Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Нелагозевес, Мельник — Чехия Апрель 2015

Продолжаю своё повествование о поездке по замкам Чехии.

6 день поездки (02 апреля, четверг): замок Нелагозевес (Zámek Nelahozeves) и замок Вельтрусы (Zámek Veltrusy)

Замок Нелагозевес один из немногих замков, который открыт для посещения с апреля, и что очень важно — каждый день, кроме понедельника. Сам замок по своей классификация (именно, по своей), я отношу к «похожим на замок». Добраться до замка очень просто: на поезде с ж/д-вокзала Масариково.

Здесь я сделаю небольшое, но важное отступление от рассказа. Нужно отметить некоторые особенности работы чешского общественного транспорта. Если открыть Google-карты, набрать в поиске Zámek Nelahozeves, то сразу видно, что замок находится в нескольких сотен метров от одноимённой ж/д-платформы. Великолепно. Но когда открываешь транспортный сайт Чехии, смотришь и видишь, что доехать до этой ж/д-платформы можно, например, на поезде Os 6910. Но когда далее открываешь расписание этого поезда видишь, что возле остановки Nelahozeves zámek стоит непонятный знак, вроде перечёркнутой платформы… И тут возникает резонный вопрос: а останавливается ли поезд на этой платформе? Не придется ли ехать лишнюю остановку до следующей платформы Nelahozeves и топать пешком после этого лишние пару километров? Не придется. Останавли-вается поезд на всех остановках. А в чём смысл того значка, мы так и не поняли.

Продолжу рассказ. Время в пути на поезде составляет 50 минут. Замок хорошо виден с одноимённой ж/д-платформы.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

Посещение замка идёт строго по расписанию и только в сопровождении экскурсовода. До начала экскурсии я пофотографировал замок. И очень вовремя. Вскоре пошёл густой снег.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

Когда началась экскурсия, нам выдали распечатку на русском языке, а двое других посетителей-чехов слушали экскурсовода на своём родном языке. Продолжительность экскурсии что-то вроде около одного часа. Интерьеры замка интересные, по-большому счёту что-то вроде того же нашего Кусково: мебель, картины, посуда и т. д.

После Нелаговезеса мы направились пешком в сторону Вельтрус. Вельтрусы — наглядный пример ещё одного из вариантов, что подразумевается под словом ZÁMEK. Это то, что в России именуется словом «усадьба». Вельтрусы в апреле открыты для посещения только в выходные. Так что мы чётко осознавали, что Вельтрусы нам придётся осмотреть только внешне. Видно классическое построение усадьбы: центральный корпус и симметрично расположенные флигели.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

По внешней ограде усадьбы расположено большое количество статуй.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

Вообще-то, усадьба выглядит весьма здорово, и можно догадываться, что в сезон в хорошую погоду, виды должны быть весьма красивыми. Пофотографировав саму усадьбу (буду так называть этот zámek, мы направились назад, к платформе Nelahozeves zámek. Но на наших глазах, резко изменилась погода (в который раз…). На этот раз погода изменилась в лучшую сторону. Поэтому мы вновь подошли к замку Нелагозевес, и я всё перефотографировал по-новому. После этого мы вернулись на ж/д-платформу и уехали в Прагу.

7 день поездки (03 апреля, пятница): замок-крепость Стржеков (Hrad Střekov) в городе Усти-над-Лабем (Ústí nad Labem)

Замок-крепость Стржеков находится от Праги на достаточно большом удалении. Поэтому и планы на этот день я строил, связанный исключительно с этим замком и самим городом Усти-над-Лабем. Чтобы добраться до замка, нужно доехать региональным поездом от главного ж/д-вокзала Праги до города Усти-над-Лабем, от вокзала доехать на городском автобусе № 17 или № 27 до ближайшей от замка остановки «Pod Hradem», далее пешком. Поездов до Усти-над-Лабем идёт много. Региональные поезда, останавливаются в пути сравнительно редко, поэтому время в пути составляет чуть больше часа. Сам замок виден ещё с поезда. Поезд едет вдоль реки Лаба на противоположной стороне реки от замка, поэтому замок видно очень хорошо. Шикарнейший замок-крепость. Добрались до замка сравнительно быстро. Дошли и…

Нас ожидала досаднейшая неприятность. Замок был закрыт для посещения. Очень жаль. Это было «ударом ниже пояса». Ну ладно, был бы это какой-нибудь zámek, но ведь это был именно hrad (замок-крепость). А именно замки-крепости были главной целью поездки. Всё остальное — это просто компромисс между желаемым и возможным. Увы… А замок просто шикарный (по нашим понятием).

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

Под стать замку, и та виселица с эшафотом на входе в замок. Весьма подходящий антураж для таких замков.

И ведь что осталось на душе? Осталась та подлая мысль, что ты едешь куда-то… приезжаешь на место…и никто не гарантирует того, что ты приехал не напрасно. Замок в этот день ДОЛЖЕН БЫЛ работать! Были планы на этот день: посетить зоопарк этого города, подняться на фуникулёре к другому замку в городе — Ветруше (Větruše). Но мы подумали… Ну зачем нам смотреть зоопарк в Усти-над-Лабем, когда в Праге имеется один из лучших зоопарков в мире? Зачем подниматься к какому-то «условно замку» (весьма симпатичное здание 19-о века, в котором сейчас находится отель), которое и так хорошо видно снизу? Просто трата времени…

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая
Поэтому на ближайшем поезде мы уехали в Прагу.

P. S. А почему же замок был закрыт? Как нам сказали работники, закрыт он в связи с тем, что накануне были ураганные ветра и поэтому существует вероятность камнепада. Одно хоть утешение было. Работники сжалились над нами и мы зашли в сувенирный магазин, где жена купила медальон града Стржеков. В Европе есть такие медальоны каких-либо памятных мест. Много таких медальонов во Франции и в Чехии, стоимость их по два евро. Если кому-то интересно, есть сайт чешских номерных медальонов. Правда на этом сайте представлены только номерные медальоны. Но даже номерных медальонов в Чехии — несколько сотен. Неномерных медальонов — ещё больше.

8 день поездки (04 апреля, суббота): замок-крепость Кокоржин (Hrad Kokořín) и замок Мельник (Melnik) в одноимённом городе

На этот день возлагались большие надежды. Трудно даже подобрать эпитеты, подходящие к замку-крепости Кокоржин. Он прямо какой-то…кукольный, игрушечный. Когда я показал фотографии этого замка, жена так и сказала: хоть как, хоть ползком, но нужно до него добраться.

Но вместе с надеждами, и опасения были фактически самыми большими. Я уже писал в первой части, что с этим замком, как «коса на камень». Легко добраться в рабочие дни недели, но замок не работает. И, наоборот, в выходные замок открыт для посещения, но практически нет автобусных рейсов. На деле, есть только один рейс туда и один обратно. И, конечно же, мы решили использовать этот шанс. Чтобы добраться до Кокоржина, надо доехать до автовокзала города Мельник. Здесь тоже нужно упомянуть, что автобус до Мельника идёт от терминала DP автовокзала Голешовице. Это очень важное уточнение. И хорошо, что мы провели разведку в первый же день, как приехали в Прагу. Терминал DP находится непосредственно (в 10–15 метрах) возле выхода из метро. Не нужно идти к другим терминалам. Билеты приобретаются у водителя. На автовокзале Мельника нужно пересесть на автобус, идущий до местечка Кокоржин. А уже на месте пройти пешком до замка порядка двух километров. Кстати, любопытства ради, смотрел только что проезд до Кокоржина, и увидел, что до Мельника автобусы идут уже совсем с другого места. Так что, однозначно, нужно вначале смотреть проезд до нужного места на транспортном сайте.

Итак, мы благополучно добрались до местечка Кокоржин, и далее пошли пешком. И вот тут отмечу для себя интересный факт. Я бы даже сказал — странный факт. Обычно все средневековые замки-крепости находятся на возвышенностях. Да, что там средневековье…И во вторую мировую было такое понятие, как «господствующая высота». Здесь же всё наоборот. Замок находится в «яме». И в самом деле. Шли, шли по полю…и вдруг…«яма». И видно, что эта «яма» искусственного происхождения. Я уж потом прочитал, что раньше это были рудники.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

Погода в этот день была замечательной, и замок предстал перед нами во всей своей красе.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

Это был первый день работы замка в 2015-м году.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

Проходя по мостику в замок, мы увидели несколько свежеповаленных сосен. Накануне прошёл весьма сильный ураган. В кассе мы взяли два разных билета: в сам замок с экскурсией (50 крон) и на самостоятельное посещение башни (30 крон). На этот раз, мы были далеко не единственными посетителями. Экскурсия была на чешском языке, нам выдали распечатку на русском языке. Интерьеры замка, как и интерьеры всех таких замков, не богатые. Это замок для тех, кому доставляет удовольствие пройтись вдоль стен замка и т. д. Наш вариант. Мы были в восторге. Хотя я назвал этот замок «игрушечным», но высота главной башни совсем не «игрушечная» — 38 метров.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

Меня несколько волновал тот факт, что временной интервал между нашим приездом в место Кокоржин и отъездом составлял около пяти с половиной часов. Все эти экскурсии, как я заметил, по времени составляют что-то около часа. Но все мои опасения были напрасными. Во-первых, до замка нужно дойти, а это два километра. Экскурсии проводятся строго по времени, т. е. нужно подождать. Во-вторых, после экскурсии мы ещё побродили по лесу. В-третьих, нужно ещё и пообедать. Обедали мы в заведении на самом выходе из местечка Кокоржин. Интересное заведение, на втором этаже которого хозяева устроили некое подобие музея с некоторыми изделиями середины прошлого века (телевизоры, радиолы и т. д.). Так что пяти с половиной часов как раз хватает на то, чтобы всё делать спокойно, не спеша.

Когда мы приехали в Мельник, сразу же пошли в замок Мельник.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

В кассе взяли билет (130 крон) и самостоятельно пошли смотреть экспозицию. Здесь не было никаких сеансов, посещение замка проходит как в обычном музее. Вот что запомнилось, так это большой зал с развешанными по стенам картинами-гравюрами с видом панорам крупных средневековых городов Европы. Очень интересные гравюры! Ради них стоило идти в замок. После замка мы побродили по улочкам города. Посмотрели сверху на Лабу. Вид красивый.

А после пошли через мост на другой берег.

Чешская республика – страна замков и крепостей. Часть вторая

Уже буквально накануне поездки, я нашёл и на другом берегу интересный объект — Zámek Hořín. Он закрыт для посещения, так как явно не подготовлен для приёма туристов. Видно, что ему ещё только предстоят реставрационные работы.

После мы направились на автостанцию Мельника и уехали в Прагу.

Продолжение в следующей части….