Турист Людмила Султанова (Ludmila52)
Людмила Султанова
была 31 марта 20:36

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 4. Кольсайские озера

Казахстан Июнь 2017
Кольсайские озера

КОЛЬСАЙСКИЕ ОЗЕРА

К своему стыду, до недавних пор я, жительница Казахстана, ничего не знала о существовании этих озер. А между тем сюда, как к месту паломничества, стекаются бекпекеры со всего света — так популярен Кольсай! За время нашего путешествия нигде больше я не видела столько людей с огромными рюкзаками за плечами, бредующими по горной дороге к озерам и привествовашими встречных собратьев-туристов «Hello!».

Когда мы въехали в поселок Саты, где необходимо было пройти процедуру уплаты пошлины за въезд на территорию национального парка «Кольсайские озера», казахские ребятишки, слонявшиеся по улице, поздоровались с нами «Неllo!», вероятно приняв нас за иностранцев - привычную здесь публику.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Из чего я сделала вывод, что основной контингент туристов в этих местах — иностранный. За два дня, проведенных здесь, мы не встретили ни одного соотвечественника-туриста. Строго говоря, и нас вел к озерам не местный, а гид из России (по нынешнему положению иностранец) Дмитрий. Такие дела…

Нет, об озерах знают и пишут наши энтузиасты. И все же странно, что в массе мы так равнодушны к красоте своей Природы.

Небольшая справка: Кольсайские озёра — система из трёх озёр в северном Тянь-Шане, в ущелье Кольсай,. Озёра расположены на территории Райымбекского района Алматинской области Казахстана и находятся всего в 10 км от границы с Киргизией, в 330 км юго-восточнее Алматы на высоте порядка 1800 м, 2200 м, 2800 м над уровнем моря. Соединяются все три озера речкой Кольсай.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Чем же примечательны эти озера? Ради чего тащиться по нелегкой горной тропе? Ведь на машине можно подъехать только к первому озеру — Кольсай-1, или Нижний Кольсай. А дальше ножками, ножками. И все вверх, вверх. До следующего озера 7 километров, до самого верхнего — почти столько же. Моих сил хватило дойти только до 2-го, среднего Кольсая. Потому и рассказать могу только о двух — Кольсай-1 и Кольсай-2.

КОЛЬСАЙ-1 (Нижний Кольсай)

Справка: Озеро Кольсай-1 находится на высоте 1800 м, его длина — 1 км, ширина 400 м, глубина 80 м.

Кольсай встретил нас неприветливо — небо хмурилось и обещало дождь. И все равно невозможно было не оценить красоту озера, плавные изгибы его крутых берегов, густо поросших стройными, высокими елями. Когда облака расходились, были видны снежные вершины.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Несмотря на погоду, в густых облаках над горами барражировал вертолет. Зачем? Ах да, рядом граница с Киргизией и наркотрафик.

Мы увидели дом с террасой, стоящий на высоком берегу. Его дверь была на замке. Вокруг никого, дом показался нам бесхозным. И мы расположились на его террасе. Вовремя. Первые капли дождя зашлепали по крыше.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Дмитрий сноровисто наладил приготовление пищи на своей миниатюрной газовке, а мы с подругой размышляли, позволит ли нам погода хотя бы пройтись вокруг озера?

Погода не позволила. Она разразилась проливным дождем, который то затихал, то принимался лить с новой силой. Резко похолодало. Пришлось облачится в теплые куртки — в середине лета!

На берегу показались двое туристов-бекпекеров. Молодая пара общалась между собой по-английски. Они поднялись на террасу и стали переодеваться в сухое. Дмитрий, свободно говорящий по-английски, предложил им горячего чаю. Мы, не владеющие никакими языками, кроме родного, молча подвинули иностранцам наше угощение. Знакомство состоялось. Он — врач из Испании, она — журналистка из Австрии, познакомились по интернету, путешествуют вместе.

Как и у нас, перед ними встал вопрос ночлега в эту ненастную погоду. От дождя мы были хоть как-то защищены навесом и казавшейся непромогаемой (позже выяснилось, что это не так) палаткой, но от холода даже куртки защищали слабо. И мы поселились в одну из юрт, которые здесь сдавались. В соседней юрте пристроились ночевать наши новые знакомые.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Утро следующего дня было ясным.

И озеро перестало быть темной массой воды. Оно украсилось зеркальным отражением его берегов.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Однако погода в горах меняется часто и внезапно. Облака то набегали, закрывая солнце, то растворялись так быстро, будто их и не было.

Левый берег (если встать по течению речки Кольсай) был пройден нами до конца.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

С правой стороны озера берег очень крут и там проложен деревянный настил с перилами. Мы так и не прошлись по нему — не хватило времени.

Верхняя часть озера Кольсай-1. Здесь в него вливается речка Кольсай, бегущая сверху от Кольсай-2.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

А так она из него вытекает

И бежит дальше по ущелью

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Для прогулок по озеру есть прокат лодок и катамаранов.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Цветение трав было в полном разгаре. Тут были цветы русских полей

Лён

Иван-чай (кипрей)

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Белена. которая росла у нашего временного жилья

Эдельвейс напомнил, что мы в горах, а не на русском поле

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Ирис, какая изящная геометрия!

И душистая, сладкая земляника!

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Мне Кольсай пришелся по душе. Даже погода не мешала восприятию его мнообразной красоты.

Уподобление озер глазам — аллегория избитая, но тут очень подходящая. Удлиненная форма водной глади и высокие ели вокруг него точь-в-точь глаз восточной красавицы в обрамлении длинных, густых ресниц.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Никуда не хотелось идти. Ведь тут так замечательно. А то, другое озеро разве может быть красивее?

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Но мои спутники были непреклонны — идем на Кольсай-2. Пришлось подчинится большинству.

Дорога на Кольсай-2

Если вы молоды и имеете опыт пеших походов, то дойдете до Кольсай-2 за три часа. У меня ушло на этот путь 4,5 часа и то на пределе возможностей. В походе необходимо иметь бутылку с водой или просто бутылку — водой ее можно будет наполнить по дороге из ручья. Дорога все время пролегает вдоль него. Мы взятую с собой воду выпили раньше, чем дошли, и потом пили ту, которая встречалась. Никому плохо не было.

Хорошо, если есть палки для скандинавской ходьбы. С ними легче.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

У нас была одна пара палок на двоих, каждая взяла себе палку и это очень помогло. Наш гид Дмитрий обходился без палок и похоже вообще не утомился за время похода.

В процессе движения нам было жарко. Но как только мы дошли до конечной цели и остановились, то сразу почувствовали холод. На высоте 2250 м было заметно холоднее, чем на Кольсай-1. Поэтому не лишним будет прихватить с собой ветровку или любую теплую вещь.

Я бы советовала взять в дорогу перекус - калорий тратиться много. Практически весь день уйдет на этот поход. Даже если вы не дерзнете подняться выше, к Кольсай-3, все равно вам захочется есть. На мой взгляд, лучше не терпеть голод и подкрепиться какой-то едой. У нас на каждого было по яблоку и орешки. Но я была бы непрочь съесть еще чего-нибудь. Даже сильная усталость не заглушила этого желания.

Больше всего я боялась клещей — много читала об их опасности. Прихватила в дорогу аж четыре баллончика, опрыскала себя всю с ног до головы. Мы ведь будем пробираться через густой лес. Штанины заправила в носки. Но потом, когда от ходьбы стало жарко, забыла про клещей, закатала наверх штанины и рукава рубашки. Слава богу, ничего не приключилось.

А в остальном - не берите ничего лишнего, все это будет оттягивать вам плечи и становится все тяжелее по мере продвижения. Местами путь очень нелегкий, есть трудные подъемы, скольские тропы.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Дорога вначале была легкой и приятной. Тропинка утоптана и хорошо видна. Вокруг был широкий обзор. Но очень быстро мы вошли в тень леса и под ногами уже была не тропинка, а выпирающие корни и камни. Чтобы туристы не сбились с направления, на камнях были нарисованы синие стрелки — их мы встречали время от времени.

Встретилось и такое: огромный камень-валун с металлической табличкой

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Что случилось тут зимой 14-го года?

Вообще-то тропа от Кольсай-1 до Кольсай-2 довольно оживленная. По ней постоянно снуют туда-сюда туристы и вооруженные люди на конях. Снимать запрещено. Увидев, что я вскинула камеру, мне велели стереть снимки с погранцами. Но один кадрик этой встречи сохранился.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

На протяжении пути встречаются два (или три?) привала. Приветливое «Hi», выложенное камешками на столе, еще раз намекает, что за народ тут ходит.

Возле этого привала я увидела белые цветы на старой ели! Что за диво! Оказалось, это цветы дикого хмеля

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

По этой узкой тропе, с одной стороны которой возвышается крутой склон, а другая сторона обрывается вниз, идут и кони со всадниками.

Внизу грохочет речка

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Тропа иногда спускалась вниз, к речке

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Места. где росли большие папоротники, напоминали древний рекликтовый лес

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Мы шли, шли… и пришли! Вот он, Кольсай-2. Его визитная карточка — бревна у одного из берегов

КОЛЬСАЙ-2 (Средний Кольсай)

Средний Кольсай находится на высоте 2252 м и имеет размеры около 1200 метров на 600, максимальная глубина 50 м. Считается самым большим озером из трех. А возможно и самым красивым.

Берега у Кольсай-2 по большей части очень крутые. Мы перебрались по бревнам через речку Кольсай, вытекающую из озера, на пологий участок.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Этот берег утопал в луговых цветах

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Здесь обнаружилась целая "грядка" лука! Лук темно-красный. Allium atrosanguineum.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Вода в озере чистая, прозрачная. Видны камешки.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 4. Кольсайские озера

Одно из бревен имело необычный вид, я назвала его «кольсайский крокодил».

Передать красоту Кольсай-2, его масштабы очень трудно — все пропадает на снимках. Мне Среднее озеро показалось райским местом. Я нисколько не пожалела, что прошла такой нелегкий путь. Стоило того.