Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:46

Фианаранцуа — Мадагаскар Сентябрь 2016

Вот уже вторую неделю продолжается наше путешествие по Мадагаскару. За обилием впечатлений последних дней, уже начали стираться в памяти и знаменитая Аллея Баобабов, и уникальные скалы Цинги де Бемараха, и сплав по реке Цирибихина, которые были у нас на пути в первые дни наших мадагаскарских приключений. А сегодня утром было новое приятное потрясение — наконец-то состоялась очень близкая и насыщенная положительными эмоциями встреча с основным «лицом» Мадагаскара — лемурами! Небольшая резервация Anja Community Reserve, основанная местными жителями, позволила сохранить этих животных в их естественной среде и обеспечить им приятное знакомство с туристами.

19.09.2016 — Дорога к Национальному парку Андрингитра

Вернувшись после полудня из царства лемуров Анья Резерве в городок Амбалавао, первым делом наш гид Радо решил показать как мадагаскарцы выделывают шелковую ткань, а уже потом пообедать и поехать в Национальный парк Андрингитра. Такая фабричка-музей находится на одной из улиц Амбалавао и ее афишировала надпись на каменном заборе.

Экскурсия. Как мадагаскарцы делают шелк

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

В небольшом дворике стояло двухэтажное здание фабрички, изготовлявшей шелковые ткани. К нам вышла женщина-сотрудница Зарина и со знанием дела стала рассказывать и показывать весь нехитрый, но довольно трудоемкий и нудный процесс получения сначала нитей из коконов тутового шелкопряда, а затем и самих тканей.

Я тоже до этой экскурсии только теоретически представлял себе это дело. Во двор привозят коконы с находящимися еще внутри личинками тутового шелкопряда и уже здесь происходит их дальшейшая переработка.

Она рассказала, что взрослая гусеница тутового шелкопряда — невзрачная, длиной около 7 см и питается только листьями шелковицы. И никакими другими. Чтобы женщины понимали — на изготовление 1 шелкового платья требуется около 2 000 коконов, а это значит, что этим гусеницам нужно съесть более 70 кг листьев — это почти 2 шелковичных дерева!

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Насытившись и чувствуя, что «подходит время» превращаться в бабочку, гусеница, совершая в виде «восьмерки» быстрые движения головой, начинает укладывать нить и строить кокон! И затем засыпает. Во время этого сна наступает ее превращение в бабочку. Ученые подсчитали что количество таких движений может достигать 230 тыс., а длина шелковой нити в одном коконе — от 800 до 1 000 метров!

Важно успеть собрать коконы до того, как появятся бабочки. Потому что, если их передержать, то она, выходя наружу, прогрызет кокон и повредит шелк — уже не будет целостной нити. Затем коконы погружают в кипящую воду, чтобы убить гусениц и растворить защитный слой. Здесь же во дворе стояли чаны, в которых это и проделывается…

Затем получают первичную массу волокна, из которого уже сплетают нити определенной толщины.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

После этого Зарина пригласила нас внутрь и мы увидели процесс от получения нити до изготовления ткани. До боли знакомая картина напомнила мне наших деревенских женщин, сидящих на завалинке или лавке у печи и прядущих такие же нити — только из шерсти овец.

А в соседней комнате было показано собственно ткацкое производство — молодая девушка ловко управлялась с самодельным ткацким станком и, монотонно двигая туда-сюда поперечную стойку, нитью за нитью выделывала полотно ткани…

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Выйдя от нее на улицу, взглянули на балкон соседнего дома — там ухмыляясь и радуясь своей беззаботной от монотонных тканевых женских забот, стояло трое мужчин…

— Вот нам повезло в этой жизни, так и читалось на их лицах!

Дорога к отелю-кемпингу Tranogasy в горном массиве Андрингитра

В 13:00 заехали на обед в ресторан и, как всегда, застряли на этой процедуре на два часа. Пока ожидали заказы, Радо посоветовал нам взять на пару ночей в горах теплые вещи и одежду с обувью для горного трека и перегрузить их в уже поджидавшие три джипа.

Через два часа, пересев на эти вездеходы, выехали в сторону гор. Впереди 46 километров еще одной мадагаскарской Off Road. Пыльная песчаная дорога. Редкие крестьяне, переносящие на себе свои нехитрые пожитки. Местность не изобиловала красотами, дорога качеством, а мосты безопасностью…

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Но постепенно пейзаж менялся и становился гористым. Заходящее солнце хорошо выделяло контуры и складки крестьянских чеков, залитых в низинах водою. Глядя на них, думалось — какой колоссальный труд проделан по организации этих террассных полей! Труд десятков поколений крестьян…В интересных, с фотографической точки зрения, местах делали остановки.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Наконец, далеко впереди показались одна из горных вершин массива Андрингитра. Мы почти у цели!

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

К 18:00 при последних лучах солнца приехали в отель-кемпинг Tranogasy и расселились по домикам, сделанным в малагасийском стиле из землистого кирпича. Их крыши были покрыты толстым слоем травы. Но в них были все удобства! И был даже душ с теплой водой, нагретой от солнечных панелей. Правда, свет включался всего часика на два. И то — после ужина…

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Устроившись и осмотревшись, пошли в находившуюся рядом столовую — довольно большое, но уже успевшее остыть помещение, имевшее и барную стойку с некоторыми легкими напитками, и свою кухню.

К восьми часам вечера принесли групповой ужин, включавший в себя салат и стейк из зебу. Из десерта подали жареные бананы. Ужин, сопровождаемый ансамблем местного симфонического оркестра, как в лучших домах ЛондОна, прошел при свечах.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Выйдя после окончания концерта на улицу, увидел ночное небо Южного полушария, сверкавшее мириадами неизвестных нам звезд. Было доволно прохладно, темно и гулять по дорожкам между домиками совершенно не хотелось. Да еще где-то далеко вдали тоскливо выла одинокая по жизни собака…

Толстые одеяла и взятое на этот случай термо-белье позволили довольно комфортно провести здесь обе ночи.

20.09_2016 — Трек по Национальному парку Андрингитра

Утром ранний подъем, завтрак и выход на трек. Вон там — вдали — каменная стена. Это и есть горный массив Андрингитра. Самая высшая его точка — Пик Боби высотой 2658 метров — его даже покоряют альпинисты. Эти горы имеют много острых скал и несколько вулканических образований. Вот именно туда мы сегодня и идем. До начала горной тропы километров шесть-семь в один конец по грунтовой дороге. А потом еще километра три-четыре по тропе в гору. Наши машины ушли почему-то обратно в Амбалавао и вернутся в Траногаси, чтобы вывезти нас отсюда, только завтра к утру. Значит, придется весь путь в оба конца топать пешком.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Возле столовой сидели аборигены, закутанные в одеяла и обутые в шлепанцы на босу ногу. Чего ждали — непонятно. Покуривали и молча поглядывали на нас. Наш гид Радо тоже не реагировал на них. Значит, так и надо — это такой местный антураж и колорит для нас…

Для трека в Национальный парк нужно оплатить и оформить пропуска. Офис парка находился на первом этаже двухэтажного кирпичного дома и имел несколько экспонатов и экспозиций, размещенных на стенах. Вот карта того района, в котором мы находимся и по которому будем сегодня совершать трек.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Здесь нам дали двух местных гидов — Ивундрумбулу и Фаралахи и, выйдя в 8:30 вместе с ними из офиса-музея, стали идти к массиву. Дорога, по которой без труда мы могли бы ехать на ушедших от нас джипах и съэкономить на этом и силы, и время, неспешно вилась между выгоревшими от солнца полями.

Она казалась бесконечной, но с каждым ее километром скалы неумолимо приближались…

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

К 10 часам подошли к ларьку с двумя торговками, детьми и домиками неподалеку. Женщины продавали фрукты, воду и сделанные своими руками мадагаскарские сувениры — платочки, шапочки. Отсюда к скалам, сказал главный проводник Ивундрумбулу, можно идти двумя путями: налево — с более легким и постепенным подъемом, а направо — с более крутым, но и более коротким. Поднявшимся вторым путем нужно будет потом пройти по плато над водопадами два-три километра влево и уже там встретиться с теми, кто пойдет первой дорогой.

Кто какими тропами хочет идти? — спросил он.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Трое (Таня, Лера и Алексей) высказались за трек по сложной правой тропе, а все остальные — по левой. Договорились встретиться у верхнего озера над водопадом Rambavy и потом уже всем вместе спуститься к нему.

На одном из привалов мы увидели как мадагаскарцы обеспечивают себя топливом — к нам из ущелья поднялся мужчина с оригинальной вязкой дров, которую он нес как ведра на коромысле…

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Трек по левой тропе к истоку водопада Rambavy

В 10:30 начали подъем по левой тропе, оказавшимся очень затяжным. На тропе стояли столбики с указаниями расстояния, поэтому путь, который мы прошли, поднимаясь по ней, оказался 3 км. И все время вверх…

Если бы еще ступени были ровными! А то пару ступенек т.н. «царского» размера — по 15 см, а потом три-четыре других по 25–35 см. И так — без конца…

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Но тут вдруг, откуда ни возьмись, появилась женщина с мешком на голове и, изящно помахивая бедрами, преспокойно обошла нас на повороте…

Куда она пошла? Больше мы ее нигде не видели.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Поднявшись еще выше, с одной из немногих смотровых площадок открылась картина всей долины и стали видны два водопада — к левому мы должны подойти на спуске. Ближний назывался Riambavy, а второй — Riandahy. Их воды, соединяясь вместе, образовывали речку Zomamondoo, которую ниже мы переходили по мостику. Где-то там, правее второго водопада Riandahy сейчас поднимается наша молодежная тройка с тремя сопровождающими — двумя нашими гидами и одним местным по имени Фаралахи.

Наконец тропа достигла своей верхней точки и даже пошла немного вниз. Значит, мы выходим к реке!

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Так оно и оказалось! Пройдя густые заросли какого-то стланика, мы вышли к 13:00 к писцине — небольшому озерку, образовавшемуся на углублении скальноого плато водами текущей речки.

Все! Неужели конец? ДА! Здесь мы можем провести час-полтора — пообедать, покупаться или прогуляться по окрестностям (Онежского озера?).

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

В этом же месте мы должны еще дождаться и нашей молодежной группы, которая пошла по более крутой правой тропе. Солнце хорошо грело и, сидя на гладких и теплых гранитных камнях, уже забылись трудности этого монотонного, скучного и довольно тяжелого подъема. И каждый, наверняка, думал — Чтоб я сюда еще раз?

Вода в речке была довольно холодной, но почти все, спустившись пониже к глубокому месту, искупались. Затем еле одолели «скромный» ланч за 30 тыс. ($10) и пошли прогуляться вверх по течению реки. Там река была пошире и казалась глубокой. Вода была какого-то цвета необыкновенно бездонной глубины. Страшно было даже подумать о прыжке в ее глубины.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Кругом, на много километров — никого и ничего. И только на противоположном берегу стоял какой-то одинокий дом, покрытый соломой. На поляне вокруг него — ни души. Наверно — место стоянки для туристов. Присев на сухую траву, долго сидели молча, любуясь окружавшими нас красотами и этой долины, и уходящей вдаль горной гряды, которая тянулась стеной позади нас. Штурмовать ее уже не хотелось никому. Да и по плану этого тоже не было.

Не дождавшись в 15:00 наших товарищей, ушедших наверх правой тропой, решаем спускаться вниз. Ведь в 6 вечера уже темнеет, а мы же еще хотим заглянуть по пути на водопад. Но, спустившись по тропе к месту, откуда был на него поворот, увидели табличку — 2 км. Это еще столько до водопада! А потом обратно! А там побыть хоть 10 минут? Короче — решили из-за лимита времени не идти и успокаивали себя: водопад-то — какая-то жалкая струйка, которую мы видели при подъеме…

И правильно сделали, что не свернули к нему — подойдя к отельчику ровно к 18:00, солнце сразу же скрылось за горами.

Зато на полчасика, пройдя крутой участок спуска по каменным ступеням, остановились у речки Zomamondoo, через которую был проложен мостик. Она включала в себя воды обоих водопадов, которые были в этой долине. Здесь по ее руслу были скалы с интересными круглыми выемками, как будто сделанными искусственно человеком. Искупавшись в одной из таких глубоких ванн, поспешили продолжить путь к дому.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Уже выйдя на дорогу, решили мельком заглянуть в небольшую деревушку, стоявшую на ее обочине. Маленькие, типично малагасийские дома. Окна, как и в большинстве из них — без стекол. Только ставенки. Крыши покрыты высохшей травой.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Видно, что живут бедно, но явно милостыню и подаяния не просят. Хотя от подарков и не отказываются.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

В одном месте шел процесс получения муки — в выдолбленной из дерева ступе длинным шестом толкли зерна. Попробовала и одна из наших женщин так поработать — ее сил хватило меньше чем на три минуты…

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Там был даже большой двухэтажный дом, с балкона которого на нас с хорошим открытым лицом смотрела одна из дам! Не проходите так быстро мимо — так и читалось в ее взгляде…

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Дальше уже шли не останавливаясь до самого кемпсайта Траногаси…

Трек по правой тропе к истоку водопада Riandahy

А что же наша молодежная тройка, сопровождаемая тремя местными гидами? Как они прошли этот путь пользуясь другой — правой тропой? По их рассказам, им было труднее, так как тропа была круче и подготовленных ступенек было меньше. Но, судя по их фотографиям, пейзажи с той тропы оказались лучше! Вот второй водопад Riandahy, который был ближе к их тропе.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Достигнув верхнего плато и совершая по нему трек, ребята видели интересные скальные образования.

Мадагаскар. Трек по горному массиву Андрингитра

Они спустились к месту нашей планировавшейся встречи на речке почти через час после нашего ухода и только в 18:40 — уже затемно пришли к месту нашего ночлега в Траногаси. Итог их трека — 11 часов в пути, больше впечатлений и больше трудностей…

Заключение

Стоит ли сюда ехать всем туристам, которые посещают Мадагаскар? Не уверен. Может быть только тем, кто любит треки по горным тропам и не боится спартанских ночевок. Кстати, совсем недавно этих домиков не было вовсе и все туристы ночевали только в палатках. Потому место нашего ночлега и называется еще по старому — Campsite Tranogasy.

Животного мира мы здесь тоже не увидели — ни жучков, ни паучков, ни ящериц. Я уже не говорю о лемурах. Но что хорошо — мы увидели настоящие и еще нетронутые цивилизацией горные просторы самой высотной части Мадагаскара.

Так что, для познания жизни глубинки девственного высокогорного Мадагаскара — такая поездка в эти места полезна. Желательно только участок пути в 6 км, идущий по дороге, проехать на машинах и тогда больше времени будет на прогулки по горам…

Завтра рано утром нам предстоит возвращение в Амбалавао, где мы хотим посетить рынок зебу. Он всегда проходит там по средам. А потом дорога к последнему в нашем путешествии Национальному парку — Исало. Ну, а там уже не за горами и конец путешествия с отдыхом на мадагаскарских пляжах Индийского океана ...

-------------------

Фотографии автора, Татьяны Козийчук и Алексея Шипиленко

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия