нижегородской ярмарках.
5
Это зал традиционных женских ремесел: обработка льна, прядение, домашнее ткачество, вышивка.
1 из 2
5
Эти промыслы носили в основном домашний, нетоварный характер. Изделия использовали для собственных нужд.
1 из 2
3
Вы слышали такое название — бурак? Нет, это не свёкла, так на Урале называют изготовленные из бересты сосуды цилиндрической формы. В Нижнем Тагиле был развит бурачный промысел, существовало артельное производство бураков. Их делали плетеными или из целого пласта бересты. А каким разнообразным было оформление! К сожалению, фотографии стеклянной витрины в центре зала получились некачественными, а там бураки и тисненые, и расписные, и с аппликациями! Тагильские бураки отличались высоким качеством, а на их роспись оказала большое влияние подносная живопись, существовавшая в Нижнем Тагиле.
3
В округе был также развит бондарный промысел,
3
кожевенный и обувной.
1 из 2
3
6
Интересно было увидеть сундуки — древнейший вид мебели. На сундуках ели, спали, в них хранили всевозможные вещи. Сундучный промысел достиг наивысшего расцвета в Нижнетагильском и Невьянском заводах во второй половине XIX века. Причем изготавливали сундуки на нескольких производствах: в особых мастерских делали отдельные детали, а затем в центральном заведении происходила их сборка. Например, деревянную основу сундука — «ящик» делали в Петрокаменском районе, замки — в селе Быньги, жесть привозили с Невьянского завода.
Популярны были сундуки — «укладки» по 6 штук. При упаковке их складывали один в другой как матрешку, а в горнице ставили один на другой, получалась «горка». Распространены были четыре сундука — «место» и «тройка» — три сундука.
9
Сундуки обивали листовым железом с чеканкой, расписывали яркими красками, покрывали лаком, а самым интересным в сундучном промысле считалась отделка «мороженой» жестью белого, зеленого или золотистого цветов. На снимке внизу «мороженой» жестью отделана шкатулка справа.
7
На рубеже XIX — XX веков в Нижнем Тагиле было 18 мастерских, самым крупным было производство П. Я. Кокушкина, основанное в 1858 году. В 1895 году в нем работало 28 человек, в год изготавливали до 7500 сундуков.
4
Тагильские сундуки отправляли на крупные местные и всероссийские ярмарки в Нижний Новгород, Ирбит, Алапаевск. Оттуда их развозили в Сибирь, на Алтай, в Бухару, Семипалатинск и даже в северо-западный Китай.
1 из 2
8
Сверху - фотография владелицы сундучного производства З.П. Кокушкиной с детьми. Внизу - шкатулка-теремок с зеркалами.
Вот сундук с портретами императора и А. В. Суворова.
9
Большой выбор различных емкостей и шкатулок из бересты.
1 из 2
5
1 из 2
5
Вот такой фонарь над лестницей появился, когда реконструировали здание для размещения музея.
5
На стене панно с видами на Нижнетагильский пруд и город XIX века с Лисьей горы. Когда знаком с городом, многое вполне узнаваемо.
4
На втором этаже в экспозиции одежда горнозаводского населения и ее эволюция в XIX — начале XX веков от крестьянской до городской одежды.
3
7
На стенах фотографии того времени. Интересно смотреть на лица и одежду людей, живших более столетия назад.
4
5
Предметы интерьера также того времени.
5
В среде населения нижнетагильского горнозаводского округа особое место занимал «штат служащих» обладавших рядом привилегий. Для детей крепостных служащих было открыто в 1806 году Выйское заводское училище, ставшее со временем средним учебным заведением горнозаводского профиля. Самых способных воспитанников отправляли учиться в Москву, Петербург и даже за границу.
Крепостным был талантливый инженер Ф. И. Швецов, который получил европейское образование и стал упрапвляющим нижнетагильского горнозаводского округа по технической части.
1 из 3
4
Условный интерьер гостиной в доме управляющего в 1830-е годы.
В первой половине XIX века в процессе расслоения крепостного горнозаводского населения складывается местное купечество, сосредоточившее в своих руках крупную торговлю Нижнего Тагила. Некоторые купцы имели промышленные заведения, доходные дома, обширные сельскохозяйсчтвенные угодья.
Тагильские купцы Ушковы, Волгины, Уткины, Хлопотовы — потомки бывших демидовских крепостных. В конце XIX века обстановка домов крупной буржуазии была типично городской — в стиле своего времени.
1 из 2
9
Условный интерьер гостиной в доме купца конца XIX века.
Портреты семьи Шептаевых работы неизвестного художника. Вторая половина XIX в.
5
Портреты семьи Волковых работы неизвестного художника. Вторая половина XIX в.
3
На стене картина П.Веденецкого «Вид Нижнего Тагила зимой» (1830 г.).
5
Крупным фактором социального расслоения горнозаводского населения стало развитие промыслов и ремесел. В середине XIX века особую прослойку местных «городских сословий образовали кустари. Многие из них стали владельцами крупных промышленных предприятий, торговых домов, пополняя ряды гильдейского купечества.
8
Условный интерьер гостиной в доме зажиточного кустаря конца XIX века.
Мне музей понравился. Пусть он небольшой, скромный, но экспозиция довольно интересная.