Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 23:41

Вильнюс — Литва Август 2016

Прошел год, а рассказ о поездке по прибалтийскому региону в августе прошлого года так и остался незаконченным. Итак, продолжим путешествие!

До этого я никогда не была в Прибалтике, она была мне не по пути. Решение проехать по бывшим союзным прибалтийским республикам возникло потому, что было время и еще действующая шенгенская виза, которую хотелось максимально использовать. Запланировала посмотреть сразу три столицы прибалтийских стран, начать путешествие в Калининграде, а закончить в Санкт-Петербурге.

О поездке в Калининград я уже рассказывала: Прибалтийский вояж-Калининград. Едем дальше!

Из Калининграда мы перехали в Вильнюс автобусом фирмы Ecolines. Все билеты на переезды между городами я купила заранее на сайте компании. Этот участок переезда был самым длинным из-за прохождения границы: выехав в 10–15, мы прибыли на автовокзал Вильнюса в 18–50. Границу проходили очень долго и нудно, по дороге в Питер эта процедура прошла в три раза быстрее.

Переезды между городами автобусом с фирмой Ecolines мне понравились: все четко по расписанию, комфортабельные автобусы, телевизор с хорошим набором «свежих» фильмов на русском языке перед каждым креслом, работающий Wi-Fi, бесплатный чай-кофе. Цена на этот самый длинный по времени участок переезда была самой низкой, я заплатила всего 750 рублей с учетом небольших льгот.

В Вильнюсе на пять ночей был заказан Stay Express, о котором отзыв я уже писала, повторяться не буду. Его достоинство — цена и близость к вокзалу, автовокзалу и достопримечательностям, за что и был выбран. Расстояние от автовокзала около километра, дошли быстро, устроились без проблем. Уже стемнело, в этот день мы смогли только дойти до магазина неподалеку и купить еды на ужин.

Утром вышли пораньше. Маршрутов заранее я не прокладывала, как обычно, отметила достопримечательности на maps.me и пошла по меткам. Не буду рассказывать историю столицы Литвы, кто-то её знает, кому интересно — прочитает. Тем более, что взгляды на эту историю у каждого свои, особенно в наше время. Будем просто гулять и смотреть на достопримечательности, Вильнюс удивительно на них богат! Здесь можно на любой улице найти что-то интересное. Весь Старый город Вильнюса внесен в 1994 году в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Отель наш располагался на небольшой улочке, примыкающей к улице Пилимо, которая идет от привокзальной площади и когда-то была границей Старого Вильнюса. Здесь находится единственная сохранившаяся в Вильнюсе Хоральная синагога, построенная в 1899–1903 года в стиле историзма: здесь смешение романского и мавританского стиля. А когда-то Вильнюс называли северным Иерусалимом, здесь было более сотни синагог и треть населения города составляли евреи.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Неподалеку на небольшой площади на гранитной колонне установлено расписное яйцо — «Margutis» (писанка). Его установили в 2003 году, как символ возрождения этого старого городского района.

Отсюда уже виден Костёл Всех Святых на улице Руднинку (Rūdninkų), построенный в составе ансамбля кармелитского монастыря в первой трети XVII века. Красивая колокольня в стиле позднего барокко пристроена к костёлу уже в первой половине XVIII века. Историю пересказывать не буду, главное, с 1991 года костёл вновь действующий. Внутри не была, проходила рано, он еще был закрыт.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Выходим к скверу, посвященному памяти жертв Вильнюсского гетто. Во время Второй мировой войны это была территория «большого» гетто.

Рядом в 2007 году установлен памятник еврейскому общественному деятелю, доктору Цемаху Шабаду, которого считают прототипом доктора Айболита из сказки Корнея Чуковского. Шабад жил в этом районе и Чуковский, когда бывал в Вильнюсе, останавливался в его доме. Памятник изображает доктора, вышедшего погулять и встретившего девочку с кошкой. У кошки в языке торчал рыболовный крючок, который доктор ловко удалил пинцетом.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Дальше по улице Руднинку выходим на Ратушную площадь, одну из старейших площадей Вильнюса. Здесь проводят городские праздники и устанавливают рождественскую ёлку. Эта треугольная площадь образовалась на месте рынка, существовавшего уже в XV веке. Её окружают в основном старинные жилые здания. Современный вид площади — результат масштабной реконструкции 2005–2007 годов.

Главное здание на площади — конечно, Ратуша. Ратуша, построенная на рыночной площади города, упоминается еще в документах XVI века, а существующее здание в классическом стиле построено в самом конце XVIIII века. Довольно скромное здание, напоминающее дворцы культуры времен социализма. За его долгую жизнь оно было и театром, и музеем, а теперь здесь проводятся различные торжественные мероприятия, заседания, выставки, приемы делегаций.

В здании ратуши находится один из трех туристических информационных центров, где можно купить карточку города Вильнюса (Vilnius City Card), а также бесплатно получить карту. Центр работает с 9–00 до 18–00 с перерывом на обед с 13–00 до 14–00. Карточки бывают трех типов:

— на 24 часа с билетом на общественный транспорт — 20 EUR,
— на 24 час без билета на общественный транспорт — 15 EUR,
— 72 часа с билетом на общественный транспорт — 30 EUR.

К карточке прилагается каталог со списком музеев, которые можно посещать бесплатно, и мест, где по карточке будут скидки. Мы карточку не брали, по городу передвигались пешком. Вильнюс располагает к неспешным прогулкам, он уютный и спокойный. Все было в пешеходной доступности и, скажу честно, в музеи заходить я не собиралась.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Слева от Ратуши стоит иезуитский Костёл Святого Казимира, первый образец постройки в стиле раннего барокко в городе. Его освятили в 1604 году. У церкви очень интересный высокий многоступенчатый купол на восьмиугольном барабане с великокняжеской митрой с крестом наверху. Это первый и самый большой купол в архитектуре Вильнюса. Рассмотреть его хорошо можно только сверху.

За долгую историю здание костёла не раз горело, во время восстания Костюшко в 1794 году это была тюрьма для русских военнопленных, в 1812 году наполеоновские войска превратили его в склад зерна, нанеся значительный ущерб. С 1840 по 1915 год в здании размещался православный кафедральный собор Святого Николая, для чего его перестроили, уничтожив барочные алтари. Сейчас костёл снова принадлежит иезуитам, его реконструировали и вновь освятили.

Еще за Ратушей стоит обратить внимание на отель Radisson Blu Royal Astorija, занимающий красивое здание, построенное в 1901 году.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Гулять по Вильнюсу очень комфортно, особенно утром, когда еще нет организованных групп туристов. Впрочем к основным туристическим объектам мы еще не подошли.

Дальше путь ведет по старинной улочке Стиклю (Stiklių gatvė), застроенной невысокими домами в два-три этажа с элементами самых разных архитектурных стилей, и вымощенной брусчаткой. Своим названием — Стеклянная — улочка обязана находившейся здесь с середины XVI века стекольной мануфактуре.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Это район старинных еврейских кварталов, во время войны здесь было Малое Вильнюсское гетто. В 1969–1972 годах выполнили комплексную реконструкцию района: на верхних этажах оборудовали жилье, а на нижних этажах разместили различные учреждения. Сейчас на первых этажах в основном магазинчики, кафе и рестораны. Старый город поддерживают в хорошем состоянии, все-таки объект ЮНЕСКО. Здесь не встретишь подвязанных сеткой разваливающихся балконов.

Старый Вильнюс богат деталями, разглядывать их можно бесконечно. Чего только не встретишь на этих извилистых улочках!

Такое количество церквей, сколько я видела в Старом Вильнюсе, было, наверно, только в Италии. Вот и улочка Стиклю выходит к церкви, купол которой постоянно появлялся над крышами. Это Костёл Святого Духа, принадлежащий доминиканскому монастырю. У него нет парадного фасада, на который сразу обратишь внимание, костёл выходит на улицу Доминикону боковым фасадом, со все сторон окружен монастырскими стенами и разглядеть его на узких улочках сложно.

Ни в коем случае не стоит проходить мимо — за этими стенами полтора десятка алтарей в стиле рококо, барочные фрески XVIII века и старейший в Литве орган. Всё это пышное убранство костёл приобрел во второй половине XVIII века, когда его восстановили после страшного пожара. Само здание на сотню лет старше и оно не первое на этом месте, первый костёл Святого Духа был построен еще в 1408 году князем Витовтом.

Костёл знаменит своими подземельями, где захоронено несколько тысяч человек. Говорят, что в этих подземельях хоронили умерших во время эпидемий чумы и холеры, замуровывали живьем приговоренных Святой инквизицией к смерти. Но пускают в эти подземелья только специалистов. Часть построек монастыря долгое время занимала тюрьма, если заглянуть за монастырские стены, можно увидеть здания в полуразрушенном состоянии, они еще ждут реконструкции.

Кстати, с соседней улочки Швянто Игното открывается великолепный вид на костёл Святой Екатерины, к которому мы еще подойдем поближе, но не сейчас.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Улица Доминикону (Доминиканская), на которой стоит костёл Святого Духа, — это древнейшая и когда-то красивейшая улица Старого Вильнюса. Уже в XVI веке она была застроена каменными домами, в которых жили магнаты и вельможи, университетские профессора и известные люди.

Например, дом № 11 — дворец Поцеев, построенный в конце XVII века, в декоре фасада которого сочетаются элементы разных стилей — ренессанса, барокко, классицизма. На фасаде два небольших барельефа, изображающих Святого Георгия и Святого Мартина. Рядом трехэтажный дом с фасадом в стиле эклектики, украшенным лепниной.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Дальше в конце улицы еще два дворца:

— дом № 15 — дворец Гурецких в стиле раннего классицизма. Это неоднократно перестроенный дом конца XV века. Носит имя гродненского регента Валентина Гурецкого, владевшего домом в конце XVI, именно при нём была выполнена основная реконструкция здания и оно приобрело современный вид;

— дом № 18 — дворец Бжостовских, первым владельцем двух домов XVI на этом месте был великий писарь литовский Циприан Бжостовский. Здания перестраивали его наследники, затем следующие владельцы. Например, в конце XIX — начале XX века дворцом владел и сдавал квартиры внаём горожанам Михаил Огинский, автор всем известного полонеза.

Мимо дворца Бжостовских сворачиваем на Университетскую улицу (Universiteto), по правой стороне которой целый квартал занимает комплекс Вильнюсского университета, одного из старейших университетов Восточной Европы. Его основали во времена, когда для борьбы с распространявшимися в Литве идеями реформации были приглашены монахи иезуиты. Орден иезуитов взял в свои руки образование, учредил коллегию. 1 апреля 1579 года великий князь литовский и польский король Стефан Баторий издал привилегию о преобразовании Вильнюсской иезуитской коллегии в университет, называвшийся «Вильнюсская академия и университет Общества Иисуса».

Комплекс университета формировался столетиями, поэтому он состоит из пятнадцати зданий в самых разнообразных стилях — готики, ренессанса, барокко и классицизма. Особенно хороши 13 университетских двориков с аркадам и галереями, каждый из которых носит имя какого-то знаменитого выпускника или профессора университета.

Мы увидели только примыкающий к улице дворик университетской библиотеки, основанной в 1570 году. Посмотрели на её знаменитую парадную дверь и памятник литовскому поэту XVIII века Кристионасу Донелайтису, стоящий в нише.

По дворикам университета можно погулять в любой день, кроме воскресенья, стоит удовольствие 1,5 евро. Можно посмотреть с экскурсией за 5 евро и весь университет, а посмотреть там есть на что, не зря это входит в обязательную программу при посещении Вильнюса главами других государств и прочими высокопоставленными особами. Экскурсии проводятся в рабочие дни с 9 до 15 часов, в том числе и на русском языке. Нужно только заранее записаться на сайте университетской библиотеки.

Билеты на территорию продают у колокольни костёла Святых Иоаннов, входящего в состав университетского комплекса. Вход со стороны улицы Швянто Йоно. Можно подняться (за отдельную плату) и на саму колокольню, где отличная смотровая площадка. На следующий день мы туда поднялись. Так что рекомендую!

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Рядом с университетом — Президентский дворец, официальная резиденция президента Литовской Республики. Успела сфотографировать здание до набега групп неугомонных туристов.

С середины XVI и до конца XVIII века на этом месте был епископский дворец, который неоднократно рассстраивался и перестраивался. Когда после раздела Речи Посполитой Великое Княжество Литовское вошло в состав Российской империи, с 1795 года дворец стал официальное резиденцией генерал-губернатора Северо-Западного края. Здесь жил М. И. Кутузов, который дважды был литовским генерал-губернатором, останавливались во время визитов в Литву российские императоры со свитой.

Если вы хотите увидеть Президентский дворец с другой стороны, сверните в арку дома № 4 по Университетской улице. Там во дворе есть смотровая площадка с видом на внутренний двор дворца, мы обнаружили её случайно, хотя секрета в этом никакого нет.

Недалеко от дворца стоит обратить внимание на небольшой костёл с необычными куполами в стиле позднего барокко на башнях и фреской «Мадонна с младенцем» на фасаде. Это костёл Святого Креста конгрегации сестёр Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, памятник архитектуры XVII–XVIII веков.

Может быть вам повезет, вы зайдете в костёл и увидите, что за скромным фасадом скрываются пышные интерьеры в стиле рококо. В алтаре — образ Пресвятой Девы Марии, который почитается, как чудотворный. Это его копия на фасаде.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Перед костёлом в сквере стоит памятник Лауринасу Гуцявичюсу — литовскому архитектору XVIII века, представителю классицизма. Это по его проектам построена Ратуша и Кафедральный собор, который мы сейчас увидим.

Еще немного по Университетской улице и мы на одной из главных площадей города — Кафедральной. Это одна из главных городских достопримечательностей, центр общественной жизни города и своеобразный символ столицы Литвы. Я была на ней за эти дни несколько раз, видела её и почти пустой, и заполненной группами туристов.

Главное на площади — Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава. Христианский храм на месте существовавшего здесь языческого храма заложил в 1387 году после крещения Литвы король польский и великий князь литовский Ягайло.

После этого храм за многие века не раз горел, страдал от нашествий врагов, перестраивался по руководством разных архитекторов, приобретал элементы то готики, то ренессанса, то барокко…

У храма отдельно стоящая колокольня высотой 57 метров, там также есть смотровая площадка.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

В 1782 году началась масштабная перестройка собора по проекту архитектора, профессора Виленского университета Лауринаса Гуцявичуса. Помните памятник? Проект сохранил ценные элементы архитектуры собора, но здание приобрело формы классицизма, то есть вид, сохранившийся до наших дней.

Над фасадом возвышаются три скульптуры: в центре с крестом Святая Елена, слева Святой Станислав, справа — Святой Казимир. В нишах на фасаде установлены скульптуры евангелистов, святых и королей династи Ягеллонов.

Внутри костёл очень светлый. Красиво, но на меня после костёла Святого Духа особого впечатления не произвел.

В 1996 году на площади установили памятник Гедимину, великому князю литовскому, основателю Вильнюса. Автор — скульптор Витаутас Кашуба. Солнце было не на нашей стороне, но с лучшего ракурса памятник выглядит как-то нелепо.

Дворец правителей, стоящий за Кафедральныйм собором, это новодел. Существовавший на этом месте Дворец великих князей литовских был окончательно разрушен к 1801 году. В здании находится Национальный музей Дворец великих князей литовских. В экспозиции музея археологические находки, а также реконструированные интерьеры дворца. В обстановке — приобретенные государством и полученные в дар подлинные историко-культурные и художественные ценности.

Музей работает с 10–00 все дни кроме понедельника. Стоимость билета для взрослого — 3 евро, есть различные льготные варианты.

Влево от Кафедрального собора в зданиях Нового и Старого арсеналов находятся экспозиции Национального музея Литвы. Музей работает с 10–00 до 18–00 все дни, кроме понедельника и национальных праздников. Билет для взрослых в каждое здание 2 евро. Больше информации можно посмотреть на сайте музея.

Перед зданием Национального музея Литвы стоит памятник королю Миндовгу, основателю первой династии литовских князей, королю Литвы с 1253 года.

В сквере у Соборной площади в 1973 году установлена скульптурная композиция известного литовского скульптора Владаса Вильджюнаса «Литовская баллада». Бюсты трех бородатых старцев установили в сквере по случаю 650-летия со дня основания Вильнюса. Памятник архитектору собора также его работа.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

На противоположной стороне улицы стоит обратить внимание на красивое здание Библиотеки Академии наук Литвы имени Врублевских, публичной научной библиотеки Литвы, доступной для всех. Здание построено в 1885 году.

А мы решили немного отдохнуть и спустились к реке.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Белорусское название этой реки — Вилия, литовское — Нерис. Если пройти немного поберегу вправо, в неё впадает небольшая речка Вильня, предполагают, что от неё и произвшло название города.

Здесь рядом с мостом короля Миндовга находится пристань, откуда отправляется на прогулку по реке небольшой кораблик. Цена часовой прогулки — 10 евро. В пути можно купить мороженое, заказать пиво или вино.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

В жаркий день — сплошное удовольствие! Разглядываешь берега, рыбаков, проходящую публику…

Можно увидеть почти все вильнюсские мосты, обратить внимание на что-то интересное и наметить новые маршруты для знакомства с городом.

Следующая цель после прогулки — замковая гора и башня Гедимина. Подняться на неё можно с разных сторон. Хоть карта Гугл упорно рисует подъем справа по дороге, проложенной по склону, мы поднимались слева, пройдя вдоль Старого арсенала до впадения Вильни в Нерис.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

За арсеналом есть фуникулер, поднявшись на котором можно облегчить себе путь, на фотографии его можно увидеть. Но бывает, что он и не работает. А мы поднялись вот по дорожке за Старым арсеналом.

Восьмиугольная трехэтажная башня Гедимина высотой 20 метров — это западная башня стоявшего на Замковой горе Виленского замка, всё, что от него осталось. В башне сейчас размещается экспозиция Национального музея Литвы, это его филиал. Входной билет — 5 евро, льготный билет 2 евро.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Меня башня интересовала, как смотровая площадка с отличным круговым обзором. Виды на город оттудв великолепные!

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Отсюда видна еще одна смотровая площадка — «Три креста» на горе в парке на другом берегу речки Вильны. Говорят, что памятник на этом месте был установлен в память о погибших на этом месте от рук язычников монахах-францисканцах.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

С горы мы спустились с другой стороны в расположенный у её подножия небольшой парк.

В парке есть симпатичная скульптура «Литовская гончая», она установлена в память о литовской породе гончих собак. Согласно письменным данным в Литве с гончими охотятся уже больше полутора тысячелетий.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Я хотела посмотреть Бернардинский сад, расположенный за бернардинским костёлом в излучине Вильны. На этом месте до XIV века был литовский языческий священный дубовый лес, который вырубили. В 1469 году литовский великий князь Казимир Ягеллон пригласил монахов-бернардинцев, чтобы они создали здесь парк. За эти пять веков парк то закрывали, то восстанавливали. Последний раз восстановили совсем недавно. Очень красивый парк, где есть два фонтана (один из них — музыкальный), ботанический садик с небольшим бассейном, различные аттракционы. А можно просто посидеть на берегу Вильны или покормить уток.

А теперь идём смотреть бернардинский костёл.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

В сквере у костёла стоит памятник знаменитому польскому поэту Адаму Мицкевичу.

Рядом расположен один из самых красивых архитектурных ансамблей Вильнюса — стоящие рядом костёлы Святой Анны и Святого Франциска Ассизского, который чаще называют просто Бернардинским костёлом.

Прибалтийский вояж_Вильнюс

Старший в этом ансамбле — костёл Святой Анны, построеннный в самом конце XV века. Считают, что его главный фасад не имеет равных во всей восточно-европейской готической кирпичной архитектуре. Храм неоднократно реконструировали, но неизменно старались сохранить его исходный облик. Внутри костёл довольно прост. Колокольня собора в стиле неоготики построена отдельно в последней четверти XIX века.

Монахи-бернардинцы не только обустроили парк, но и построили монастырь и костёл на выделенном им земельном участке рядом с костёлом Святой Анны, тогда еще деревянным. Этот костёл Святого Франциска Ассизского построен уже в XVI веке, но неоднократно перестраивался после пожаров, войн, восстаний. Костёл — один из самых больших готических храмов Литвы. На фасаде две небольших башенки, ниши, орнамент из кирпича и фреска «Распятие», написанная при реконструкции во второй половине XVIII века. Тогда же готический костёл получил внутреннее убранство в стиле барокко. Третья башенка костёла — колокольня, построенная в первой четверти XVI века.

На противоположной стороне улицы бывший монастырь бернардинок с костёлом Святого Архангела Михаила. Костел построен в первой четверти XVII века на деньги виленского воеводы Льва Сапеги, позднее ставшего великим гетманом Великого княжества Литовского. Сапега отдал свой дворец под небольшой монастырь монахинь-бернардинок и дал деньги на строительство рядом костёла, чтобы он в будущем стал родовой усыпальницей.

Сейчас здесь Музей церковного наследия, открытый в 2009 году.

Рядом еще одна достопримечательность Вильнюса — небольшая улочка Literatų — Литературная. Называется она так потому, что еще в начале XIX века на ней было много книжных магазинов, различных букинистических и антикварных лавок. В доме № 5 на этой улочке у своих друзей оставнавливался Адам Мицкевич.

Но сейчас эта улочка знаменита другим: с 2008 года стены её зданий украшают небольшие произведения скульпторов и художников, посвященные поэтам, писателям, каким-то изданиям. Жаль, рассматривать было некогда: организм требовал пищи!

По Литературной улице выходишь на знаменитую улицу Пилес, но по ней мы погуляем в другой раз.

Вильнюс мне понравился: он очень комфортный, без ненужной суеты, зеленый; в городе есть река, что добавляет ему большой плюс. И, главное, в Вильнюсе очень много интересного! Так что будем гулять дальше!

Маршрут нашей прогулки прилагаю.