Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:47

Каунас — Литва Август 2016

В августе прошлого года я проехала прибалтийский регион от Калининграда до Санкт-Петербурга. О калининградской части путешествия я уже рассказала. Затем мы автобусом переехали в Литву и остановились в гостинице в Вильнюсе. Погуляв пару дней по городу, утром я уехала, как и планировала, в Каунас.

Каунас, как известно, второй по величине город Литвы и находится он от Вильнюса в 104 километрах. Уехать туда из столицы можно автобусом или поездом, автовокзал расположен у железнодорожного вокзала. Я решила ехать поездом, и уехала в Каунас в 8–48; билет стоил 4,7 евро, в пути 1,5 часа. Назад возвращалась поездом в 18–41 уже за 6,4 евро, но электричка была двухэтажная, в пути всего 1 час 10 минут, так как практически без остановок. Электрички комфортные, чистые, людей немного, думаю, что есть смысл ехать именно этим транспортом.

Таким образом, в Каунасе я провела чуть больше восьми часов и успела посмотреть большинство городских достопримечательностей. Покажу свой маршрут и все интересное по этому маршруту.

От вокзала идет проспект Витовта (Vytauto pr.), недалеко от вокзала справа встретится парк, у края которого стоят две православных церкви: справа — Церковь в честь Воскресения Господня, а слева — Благовещенский собор. Храм в честь Воскресения Господня был построен на православном кладбище на пожертвования в 1862 году. До 1935 года Воскресенский храм был кафедральным собором митрополита.

Поскольку церковь не вмещала прихожан, в 1935 году рядом построили Благовещенский собор — во владимиро-суздальском стиле, с пятью куполами и тремя входами, и он стал кафедральным. Воскресенскую церковь в 1962 году закрыли власти по причине, что одна религиозная община не может пользоваться двумя соборами, Воскресенским и Благовещенским, одновременно. В здании устроили архив. Церковь вернули верующим только в 2000 году.

То, что сейчас выглядит, как сквер, со второй половины XIX века было кладбищем, где хоронили представителей всех конфессий. Как я поняла, в парк Мира его превратили после того, как здесь состоялась акция в поддержку Венгерской революции 1956 года. Теперь это опять напоминает кладбище, хотя могил, как таковых и нет. Есть интересный памятник «Матерям борцов за свободу», установленный в 2010 году на месте, где была часовня в католической части старого кладбища.

Есть памятник «Павшим за свободу Литвы» 1930 года на бывшей братской могиле и совсем новый памятник уже новым героям свободной Литвы — «Мемориал жертвам июньского восстания 1941 года», очень напоминающий кладбище немецких солдат времен Великой Отечественной войны. Небольшое здание за этим мемориалам — музей, посвященный этим событиям. Я прочитала текст рядом на щите и сначала не поняла, о чем речь: восстание против советских оккупантов 22—28 июня 1941 года. Какое восстание, на страну напали фашисты?! Потом стало понятно: просто пользуясь удобным моментом, созданная ранее организация борцов за независимость поддержала нацистов, перебила сторонников советов, военных частей Красной Армии и заодно евреев. Ну что же, пусть это остается на их совести, во всех наших бывших «братских» республиках теперь новые герои.

Еще рядом с этим сквером стоит здание Гимназии имени А. С. Пушкина, а со стороны, где были захоронения мусульман, небольшая мечеть, построенная в 1930 году. Что интересно, она называется Мечеть Витовта Великого, в честь великого князя литовского, который разрешил татарам поселиться в Литве. Мечеть построили в год 500-летия со дня его смерти. Красивое здание, но выглядит каким-то игрушечным.

Каунас_ А осадочек остался...

Застройка проспекта Витовта совершенно неинтересна: кроме обычных жилых зданий есть пара больших гостиниц, более симпатичная из которых современная «Ибис»; мрачное здание построенного в 1939 году Дворца труда, где в войну было гестапо, и также довоенное здание, которое занимал КГБ, а теперь полиция. Мне понравилось на проспекте только одно здание в стиле модерн, о котором не нашла никакой информации.

С проспекта Витовта я свернула на центральную улицу Каунаса — Лайсвес аллею (Laisvės al.), что в переводе — аллея Свободы. Аллея соединяет две исторические части города — Старый и Новый город. До площади Независимости (Nepriklausomybės) — это обычная улица. В центре площади стоит католическая Церковь святого Михаила Архангела.

Храм в псевдовизантийском стиле был построен в 1895 году. Это был военный православный собор Ковенской крепости, освященный в честь Святых Петра и Павла. Во время Первой мировой войны, когда крепость взяли немцы, собор приспособили для лютеранских богослужений. В 1919 году власти Литовской Республики не отдали собор православным, он стал Окружным костелом Литовской армии и был освящен в честь Архангела Михаила. После закрытия, в 1965 году в нем разместили Галерею витража и скульптуры, а в 1990 году передали Римско-католической церкви.

Каунас_ А осадочек остался...

На площади у больницы Красного креста стоит интересная скульптура «Левитация». О названии догадаться можно, а вот по какому поводу, никакой информации.

Каунас_ А осадочек остался...

А за площадью Независимости Лайсвес аллея становится пешеходной и превращается в красивый бульвар длиной 1,7 километра, где высажено 550 лип. Представляю, какой тут запах, когда липы цветут! Кстати, на этой улице запрещено курить.

Людей было немного, на улице шли ремонтные работы: где-то реставрировали фасады, местами восстанавливали брусчатку тротуаров. Здесь много ресторанчиков и кафе, гостиниц и магазинов, театров и музеев, фонтанов, памятников и просто интересных зданий. Я зашла выпить кофе в сетевое «Vero cafe» и продолжила прогулку по бульвару.

Примерно в центре Лайсвес аллеи работает фонтан, а на углу — дом с башенкой — знаменитый каунасский отель «Метрополис», который был самым престижным городским отелем еще в довоенном Каунасе. На аллее напротив входа в ресторан «Метрополис» стоит памятник актеру и певцу Даниэлю Дольскому. Последние два года жизни он жил в Каунасе и выступал в этом ресторане, пел в основном мировые шлягеры того времени, переведённые на литовский язык, и пользовался любовью публики.

Перед отелем свернула направо на также пешеходную улицу Simono Daukanto, она заканчивается двумя университетами. С одной стороны — университет Витовта Великого (на эмблеме как раз изображен он), с другой стороны — Каунасский технологический университет.

Улица Simono Daukanto упирается в площадь Единства (Vienybės aikštė). Справа от нее стоит небольшое здание, где сейчас находится ректорат университета Витовта. Это Бывшее здание кабинета Министров, который находился здесь с 1921 до 1940 года. На втором этаже дома была устроена служебная квартира, где в 1935 — 1939 годах здесь жил министр Иностранных дел Литвы Стасис Лозорайтис. На стене дома установлена мемориальная доска с барельефом покойных отца и сына Стасисов Лозорайтисов, а рядом с домом — памятник Лозорайтису-младшему, дипломату и политическому деятелю.

Площадь Единства окружена солидными зданиями: здесь проектный институт, современная стекляшка бизнес-центра. Но главное здание, конечно, «Военный музей Витовта Великого», один из старейших музеев Литвы. Существующее здание открыто в 1936 году, там собраны различные исторические артефакты, относящиеся к Литве и Каунасу с доисторических времен до наших дней, в том числе большая коллекция исторического оружия, военной амуниции различных государств.

Вход в музей охраняет пара львов, а в центре площади — фонтан «Гном» с бронзовой скульптурой гнома, ломающего камень, из которого фонтаном бьет вода. Скульптура в 1923 году подарена графом Александрасом Тышкевичусом III.

Часть площади перед музеем занимает парк. Здесь установлен памятник Свободы — крылатый ангел с флагом, — символ государственности Литвы. Есть больше десятка бюстов известных литовских политиков, военных и исторических деятелей; памятник погибшим за свободу Литвы — пирамида, сложенная из камней с полей Литвы, рядом с пирамидой горит вечный огонь и установлены деревянные кресты, привезенные из разных районов Литвы. Отдельно еще установлены три скульптуры, изображающие переносчика книг, сеятеля и обучение грамоте.

Военный музей занимает здание не один, а делит его с Национальным художественным музеем имени М. К. Чюрлёниса. Вход в этот музей с другой стороны здания с улицы Vlado Putvinskio. Во дворе стоит еще одна интересная скульптура, как обычно, информацию найти невозможно. Национальный музей М. К. Чюрлениса — самый большой художественный музей Литвы, здесь экспозиции литовского народного, прикладного и изобразительного искусства, начиная с XVI века.

А на противоположной стороне улицы находится самый известный музей Каунаса — единственный в мире Музей чертей, который был создан в 1966 году на основе личной коллекции художника Антанаса Жмуйдзинавичюса. Читала, что там более двух тысяч фигур чертей. На здание посмотрела, а в музей не пошла. Ну их, еще приснятся!

Каунас_ А осадочек остался...

Чуть правее этого музея есть небольшой Парк скульптур литовского художника и скульптора XX века Роберта Антиниса.

Теперь путь лежит в сторону Старого города по улице Элизы Ожешко (Elzės Ožeškienės). Эта улица застраивалась в конце XIX — начале XX века, есть интересные здания с элементами модерна, хотя большинство из них требует ремонта. Красивое здание Каунасской филармонии — угловое с колоннами, построенное в 1928 году. Здесь находится хоральная синагога, построенная в 1872 году. По информации из сети, синагога действующая, хотя евреев в Каунасе почти не осталось, а по переписи 1939 года они составляли 25% населения. Не удивительно, во время войны Литве были самые страшные еврейские гетто и уничтожено порядка 95% еврейского населения.

Пересекаю Лайсвес аллею и сворачиваю на самую красивую улицу Старого города — Вильнюсскую (Vilniaus gatvė). Она полностью пешеходная и идет через весь Старый город до Ратушной площади. Уютная улочка с невысокими зданиями в два-три этажа, скамейками, старинными фонарями и телефонными будками, которых уже не встретишь в других городах.

С правой стороны улицы есть небольшой сквер, в котором стоит историческое здание. Когда Каунас стал временной столицей Литвы, с 1919 года по 1940 год здесь находился Дворец Президента Литовской республики. В этом особняке жили и работали три президента Литвы: Антанас Сметона, Казис Гринюс и Александр Стульгинскис. Это их скульптуры установлены в сквере у дворца. А в здании после последней реставрации размещается подразделение Национального художественного музея имени М. К. Чюрлениса.

Рядом через дорогу — бывший Дворец сейма. Здание было построено в 1862 году, в неё была гимназия, а в 1920 году основаны высшие курсы — первое в независимой Литве высшее учебное заведение. В 1920 — 1927 годах здесь заседал первый Парламент — Учредительный Сейм, а также I, II и III Сеймы. В этом дворце были избраны президентами перечисленные выше товарищи, здесь на торжественной церемонии они давали присягу, после которой торжественно переходили в Президентский дворец.

Каунас_ А осадочек остался...

Идем дальше по Вильнюсской улице. Бенедиктинский монастырь с костёлом. Костёл не работает, а монастырские помещения занимает теологический факультет университета.

Гуляя по Вильнюсской улице вполне можно почувствовать себя в XIX веке, хотя многие здания на улице более ранних веков.

Каунас_ А осадочек остался...

Вот еще пара интересных зданий готических зданий XVI века, и снова никакой информации! Мне очень нравится в этом плане основательность немцев: какой бы город я не смотрела, у них есть по каждому подробные списки национальных памятников с краткой информацией о каждом доме, фонтане или памятнике. Нужно только ориентироваться в пространстве.

Людей я не фотографировала, но иногда попадали в кадр интересные персонажи.

В конце Вильнюсской улицы рядом с Ратушной площадью стоит Собор Святых Петра и Павла — самый большой католический храм Литвы и единственный в стране готический храм в форме базилики. Снаружи собор в лесах, идет реставрация.

Каунас_ А осадочек остался...

Строительство храма началось в 1413 году, а завершено было только в 1655 году. Собор известен своим пышным внутренним убранством и фресками в стиле барокко, огромным красивым органом, а также чудодейственной иконой Страдающей Божьей Матери, которая, говорят, способна излечивать многие болезни.

Вот и дошли до Ратушной площади — сердца старого города. Здесь много интересного: исторические здания, музеи, пара фонтанов, памятники, забавные скульптуры и цветники.

Главное здание Старого города — Городская Ратуша, её называют Белой лебедью Каунаса. Строительство началось в XVI веке и продолжалось несколько столетий, поэтому здесь полное смешение различных архитектурных стилей — от готики и ренессанса до барокко и классицизма. Ратуша выглядит традиционно для средневековых строений — здание городского собрания и пристроенная к нему колокольня. Когда-то здесь размещались залы суда и магистрата, канцелярия бургомистра, а в подвале — тюрьма. Теперь в ратуше работает Дворец бракосочетаний, а в подвале «Музей керамики».

Каунас_ А осадочек остался...

На площади идет подготовка к какому-то празднику, в лесах иезуитская церковь Святого Ксаверия. Церковь иезуиты начали строить в 1666 году, но из-за пожаров строительство затянулось на целое столетие, а когда все было готово, Папа Римский ликвидировал иезуитский орден. Костел передали францисканцам, а потом — Русской Православной церкви, которая переименовала его в Кафедральный собор Александра Невского. После Второй мировой войны иезуиты вернулись в Литву и возвратили себе храм, а монастырь превратили в гимназию. В советские времена монастырские здания перепрофилировали под ПТУ, а в церкви устроили спортзал с сауной и тиром. С 1992 года костел Святого Ксаверия снова действует, а при нем иезуитская гимназия.

Каунас_ А осадочек остался...

За зданием ратуши стоит Музей истории развития связи в Литве, основанный в 1994 году в здании бывшей почтовой станции XIX века. Здесь можно узнать историю развития почты Литвы, начало развития телеграфа-телефона, радио и информационной техники. У стены — забавный фонтан с двумя собаками, а еще «Стрекоза, кузнечик и жук» — памятник режиссеру Владиславу Старевичу — создателю первых в мире фильмов, снятых в технике кукольной анимации. «Стрекоза и муравей» — его кукольный фильм 1913 года, экранизация одноимённой басни Ивана Андреевича Крылова. Почему здесь (и в фильме) не стрекоза, а кузнечик, есть объяснение.

Слева от музея есть еще один памятник — это памятник Йонасу Майронису — литовскому поэту, теологу и католический священнику. За памятником находится Литературный музей имени Майрониса.

Каунас_ А осадочек остался...

Правее ратуши — комплекс семинарии с церковью Святой Троицы (1634 г.). Каунасская духовная семинария — крупнейшая в Литве семинария, она является частью факультета теологии университета Витовта Великого. Семинария находится на территории Римско-католического диоцеза Каунаса рядом со зданием резиденции епископа.

У стены стоит памятник Мотеюсу Валанчюсу — литовскому писателю-просветителю и историку, епископу, жившему в XIX веке.

Каунас_ А осадочек остался...

Ели пройти за ратушную площадь, то попадаешь на территорию парка «Santakos» (Слияние). Он так называется, потому что разбит на месте слияния рек Неман и Нериса. Это зона активного отдыха горожан, место для прогулок, развлечений, здесь проходят городскиe мероприятия, есть детская площадка, стадион. Рядом находятся исторические памятники: Каунасский замок, костел Св. Георгия.

Каунасский замок
Первый каменный замок на территории Литвы был построен в XIV веке для обороны Литовских земель от нападений ордена крeстоносцев. Около замка возникло поселение, впоследствии выросшее в современный город. Замок несколько раз разрушали и восстанавливали, сейчас в нем работает филиал городского музея. Конечно, это современная реставрация, но с детьми погулять можно.

Костел Cвятого Георгия и монастырь бернардинцев
Костел построен в конце XV века, это один из старейших костелов в Каунасе. Он построен в готическом стиле, как и монастырь, находящийся рядом. Костёл открыт для верующих, но идет реставрация как костела, так и помещений монастыря. В примыкающем к костёлу здании открыт хостел, видела его вывеску.

Если пройти по дорожке в парк за монастырь, можно увидеть памятник папе Иоанну Павлу II.

Каунас_ А осадочек остался...

Посмотрев всё интересное на Ратушной площади и вокруг, я решила поесть чего-нибудь национального в ресторанчике здесь же на площади, они там идут один за другим. Заглянула в пару, а потом присела за столик под навесом у одного из них. Подошла официантка, предложила меню, я сделала заказ.

Минут через десять официантка подошла снова и сказала, что мне придется ждать долго не меньше часа, поэтому она рекомендует обратиться в соседнее заведение. Причем я заказала самые обычные цепеллины, а не какие-то особые деликатесы, и людей было очень мало. Меня просто не захотели кормить.

Я не стала есть на Ратушной площади и пошла дальше на отходящую от площади улицу Aleksoto, где еще оставались интересные достопримечательности.

Дом Перкуна — одно из наиболее древних готических светских строений, жемчужина Старого города. Построен ганзейскими купцами; был их конторой с 1440 по 1532 год, в XVI веке был продан иезуитам, которые открыли там капеллу. Потом в разные годы в здании находились склад, школа и даже первый в Каунасе драмтеатр, а свое имя — языческого бога-громовержца Перкунаса — здание получило в XIX веке, когда во время реконструкции в одной из стенных ниш была обнаружена медная статуэтка бога. Ученые решили, что на этом месте когда-то было святилище язычников.

Сейчас дом Перкуна снова принадлежит иезуитам. Помимо гимназических классов здесь открыта экспозиция, посвященная поэту Адаму Мицкевичу, который в начале XIX века работал в иезуитской гимназии — преподавал литературу, историю и право.

Костел Витовта Великого
Готический костел был возведен в XV веке по приказу и на деньги князя Витовта Великого. Этим храмом князь хотел отблагодарить Пресвятую Деву Марию за то, что сумел избежать гибели во время сокрушительного поражения войска в битве на реке Ворскле с татарами. Костел стал одним из первых каменных храмов Каунаса и за века пережил непростую историю, не раз лежал в руинах. Наполеоновские войска в храме устроили склад боеприпасов и военной амуниции, а после 1848 года до Первой мировой войны здесь был православный храм.

Костёл стоит на берегу Немана рядом с мостом, который назван, как вы думаете, в честь кого? Конечно, в честь Витовта Великого!

Каунас_ А осадочек остался...

Отсюда началось моё передвижение в обратном направлении — к вокзалу.

А немного прошла вдоль набережной, там есть на что посмотреть, но вообще делать этого не рекомендую: это проспект Karaliaus Mindaugo, трасса по которой идет весть транспорт в обход старого города. Проспект назван в честь основателя первой династии литовских князей, короля Литвы Миндовга, жившего в XIII веке.

А я прошла мимо старинных зданий гуманитарного факультета университета с похожими на смайлик солнечными часами, лютеранской церквовью и зданием XVI века, где в 1812 году останавливался Наполеон. Это все бывший Немецкий квартал Каунаса, где жили немцы — ремесленники и купцы, на которых в XV–XVII веках держалось процветание города.

Затем я вернулась в центр, чтобы посмотреть на церковь Святой Гертруды, один из старейших католических храмов Каунаса в стиле кирпичной готики, его ориентировочно датируют XV веком. Подошла к нему с улицы J. Gruodžio, но можно просто войти в арку дома № 101 на Лайсвес аллее.

И снова Лайсвес аллея и памятник самому известному литовцу — Витовту, великому князю литовскому с 1392 года, которого Великим назвали еще при жизни. Не буду пересказывать его биографию, кому интересно, прочитает, в Каунасе его именем названо всё самое интересное.

Каунас_ А осадочек остался...

Рядом на площади стоит здание Муниципалитета Каунаса, на стенде — гербы городов-побратимов Каунаса, среди них наш Санкт-Петербург.

На противоположной стороне улицы — Городской сад, где в кафе я и пообедала. В саду работает Музыкальный театр (он еле виден на снимке за деревьями), построенный по инициативе Петра Столыпина.

Каунас_ А осадочек остался...

У знакомого фонтана на Лайсвес аллее снова свернула на пешеходную улицу Симона Даукантаса (Simono Daukanto), но уже в сторону Немана, чтобы посмотреть на подвесной пешеходный мост через рукав Немана, который соединяет эту улицу с островом. Мост назван в честь литовского летчика Юргиса Кайриса, который в 2000 году на спортивном самолете пролетел под мостом вверх ногами.

А потом я дошла до вокзала и вернулась в Вильнюс. Рассказ затянулся, но хотелось показать многое и не растягивать на две части.

Каунас_ А осадочек остался...

Каунас мне понравился, считаю, что при посещении Литвы в него нужно съездить обязательно: красивый город, с богатой историей и большим количеством интересного. А осадочек все-таки остался: неприятно, я лично ничего плохого Литве и её гражданам не сделала.