Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 28 апреля 15:23

Чехия Апрель 2016

Замок-крепость Велхартице (hrad Velhartice)

Навряд ли я сильно ошибусь, если скажу, что замок Велхартице был самым интересным замком во всей моей поездке по Чехии 2016-го года. В своём цикле отчётов о поездке по замкам Чехии в 2015-м я неоднократно писал, что замки Чехии подразделяются на два типа: «Hrad» и «Zamek». Если говорить коротко, то Hrad — это замок-крепость. Примерами подобных замков Чехии в которых мне довелось побывать являются замки Кост, Локет, Карлштейн, Точник, Жебрак…. А под названием Zamek могут «скрываться» совершенно разные сооружения. Это и, как я их именую — сооружения, похожие на замки (Мнишек под Брды, Глубока над Влтавою, Нелагозевес, Конопиште)… Это и те которые, в нашей российской терминологии, называются усадьбами (Вельтрусы), это и настоящие дворцы (Добржиш)… К ним же относятся совершенно непонятные сооружения вроде Гумпрехта. Лично мы с женой обожаем, прежде всего, именно замки-крепости. Как правило, такие замки находятся в полуразрушенном состоянии. Это и неудивительно. Ведь они построены в те времена, которые ассоциируются с рыцарями в доспехах, рыцарскими турнирами и прочими «прелестями» тех времён. И в те времена — времена междоусобных войн, такие замки, действительно, были оборонительными сооружениями. И многим из них досталось по-полной… Как правило, в таких замках очень мало экспонатов. Но в таких замках есть некий дух того времени — рыцарский дух. Здесь даже не нужно иметь сильное воображение, чтобы представить себя «перенесённым» в те времена… Частенько они бывают построены на какой-либо скале или холме, откуда как на ладони просматривается близлежащая местность.
Вот всё это, в полной мере, относится к замку-крепости Велхартице (hrad Velhartice).
Когда я готовился к поездке 2016-го меня сразу привлёк весьма необычный вид этого замка. И мне, конечно же, захотелось увидеть его своими глазами. Добраться до замка на общественном транспорте из Пльзеня не представляет больших трудностей. Просто нужно доехать до ближайшей к замку ж/д-станции Nemilkov. Из Пльзеня до Немилкова можно добраться на двух поездах, сделав пересадку в городе Клатови. Кому-то это может показаться сложным, но на самом деле время в пути, с учётом пересадки, составляет фактически не более полутора часов. А вот дальше придется пройтись пешком почти 6 км. Во всей поездке этого года, это был самый дальний объект, до которого предстояло пройти пешком такое большое расстояние

Сейчас, спустя год после поездки, мне даже смешно говорить о таком расстоянии. Уже после этой поездки по Чехии мне довелось проходить и бОльшие расстояния. Да и на Туристере я потом читал отзывы, из которых узнал, что люди проходили пешком и гораздо большие расстояния. Лично меня предстоящий путь в 6 км (точнее, с учётом обратного пути — 12 км) не пугал, а вот супруга моя, которая была в этой поездке по Чехии на две недели раньше меня, не рискнула пройти этот путь в одиночку. В Велхартице я ездил на второй день поездки (а по сути — в первый. День приезда в Пльзень не в счёт), пока ещё был полон сил. Из практики мы знаем, что дня через два-три дня подобных пеших прогулок, с непривычки начинает сказываться усталость, которая продержится потом ещё последующие дня три…
Итак, это был второй день поездки, суббота. В апреле Велхартице открыт для посещения только в выходные дни. В 9.46 я сошёл с поезда на станции Nemilkov. В этот день с утра была великолепнейшая погода. Близлежащая местность была очень живописной

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

Неподалёку от дороги, по которой мне предстояло идти, очень мило смотрелись мирно пасущиеся коровки

Я шёл и наслаждался красотой окружающей местности. Настроение был великолепное. В замке я рассчитывал быть примерно в 11.00. Я успел пройти не более двухсот метров, как передо мною остановилась, проехавшая мимо меня, легковушка. Я понял, что её водитель решил меня подвести. Мир не без добрых людей. С огромной радостью для себя, я сел в машину. Во-первых: экономились силы; а во-вторых: в подавляющем большинстве замков Чехии посещение идёт в строго определённо время. Поэтому, конечно же, лучше быть на месте к открытию. Проехав буквально за пару минут бОльшую часть пути, в 10.10, я был уже возле входа на территорию замка

В кассе при входе на территорию замка сразу же взял два билета: один на 10.30, другой — на 11.30. Почему два билета? Ответ простой. В бОльшей части замков Чехии есть такое понятие как экскурсионный округ. В некоторых замках бывает до четырёх округов. А уж пара экскурсионных округов — это норма для бОльшей части замков Чехии. В смысле, что как минимум в любом замке Чехии есть два экскурсионных округа. Так и в замке Велхартице имеется два экскурсионных округа: 1-й округ — Hrad, 2-округ — Zamek. Тааак… Дружище! Ты же сам только что «пел нам песню» про то, что замки Чехии подразделяются на два типа! Либо Hrad, либо Zamek. На деле, повторюсь… Hrad — замок-крепость, построенный в те самые «рыцарские времена», времена междоусобных войн. Но со временем необходимость в таких замках, как оборонительных сооружений, отпала. И через какое-то время многие владельцы подобных замков-крепостей перестроили свои замки в более комфортабельное жильё. И стали называться эти замки — Zamek. Другие владельцы подобных замков-крепостей просто-напросто построили рядом новое жильё. В итоге, в настоящее время, приезжая в подобные замки мы видим и готический замок (именно так именуют замки-Hrad), и ренессансный замок (Zamek).
Там же в кассе я получил на руки распечатку с описанием замка. Подобные распечатки на разных языках весьма распространены в замках Чехии. До начала экскурсии в моём распоряжении было целых 20 минут, в течение которых я мог спокойно без суеты и толчеи пофотографировать территорию замка. Так выглядит входная башня с территории замка

А это готический Hrad (с левой стороны) и ренессансный Zamek (белого цвета по центру)

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

Построен замок был в конце 13-го, начале 14 веков представителями знатного рода Велхартиц. Главным сооружением готического замка является Северный дворец — высокое сооружение в форме буквы D. Хорошо сохранилась до наших дней большая квадратная жилая башня — донжон. А между Северным дворцом и донжоном расположен большой каменный мост — конструкция, не имеющая аналогов в замковой архитектуре

Это сооружение имеет длину 32 метра, ширину 3 метра и высоту 10 метров. Мост позволял вести интересный способ обороны крепости в случае ее завоевания. Если бы врагу удалось захватить дворец, защитники крепости могли отступить в донжон и наоборот. С двух сторон моста имеются два подъёмных мостика. По другую сторону Северного дворца находится Южный готический дворец, который позже был перестроен в ренессансный дворец.

В 10.30 началась экскурсия по ренессансному дворцу (70 крон, 40 минут). Не скажу, что в ренессансном замке было много экспонатов, но и скудной эта экспозиция не была. Что там было? Да, как и везде — картины, мебель и т. д. Уже и не помню по какой причине я не фотографировал интерьеры замка. Может было запрещено снимать (такое бывает в замках Чехии), может не хотел снимать в толпе, а может и просто не хотел. Не помню… Между экскурсиями у меня вновь было 20 минут времени. Погода к этому времени немного изменилась. Небо здорово подзатянуло и стало прохладнее

Вскоре началась экскурсия по готическому замку (70 крон, 50 минут). Началась она со здания Северного дворца

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

Как я и говорил выше, экспонатов в замках-крепостях очень мало. Но было весьма интересно посмотреть на макет замка, каким он был в средние века

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

На макете хорошо видны главные сооружения замка: Северный дворец (в центре), Южный дворец (слева), донжон (справа) и каменный мост. В настоящее время одна из стен Северного дворца разрушена и через образовавшееся «окно» открывается вид на близлежащие окрестности

Прослушав часть экскурсии в здании Северного дворца, вскоре нас повели на каменный мост между башнями

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

С моста открывался чудесный вид, правда, немного мрачноватый из-за набежавших тучек

Кроме того, все обратили внимание на свадебную процессию, направляющуюся в сторону ресторана на территории замка

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

Во многих замках в наши дни чехи частенько могут отметить такой торжественный момент, как свадьба. Я же понял, что мой обед в этом ресторане накрылся «медным тазом». А наша экскурсионная группа направилась в сторону донжона

Я старался пропустить всю группу, чтобы спокойно сфотографировать мост. Так выглядит мост из входа в донжон

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

Оставшаяся часть экскурсии проходила в донжоне

На этом месте экскурсия вскоре и закончилась. Многие направились в магазин сувениров, который находится в башне при входе в замок

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

Я также направился туда и приобрёл там номерной медальон с изображением замка Велхартице. Мы давно «подсели» на подобные медальоны: ещё с 2003-го года, когда первый раз были во Франции. Именно там мы первый раз увидели медальоны с различными памятными местами Франции стоимостью по 2 евро. С тех пор подобные медальоны мы стареемся приобрести во всех странах Европы, в которых довелось побывать. Чехи не явились исключением в этом деле. Более того, чехи пошли дальше… Они выпускают как номерные медальоны, и неномерные. Полный список номерных медальонов Чехии можно посмотреть на этом сайте. Одних только номерных медальонов счёт идёт на сотни. Выйдя за территорию замка, я попытался найти то место, откуда замок снят во всей своей красе. Ведь, смотря правде в глаза, снять красивые фото на территории замка фактически невозможно. Обойдя посёлок Велхартице с разных сторон неподалёку от замка, увы, лучшего места чем это я не нашёл

Когда мы выкладываем свои отзывы о каких-то местах, всегда задаёшься вопросом — а для чего ты пишешь? Лично для меня ответ простой: я пытаюсь показать объект таким какой он есть, «во всей его красе». Увы, не всегда это удаётся. И чтобы читатель всё же увидел, что же всё-таки представляет из себя замок Велхартице, выкладываю несколько фото, которые я нашёл в интернете. Поскольку это не мои фотографии, убедительная просьба не оценивать эти фото

Что можно сказать напоследок? Для тех, кто приедет в замок на автомобиле, неподалёку от замка имеется бесплатная парковка. Пообедать я собирался в замке, но увы, с этим получился облом. Ничего страшного. В посёлке нашлось место, где можно нормально пообедать, что я собственно и сделал. А вскоре я пошёл, к упомянутой мною в самом начале рассказа, ж/д-станции Немилков. Если бы меня кто-то захотел бы подвезти на авто и на обратном пути, я бы отказался: уж слишком красивые виды открываются на пути между станцией и замком. Грех не пройтись пешком, любуясь такой красотой

Через какое-то время я был уже на ж/д-станции и вскоре я уехал на таком поезде

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

Горшовский Тын (Státní hrad a zámek Horšovský Týn)

На расстоянии чуть больше сорока километров от Пльзеня есть небольшой городок Горшовский Тын (Horšovský Týn), которому в 1953 был присвоен статус национального памятника архитектуры и истории. В этом городке находится замок весьма немалых размеров с одноимённым названием. Замок был уже известен в 12-м веке, а в конце 13-го века был перестроен. Не скажу, чтобы я плясал от радости, увидев фото этого замка. Это, как я называю, замок похожий на замок — типичнейший Zamek. Какого-то особого восторга от подобных замков я не испытываю. Лично нам с женой нравятся замки-крепости — Hrad. Но… Этот замок открыт для посещения в апреле месяце, а в апреле для посещения открыт весьма небольшой процент от всех замков Чехии (и то, в основном, в выходные дни). Я поехал туда в воскресенье, на третий день поездки. Добраться в Горшовский Тын из Пльзеня в общем-то несложно. Можно добраться как на автобусе с автовокзала Пльзеня и с пересадкой на поезде. Почему я пишу слово «в общем-то»? Потому что и поезда, и автобусы идут сравнительно нечасто. Лично нам было удобнее добираться туда на автобусе. Время в пути на автобусе занимает чуть меньше часа. На этой карте я показал путь от автовокзала до остановки в Горшовском Тыне

Любопытства ради, только что, при написании этого рассказа, я зашёл на транспортный сайт Чехии. И я увидел, что тех рейсов, которые были год назад, сейчас нет. Поэтому настоятельно советую всем посмотреть этот сайт. А как им пользоваться я подробно изложил в своих советах.
Далее мне предстояло пройти пешком от остановки до замка совсем небольшой путь. Сам замок я увидел буквально через пару минут после того как вышел из автобуса в 11.13. Так он выглядит с моста через речку Радбуза

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

А так он выглядит с главной площади города

Через пару минут я был уже в кассе замка. В начале рассказа я уже писал, что во многих замках Чехии имеются так называемые экскурсионные округа. В кассе замка я сразу взял три билета: Zamek (90 крон, 70 минут), Hrad (90 крон, 70 минут), Purkrabsky palac (80 крон, 60 минут). В кассе также можно приобрести номерной медальон с изображением замка. До начала первой экскурсии у меня было немного свободного времени до начала экскурсии. Я сразу же пошёл в заведение, обозначенное на карте города как пивоварня Pivovar KH Gurmán, отведать местного пива. Благо далеко идти не пришлось. Это самое ближайшее к замку место. Скажу заранее, что после всех экскурсий по замку обедал я именно в этом заведении. Весьма достойное место

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

А вскоре я в числе небольшого количества других посетителей отправился на экскурсию в Zamek. Экскурсия велась на чешском языке. Уж и не помню, брал ли я в руки распечатку на русском языке. Экскурсию вела совсем молоденькая девушка. Эта экскурсия проводилась по помещениям замка от 16-го до 20-го веков. В отличие от многих других замков, здесь разрешалось фотографирование интерьеров

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

В этой экскурсии мы посетили большие залы с красивой богатой обстановкой

В перерыве между экскурсиями я чуть-чуть посмотрел некоторые элементы экстерьера замка

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

В следующей экскурсией, в составе другой группы, я осматривал готическую часть замка — Hrad. Мы посетили подвалы и другие помещения замка — более старинные, в сравнении с первой экскурсией

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

Честно говоря, я был здорово удивлён тем, что в этой экскурсии я был единственным посетителем из числа посетителей первой экскурсии. А уж в третьей экскурсии я вообще был единственным посетителем. Её вела та же девушка, которая вела вторую экскурсию. Несмотря на то, что экскурсия проводилась на чешском языке, в основном я всё понимал. Между прочим, весьма интересная экскурсия была. А посвящена она была быту обслуживающего замок персонала

А теперь, чтобы не мучить читателей, покажу как выглядит замок (да и сам городок). Фото не моё, просьба не оценивать

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

На выходе из замка сохранился небольшой участок рва, который имелся у большей части средневековых замков

Судя по всему, сюда явно выпускают медведя. Это я уже понял дома, рассматривая эти фото. Просто в поездке 2015-го года мы видели несколько подобных мест. И то, что это место для медведя, говорит и замкнутое пространство этого участка, и бревно, и деревянная фигурка медведя возле башни. После всех трёх экскурсий, я немного побродил по исторической части города. Из других примечательных мест следует выделить церковь св. Петра и Павла на Площади республики, здание ратуши и другие здания на этой же площади города

Пльзеньский вояж. Часть четвёртая: Велхартице, Горшовский Тын

Следует отметить, что в летние месяцы имеется возможность посетить смотровую площадку церкви св. Петра и Павла. Более подробную информацию о посещении башни можно почерпнуть здесь. Я же после осмотра площади и обеда отправился в замковый парк. Жаль только, что в этот день погода была немного мрачноватой

А вскоре автобусным рейсом в 16.37 я уехал в Пльзень.