Турист Наталья Татаринцева (Natal_ja_Tatarinceva)
Наталья Татаринцева
была 26 июля 2017 17:04

Листвянка, Хужир, Нижнеудинск, Кемерово, Барнаул + 2 города — Россия Июнь 2017
С Алтая на Байкал "Путешествие на Восток"

Предыстория. Я занимаюсь с ребятами с ограниченными возможностями здоровья уже много лет: в течение года это мероприятия, занятия творчеством, походы в театр, кино, на выставки, занятия психолога и многое другое. А летом мы любим путешествовать. В нашей Алтайской общественной организации социальной поддержки «Синерджи» существует замечательный проект «Путешествуем и познаем мир». Этот рассказ о том, как мы побывали на озере Байкал. Мы готовились к этому целый год. И вот отправляемся в путь!

День 1. Итак, наше великое путешествие на Восток началось! Сегодня, 14 июня 2017, в шесть утра мы выехали из города Барнаула, держа путь сначала в Кемеровскую область, а уже после обеда в Красноярский край. В итоге нас собралось 16 человек вместе с водителем, Владимиром Ильичом. В основном едем женской компанией, но с нами Король! Король — это у Николая фамилия такая, помогает нам грубой мужской силой, что в таких поездках трудно переоценить. Удалось замечательно пообедать в кафе, нам разрешили со своими пирожками. Шуму от нас, конечно! Спасибо добрым людям) Едем весело, песенки поем, посмотрели кино (мне в это время удалось отлично подремать). Отъехав от Кемерово довольно далеко, мы заправились, и машина просто перестала ехать. Было даже предложение вернуться в Кемерово на диагностику в центр обслуживания мерседесов (оказывается, они есть не в каждом городе), мы в это время подъезжали к Мариинску. Но обошлось, Владимир поменял фильтр, мы пока погуляли по полям, любовались просторами нашей огромной страны! А еще погонялись за бабочками и загадывали желания на улетающие белыми гвоздиками одуванчики. Там поля все белые от них! Потеряли в общей сложности больше часа, подзаправившись мороженым, мы отправились дальше. В Красноярск въезжали на закате, небо все в красных и желто-голубых облаках. Устали, конечно. Гостиница нас ждала. Остановились на этот раз мы в центре социальной помощи — гостиница для инвалидов. Комфортно, много места, пока все сбегали в душ и на ужин, уже время к 12.00 ночи приближалось. Одно жалко, погулять не пошли, поздно, а до центра ехать примерно 30 минут. Но так хочется на фонтаны! Бог даст — попадем). День насыщенный, тяжелый. Сегодня мы преодолели половину пути. Завтра будет дорога меньше, а там уже и Байкал. Ребятушки мои молодцы! Тут и обычному человеку тяжело, а они бодрячком! Вот так прошел первый день нашего путешествия.

День 2. Сегодня мы преодолели отрезок пути Красноярск — Нижнеудинск. Это около 600 километров. Еще на выезде из Красноярска нас ждал сюрприз… Мы неожиданно попали в сказку!

Из-за поворота у дороги, на пригорке выросли три богатыря на конях да при оружии, вдаль смотрящие на просторы родины, Емеля на печке, рядом в тазике щука, дед Боровичок, косуля, частоколом дом огороженный. Не смогли проехать мимо, остановились на печке посидеть. Дальше дорога и леса. Нет, не так… ЛЕСА!!!! Куда ни посмотреть тайга, зелёное море вокруг. А в лесу цветут огоньки, через деревья целые оранжевые полянки просматриваются, а по обочине желтые цветочки, правда, не знаю их название. Мелкие, но ковром растут. Обедали на замечательном бетонном пяточке у указателя на Нижний Ингаш)))) Выяснилось, что в Красноярске замечательное сало. Кусочки расхватали на ура! Дорога, едем дальше. Сегодня смотрели фильм про то, что нужно беречь природу нашей планеты, чтобы не случилось беды. А еще фильм про достопримечательности Алтайского края. Спешно отмечаем, где не были, строим планы на будущее. В Нижнеудинск добрались к вечеру, это уже Иркутская область. Медленно, но верно движемся в нужном направлении. Нас ВСТРЕТИЛИ! С красным флагом на въезде в город! С ночевкой в этом городе нам помогал центр «Доверие». Но сколько там было задействовано людей, мы узнали, только когда нас проводили на берег реки Уда. Накрытые столы с вкусняшками и уха, сваренная на костре. Очень вкусная уха, а чай вообще нет слов, душистый, ароматный, горячий. А главное люди! Открытые, веселые, волшебные. Ребята знакомились с девчонками и мальчишками отсюда, взрослые узнавали про сам город, что за река, горы, леса вокруг. Самые смелые бродили по колено в воде. Я тоже залезла в воду, не горячая, но бывает и холодней! На берегу запах трав особенно сильный, прямо на камнях растут цветы. Потом были знакомства, игры, мастер-класс. Мы сделали ангела-хранителя из воздушной тафты (если я правильно называю ткань), каждый загадал свое желание. Очень красивый ангел получился! Когда солнце совсем село, мы отправились в общежитие, где сегодня ночуем. Сейчас все отдыхают уже, завтра последний отрезок пути и мы на месте! Еще раз много-много-много раз большое спасибо за этот вечер центру «Доверие»: за речку, за уху, за пирожки и тортик, за чай и ангелочков, за предложение прогуляться до вознесенского креста, которое мы не поддержали из-за усталости, за хорошую компанию. Спасибо ребятам, что они приехали пообщаться с нами, спасибо за подарки с символикой города, за книгу про ваш город (с автографом автора(!), который к тому же замечательный повар). Спасибо за прием, мы отправляется дальше, но этот вечер навсегда останется с нами, он показывает, что в нашей стране живут люди с широкой душой и добрым сердцем! Вот такой богатый на сюрпризы получился второй день нашего путешествия.

Путешествие на Восток

День 3. Мы здесь!!! С криками ура и бурными аплодисментами мы пересекли большие белые буквы ИРКУТСК. Наш длинный путь «туда» закончился. Сегодня вечер отдыха. Вечер, чтобы просто постоять на земле, насладиться теплым душем и вытянуться на мягкой кровати. Последние 600 км радовали все тем же лесом, но огоньков стало намного больше. Мелькали «подлые» планы по выкапыванию цветочков для приусадебного участка, но! Если каждый возьмет себе хоть по одному, скоро их вообще не останется, поэтому любуемся, фотографируем и едем дальше. Речка Ангара, на которой стоит Иркутск, не произвела большого впечатления, пока во всяком случае. По ощущениям она меньше, чем наша Обь, но вода чистая на вид, голубая, в ней отражается небо. Завтра начинаем «познавать». По плану несколько музеев и прогулка до ГЭС. Отдыхаем)))

День 4. Утро доброе наступило слишком рано… Бытовые вопросы решены, и мы с прекрасным настроением отправляемся на прогулку по городу. В планах множество пунктов, переживала, как все пройдет? Будут ли интересными экскурсии? Понравится ли ребятам? Пробки, которые могут нам помешать… График плотный, а хотелось бы все успеть, и так все основное. По отзывам местных жителей, то, что у нас в программе, не все жители Иркутска видели. Отчего-то переживания больше, это ж ответственность такая. Тем более сама своими глазами ничего не видела. Ну да ладно, это мелочи, не о том рассказ! С утра мы, после завтрака (первое, второе и компот на выбор) отправляемся в музей «Дом Волконского». Это усадьба 18 века, там жила в ссылке семья Волконских. Экскурсия почти в два часа пролетела, как один миг. Перед глазами так и вставала картина, как князья русские, цвет нашей страны, добирались на иркутскую землю в ссылку, как у них забирали титулы и имущество. И как их жены, леди высшего света, бросали все и уезжали в Сибирь. Их было не много… Уезжали, зная, что могут больше не увидеть своих родителей, друзей, некоторые оставляли детей (их в ссылку брать с собой было нельзя). Уже спускаясь на первый этаж, в конце экскурсии, захватили кусочек концерта. Живая музыка того времени… Слушая ее в этом окружении, каждая нотка отдается в душе, навевая грусть. По самой усадьбе можно бродить сколько угодно, жалко, что у нас времени мало. Думаю, тут можно гулять часами, вдыхая аромат цветущих пионов, привезенных из Франции потомками семьи Волконских.

Вторым по плану мы посетили «Музей городского быта». Экскурсия нам понравилась, правда под конец уже устали стоять, но все оживились, рассмотрев чайную экспозицию. Очень интересным показался рассказ о том, как в Россию ввозили чай из Китая. Через пустыню Гоби, через всю Монголию, через Иркутск и далее везли за Урал, в Европу, путь занимал около года. Пыталась на древней карте наш Барнаул найти… Безуспешно. Но ребятушки у меня молодцы! Нашли! Он в стороне был от этого древнего пути, но радует, что на карте он есть. Как привет с далекой родины))). Идем на обед, по ходу любуясь Домом Европы (очень красивый дом, полностью украшенный резьбой и маленькими башенками).

Путешествие на Восток

После обеда (в хостеле) мы отправляется, уже на машине, в Краеведческий музей. Классика, без которой невозможно обойтись при первом посещении незнакомого города. Наверно, трудно найти конкурентов Красноярскому музею, но парочка экспонатов приятно удивила (часы, которые показывают время, день, месяц и год — правда, они не работают, но сооружение захватывает внимание; огромная картина с пожаром, который почти полностью уничтожил город в конце 19 века; найденный в иркутской области клад).

На закуску, то есть последнее из обязательной программы, нам осталось посещение музея «Ангара». Он находится на ледоколе с одноименным названием. Мы спускались в машинное отделение, наслаждались свежим воздухом на палубе и были в кают-компании. Еще нам показали фильм про этот ледокол, но я его прогуляла из-за организационных проблем. Одно разочарование дня — это ГЭС. Большая, да, но я ожидала чего то масштабней, чем низкая платина и сброс воды по никому неизвестному графику.

А потом мы отправились на ужин в Позную. Позы — это национальное бурятское блюдо, которое многие советуют попробовать. Вкусно! Но по мне, так обычные манты. Наелись до отвала (а главное бюджетно: 1 шт. 40 руб. и три шт. хватает за глаза). Потом нас водитель довез до Московских ворот (наиболее известная достопримечательность) и уехал отдыхать, а мы, не торопливым шагом, побрели домой, любуясь домами 130 квартала; фонтанами; клумбами; набережной! (на которой мы лакомились мороженным, а некоторые успели и помедитировать); церковью Спасская (кто хотел, зашел внутрь, кто нет — рассматривали статую святым Петру и Февронье); камнем, заложенным на месте основания города; мини Эйфелевой башней и шикарным закатом. День музеев закончен — завтра мы увидим Байкал!

Путешествие на Восток

День 5. Пятый день нашего путешествия начался с посещения музея «Тальцы». Это примерно в 47 км от Байкала. Мы все ближе и ближе. Ангара здесь намного шире, чем в Иркутске. Все те же поля огоньков. Музей находится на открытом воздухе, это архитектурный памятник русскому зодчеству 18–19 веков. Экскурсовод провела нас по всей усадьбе, мы увидели, как жили наши предки несколько веков назад. Побывали в сохранившемся остроге 16 века, там нас встречали казаки, пели молитвы и казачьи песни. Пели красиво. По их рассказам, они приехали на Сибирскую землю с самого Нижнего Новгорода. Ощущения волшебные, когда стоишь в древнейшей церкви в Сибири. Она действующая, в советские годы были утрачены все иконы, и после реставрации ее заново наполнили и осветили. Сейчас здесь отмечают в основном Троицу и Масленицу. Дом кузнеца нам наглядно показал, как можно из железа творить чудеса. После экскурсии мы самостоятельно прогулялись по деревеньке до шикарного вида на реку Ангара, попробовали облепиховый сбитень в трактире, посмотрели и приобрели сувениры на память, а под конец с удовольствием прокатились на огромных качелях. Песня про крылатые качели — про нас!

И мы отправляемся дальше. Следующая остановка — Байкальский музей в Листвянке. Ура! За окном виден Байкал, но время бежит, спешим на экскурсию. Музей — сказка! Экспонатов немного, но все по делу, все в тему, как образовалось озеро, какие реки впадают и вытекают, глубина и прочие безумно интересные вещи. Мне запомнился макет Байкала, если заморозить всю воду. Наглядно показывает глубины. А потом там оказался еще и аквариум, да не один. Омуль, осетр и другие рыбки и не рыбки ползали и плавали за стеклом. Ну, а в последнем аквариуме нас ждала живая нерпа. По первым, да и вторым ощущениям — бочонок с хвостиком (да простят меня эти милейшие создания). Поднимаемся на второй этаж и оказываемся в лаборатории с микроскопами, под которыми можно рассмотреть мельчайшие подробности рачков и планктона Байкала, а также песок. Ну кажется, что такое песок? Под микроскопом — это фантастика! И вот нас уже приглашают в подводную лодку и, устроившись поудобнее, мы отправляемся в подводное плавание. Мы спустились на самую глубину, увидели животных в их естественной среде обитания, растения под водой и нерп на природе. Наше путешествие на дно длилось недолго, но больше всего запомнилось оно экскурсоводом. Она так рассказывала, что поэму читала, с толком, чувством, расстановкой. И голос очень приятный. Я сначала подумала, что вообще запись. В общем, кто будет на Байкале, этот музей в программе должен обязательно быть!

Бежим дальше, уже и кушать хочется, а еще надо на гору взобраться. Поднимаемся на канатной дороге к обзорной площадке, дух захватывает от открывшегося вида, отсюда и Байкал до горизонта раскинулся, и Ангара лентой стелется. Отсюда же виден Порт Байкал, там заканчивается Кругобайкальская железная дорога, по которой мы будем путешествовать завтра. Пикник можно охарактеризовать так «Рыбное раздолье». Столько рыбы разного способа приготовления я не видела никогда! Холодного и горячего копчения, вяленая, и еще раз также, да не так. Покупали двумя партиями, так что хватило попробовать всем. В основном по виду был омуль. Я не знаток рыбы, но было вкусно. Если судить по остальным, а, главное, с какой скоростью убывала она со стола, то очень вкусненько!
На обратном пути, пофотографировав камень Черского и спускаясь на канатной дороге вниз, нас немного подмочил летний дождик, но нам настроение он не испортил, зато придал блеск траве и деревьям и освежил немного воздух — погода стоит замечательная, много солнца, жарко.

Путешествие на Восток

Пока ждем начало представления в «нерпинарии», спускаемся к Байкалу. Кто пошустрей, успел и в воду по колени заскочить. Подтверждаю — вода в Байкале холодная!!!

Нас ждали в гости в 17.45. Две нерпы, мальчик и девочка, пират и пиратка, дали отличное представление! Играли, ныряли, пели, хлопали и искали карту сокровищ. Полчаса позитивных эмоций! Мне больше всего запомнилось, как они танцевали вальс. А еще они рисовали картину красками! И вот сюрприз! Ее подарили нашей группе!!! Ура!!! Повесим ее на стене в офисе, вот подарок так подарок! Спасибо Нерпинарию в с. Листвянка!
Едем домой, вечер, пробка при въезде в Иркутск. Но мы не унываем, с нами же сборники песен! Так под веселые песенки мы и добрались до дома! Теперь отдыхать, завтра нас ждут новые впечатления и сюрпризы.

День 6. С утра, позавтракав и загрузив рюкзаки, отправляемся в ПОХОД. Сегодня машину оставляем в городе, сегодня мы попадем в такие места, где машины не ходили никогда. В 8.40 мы уже на Иркутском железнодорожном вокзале, покупаем билеты на электричку до Слюдянки. Ехать несколько часов, к выбору места нужно подойти ответственно, спешим на перрон. Все жду турникеты для проверки билетов. Их нет. Проверяют в самой электричке. И вот подъезжает поезд. На абордаж!!! Места удачные, почти все у окна расселись. Смотрим на природу за окном, любуемся пейзажами. Через час проголодались, хотя только что завтракали — делим по-братски бутерброды с сыром и горячий чай. Жить сразу стало веселее))). Подкупив улыбкой машиниста, прорвались в кабину электровоза. Там здорово, фотографировать нельзя, но одним глазком посмотреть, как это все работает давно хотелось. Машинист рассказал, как тут все устроено, для нас пару раз послал в тайгу гудок, длинный и короткий. А еще, узнав, что мы с Алтая, поинтересовался, не на электричках ли мы сюда добрались. Заинтригована на будущее….

Путешествие на Восток

Прибываем в Слюдянку в районе обеда. Пересадка меньше часа, успеваем купить семечек и шоколадку. Подают электричку. Садимся. Следующая остановка — порт Байкал. Эту электричку в народе называют Матаня (мотается туда-сюда). Ходит она несколько раз в неделю и в ней всего два вагона. Идет медленно по тупиковой одноколейной ветке, через 38 тоннелей и множество виадуков. Как утверждает Википедия «Проходящий по берегу озера Байкал вдоль подножия Олхинского плато участок КБЖД от города Слюдянка до посёлка Байкал является уникальным памятником инженерного искусства». Согласна с этим утверждением полностью. Дух захватывает, когда проезжаешь над пропастью или когда поезд ныряет в тоннель. Ехать долго — успели сфотографироваться, выспаться, еще раз перекусить, поболтать. Когда приелся вид озера, пересаживаемся на другую сторону и любуемся камнями. На них очень много цветов. Я заприметила «аленький цветочек», все пыталась поймать его в объектив, но так и не успела. Он яркий, похожий на саранку или фуксию. Уже на закате пребываем в порт Байкал.

С нами прощается «Матаня», вежливая проводница приглашает приезжать еще. Обещаем попробовать! В порту ищем паром. Еще час до отправления, есть время размять ноги и выпить горячего чая с пирожком в уютном кафе. Паром отправляется в 20.15, минут 10 — и мы в Листвянке. На воде холодно, хорошо у нас собой теплые вещи. Очень удачно удается поймать газель, как только сошли с парома (хотя были люди, утверждавшие, что газели так поздно уже не ходят). Она же довезла нас прямо до хостела. Собираем все вещи — завтра мы отправляемся на остров Ольхон!

День 7. Проснулись рано, в четыре утра мы уже выезжали из Иркутска. Рассвет встречали в пути. Наверное, за все время нашего путешествия это был самый тихий отрезок дороги. Всё просто — все спали! Доехали замечательно, успели на первый паром на 7.30, хотя по плану хотели попасть на 8-ми часовой. Он нас немного подождал, и как только мы заехали, сразу отчалили. Плыть по проливу совсем недолго и вот мы уже на Ольхоне.

Путешествие на Восток

Первое, что бросается в глаза — отсутствие дороги. Нет, она, конечно, есть, но ехать по ней небольшое удовольствие. Пиликаем до базы отдыха больше 30 км. Она находится в поселке Хужир, это середина острова. По сторонам пустыня. Первое впечатление — серость, засуха и пыль. Машин крайне мало — ощущение, что ты один в этой пустыне. Дорога все хуже — раз пришлось даже выйти из машины, чтобы преодолеть опасный участок пути.
Добрались до базы, расположились. Живем на базе «Караванка», хотя планировали на базе «Робинзон и пятница», форс-мажор и мы здесь. База в целом нормальная, комнаты большие, светлые, есть беседки и мангал, место для игры волейбол и столовая. Отправляем гонцов за мясом, распаковываем пожитки и заселяемся. Пока мясо маринуется — пляж. Он от нас 300 метров, через дорогу перейти. И вот здесь то и открылась вся красота этого места! Кажется — просто песок и чахлые кустики. Но здесь все цветет! Запах непередаваемый, цветочки такие же как у нас, но меньше по размеру и кажутся более яркими. Сегодня день отдыха, день просто поваляться на пляже, погреться, позагорать. Немного передохнуть, программа до этого была очень насыщенной, нужен маленький перерыв. Почти полдня пробыли на пляже, загорели, купались самые отчаянные, но почти все хоть по колено, но побродили в Малом море. После душ и шашлычки, мур-мяв, очень вкусные. Вечерние посиделки с песнями под гитару протянулись до самого заката, который мы тоже наблюдали на берегу. Уже ночью на воду спустился корабль, мы предположили, что это рыбаки вышли на промысел. Вот так этот день закончился. Сидя на берегу и слушая волны Малого моря, даже не верится, как далеко мы забрались, как преодолели все эти тысячи километров и можем все это видеть своими глазами, собирать камни на берегу, зарыться ногами в теплый песок. Мечты сбываются!

День 8. День, когда исполняются желания. Загадочный день во всех отношениях. Сегодня мы проехали на машинах почти весь остров Ольхон, главная цель нашего путешествия — мыс Хобой. Итак, в десять утра мы готовы, приходят машины (УАЗики). Делимся на две группы, по 7–8 человек и отправляемся в путь. Едем, держась стороны Малого моря. Первая остановка на обзорной площадке, с которой видно два маленьких островка — лев и крокодил. И правда, если приглядеться, тот, что побольше, сильно напоминает голову льва, а в маленьком вообще не составляет труда разглядеть крокодила.

Вторая остановка — группа скал «Три брата». Николай отправился вниз по тропинке, мы все остались любоваться природой с высоты птичьего полета.

Путешествие на Восток

Едем дальше — остановка «старый пирс». Я не знаю, как она правильно называется, но там можно в кафешке попробовать вкусный чай с местными травами и приобрести сувениры. А напротив кафе — старый пирс, от него сохранились только остатки, нагромождение камней. Побродили по нему, попрыгали по камушкам.

Еще одна остановка, простор, с которого уже просматривается другой берег. Остров сужается, последний час едем уже по лесу. Деревья очень похожи на наши сосны и мох. Еще цветет багульник. Тут и там мелькают малиновые кустики. Дорога все хуже, но радует, что мы едем двумя машинами, если что — выручим. Или нас))))

И вот остановка «Хобой». До мыса еще идти, но машины туда уже не проедут, дороги дальше нет. Вот так мы пешком преодолеваем последний километр и доходим до самого мыса. Мыс Хобой (с бурятского — «клык») — это уникальный памятник природы, который находится на самом севере острова Ольхон. Ощущения — сказка. Полнейшая прострация. Отмечаю, что это самая восточная точка, где я была в нашей стране. Что-то запредельно волшебного не заметила, расстроилась немного, все ждала чуда. Сестре сильно энергетика понравилась. Может место не мое? Но все равно ощущения — захватывает дух. Есть поверие, если загадать желание на монетку и положить ее на камни орлом кверху, то оно обязательно сбудется. Осторожно пристраиваю свою в небольшую пещерку. (В чудеса мы верим). Посидели немного на самой крайней точки острова, зарядились волшебной энергией и спустились к машинам.

Путешествие на Восток

Там нас ждал вкуснейший обед из запеченной рыбы и картошки. Кстати, одно пожелание, высказанное вслух, сбылось почти мгновенно. Подходя к столу, прозвучало: «Сейчас бы помидорчиков, да огурчиков». Дзынь! Получите — распишитесь! Наши проводники достают из сумок овощную нарезку. Вот так бывает — если правильно желание загадать. А еще на мысе бабочка отметила Любовь Васильевну, присела к ней сначала на кепку, потом и на руку пересела, все улетать не хотела, уже в Барнаул собрались ее собой везти. И вчера сказали: «Посмотреть бы как цветет багульник» — дзынь! — весь лес цветет. И тут как-то вспоминается, что сегодня 21 июня, день летнего солнцестояния. Во всех отношениях волшебный день. Отобедав, отправляемся в обратный путь. По пути делаем еще две остановки. Первая на мысе любви. Говорят, если смотреть с воды, то камни напоминают форму сердца, и люди, которые хотят рождения ребятишек, приносят сюда дары. Наш проводник сюда за сыном ходил))). И самая крайняя остановка — на Большом море, мы спустились к самой воде.

Кто-то гулял по воде, кто-то покупал сувениры, а кто-то играл на фонтанирующей чаше, игра на которой продлевает жизнь и укрепляет здоровье, отлично подходит для снятия стресса. Если потереть ручки чаши ладонями рук, чаша начинает напевать и вибрирует, а капли воды начинают подпрыгивать и образуют фонтанчики. Кажется, все сложно, но нет! Удивительно, когда от вибрации появляются фонтанчики прямо под твоими руками! Помедитировав над чашей, выдвигаемся в обратный путь.
Вернулись домой уже после шести вечера. Фанаты пляжа отправились загорать, а мы с ребятами присели мастерить стенгазету на память. После сытного, вкусного ужина (Спасибо Наташе-Поварёшке!!!!!!!!!!!!!!!!!!) отправились на дискотеку! Ну как отправились, скорее дискотека пришла к нам. Стол из беседки прочь — вот нам и танцпол. Часок попрыгав и подрыгавшись, мы собираемся спать. День сегодня получился интересным, сама не ожидала, что настолько захватывающей будет эта экскурсия. Кстати, на обратной дороге мы узнали, что завтра посещение мыса будет запрещено — из-за сильной жары опасаются пожаров и ввели противопожарный режим, при котором запрещено проходить на территорию заповедника, а все самое-самое находится именно там! Нам всегда везет, как здорово, что мы решили ехать сегодня! Кто молодец — я молодец! Спасибо всем высшим силам, которые помогают нам в этой поездке, их помощь и поддержка видна невооруженным глазом. Еще раз спасибо!

День 9. С утра отсыпаемся, купаемся, загораем, завтракаем и отправляемся на прогулку по поселку Хужир. Это самый большой поселок на острове Ольхон, раньше здесь был рыбоперерабатывающий завод (по опросам местных жителей), теперь же все живут за счет туристов. Держим путь к подножию горы Шаманка.

Путешествие на Восток

Это одно из трех самых почитаемых шаманами мест в Азии. Гуляем рядом, самые смелые Ира и Николай, отважились слазить на гору, мы же любуемся видами с обзорной площадки, наблюдаем за чайками и утками. Их на пляже просто тьма! А еще много собачек, одна так вообще бесстрашно ринулась в воду, правда до чайки так и не доплыла, повернула назад. На горе тепло, но ветерок обдувает, очень приятно. После вчерашней экскурсии все радуют красными руками, ногами, носами и даже ушами! Поджариваемся дальше — солнце яркое весь день! Дождавшись наших скалолазов, не спеша отправляемся в обратный путь. Не обделили вниманием и сувенирные лавки, которых тут множество! Чего тут только нет! Вообще-то ассортимент сильно на наш горный похож, но есть изюминки: колечки с мантрами, поющие чаши и войлочные тапочки. Может еще что, там все и не разглядишь! Пробуем мороженное, йогуртовое, вкусное, мррр, на жаре холодное само то! Дойдя до базы, пообедав (сегодня Наталья нас балует лагманом!!!) и немного отдохнув, собираемся в беседке на творческий мастер-класс. Рисуем, обсуждаем, на память каждому остается картинка, на которой, хоть один мазок, но сделал каждый участник этой поездки! Частичку каждого мы заберем с собой домой. Посиделки с гитарой затянулись далеко за полночь, может поэтому я сегодня отметила намного больше звёзд, чем видно было до этого. На небе как мешочек с бриллиантами рассыпали, очень красиво, но у нас в горах все же лучше! Небо у нас кажется ближе и звезды ярче. А еще сегодня был неописуемой красоты закат! Красная дорожка от солнца протянулась через все Малое море, как будто приглашая в дорогу. Пошли на берег, но солнце зашло прямо на глазах, мы еще до пляжа не добрались.

Здесь замечательно! И правда, отмечают туристы, отсюда совсем не хочется уезжать!

День 10. Трудный день. Выезжаем с острова Ольхон в районе 9.00, может чуть позже, нормально добираемся до парома, без очереди преодолеваем переправу. Сегодня на пароме намного комфортней, чем по дороге сюда, греет солнышко, мы все загорелые, довольные. Уезжать не хочется совсем. Я успела побродить в байкальской воде, пока ждали отправления. И только-только отъехав от поселка Сахюрта, до первой горки, автобус наш глохнет… Выходим на обочину, ждем результаты первичного осмотра, он неутешителен — сломался двигатель, и дальше машина ехать не может. Из поселка за нами высылают транспорт, на котором мы и добираемся до Иркутска, оставив нашу машину на трассе в тайге. Из вещей — что успели перекинуть в другую машину. Уже к вечеру добираемся до города, одновременно ищу варианты, как нам добраться до Барнаула. Их несколько — поезд, автобус или рейсовый автобус. Находятся водители, готовые везти нас домой, но то мест в машине мало, то багажника нет. Ближе к ночи находим подходящий автобус. На нем мы и выезжаем рано утром. Уже ночью добирается наш водитель, на такси довез остатки вещей, но часть все же остались в нашем прицепе — машинка до Иркутска в тот день так и не доехала. Забегая вперед, скажу, что мы уехали, а машина через сутки отправилась за нами, но уже в автоперевозчике, так что вещи наши нас догнали довольно быстро. Вот так, кажется, все распланировали, все как по нотам, а потом раз и пых. Но нам помогают, находятся добрые люди, в такие моменты ты как раз и понимаешь, что можно бескорыстно поставить на уши всех водителей города, ища оптимальный вариант для группы, подобрать людей на трассе и довезти их до дома. Спасибо хочу сказать всем водителям, которые предложили свою помощь, откликнулись, звонили, рассказывали о своих машинах… А самое больше спасибо хочу сказать своим ребятам! Ни одной жалобы, стона или возмущения. Вы стойко преодолеваете все препятствия, которые встречаются на нашем пути, так и создаются самые настоящие ПРИКЛЮЧЕНИЯ! И я счастлива, что я в этот момент с вами)))

День 11–12. Дорога. Сегодня, как и планировалось, мы уезжаем из города Иркутск, еще раз полюбовавшись набережной реки Ангары, и направляемся в город Красноярск. Так как по пути сюда выяснилось, что дорога отличная, решили не останавливаться в Нижнеудинске, а сразу ехать в Красноярск. Центр, где мы ночевали в прошлый раз, нас уже ждал. Конечно, этот автобус не сравнить с тем, на котором мы приехали сюда, но ехать можно, главное, что мы ЕДЕМ! Так как нас не тормозит прицеп, до города добираемся еще засветло. На обед останавливались в кафе, в том же, что и по дороге в Иркутск. Это кафе находится перед городом Нижнеудинск (если ехать со стороны Иркутска), там очень вкусно готовят и по цене на 200р можно сытно покушать. Сегодня с нами готовой еды нет, грызем сухарики и печеньки. Погода радует — на улице прохладно, все небо заволокло тучами, ехать намного комфортней, чем по жаре. Вокруг ходят грозовые тучи, видно поливает ливень совсем рядом, над нами пара капель упала. Иногда дорога мокрая — только что закончился. Зато деревья, трава, кусты приобрели насыщенный зеленый цвет, свободный от пыли и солнца предыдущих дней. Наконец-то опять деревья кругом! Ольхон, со своими величественными песками, конечно, захватывает дух, но родные сосны и пихты (здесь их очень много)… на них глаза просто отдыхают, у меня, по крайней мере. А еще небо! Облака рваные снизу и летят быстро, чуть выше белые пушистые, а за ними проглядывается солнце. За небом тоже можно наблюдать бесконечно. Закат встречаем над Енисеем, а завтра, Бог даст, уже и дом. Переночевав, отправляемся в путь! Дорога хорошая, песенки поем, смотрим кино, и рассказываем разные истории про друзей и врагов, про приключения, про принцесс, про верность и честь, про любовь и предательство, про счастье, про дружбу, про космос, пиратов и биолухов! Хорошо, когда есть люди, которые много читают! А еще отдельное спасибо за вкусный завтрак от Короля! Под проливным дождем проезжаем границу «Алтайский край»! Ура! Мы дома!

Путешествие на Восток

Хоть из-за смены транспорта и не удалось побродить по Красноярску, но мы не унываем! Обязательно приедем сюда еще!

Впереди много планов, идей, мечтаний. А сейчас, немного отдохнув, мы снова и снова будем вспоминать бескрайние просторы самого большого озера в мире, милейших нерп, пески Ольхона, скалы на мысе Хобой, рыбу на пикнике у камня Черского, вечерние посиделки с гитарой, вкуснейшие обеды, музеи города Иркутска, Нижнюю набережную, да и Верхнюю тоже, прогулки по 130 кварталу, позы в кафе у ледокола «Ангара», бесконечные тоннели на кругобайкальской железной дороге, паромы и волшебные закаты. Сложно сразу вспомнить, сколько мы всего успели за неполные две недели. Как будто целая жизнь прошла!

Ну что, передохнули? А сейчас готовимся к новым приключениям! Вперед — «Путешествовать и познавать мир!»

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия