Турист Людмила Султанова (Ludmila52)
Людмила Султанова
была 31 марта 20:36

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Казахстан Июнь 2017
Поющий бархан

Однажды мне захотелось увидеть сразу и песчаные дюны, и каньоны, и альпийские долины, и швейцарские озера, и заснеженные пики горных вершин. Не выезжая за пределы отечества. И я отправилась в путешествие по Казахстану. Точнее путь мой лежал с западной его части (где живу) в юго-восточную. А далее маршрут пролегал через национальные парки Алтын-Эмель, Чарынский каньон, Кольсайские озера и Каинды, а также Тургень и БАО (Иле-Алатауский национальный парк).

Сейчас, немного разобравшись с ворохом снимков, утряся в голове хаос разнообразных впечатлений, я решила поделиться информацией, которая может пригодиться еще кому-нибудь.

Здесь, на сайте уже есть повествования почти обо всем, что мне встретилось. И все же я решила написать свои впечатления, потому что каждый видит мир под индивидуальным ракурсом. Разное время года и погодные условия совершенно неожиданно раскрывают известные места. И потому опыт каждого путешественника уникален.

Но вначале хочется остановится на организационном моменте — он присутствует в жизни каждого туриста. Как ехать, с кем ехать, что брать с собой в дорогу.

В Алмате можно взять одно-двухдневную экскурсию в какое-то одно место. Обычно это случается в выходные дни. Меня это не устраивало. Нужен человек с машиной, который будет возить по маршруту — перевозчик. Я такого нашла. Отличный парень, мы с ним почти договорились за два месяца до поездки.

И тут я нахожу в интернете сайт фотографа и путешественника из Екатеринбурга, организующего поездки по всему миру — Дмитрия (ограничуь упоминанием имени, ибо другие подробности входят в противоречие с правилами форума). Он предлагал то же путешествие, но на более интересных для меня условиях. Казахстанскому перевозчику был дан отбой с извинениями. А в путь мы (я и подруга) отправились с россиянином Дмитрием, о чем ни разу не пожалели.

Мы встретились в Алмате, взяли напрокат машину и палатки. Спальников нам не досталось, все забрали до нас. И это обстоятельство впоследствии существенно осложнило нам пребывание в горах. Хорошо, что взяли напрокат две теплых куртки. Они не позволили нам замерзнуть. Остальные трудности дороги были даже в кайф — они позволяли чувствовать себя первопроходцами, наполняли романтикой наше продвижение по маршруту.

Наше путешествие началось хорошо — с шашлыка. Погрузив вещи в машину, мы решила подкрепиться перед дальней дорогой чем-нибудь вкусненьким, так как потом наш рацион будет состоять из консервов и концентратов — едем мы в места безлюдные и в стороне от оживленных дорог.

Дмитрий предложил нам отобедать в кафе «Шашлычок на Пастера». Усладив свои желудки порциями сочного, поджаристого мяса (рекомендую это кафе — вкусные шашлыки и очень демократичные цены), мы тронулись в путь.

Вначале дорога была шикарной — широкая, ровный асфальт. По обочинам красивые пейзажи с пастухами и отарами.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Мы обогнули Капчагайское море — так любовно называют алматинцы Капчагайское водохранилище. Оно и впрямь похоже на море — безбрежностью, островами, яхтами, качающимися на волнах.

Путь наш лежал в первый пункт маршрута — национальный парк Алтын-Эмель. Через какое-то время мы увидели стеллу с указанием, что мы заезжаем на территорию парка.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Машины на дороге стали редкостью. Нас окружали зеленые, складчатые горы.

По обочинам дороги росли цветочки и цветущие кусты, которые никто не сажал, не окучивал. Дикая природа!

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Под вечер мы добрались до офиса в поселке Басши, где нужно было купить пропуск. Офис был закрыт, рабочий день закончился, как нас оповестил охранник. Приходите завтра.

Такой расклад нас не устраивал — так бездарно терять время мы не могли. Солнце еще стояло высоко — были самые длинные июньские дни. И мы могли бы успеть к закату на Поющий бархан.

Предоставив Дмитрию думать, как нам поступить, мы с подругой прохаживались по территории и разглядывали скульптурные композиции во дворе офиса.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Рекламный билборд гласил, что здесь водятся лошади Пржевальского — гордость Алтын-Эмеля. Правда, их мало кто видел. Говорят, что они откочевали в горы, устав от любопытства туристов.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Дмитрий нашел решение — надо ехать прямо к бархану, на кордоне договориться с охранником, что мы оплатим все на обратном пути. В общем, так все и получилось в конце концов. Мы быстро поехали по грунтовой дороге к бархану, пытаясь опередить клонящееся к закату солнце.

Национальный парк АЛТЫН-ЭМЕЛЬ

В Алтын-Эмеле (кстати, переводится как «Золотое седло») немало интересных мест — это и наскальные рисунки и петроглифы, царские курганы, но главным притяжением для туристов служат три основных: Поющий бархан, лавовые горы Катутау и цветные горы Актау. Можно еще добавить к достопримечательностям встречающуюся на пути 700-летнюю иву, которую мы тоже не обошли вниманием.

ПОЮЩИЙ БАРХАН

Поющие пески, конечно, не уникальное явление и встречаются в разных местах. Но приятно иметь свое, отечественное. Что такое Поющий бархан Алтын-Эмеля? Это песчаная гряда, которая простирается на три километра и достигает в высоту 150 м. На карте Гугл выглядит так:

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Поет бархан только в сухую, ветренную погоду и звук этот чаще напоминает гул самолета. Иногда низкое гудение колокола, иногда голос бархана имеет органное звучание. Так по-разному отзываются о поющем бархане люди. А по легенде это завывает шайтан, живущий под толщей песка, если его тревожат.

Солнце уже село, когда мы прибыли к месту, где находилась эта табличка. Она свободно висела на двух столбах и колыхалась на ветру. Надпись на трех языках оповещала, что мы у подножия Поющего бархана. Эта куча песка за вывеской, и есть знаменитый бархан? Позже мы поняли, как обманчиво бывает зрительное восприятие.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Почти в темноте мы здесь расположились на ночлег. Как потом оказалось, мы нарушили правило — ночевать у бархана нельзя. Но к нам не были слишком строги, предупредили о нарушении и не стали применять штрафных санкций.

А утром, еще до восхода солнца, Дмитрий нас разбудил и мы отправились встречать рассвет на бархан. Вначале мы шли легко — в нижней части бархана песок был утрамбован. Светлое небо позволяло хорошо видеть, но все выглядело уныло-серым.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

По мере подъема по бархану ноги все глубже стали вязнуть в песке, сам подъем стал круче и восшествие на бархан, которое казалось таким пустяком, неожиданно превратилось в изнурительное занятие. Я шла уже не бодро, а почти шатаясь, с трудом передвигая ноги, вязнущие по щиколотку в песке. Мои спутники держались намного лучше и далеко оторвались от меня, иногда останавливаясь и поджидая.

Подъем занял около часа. За это время солнце вышло из-за гор и мир вокруг все более расцвечивался красками

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Вдали видна голубая полоска реки Или

Справа и слева бархан окружали горы

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

С восходом солнца поднялся ветер, разгонявший песок

От былого намерения пробежаться по бархану до конца не осталось и следа. Хотелось спуститься вниз, но как можно более щадяшим силы способом.

Дмитрий достал из рюкзала что-то плоское, типа ледянки, и предложил скатиться на нем с песчаной горы. Я быстро ухватилась за этот предмет (оказалось, туристское сиденье), пристроилась и, оттолкнувшись ногами, стремительно поехала вниз. И, о чудо, бархан запел! Всю дорогу, пока я катилась, меня сопровождало низкое, отчетливо слышимое гудение — как рев самолета… В этом звуке слышались обертоны, что напоминало и гул колокола, и даже орган. Мой «полет» никто не зафиксировал. А я запечатлела только «инверсионный» след от него.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Моя подруга тоже решила спуститься на пятой точке. Без присособления это оказалось непростым делом. Песчаная горка — это вам не ледяная. Песок цепко держал и не позволял скатиться с него. Активно помогая себе ногами, моя подруга быстро выдохлась и беспомощно остановилась на пол-пути.

Чтобы помочь ей спуститься, я решила подняться к ней и дать сиденье. Все мои попытки продвинуться хоть на десяток метров были безуспешны. Чтобы подняться по этому осыпающемуся песку, с которым постоянно сползаешь вниз, нужны были невероятные усилия. Мне вспомнился старый советский фильм «41-й» — как солдаты Красной Армии переходили барханы Кара-Кумов. С боевым снаряжением, с пушками, которые тащили на себе. Мне стало очень понятно отчаяние крайне измотанных солдат.

В общем, после нескольких неудачных попыток, я предоставила подругу самой себе. Немного отдохнув и собравшись с силами, она смогла «докатиться» до подножия.

Мы стали наблюдать за ящерицами, которые шустро сновали по песку, иногда замирая и без боязни поглядывая на нас

Степная агама (Trapelus sanguinolentus)

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Сетчатая ящурка (Eremias grammica)

А в это время Дмитрий продолжил путь по гребню бархана один.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Через несколько часов мы встретились внизу и отправились дальше, к горам Катутау.

Перед нами неожиданно предстали три колеи и никаких указателей. Наш навигатор растерялся и стал бесполезным. Мы выбрали одну из дорог, повинуясь внутреннему голосу. И попали к 700-летней иве. Не совсем то, не горы Катутау, но тоже неплохо.

700-летняя Ива

При прижайшем рассмотрении дерева оказалось два. и оба очень древних на вид. Но одно из них имело статус 700-летней Ивы, а второе было так себе, просто ива.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Статусное дерево имело подпорки. Не напоминает ли это дерево Дракучую иву из «Гарри Поттера»?

Пофотавшись у дерева. мы вернулись к развилке дорог. Я не буду описывать наши блуждания по каждой из дорог, ни одна из которых не вела нас к цели — горам Катутау. После мытарств, окольными путями Дмитрий вырулил на нужное направление и мы в приподнятом настроении катили по грунтовой дороге, наблюдая как почти из-под колес выпархивают разные птицы — хорошо узнаваем был только удод.

Эту птичку мы довольно часто встречали, но из-за стремительного полета снять ее было трудно. Вот только сидящую сумела достать телевиком. Считаю что это мелкий сокол. Очень похож.

От песчаных барханов к  снежным вершинам. Часть 1. Поющий бархан

Очень далеко паслись джейраны, пара или тройка, даже разглядеть трудно. Выручил 40-х зум моей мыльницы. Похоже, что это самец. У него рога.

Виднеющиеся на горизонте горы стали приближаться и уже можно было их разглядеть. Это были Катутау.