Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — сейчас на сайте

Рига — Латвия Август 2016

Очередным пунктом нашего маршрута по прибалтийскому региону была Рига. В Ригу мы переехали из Вильнюса автобусом фирмы Ecolines. Все билеты на переезды между городами маршрута от Калининграда до Санкт-Петербурга я купила заранее на сайте компании. Переезд на автобусах этой фирмы вполне комфортный: работает Wi-Fi, перед каждым креслом экран с хорошим набором свежих фильмов, кулер с набором чая и кофе. Время в пути от Вильнюса до Риги — 4,5 часа.

Гостиницу Westa заказывала по спецпредложению Booking. Искала размещение рядом с автовокзалом, так как предстоял дальнейший переезд в Таллин тем же транспортом. Гостиница находилась в одном из зданий Центрального рынка Риги. Как не пугающее это звучит для нашего уха, пребывание там было вполне комфортным, я с удовольствием остановилась бы там еще. Отзыв об отеле Westa я здесь писала.

Рядом с гостиницей кроме автовокзала был железнодорожный вокзал, что очень удобно. Отсюда мы съездили в Юрмалу.

В тихих улочках Риги...

Но главное, рядом был Старый город, — историческая часть Риги, только улицу перейти. Поэтому, разместившись в гостинице, не теряя времени, мы пошли смотреть город. В Риге не хотелось идти по карте, отмечая увиденные достопримечательности. Мы просто шли по извивающимся узким улочкам Старой Риги, а достопримечательности там на каждом шагу! Что увидели, разбиралась потом.

Вот улица Марсталю (Mārstaļu iela) или Конюшенная. Образовалась она еще в XIII веке, но называлась тогда иначе. Конюшенной улица стала позже, когда здесь размещались конюшни магистрата. На улице много памятников республиканского значения, например Реформаторская церковь в стиле барокко, построенная в первой половине XVIII века. Или дом богатого купца Иоганна фон Рейтерна, построенный в конце XVII века в сочетании стилей голландского классицизма и барокко. Обратите внимание на вход: там над колоннами, оформляющими вход, есть маскароны с портретами владельца дома и его жены.

На этой улице находится еще один памятник архитектуры — дом Данненштерна, зятя фон Рейтерна, в стиле рижского барокко конца XVII века. Но дом пока в таком состоянии, что не стоит тратить на него время.

Улица Грециниеку (Grēcinieku iela) — улица Грешников, одна из главных улиц Старой Риги. Современное название эта улица приобрела случайно, изначально это была улица Богатых, здесь селились члены рижского магистрата и богатые ростовщики. Самый известный дом на этой улице — дом Менцендорфа, построенный в 1695 году как жилой дом с магазином на первом этаже. Имя дом получил по имени семьи Менцендорфов, которая купила его в конце XIX века.

Почти два века в этом доме находилась вторая в Риге старейшая аптека. Считается, что именно здесь аптекарь Абрахам Кунце в 1762 году изобрел легендарный рижский бальзам. Сейчас в доме размещается филиал «Музея истории Риги», где представлены интерьеры жилья зажиточных рижан XVII–XVIII веков.

В тихих улочках Риги...

Мне нравится уголок Старой Риги, образованный несколькими улочками, в центре которого стоит церковь Святого Петра. Мы подошли сюда по улице Скарню, которая существует с начала XV века. Раньше улица называлась иначе, в переводе на русский Резницкой, так как на ней размещались лавки мясников. Главное здание на улице, конечно, церковь Святого Петра, но о ней чуть позже, здесь еще немало интересного.

Церковь Святого Иоанна на этом месте впервые упоминается в документах 1297 года, но принадлежала она тогда доминиканскому ордену. Это не только самая старая действующая церковь Риги, но и всей Латвии. Здание церкви в стиле поздней готики со ступенчатым фронтоном было построено к началу XVI века. Лютеранской общине Риги церковь передали после Реформации в конце XVI века. После этого здание не раз достраивали и перестраивали, в результате оно приобрело элементы модного когда-то стиля маньеризма и барокко.

В тихих улочках Риги...

В церкви замечательный ребристый готический потолок и красивые витражи. Кроме того здесь прекрасная акустика, поэтому устраивают концерты классической музыки и выступают хоровые коллективы.

Слева от церкви Святого Иоанна — здание «Конвента Экка», еще одна достопримечательность Риги. В первой половине XV века это был ночлежный дом, а в 1592 году бургомистр Риги Николай фон Экк основал здесь приют для вдов (конвент).

В тихих улочках Риги...

На улице Скарню рядом с церковью Святого Петра есть памятник Бременским музыкантам. Герои сказки изображены в момент, когда они заглядывают в окно к лесным разбойникам. Как обычно, существует поверье о том, что если потереть нос одному из персонажей, то исполнится желание. А если потереть всем, то вероятность исполнения желания повышается. Скоро морды бедных зверушек, затертые туристами, потеряют выразительность.

На улице Скарню еще много интересного, например «Музей декоративно-прикладного искусства и дизайна», открытый в бывшей церкви Святого Георгия ордена меченосцев, одном из самых старых зданий Риги.

День идет к вечеру, туристов мало, и музыкантов можно сфотографировать свободно, и продавщицы сувениров скучают без покупателей. Сувениры в Риге очень симпатичные, особенно много любимых многими котов. Рижский кот пополнил и мою коллекцию

В тихих улочках Риги...

А теперь одна из главных достопримечательностей Риги — Церковь Святого Петра, башню которой постоянно встречаешь взглядом над зданиями Старого города. И это не удивительно: до того как построили рижскую телебашню, это было самое высокое здание города. Церковь построена в характерном для северной Европы готическом стиле в XV веке на месте старой деревянной церкви начала XIII века.

В тихих улочках Риги...

Церковь Святого Петра знаменита своей башней высотой 123,5 метра, из которых 64,5 метра составляет шпиль, украшенный петушком.

Барочный фасад с тремя нарядными порталами здание получило уже в XVII веке. В то же время была перестроена башня церкви и шпиль в их сегодняшнем виде.

Церковь значительно пострадала во время Второй мировой войны, долго лежала в руинах. Шпиль установили на башню в 1973 году, а восстановление внутренних помещений продолжалось еще десятилетие.

Внутри церковь Святого Петра очень проста, никаких украшений, кроме деревянного алтаря и гербов на колоннах. Кроме регулярных служб, в церкви устраивают временные выставки. Внутри мы были на следующий день с утра, когда поднимались на смотровую площадку. Там была выставка скульптур в правом нефе.

В тихих улочках Риги...

Петушки украшают многие церкви Риги, это флюгер, показывающий направление ветра. Таких я видела еще в Стокгольме, там замечательные петушки на Немецкой церкви и церкви Святой Клары. В других городах не припоминаю.

Петушок церкви Святого Петра заслуживает отдельного рассказа. Это уже седьмой петушок, который украшает шпиль церкви с 1973 года.

Первого петушка на башне церкви Святого Петра установили в 1491 году и он прослужил 86 лет до 1577 года. Последующие служили разные сроки: второй почему-то заменили через год в 1578 году, а третий через 73 года. Долгожителем оказался петушок № 6: он служил с 1690 до 1941 года, когда башня собора была разрушена выстрелом немецкой гаубицы, осаждавшей город.

После восстановления церкви шпиль украсил седьмой петушок, а двухсотпятидесятилетний бронзовый петушок № 6 после реставрации установили в церкви. Мимо него проходишь, когда идешь к лестницам, ведущим на башню. Этот петушок, который выглядит таким маленьким, весит 158 килограммов.

В тихих улочках Риги...

Если перейти дворик напротив церкви Святого Петра и пересечь улицу Кунгу (Господскую),

то попадешь на главную площадь Риги — Ратушную площадь. Мне нравится смотреть на неё вот в этом ракурсе, когда виден шпиль церкви Святого Петра и нет уродливого здания Музея оккупации в кадре.

В тихих улочках Риги...

Одна из главных достопримечательностей Риги — Дом Черноголовых, памятник архитектуры XIV века. Принадлежал братству Черноголовых, объединявшему молодых неженатых иностранных купцов и имевшему большое влияние в те времена. Здание не раз перестраивалось, вид в стиле североевропейского маньеризма фасад приобрел в начале XVII века.

Дом был разрушен во время Второй мировой войны, восстановлен к празднованию 800-летия Риги, к началу нашего века.

В тихих улочках Риги...

Детали фасада можно рассматривать долго, интересного много. Цинковые статуи Нептуна, Единства, Мира и Меркурия появились на фасаде при последней перестройке здания в 1886 году. Пишут, что в Доме Черноголовых на праздниках инкогнито и официально бывали русские цари и царицы.

На площади в 1896 году была установлена статуя Роланда работы Августа Фольца по эскизу архитектора Вильгельма Неймана. Обычно статуи Роланда устанавливали в городах, входивших в Ганзейский союз.

Подлинная статуя пострадала во время войны, после реставрации её установили на хранение в церкви Святого Петра, на площади стоит копия.

В тихих улочках Риги...

Ратуша на Рыночной площади упоминается в документах еще первой половины XIV века. Здание неоднократно перестраивали, сносили полностью, история у него длинная, не буду утомлять пересказом. Красивое здание, которое можно видеть сейчас, — реконструкция, выполненная уже в нашем веке. Это резиденция Рижской думы. Предыдущее погибло во время арт-обстрела в 1941 году. Подлинная — фигура богини Фемиды на фасаде, она украшала здание исторической ратуши с 1757 года

В тихих улочках Риги...

К Ратушной площади примыкает площадь Латышских стрелков с памятником им. Мрачное здание за памятником — бывший Музей латышских стрелков, а теперь Музей оккупации Латвии.

В тихих улочках Риги...

Пройдя слева от Ратуши, попадаешь на улицу Тиргоню — Купеческую. Улица за свою жизнь ни разу не меняла своего названия, в средние века это была главная торговая улица, здесь селились в основном купцы.

На улице Тиргоню много интересных зданий XVI–XVIII веков. Например, в начале улицы стоит Дом Детмана, один из образцов раннего рижского модерна, я рассказывала о нём в альбоме «По Риге в поисках модерна».

А еще здесь есть «Эгле» — симпатичная площадь, где много кафе, цветов и забавных каменных зверей и птиц. Все эти каменные экспонаты продаются и цена немалая. Например, на носу у хрюнделя наклейка — 2500 евро.

По улочкам Риги можно кружить бесконечно, они извилисты и расположены без всякой системы. С улицы Тригоню стоит заглянуть в короткую улочку Краму, что слева от этого дома с фронтоном. Он очень похож на старинный, однако построен всего лишь в 1985 году.

В тихих улочках Риги...

За этим домом находится Рижский винный погреб, которые впервые упоминается в документах 1293 года. Функции его в средние века были довольно интересными: здесь назначались встречи должностных лиц, заключались сделки, которые «скрепляли» распитием бокала вина или преподнесением в подарок ёмкости с вином.

Этот винный погреб был обнаружен в процессе реставрационных работ в исторических районах Риги, разрушенных во время Второй мировой войны. Сейчас в нём открыт ресторан «Розенграль», меню которого открыто на традициях латышской средневековой кухни. На вход в ресторан обязательно обратишь внимание: там всегда стоит швейцар в средневековом костюме.

В тихих улочках Риги...

Улочка Краму длиной всего 58 метров, она приведет на улицу Яуниела (Новую) к двум симпатичным домикам.

Улица Яуниела существует с конца XVI века, одна из главных достопримечательностей на ней, — стоящий в конце улицы на перекрестке с улицей Паласта Дворец Петра I. Здание в стиле голландского классицизма было построено в 1712 году, затем регулярно перестраивалось к каждому визиту Петра I. А останавливался он в нём с 1712 по 1721 год восемь раз, об этом напоминает мемориальная доска на фасаде здания.

В последующие годы здание не раз перестраивалось, был достроен третий этаж. Не раз менялось назначение здания, сейчас, как я поняла, дом принадлежит какому-то итальянскому бизнесмену и здесь сдают внаем квартиры.

Улица Яуниела — одна из самых известных улиц Риги. Причина в том, что эта улица участвовала в двух очень популярных фильмах. Она изображала Бейкер-стрит в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и Цветочную улицу в «Семнадцати мгновениях весны».

Из окна вот этого дома на Цветочной улице выпал профессор Плейшнер. Об этом доме по улице Яуниела 25/27 я также подробнее рассказывала в альбоме «По Риге в поисках модерна».

Улица Яуниела начинается у Домской площади, где возвышается знаменитый Домский собор. Но здесь мы погуляем в следующий раз и в хорошую погоду. А сейчас темнеет, да и погода ведёт себя подозрительно.

В тихих улочках Риги...

Наша цель сейчас- кафедральный собор Святого Иакова (Екаба), главная католическая церковь Латвии. Первое упоминание об этой церкви относится к 1225 году, потом она не раз перестраивалась. Я не нашла конкретной даты, когда было построено здание, но пишут, что самые большие изменения были произведены в XVI веке. Высота церкви с башней 80 метров, втиснуть такую в кадр на узкой улочке практически невозможно, так что пришлось нарезать по частям. На секунду заглянули внутрь, темно, задерживаться смысла не было.

Рядом на улочке Маза Пилс (Малая Замковая) стоит архитектурный комплекс из трех зданий, характерных для средневековой Риги. Эти здания называют «Три брата».

Самый старший «Белый брат», построенный около 1490 года дом со ступенчатым фронтонам и готическими нишами. «Средний брат» с чертами голландского маньеризма построен в 1646 году, как написано на фасаде. Позже всех, в конце XVII века, построен средний брат с барочными деталями фасада.

В тихих улочках Риги...

За зданием собора Святого Екаба походит улица Екаба, ведущая к площади с таким же названием. Главное здание на этой улице — здание Сейма (Парламента) Латвии, построенное в 1867 году как Дом Лифляндского рыцарства. Позже в 1922 году было перестроено для нужд Сейма. В нише на углу здания установлена скульптура Лачплесиса, героя народного латышского эпоса.

На противоположной стороне улицы Екаба красивый дом № 10/12, построенный в 1907 году по проекту архитектора Вильгельма Неймана для Канцелярии Дома Лифляндских рыцарей. Сейчас он используется для служб Сейма.

В тихих улочках Риги...

Вокруг площади Екаба дома занимали министерства, консульства, жили члены сейма. Застройка солидная. Вот, например, неплохой домик — доходный дом Домбровских, построенный в 1895 году, соседний на сотню лет его старше, а тоже выглядит неплохо.

Вдоль площади Екаба проходит улица Торня (Башенная), дом № 1 на который — бывший Арсенал, построенный на площади в стиле русского классицизма в первой трети XIX века. Теперь это выставочный зал с тем же названием, филиал Латвийского национального художественного музея.

Вдоль длинного здания «Арсенала» выставлены «головы», которые мрачным вечером смотрятся довольно жутковато.

Улица Торня еще в XVII веке образовалась у городской стены, её сразу стали активно застраивать жилыми домами. В одном из домов того периода сохранились в первозданном виде городские ворота. Эти ворота соединяли дома за городской стеной с внутренним городом, таких ворот было когда-то восемь. Сохранились только Шведские ворота и по поводу этого названия есть несколько легенд.

В тихих улочках Риги...

Далее улица идет между восстановленными остатками городской стены Риги с башней Рамера XIII века и Яковлевскими казармами, построенными во второй половине XVIII века для размещения солдат городского гарнизона. Сейчас здание Яковлевских казарм — обыкновенный офисник. Это здание знакомо многим по гербам латвийских городов на боковом фасаде, в здании размещаются представительства этих городов.

В конце улицы Торня стоит здание Военного музея, пристроенное к Пороховой башне, в которой также размещается экспозиция музея.

Это довольно интересный уголок Риги для любителей архитектуры. Можно пройти по улице Смилшу (Песчаной), которая приведет к площади Домского собора мимо великолепных зданий в стиле модерн. Но о них я также уже рассказывала, поэтому пройдем по улице Мейстару (Мастерская), которая не менее интересна.

По этой улице мы выйдем на площадь Ливов, которая мне очень нравится. Ливы — древние народы, когда-то населявшие территорию Латвии. А площадь возникла не так давно, её создали после сноса разрушенных во время Второй мировой войны зданий.

В тихих улочках Риги...

На площади стоит Ливское божество — копия каменного истукана, найденного в 1851 году на поле недалеко от Саласпилса.

В тихих улочках Риги...

Площадь очень красива в любое время дня: красивые здания, красивые клумбы. Сюда выходит фасад Рижского русского драматического театра имени Михаила Чехова, основанного в 1883 году. Здание построено в 1880 году по проекту архитектора Рейнгольда Шмелинга, который внёс значительный вклад в создание архитекутрного облика Риги тех лет. По его проектам построено около ста зданий, которые определяют облик и современной Риги.

На площадь выходит один из фасадов одного из легендарных домов Риги — «Дома с черными котами», построенного в стиле модерн в 1909 году по проекту Фридриха Шеффеля.

Здесь же стоят здания Большой и Малой гильдий. Большая гильдия — купеческое общества Риги. Здесь заключались сделки, проводились собрания и другие важные мероприятия купеческого сословия. Современное здание построено в середине XIX века по проекту архитектора Карла Бине при участии рижского архитектора Карла Шееля. Вход в здание со стороны улицы Амату, это его башенки видны на снимке слева. Но втиснуть в кадр достойно не удалось, очень узкие улицы плюс вечернее освещение.

Сейчас в здании Большой гильдии размещается Концертный зал филармонии.

В тихих улочках Риги...

Заглянуть на улицу Амату рекомендую, особенно любителям модерна, там есть, на что просмотреть! Она расположена как раз между зданиями Большой и Малой гильдий.

Малая гильдия — это организация рижских ремесленников. Здание построено в 1864–1866 годах по проекту известного рижского зодчего Иоганна Фельско. На фасаде — скульптура Иоанна Крестителя. покровителя ремесленников. Сейчас в здании Музей Малой гильдии и Ремесленная школа.

В тихих улочках Риги...

Погода начала резко портиться, нужно было срочно принимать решение, так как к такому повороту событий мы не были готовы.

В тихих улочках Риги...

Успели добежать под колоннаду здания Латвийской национальной оперы.

А через минуту полил дождь. Пришлось дальнейшую прогулку по Риге отложить до следующего дня.

В тихих улочках Риги...

Продолжение будет обязательно! Мне понравилось гулять по Риге, нам было очень комфортно: никаких неприятных моментов за все время пребывания в Латвии и везде русская речь.

Прошу простить за обилие информации, к сожалению, эмоции — не мой конёк, я больше люблю поговорить о домиках. Но ведь, кому не нравится, можно и попустить.