Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 9:37
Филиппины покорены! Куда дальше?

Порвоо, Хельсинки — Финляндия Май 2017

В Порвоо — «За спичками!»

По следам легендарного фильма. Есть у меня одна тайная страсть, люблю пересматривать на досуге советские фильмы 60-х-80-х годов. И вроде смотрены — пересмотрены, но каждый раз, как первый раз: «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам», «Покровские ворота»….

А вот ещё один фильм — «За спичками» Леонида Гайдая. Помните? Антти Ихалайнен (Евгений Леонов) жил себе на хуторе со своей женой Анной-Лизой. Но однажды, в доме кончились спички, нечем было развести огонь и тогда Анна-Лиза (Рита Полстер) отправила мужа к соседу Хювяринену (Сергей Филиппов) за спичками, но по дороге встретился старый друг Юсси Ватанен (Вячеслав Невинный)….

В фильме снимались и другие наши знаменитые артисты: Георгий Вицин (портной Тахво Кенонен), Галина Польских (Кайса Кархутар), Михаил Пуговкин (полицмейстер), Вера Ивлева и Нина Гребешкова (мать и дочь Хювяринены).

После этого фильма нельзя было не полюбить Финляндию, на территории которой он снимался. Очень уж уютно и живописно выглядела в кинокартине эта страна, такая близкая и такая недоступная для советских граждан.

Часть съёмок проходила на хуторах, а часть в небольшом городке с каменными мостовыми, деревянными домиками и маленькими садовыми участками за забором.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Как там говорил Александр Ширвиндт (голос за кадром) в самом начале фильма: «Эта невероятная история произошла давным-давно, но в Липери помнят о ней до сих пор. В Старой Финляндии, в лесной глуши Муртасало жили степенные неторопливые люди, жили на хуторах в нескольких верстах друг от друга. А ближайший город Йоки, до которого было, чуть ли не тридцать верст, и в котором было, чуть ли не три тысячи жителей, липерцы считали невероятно шумным, суетливым и загадочным»

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Думал ли я, школьник из СССР, в тех далёких 80-х, что увижу когда-нибудь те места, этот милый городишко Йоки. Вряд ли. Но это произошло. Сейчас вроде как все дороги открыты. А Йоки, на самом деле, старый Порвоо, до которого добраться из Хельсинки проще простого.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Места, кстати, где проходили съемки, легко узнаваемы. Всё время было такое ощущение, что я здесь уже бывал и всё это уже видел. Всё вокруг родное и знакомое: и булыжные мостовые и деревянные дома на каменных фундаментах.

Это и неудивительно, со времён съёмок фильма, старый город почти не изменился. Оказывается, финны бережно хранят старину. А город Порвоо и, правда, старинный, возрастом почти 800 лет, старше только Турку. Хотя, конечно, такой уж седой старины в Порвоо не увидишь, самым старым городским постройкам не больше две с половиной сотни лет. В 1760 году был сильнейший пожар, после которого город был отстроен заново. Но всё равно, 250 лет назад тоже путешествие во времени.

Как добраться из Хельсинки в Порвоо. Летом, говорят, ходит из столицы в Порвоо небольшой пароход. Но до лета был ещё месяц, а погода стояла совсем не летняя и даже не весенняя, в моём городе такая в конце декабря бывает. Так что мы поехали на рейсовом автобусе. Автобус отправляется с автовокзала Kamppi, который находится недалеко, в минутах пяти-семи ходьбы, от железнодорожного вокзала. Но это если знаешь куда идти. Оказалось, что найти Kamppi с первого раза совсем нелегко, ибо спрятался он внутри торгового центра. Сначала надо постараться и найти сам торговый центр, а потом внутри него найти нужную платформу отправления. На нулевом этаже торгового центра отправляются автобусы на ближние дистанции, а нам нужно на самый низкий уровень (напротив входа в метро, на эскалаторе вниз), вот там и отправляются автобусы на дальние расстояния, в том числе и Порвоо.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Автобусы уходят в Порвоо достаточно часто, мы практически не ждали. Оплачивать проезд нужно водителю (можно наличными, можно банковской картой). Стоимость проезда в один конец 9 евро. Расстояние между городами 50 км, время в пути не больше часа. Вот и всё, добро пожаловать в Порвоо.

Тёмно-красная достопримечательность Порвоо. Погуляем по Порвоо? Этот город находится на высоком берегу реки Порвоонйоки, по которой можно попасть в Финский залив и соответственно в Балтийское море. Это я так плавно подвёл к главной достопримечательности Порвоо — ярким строениям, стоящим вдоль речных берегов.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Строения — бывшие портовые амбары, в которых хранились товары, привезённые из экзотических стран, они красного цвета. И на это есть своя история. В конце 18 века в Порвоо приезжал тогдашний шведский король по имени Густав III. Для города событие важное и почти невероятное, ведь тогда Порвоо входил в состав шведского королевства. Порвоо спешно приводили в порядок, городская казна выделила на это деньги (ну, как это обычно бывает). Именно тогда прибрежные амбары покрасили, но не красной краской, а охрой.

Правильное было решение: амбары стали симпатичными: местами бронзовыми, местами шоколадными, а самое главное защищёнными от гниения (как известно охра очень этому способствует). Король уехал довольный (во всяком случае, будем на это надеяться), а амбары со временем потемнели до темно-красного цвета.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Так зародилась традиция поддерживать амбары исключительно в этой цветовой гамме.

Через реку Порвоонйоки перекинут старый мост, между прочим, часть Королевской дороги соединявший в средние века Турку с Выборгом.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

О лютеранском кафедральном соборе Порвоо, с которым связано очень важное событие в финской истории. Предлагаю пойти к кафедральному собору, идти надо по улочке вверх соединяющей мост с собором на вершине холма.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Лютеранский кафедральный собор Порвоо красив и выглядит очень старым. Ну да, конечно, старый, если верить путеводителям — 15-й век.

Хотя, много раз за его долгую жизнь был разрушен практически до основания. То датчане шли по этим местам войной, то наши предки расширяли границы Российской Империи.

А последний пожар был совсем недавно, в 2006 году и повинны в нём местные придурки (по-другому и не скажешь). Вот цитата из местной криминальной хроники: «Финская полиция задержала несколько подозреваемых в поджоге одного из старейших соборов Финляндии в городе Порвоо …. все задержанные являются молодыми людьми… пожар в кафедральном лютеранском соборе города Порвоо произошел в ночь с воскресенья на понедельник после двух часов. Тушение пожара продолжалось всю ночь. Огонь полностью уничтожил крышу собора…». Главным поджигателем оказался 18-ти летний местный житель, так он выражал какой-то свой протест, за что получил тюремный срок и денежный штраф. К 2008 году кафедральный собор был полностью восстановлен и заново освящён.

Обойдём собор, его территория совсем небольшая, с колокольней около центрального входа.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Нижняя часть колокольни сохранилась со Средневековья, а верхняя сооружена в 18 веке, с тех времён и сами колокола.

Зайдём внутрь, там много интересного. Сначала можно просто отдохнуть, разместившись на старинных скамьях: органная музыка, готические своды, убранство интерьера — всё воспринимается достаточно органично.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Стены собора украшены гербами, изображениями апостолов, евангелистов и даже головой единорога (чтобы это значило?)

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Над алтарной частью распятие Христа, а над ним надпись (как узнал позже на древнееврейском языке).

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Неожиданно было увидеть в лютеранском храме скульптуру Девы Марии, ведь обычно лютеранство не допускает в своих церквях изображений Богородицы и святых.

Этому есть объяснение: изначально, в эпоху Средневековья, церковь была католической, и чтобы подчеркнуть этот факт, в 1988 году в храме установили старинную скульптуру Девы Марии (15 век), подаренную церкви частным лицом.

Обращает на себя внимание деревянная кафедра, раскрашенная под мрамор.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Кафедра выполнена в барочном стиле, что тоже крайне необычно для лютеранских храмов. Ведь, как известно, рождённый в начале 17-го века стиль барокко было своеобразной реакцией Папского Рима на Реформацию.

Украшением интерьера являются и свисающая с потолка люстра с множеством свечей и старинный фасад органа.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Но самое удивительное из того, что есть в кафедральном соборе Порвоо, так это скульптура Российского императора Александра I (скульптор уже знакомый нам Валтер Рунеберг, помните другие работы этого автора: императора Александра I на Сенатской площади и его отца — поэта Рунеберга на Эспланаде).

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Скульптура Российского императора около алтаря финского лютеранского храма, не правда ли удивительно? Это дань памяти знаменитому событию 1809 года. В том году Финляндии отошла Российской империи, и российское правительство в Порвоо созвало первое сословное собрание, так называемый Боргоский сейм. Сейм утвердил широкую автономию Финляндии, положив тем самым создание национального государства.

Александр I лично открыл торжественное заседание перовой сессии сейма, которое проходило в этом соборе, и зачитал тот знаменитый манифест: «Божьею Милостью Мы Александр I и Самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая, Великий князь земли Финляндской. Сим объявляем: Произволением Всевышнего вступив в обладание Великого Княжества Финляндии признали Мы за благо сим вновь утвердить и удостоверить Религию, коренные Законы, права и преимущества, коими каждое состояние сего Княжества в особенности и все подданные оное населяющие от мала до велика по Конституциям их доселе пользовались, обещая хранить оные в ненарушимости и непреложной их силе и действии; во удостоверение чего и сию Грамоту собственноручным подписанием. Нашим утвердить благоволили. В город Борго Марта 15-го дня 1809 г. На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою тако: Александр»

Так в кафедральном соборе городе Порвоо (шведское название города Борго) по воле Российского императора Александра I произошло рождение современного финского государства.

Про Старую ратушу Порвоо и о строгом приговоре, прозвучавшем в её стенах. Заседание сейма продолжилось в здании Старой ратуши. Отправимся туда. По дороге встречаются многочисленные ресторанчики, сувенирные магазинчики, антикварные лавки.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

А вот и ратушная площадь, на которой персонажи фильма «За спичками» Ихолайнен и его друг Ватанен громили лавки местных купцов, и в итоге попали в кутузку, которая находилась как раз в здании Ратуши.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Помните, там полицмейстер долго перечислял их проступки и оштрафовал приятелей на всю наличность, предназначенную на подарки невесте: «- За бешеную езду на лошади в нетрезвом состоянии, за нарушение правил уличного движения, за сопротивление, оказанное полиции, за драку, учиненную при задержании, за порчу лавки купца Первяйнена, за порчу лавки купца Вторяйнена, за порчу лавки купца Третьяйнена, а также за причинение матерьяльного ущерба купцу Пятьяйнену, купцу Шестьяйнену, купцу Семьяйнену… — Да будет ли конец у этого лешего? — Так так, за оскорбление полиции Юсси Ватанен приговаривается к особому штрафу…»

Таким мне запомнился городок Порвоо, который я уже «видел» в далёком советском детстве.

Три жизни крепости Суоменлинна

О многовековом военном противостоянии России и Швеции, в котором шведам фатально не везло. Завершаю финскую часть рассказов о моём погружении в скандинавский мир сообщением о поездке в морскую крепость Суоменлинна. Ныне Финская крепость (именно так переводится Суоменлинна) изначально была Шведской крепостью (Свеаборг), она построена шведами как бастион противостояния Российской империи, в надежде прервать многовековую «чёрную полосу» военных неудач в противостоянии с нашими предками.

Но получилось ровно наоборот, падение Свеаборга стало не просто очередным поражением шведов в многочисленных войнах с русскими, а по большому счёту апогеем этих поражений и даже национальным позором (во всяком случае, это они так считают). После потери Свеаборга Швеция отказалась от имперских амбиций, постепенно перешла к политике нейтралитета, превратилась в ту страну, которую мы сейчас знаем.

Всем приезжающим в Хельсинки настоятельно рекомендую посетить морскую крепость Суоменлинна, выделите на эту поездку хотя бы часа четыре (можно и больше), прикоснитесь к насыщенной истории этого места, она реально интересна.

Добраться в крепость совсем не сложно. От рыночной площади в Хельсинки (помните, я обещал сюда ещё вернуться) на Суоменлинну ходит паром, время в пути 15 минут, стоимость проезда туда — обратно 5 евро.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Вход на территорию крепости бесплатный, платить придётся только за посещение музеев (если вы, конечно, решите в них заглянуть). Всю территорию крепости обязательно надо обойти пешком, мысленно представляя события прошлых лет связанных с этим местом.

В военном противостоянии с Россией шведам просто фатально не везло. «Чёрная полоса» военных поражений началась с Невской битвы 1240 года, когда новгородское войско под командованием князя Александра Ярославовича по прозвищу Невский одержали убедительную победу, остановив тем самым продвижение шведов на Ладогу и Новгород.

Прошло несколько столетий, и царь Петр I «подписал окончательный приговор» шведским имперским амбициям, навсегда отучив шведов нападать на Россию, он преподал такой урок, после которого шведы вообще расхотели воевать. И этот урок пошёл им на пользу, политика нейтралитета в итоге привела к благополучной жизни шведской нации, но об этом поговорим позже, уже в Швеции (следующий мой рассказ будет как раз оттуда).

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Вернёмся к Суоменлинне — Свеаборгу, вернее к временам предшествующим её появлению. Например, к 1703 году, когда Пётр I на восточной стороне Финского залива основал Санкт-Петербург с крепостью Кронштадт. «Отсель грозить мы будем шведу / здесь будет город заложен / на зло надменному соседу…». «Надменному соседу» это, понятно, не понравилось, шведы считали те места своими. Молодой и амбициозный шведский король Карл XII, воодушевлённый победами в Саксонии и Польше, на волне успеха двинулся на Россию. Он и не скрывал своих планов: при помощи оружия сделать русское государство колонией Швеции, ослабить его экономическое и политическое развитие. В итоге Карл XII получил Полтавскую битву, результат которой в его планы точно входил.

Проиграв России две войны подряд (Северную войну 1700–1721 годов и русско-шведскую войну 1741–1743 годов) шведы стали думать только об одном, как остановить продвижение Российской империи к своим границам. Итогом раздумий стал план строительства новых крепостей для противостояния российскому флоту на Балтике.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Шведская крепость Свеаборг. На группе островов, представляющих собой природный заслон Гельсингфорского рейда (название островов на русском — «Волчьи шхеры»), началось строительство новой крепости, получившей название Свеаборг.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Это была стройка века, ничего сравнимого по масштабам во второй половине XVIII века в Европе не строилось. Тысячи человек на протяжении минимум сорока лет (вот это долгострой) возводили оборонительные сооружения, создавая неприступную (как им казалось) крепость.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

После строительства, в крепости был размещён военный гарнизон такой численности, что Свеаборг стал вторым по величине населённым пунктом Финляндии. В 1806 году на островах проживало 4600 человек (больше было только в Або (Турку)), а на берегу, в будущей столице Финляндии, проживало чуть меньше -4200 человек. После таких усилий крепость казалась неприступной, но до тех пор, пока сюда не пришла русская армия.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

В начале февраля 1808 года русские войска под командованием генерала Ф. Ф. Буксгевдена, реализуя договорённость российского императора Александра I и французского императора Наполеона Бонапарта о присоединении Финляндии к территории Российской Империи, перешли границу, и через несколько дней вошли в Гельсингфорс (Хельсинки). Свеаборг оказался в осаде, оставшись единственным не сдавшимся населенным пунктом на юге Финляндии.

Наступил как раз тот момент, ради которого крепость и строилась в течение столь длительного времени. У шведов было всё для решительного отпора врагу: значительно превосходившие по численности атакующих людские ресурсы, военные корабли, орудия, тонны пороха, необходимые запасы продовольствия.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Руководил обороной комендант крепости вице-адмирал по имени Карл-Олаф Кронстедт. Как вы думаете, сколько Свеаборг оставался неприступным? Меньше трёх месяцев. Третьего мая Свеаборг капитулировал. Основной причиной такого бесславного конца крепости большинство историков считают предательство коменданта Кронстедта. Вполне может быть, во всяком случае, именно его в Швеции сделали главным виновником национальной катастрофы и даже приговорили к смертной казни. По просьбе российского императора Кронстедт был помилован. После выхода в отставку получал российскую военную пенсию, а сын его стал финским сенатором. Родственники, оставшиеся в Швеции, сменили фамилии. Вот такая история.

Русская крепость. Свеаборг стал русской крепостью, в которой разместили вдвое больше русских солдат, чем когда-то было шведских. Поменялся статус крепости. После того, как в 1812 году Гельсингфорс стал новой столицей недавно образованного Великого княжества Финляндского (в составе Российской империи) деревня при крепости, превратилась в город с крепостью на его морских рубежах.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Прошло почти полвека, пришло время новой осады Свеаборга. На этот раз оборонялась русская армия. Это было летом 1855 года, во время Крымской войны, когда русский Балтийский флот был блокирован в Свеаборге превосходящим по силе англо-французским флотом. Тогда начался яростный обстрел крепости, обороной руководил комендант Свеаборга генерал-лейтенант А. Ф. Сорокин. Надо сказать, руководил он блестяще, несмотря на силу бомбардировки, материальный урон, нанесенный крепости был ничтожен. Людские потери защитников крепости тоже были незначительны. Через несколько дней флот союзников бесславно покинул Балтийское море. Учитесь шведы, как надо воевать. Хотя, зачем это вам, у вас же теперь нейтралитет.

Был в истории русской крепости Свеаборг и военный мятеж. Он начался летом 1906 года и был жестоко подавлен. Устраивать революции это мы можем, внешний враг нам не страшен, а вот самих себя бояться надо.

Финская крепость Суоменлинна. В 1918 году была провозглашена независимость Финляндии. Крепость Свеаборг была переименована в Суоменлинну (финскую крепость). Непродолжительное время там размешался концлагерь, в котором содержались те, кто участвовал в гражданской войне в Финляндии на стороне красных.

После его закрытия Суоменлинна становится военным объектом и остается таковым до 1973 года, пока не была передана под управление гражданской администрации. С тех пор это один из районов Хельсинки, в котором живут жители города, примерно 900 человек. С 1991 года крепость в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

На территории крепости периодически устраиваются различные культурные и спортивные мероприятия — концерты, выставки, регаты. Есть на её территории несколько музеев (в некоторые бесплатный вход).

Можно зайти в местную церковь, когда-то она была гарнизонной церковью русского контингента в Свеаборге, но позже перестроена под лютеранский собор.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Прогулку по крепости Суоменлинна можно также рассматривать и как прогулку по парку на берегу залива.

Финляндия. Порвоо и Суоменлинна

Так что развлечений много на любой вкус. Церковь Суоменлинну я увидел ещё один раз, когда плыл на пароме в столицу Швеции. Её виды с палубы парома стали заключительным аккордом финской части моего погружения в скандинавский мир. Прощай Хельсинки, встречай Стокгольм!