Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был 23 апреля 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Мюрдаль, Флом, Гудванген, Восс, Берген — Норвегия Май 2017

Ещё раз о маршруте «Норвегия в миниатюре»

Вот и настал наш черёд преодолеть популярный в Норвегии маршрут «Норвегия в миниатюре» «Norway in a nutshell», который продумала и продвигает компания «Fjord Tours».

Компания предлагает добраться из Бергена в Осло (или наоборот) максимально живописным образом последовательно сменяя различные виды общественного транспорта (поезд, автобус, паром, поезд) по маршруту Берген — Восс, Восс — Гудванген, Гудванген — Флом, Флом — Мюрдаль, Мюрдаль — Осло.

Норвегия в миниатюре

Конечно, Берген и Осло связывает прямое сообщение: сели в Бергене на поезд и через семь с половиной часов вышли на железнодорожном вокзале в столице Норвегии. Но «Норвегия в миниатюре», как вы понимаете, это не просто переезд, а некий турпродукт, позволяющий ознакомится с красивейшими местами этой северной страны в комфортном для вас темпе, используя исключительно общественный транспорт.

Норвегия в миниатюре

М-да, перечитал последний абзац, получилось очень похоже на выдержку из рекламного буклета. Честное слово, я лицо незаинтересованное, на фирму «Fjord Tours» не работаю, и даже услугами её не пользовался. Я это к тому, что маршрут «Норвегия в миниатюре» можно реализовать в формате готового тура, когда для вас туроператором приобретаются проездные билеты, бронируются отели или кемпинги, предлагаются услуги гидов. А можно все вопросы решать самостоятельно, пользуясь инфраструктурными и логистическими возможностями данного маршрута. Понятное дело, что мы, как опытные туристы, пошли вторым путём.

Сколько необходимо времени на маршрут «Норвегия в миниатюре» решать только вам. Минимум — один световой день, максимальное количество дней без ограничения. Можно добраться на электричке из Бергена до Восса, потратив на это дело примерно час с четвертью, а потом зависнуть в этом норвежском посёлке хоть на целую неделю: до фьордов отсюда далеко, но равнина с озером, окруженная горами, говорят, весьма живописна.

То же самое в Гудвангене, этот маленький посёлок расположен в самом начале Нерёйфьорда недалеко от водопада Кьельсфоссен — тихое умиротворяющее местечко, шикарная возможность спрятаться на несколько дней от нашей суетной жизни. Мы были, к сожалению, максимально быстры.

Норвегия в миниатюре

Норвегия оказалась уже четвёртой страной подряд, изрядно затянувшегося скандинавского вояжа, до вылета домой из Осло оставалось ровно три дня, вот мы и решили за день преодолеть маршрут «Норвегия в миниатюре», а последние два дня подарить норвежской столице.

Начало пути

Начало пути пришлось на железнодорожный вокзал в Бергене.

Норвегия в миниатюре

Здание, кстати, само по себе симпатичное, 1913 года постройки, находится, как это обычно бывает, в самом центре города.

Билеты на поезд можно купить или на сайте компании туроператора, которого я уже несколько раз успел упомянуть (рискуя быть обвинённым в наличии корыстного интереса). Или уже непосредственно в Бергене: в туристическом информационном центре (вы его сможете найти на втором этаже здания, в котором разместился знаменитым бергенский рыбный рынок) или прямо на вокзале. Цена везде одинаковая, проверяли лично. Все билеты здесь и далее мы покупали непосредственно перед отправлением, но возможно летом спрос будет большим, чем в середине мая, и тогда лучше о билетах позаботится заранее.

Ориентироваться на железнодорожном вокзале Бергена достаточно легко. Здание одноэтажное, зашёл через центральный вход и сразу оказываешься на крытом перроне (билетная касса будет справа, если стоять к входу спиной).

Переезд на электричке (старенькой и тесноватой) до Восса ничем особо примечательным не отличался, электричка она и в Норвегии электричка. Но пейзажи за окном уже начинали радовать глаз, особенно та часть пути, что проходила вдоль Остерфьорда, достаточно протяжённого и окружённого высокими горами. Представьте, с правой стороны поезда подножие высокой горы, а с другой — водная гладь фьорда. Интереснее всего, конечно, смотреть на фьорд, так что если есть возможность, садитесь с левой стороны по ходу движения. Фотографий, увы, не делал: вряд ли что-то качественное получилось бы через не очень чистое вагонное окошко.

Людей в вагонах было достаточно много, и все они как один, по прибытию на вокзал в Воссе ринулись к поджидавшим неподалёку автобусам, следующим в Гудванген. Народ торопился, ибо знал, что расписание составлено так, что автобусы отходят примерно через 5 — 10 минут после прибытия поезда.

Но впрочем, успели все. Автобусов было несколько, у всех на электронном табло была надпись «Norway in a nutshell» и «Gudvangen», так что не ошибётесь.

Норвегия в миниатюре

Заходили через переднюю дверь, у большинства уже были билеты, мы же купили их на месте, прямо у водителя. Билеты были, но не гарантирую, что так бывает всегда. Надо иметь в виду, что эти автобусы не являются обычными рейсовыми — они обслуживают туристов, купивших пакет у «Fjord Tours. Нам повезло, были свободные места, в ином случае пришлось бы ехать на другом автобусе, который перевозит местных жителей, а такая возможность тоже есть.

Что касается поездки на автобусе из Восса в Гудванген, то открывающиеся виды из окна вызвали бурный эстетический восторг. Сначала автобус бежал по относительно равнинным местам, понемногу поднимаясь вверх. По ходу движения попадались и реки, и озёра, и сбегающие с гор водопады. С определенного момента начался крутой, захватывающий дух серпантин с невероятными видами на фьорды и долину. Иногда, в самых интересных местах, водитель автобуса делал остановки на фотографирование и любование.

Норвегия в миниатюре

К сожалению, выходить из автобуса было нельзя, поэтому снимки по этому маршруту исключительно через автобусное стекло. Одним из таких мест, был водопад Сивлефоссен, вид на него открывался с левой стороны по ходу движения.

Знаю, что во многих местах по маршруту раскиданы кемпинги, так что любители активного отдыха, имейте это в виду, провести денёк — другой в живописном месте около водопада было бы здорово. Но в нашем плотном графике, увы, на это просто не было времени.

Примерно через час с небольшим автобус прибыл на причал в Гудвангене. Там нас ждал новый этап маршрута «Норвегия в миниатюре», на этот раз по воде.

Прокатимся по Нерёйфьорду, самому узкому фьорду в мире

В Гудвангене мы провели не более получаса. Именно столько времени отвели организаторы маршрута на пересадку из автобусов на паром, курсирующий по маршруту Гудванген — Эурланн — Флом.

Норвегия в миниатюре

Нет, конечно, в этом милом маленьком посёлке, расположенном в самом начале Нерёйфьорда можно провести сколько угодно времени, но впрочем, я уже об этом говорил. Планируйте маршрут самостоятельно, исходя из ваших временных, финансовых, организационных возможностей, а также личных предпочтений. По Норвегии можно и нужно путешествовать самостоятельно, необходимые инструменты для этого имеются.

Итак, нас ждала водная прогулка по фьорду, и это было замечательно, ведь ради этих самых фьордов в страну едет многочисленный турист. И это оправдано: умиротворённость жизни и близость нетронутой природы, лесистые склоны гор с белоснежными шапками, ледники и водопады, холодные воды, втиснутые в узкое ущелье, захватывающие дух виды…. Смотрите, сколько причин увидеть норвежские фьорды придумал я с ходу, а если ещё подумать, найдутся и другие.

Самым длинным фьордом в Норвегии является Согнефьорд, он врезается в сушу на 204 километра.

Норвегия в миниатюре

Впечатляет и его глубина, максимальная — 1308 метров.

Нам же предстояло пройтись по Нерёйфьорду, одному из рукавов Согнефьорда, весьма известному и даже знаменитому. Знаете почему? Нерёйфьорд самый узкий фьорд в мире, его ширина всего 250 метров при высоте окружающих его гор в полтора километра и более над уровнем моря.

Что касается глубины, то она разная, местами доходит до 500 метров, но есть и участки, где глубина не превышает и 10 метров.

Ну что, в путь? Но сначала надо купить билеты. За полчаса нахождения в Гудвангене у нас было три варианта отправления во Флом.

Сначала подошел красавец паром, на который, к нашему удивлению, почти никто из многочисленной разноязыкой толпы, собравшейся на причале, попасть не торопился.

Норвегия в миниатюре

На борт поднялось не более десятка человек. Мы подошли к стюарду с вопросом — возьмёт ли он двоих пассажиров до Флома. На что приветливый стюард ответил, что с дорогой душой, но озвученная им цена за проезд, была раза в три больше, чем мы планировали. Решили не шиковать, и быть ближе к народу, который продолжал ждать на берегу.

Вторым вариантом был небольшой катерок, но, как оказалось, он обслуживал исключительно одну из китайских групп, туда нас брать отказались, да и мы не сильно рвались.

Норвегия в миниатюре

А вот третий, вариант был именно наш, к подошедшему парому рванули все.

При посадке проверяли билеты и обилечивали тех, у кого их не было. Места хватило всем, в том числе и нам.

Большую часть пути я провёл на верхней палубе, на открытом пространстве. Фотографированию теперь ничто не мешало, а чайки указывали нам путь.

Норвегия в миниатюре

Протяженность Нерёйфьорда 17 километров, плывём, смотрим, вокруг красота.

Норвегия в миниатюре

Не случайно фьорд внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Невероятно приятное глазу зрелище: крутые горные склоны, хвойные леса, водопады, ледники. Говорят, в тёплых водах фьорда (понятное дело, относительно тёплых) водятся тюлени, которые иногда, в хорошую погоду, выплывают, чтобы погреться на солнышке. Увы, такого аттракциона увидеть не удалось.

На берегах Нерёйфьорда частенько встречались фермерские дома.

Норвегия в миниатюре

Между прочим, эта местность была заселена еще десять тысяч лет назад, и все эти тысячи лет основным занятием человека в этом регионе было сельское хозяйство.

А в последние годы к земледелию добавился туризм. На берегах фьорда появилось немало поселений, которые зимой, как правило, пусты, зато в сезон, с мая по сентябрь, заполняются туристами — любителями активного отдыха на природе.

Норвегия в миниатюре

Наше водное путешествие во Флом продолжалось чуть более двух часов. Примерно за полчаса до прибытия во Флом паром сделал короткую остановку в Эурланне, расположенном на Эурланнфьорде — другом рукаве Согнефьорда.

Норвегия в миниатюре

Кстати, слово «фьорд» с древнескандинавского переводится как «поездка» или «путешествие» в том смысле, что это водный путь до определенного места. В названии каждого фьорда указан конечный пункт назначения, так Эурланнфьорд ведет до местечка Эурланн, а куда ведёт Ослофьорд не скажу, догадывайтесь сами.

Ещё полчаса пути и наш паром подплыл к Флому, конечной точке водного участка маршрута «Норвегия в миниатюре», небольшому посёлку расположенному в месте впадения одноименной реки в Эурланнфьорд.

Норвегия в миниатюре

Кстати, глубина фьорда позволяет заходить во Флом даже огромным круизным лайнерам, что они периодически и делают.

Хорошая была водная прогулка, ведь нам удалось прокатиться по Нерёйфьорду и Эурланнфьорду, двум рукавам знаменитого Согнефьорда.

Про Фломскую железную дорогу и встреченную по дороге хюльдру

Флом описывать не буду, ибо наше получасовое пребывание в этом посёлке ограничилось лишь посещением музея Фломской железной дороги (вход бесплатный, грех не воспользоваться) и сувенирной лавки, в которой я приобрёл на память плющевого норвежского лося.

Норвегия в миниатюре

Есть люди на Туристере, которые ночевали во Фломе и совершали умопомрачительные горные переходы по его окрестностям (правда Люба spatefillum, было такое дело?).

А вот про Фломсбану расскажу, ведь это чудо инженерной мысли. Фломская железная дорога, она же Фломсбана, соединяет Флом со станцией Мюрдаль Бергенской железной дороги.

Норвегия в миниатюре

Ну и что с такого, скажут некоторые не бывавшие в тех местах, всего — то 20 километров пути. Именно так, всего 20 км, но имейте в виду, что Флом находится почти на уровне моря, а Мюрдаль — на высоте 865 м. Оцените подъёмчик!

Представляете себе, какой уклон! Более крутых (в прямом смысле слова, да и в переносном тоже) в мире железных дорог со стандартной колеей нет. Уклон настолько крут, что тяги одного локомотива не хватает, с хвоста поезда помогает другой.

А виды, какие!

Норвегия в миниатюре

Раскрою вам один секрет, поезд идёт медленно, можно делать фотографии, при этом есть открывающиеся окошки: их на вагон всего четыре — с каждой стороны вагона, около тамбура и около перегородки, разделяющей вагон на две части. Не зевайте, занимайте сразу выгодную диспозицию.

Когда-то (в первой половине ХХ века) железная дорога из Флома в Мюрдаль строилась как подъездная от порта Флом до магистрали Осло Берген. Но сейчас это аттракцион для туристов, прочитал, что Фломсбана третья по привлекательности туристическая достопримечательность Норвегии. А по количеству восторженных визгов на единицу пройденного расстояния может даже и на первом.

Там, и крутой подъём, и 20 туннелей (на каждый километр по штуке), и мост. И. конечно, виды из окна: игрушечные домики в долинах, горные ущелья….

Норвегия в миниатюре

А ещё там есть огромный водопад, называемый Кьосфоссен (что-то в этом роде).

Норвегия в миниатюре

Там устраивают шоу для туристов. Около водопада поезд делает непродолжительную остановку, всем предлагают выйти, неожиданно в ущелье становится слышна музыка, это «Песнь хюльдры». Потом появляется и сама хюльдра — персонаж норвежского эпоса — молодая белокурая девушка, настолько красивая, что некоторые мужики, те из них, кто слабее духом, влюбляются до потери разума.

Норвегия в миниатюре

Они бросают привычную жизнь, уходят с хюльдрой жить в горы и вернуться обратно не имеют возможности.

Я искушению не поддался, ибо знал, что есть у неё одна особенность, тщательно ею скрываемая — это коровий хвост. А женщины с коровьими хвостами с юношеских лет вызывали во мне антипатию, так уж я был воспитан, вот такой я человек.

И как ни старалась хюльдра, как ни заманивала с собой в горы, то исчезая, то вновь появляясь в другом месте, всё тщетно.

Норвегия в миниатюре

Нет, сильных, уверенных в себе мужчин с правильного пути не собьешь.

Путь до Мюрдаля по Фломсбане занял примерно час, и если внизу во Фломе была весна, то здесь наверху лежал снег.

Норвегия в миниатюре

Минут через 20 пришла, обычная современная электричка, которая и увезла нас в Осло. Так и закончилась наша поездка по маршруту «Норвегия в миниатюре». Хорошо было, жалко мало.