Турист Людмила Султанова (Ludmila52)
Людмила Султанова
была 31 марта 20:36

Казахстан Июнь 2017
Тургень-Ассы

Мы решили посетить Тургень, как одно из самых живописных мест в предгорьях Тянь-Шаня, район виноградарства и виноделия.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Как водится, вначале заплатили пошлину за въезд в национальный парк Иле-Алатау.

Поизучали карту у входа

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Любуясь нетипичными для Казахстана пейзажами — зелеными долинами, холмами и белеющими вдали макушками гор, мы поразились отсутствию признаков виноградников.

Наконец решили спросить у местных. А нету их, — ответили нам.

Виноградники, из которых делали популярные в Казахстане тургеньские марочные вина, пали в борьбе за трезвость в годы правления уже канувшего в лету политика. Нет, в частных хозяйствах виноградники есть и домашнего вина мы могли бы отведать.

— Из чего же делают стоящие на прилавках в красивых бутылках тургеньские вина? — Из порошка, — ответил нам местный. Так или нет, не знаю, а неожиданную новость за что купила, за то и продаю.

Ну бог с ним, с вином, с виноградом. Мы ехали сюда не за этим. Нас интересовали тургеньские водопады и особенно манило плато Ассы. Даже для Дмитрия, нашего российского гида, это было еще неизведанное. А потому мы не представляли, сколько неприятных сюрпризов таила дорога на высокогорное плато. Дорога, которая вела нас к звездам — к обсерватории. Дорога, которая стоила нам двух пробитых колес, погнутой выхлопной трубы и покоцаного бампера. Это дает мне повод применить к нашей поездке известный афоризм: через тернии к звездам!

Плато Ассы

Его еще называют Ассы-Тургень. Оно находится на высоте почти 3000 м над уровнем моря, к востоку от Алматы, примерно в 100 км.

Высокогорное плато Ассы — жемчужина в короне. Но добраться до нее, ой, как нелегко! Опасность камнепада и сошедших ледников, колдобины и острые камни на грунтовой дороге. Зато тем, кто отважится на дорожные испытания, откроются невероятной красоты пейзажи.

А вначале мы радовались — асфальт на дороге был старый, но вполне приличный.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Довольно скоро дорога перешла в грунтовую, а порой ее и вовсе не было! А то, что было — это скорее накатанная колея. Поэтому отправляющимся в путешествие на плато Ассы следует иметь в виду — тут может пройти только мощный внедорожник. Наш Mitsubishi Outlander с большим трудом, весь израненный, добрался до места.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

И вот мы подъезжаем к плато. Маяком нам служил купол обсерватории.

Он становился все ближе

Тут нам не подняться

Покружив по серпантину, мы въехали наверх

Мы на плато Ассы!

Обсерватория Ассы

Она достойна отдельного слова. Ассы-Тургень — единственная обсерватория в Казахстане с идеальным астроклиматом. Астроклиматические условия обсерватории хорошо подходят для планетной астрономии: высокая прозрачность, отсутствие светового загрязнения, безветренные ночи и спокойствие атмосферы.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Обсерватория имеет два телескопа, 1 м (малый купол) и 1,5 м (высокая 20-м башня с куполом).
Правда, судьба самого большого телескопа печальна. В конце 80-х Астрофизический институт КазССР получил телескоп с диаметром зеркала 1,5 метра, изготовленный известной немецкой фирмой «Карл Цейс». Построили 20-метровую башню с куполом для него. Но потом развал СССР и уже десятки лет этот большой телескоп стоит без дела. Нет денег на его содержание! Малый 1-метровый телескоп работает, он был установлен раньше, в 1976 г. Специалисты говорят, что качество изображений звезд необыкновенное.
Основное направление исследований: наблюдения деталей видимой поверхности планет-гигантов Солнечной системы.

Плато служит отличной обзорной площадкой: отсюда роскошные виды на фантастически красивый ландшафт. Поверьте на слово, потому как мои снимки мало передают его очарование.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

На плато много разных цветов.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Тут были привычные желтые маки

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Мы встретили полянку эдельвейсов. Эти скромные цветы удостаиваются поэтичных сравнений с перламутровым жемчугом, но чаще с серебристыми звездами. Цветы-звезды возле обсерватории — это символично.

На одном склоне наблюдали пасторальную картину — пастух с отарой овец

На другом паслись лошадки

Очень хотелось побыть здесь подольше, но нам надо было засветло вернуться и починить машину. О ночевке на такой высоте не могло быть и речи. Ночью, при отсутствии спальников и теплых вещей (курток оказалось недостаточно), мы ужасно страдали от холода еще на озере Каинды, которое находилось гораздо ниже — 1600 м. А тут 2750 м! И мы с большим сожалением начали спускаться. Ничего, впереди у нас еще есть приятный момент — водопады!

Водопад Медвежий

С водопадами нам не повезло. Каким-то образом мы проскочили все указатели, а они стояли с обоих сторон от дороги. Поэтому осмотр водопада состоялся на обратном пути.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Мы смогли посетить только один, который оказался ближе — Батан, или Медвежий, с высотой падения 30 м.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

К другому водопаду надо было не только долго ехать на машине, но еще и идти пешком по непростой горной тропе 8 км. Вспомнив, как тяжело мне дался путь на Кольсай-2, я содрогнулась. В общем, мы отказались от посещения второго, самого высокого водопада с высотой падения 55 м — Кайрак.

Водопад Медвежий находится в очень красивом месте, окруженный скалами, покрытыми травами и цветущими кустами. Считается, что до него от дороги немногим более 1 км, но мне показалось гораздо больше!

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Перейдя мостик, входим в лес

И идем вверх почти все время параллельно речке, которую образует водопад

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Есть и такие участки пути

Зато можно любоваться цветами, которые растут на камнях

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

и бабочками, которых тут так много, что мы отмахивались от них, как от назойливых мух.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Последний переход по мостку и…

Водопад!

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Насколько водопады эффектны в реальности, настолько они трудны в передаче на фото. Не видно ни облака брызг, ни радужных капель, не слышно шума падающей воды. Не получились у меня и снимки образованного скалами полукруга вокруг водопада, с деревьями и кустами, с травами в цвету.

Но я могла бы предложить посмотреть фото Дмитрия: http://ilyshev.photo/portfolio/kaindy/ , http://ilyshev.photo/portfolio/kazakhstan/. Пока он не все выложил — снимали мы много.

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 6. Тургень. Плато Ассы

Мы сидели на камнях, любуясь водопадом, и не верилось, что наше путешествие подошло к концу. Правда, еще была запланирована поездка на БАО — Большое Алматинское озеро. Это очень популярное, но очень заюзанное место выходного дня в 20 км от Алматы.