Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Вардзиа, Бакуриани, Боржоми, Ахалцихе — Грузия Июль 2014

Предыдущие рассказы об этом путешествии - здесь и здесь

После трогательных прощаний с батумскими хозяевами, которые как и все предыдущие за пару дней стали почти родственниками, настойчивых приглашений остаться, обещаний приехать еще, выезжаем из Батуми в направлении города Ахалцихе — это совершенно другая дорога в обратную сторону.

Эта дорога менее комфортная, наполовину грунтовка, по ней туристы на побережье не добираются, но ехать можно.
Первая остановка у водопада Махунцети недалеко от Кеды.

Ах, эта Грузия!!

Территория этого района, Кедского, богата всевозможными ископаемыми, в том числе медью и золотом. В небольших количествах золото здесь добывают, хотя, основное направление экономической деятельности района — сельскохозяйственное производство.
Еще этот регион Грузии знаменит древними арочными мостами. Один из которых находится рядом с водопадом.

Кто читал мои недавние рассказы об Абхазии, наверное, вспомнит о мосте царицы Тамары, Бестлетском арочном мосте такого же типа недалеко от Сухума. Но, если в Абхазии он один такой, то в Грузии подобных мостов десятки.

Ах, эта Грузия!!

Проехав дальше по дороге решаем поискать крепость Беженидзееби в селе Зендиди.
Это оказалось непросто — как нам объясняли и показывали куда ехать местные жители видно на фото.

Ах, эта Грузия!!

Да, именно так — в разные стороны. Как обычно, местные жители о своих достопримечательностях имеют слабое представление, хотя, и у нас тоже самое. Шустрая бабуля с фигурой горной газели даже некоторое время неслась впереди машины убеждая ехать куда она показывает.

Поехали по одной из дорог в горы. Оттуда открываются великолепные панорамы.

Ах, эта Грузия!!

От крепости, которую мы все-таки нашли, уже ничего почти не осталось, кроме таблички, а местные жители давно используют древние строения под свои хозяйственные нужды.
На нас, приехавших искать эти развалины, смотрели недоуменно, только пальцем у виска не крутили. Деликатные все-таки люди эти сельские жители.
Зато здесь мы увидели плантацию с необычными растениями. Кто может, не глядя на подпись под фотографией, сказать что это такое?

Ах, эта Грузия!!

Думаю, не многие догадаются что это черника. Промышленные плантации черники и рядом щит с надписью и фото, где стоит эмблема Евросоюза. Видимо, какой-то новый проект. До этого я никогда не видел промышленных плантаций черники, предполагая что она растет только сама по себе.
Последующий дальше достаточно большой отрезок дороги, пожалуй, можно считать самыми красивыми местами, которые мы видели в Грузии. Долины, на которых живописно разбросаны отдельные усадьбы, гуляющие буренки, хвойные леса, цветущие поля, бурлящие внизу реки.
А воздух!!! кажется, что его можно резать кусками!!!

Ах, эта Грузия!!

За всю дорогу встретили только трех байкеров с России, откуда-то с Сибири. По ходу они снимают все на камеры не шлемах. Поэтому можно поискать в Ю-Тубе их видео где мы попали в кадр.

А на перевалах местные бизнесмены продают свежий сыр и сметану, уточняя цену у главного менеджера, мамы, по телефону.

Ах, эта Грузия!!

Мы в Ахалцихе. Это небольшой уютный городок в основном с армянским населением. Некоторое время потратили на поиски жилья. Опросив таксистов и помотавшись по улицам, устроились в вполне приличном гестхаузе. Большие, светлые комнаты, с кондиционерами, кухня, горячая вода — все вполне прилично за 15 лари. И, главное, никого нет. Мы разбрелись по всему дому и каждый занимал комнату, которая больше нравилось. Единственное, что попросила хозяйка — использовать только одну кровать в каждой комнате, смирившись с нашим царским поселением. После этого она исчезла в другой половине дома и, как это в Грузии ни странно, больше не появлялась до отъезда.

Ах, эта Грузия!!

С утра отправляемся в Вардзиа, пещерный город. Он был основан отцом царицы Тамары Георгием-3 в 1180 году. Город состоял из 3000 крупных пещер, не считая разных закутков. Вмещал в нужный момент до 50 000 человек. К сожалению, в 13 веке сильное землетрясение обрушило передний пласт, толщиной 15 метров, и скрытые в скале помещения обнажились.
На данный момент сохранилось лишь 30% от былого величия, но и то что можно сейчас посмотреть просто потрясает. Могу констатировать, что пещерные города Крыма, а я их облазил, наверное, все, ни в какое сравнение с этими мощными сооружениями не идут.

Ах, эта Грузия!!

Вечером прогулялись по крепости Рабат, находящейся в центре города Ахалцихе, большая часть которой переделана под кабаки. Особого впечатления крепость не произвела — все вылизано и прихорошено, древностью здесь не пахнет.

Ах, эта Грузия!!

С утра переезжаем в Боржоми, это ущельный город, и в силу этого все его здания растянуты в линию вдоль берега реки, так что это длинный город, километров с пять. Так же в длину вытянут и центральный парк с бюветом, где течет тёплая минеральная вода. На вкус мне совсем не понравилась. Но, позже на пути встретился завод по производству знаменитой минеральной воды и я купил настоящего Боржоми, только что сворованного с завода.

Все это выглядит следующим образом — напротив завода жилые дома сотрудников, а на обочине дороги стоят упаковки свежеворованного «Боржоми». Выбираешь понравившуюся и идешь в дом искать кто хозяин этой воды. Первый же встреченный житель уточняет где именно стоит коробка. Потом орет кому-то на верхний этаж:

— Кахи, иди, покупатели приехали!

Через некоторое время на балконе появляется Кахи и кричит:

— Это не моя. Это Давида. Сейчас позову.

Кричит кому-то с балкона:

— Давид, иди тебя люди ждут!

Еще минут через 10 появляется Давид и называет смешную цену. Берем 3 упаковки по 6 полторашек.

Ах, эта Грузия!!

С Боржоми рукой подать до Бакуриани, известного со времен Союза горного курорта. Между прочим, Бакуриани тоже, как и Сочи, боролся за право проведения зимней Олимпиады 2014 года, но вылетел из списка претендентов уже в начале. Посмотрим, что за конкурент у Красной поляны.

Ах, эта Грузия!!

Этакая тихая горная деревушка с парой канатных дорог, хаотической торговлей фруктами на улицах и коровками у домов.
По красоте, думаю, уступает Красной поляне, не говоря уж про Домбай. Высоких снежных вершин здесь нет.
По инфраструктуре — «Красная поляна начала 90-х годов».

Прокатились на канатке, которая дважды зависала минут на 10 пока поднимались. Две моих дамы вниз пошли пешком, а мы с кабинки любовались как они топали вниз среди цветущих полевыми цветами склонов.
Оставив в стороне Тбилиси, вновь возвращаемся на Военно-Грузинскую дорогу. Доехав к вечеру до Жинвальского водохранилища, оставляем вещи в придорожном отеле и выдвигаемся на осмотр этого громадного водоема со всех сторон.
Жинвальское водохранилище образовано на реке Арагви, удивительное по красоте, особенно в лучах заходящего солнца.

Ах, эта Грузия!!

Далее последовал уже прямой путь домой через скалистые участки Военно-Грузинской дороги, мимо рынков с арбузами и дынями в Кабардино-Балкарии, подсолнуховых полей Ставрополья и Кубани.

Ах, эта Грузия!!

На этом наше 13-ти дневное путешествие в Грузию было закончено.
И напоследок приблизительная схема нашего маршрута по Грузии. С границами, названиями и без.

Ах, эта Грузия!!

На следующий год в планах осмотреть те, не менее красивые районы Грузии, куда в этот раз не добрались, а именно, Кахетию и Сванетию.
Надеюсь, информация полученная при прочтении этих топиков поможет тем, кто собирается посмотреть Грузию.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия