Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Тбилиси, Казбеги — Грузия Июль 2014

Этой публикацией начинаю серию рассказов об удивительно красивой стране Кавказа — Грузии.

Поездок-путешествий по Грузии было много. И прошло некоторое время пока мы подступились к ней основательно. Сначала были изучены все более-менее значимые места Северного Кавказа — Лаго-Наки-Гузерипль, Псебай, Архыз, Домбай, район Кавказских Минеральных вод, Северная Осетия. Случилось непредвиденное отвлечение на пару лет на Астрахань, Ахтубинск, озера Баскунчак и Эльтон, Элисту, Волгоград и окрестности.

Но, потом опять вернулись к путешествиям в Закавказье и несколько лет подряд не могли от них оторваться.

О первых попытках осмотреть Армению и Грузию рассказывать не буду — мешало разобраться там толком то заболевание одного из участников, то поломка машины. Поэтому мои рассказы будут только о тех путешествиях, во время которых мы действительно много увидели и узнали.

Итак, 2014 год, июль.

Изначальный маршрут: Сочи — Майкоп — Кисловодск — Владикавказ. Ночевка во Владикавказе в частной снятой квартире.

(Сейчас в каждом городе толпы маклеров, которые занимаются сдачей жилья в аренду, поиск и заселение занимает полчаса. Поэтому я никогда не заморачиваюсь с бронированием заранее)

Не смотря на наши опасения переход через российско-грузинскую границу на следующее утро занял не так и много времени, порядка 2-х часов, что в общем-то вполне себе терпимо.
Даже не успели рассмотреть Ермоловский камень — кусок скалы, с которого легендарный Ермолов, командующий русскими войсками на Кавказе в 19 веке вправлял мозги непокорным горцам.
На промежутке дороги, где в апреле сошел сель, работы кипели полным ходом, пыль стояла столбом, но этот кусочек не большой, а в целом вся Военно-Грузинская дорога стала намного лучше чем год назад.
Первый городок на нашем пути в Грузии — Степанцминда, старое название Казбеги в честь грузинского писателя Александра Казбеги. Отсюда можно или самим, или на тут же таксующих джипах подняться к церкви Святой Троицы живописно стоящей на ближайшей горе.

Ах, эта Грузия!!!

Надо сказать, таксисты эти очень надоедливые и хватают тебя за руки по несколько раз.
Из положительного в этом городке — можно поменять русские рубли на грузинские лари по нормальному вполне курсу и купить местные сим-карты в телефоны чтобы держать связь с родными и самим не потеряться. Позднее оказалось, что две сим-карты с 200 рублями на каждой нам, пятерым, вполне хватили на 12-дневное путешествие с ежедневными разговорами всех с Россией, т. е. связь вполне доступна по цене. Конечно, мы не болтали по полчаса, но сообщить о себе, где находимся, вкратце что видели, могли.
Еще произошла интересная встреча. С международным бомжом. Очень приветливый мужик неопределенной национальности и такого же возраста с удовольствием фотографировался со всеми желающими. Взлянув на него поближе я что-то подумал, что это ушедший в поход для познания мира вживую политолог Вассерман, похудевший от недоедания.

Ах, эта Грузия!!!

Обе наши машины — наша и друзей из Питера, присоединившихся по дороге, довольно уверено преодолели первый грузинский город.
Но, проехав Казбеги «дружная» команды тут же развалилась — питерцам надоел неспешный темп поездки нашего частью возрастного экипажа и они сделали нам ручкой.

В дальнейшем мы двигались по их следам, по запаху…
В селе Сиони сворачиваем с трассы и поднимаемся к интересному храму и родовой сторожевой башне, общаемся с настоятелем, узнаем историю построения этого тысячелетнего сооружения.

Ах, эта Грузия!!!

По планам в дальнейшем у нас был поиск и осмотр Труссовской косары — красивейшего ущелья в стороне от дороги. Но, поспрашивав местных жителей, с трудом узнали, что добираться туда не так просто — на машине, по дорогам, где может проедем, а может и нет, и потом прилично топать пешком. Решили эту затею оставить на потом.
Я пишу — с трудом узнали — не потому что были где-либо сложности с русским языком, их не было, практически вся Грузия хорошо говорит на русском, сложности, как всегда, в том, что местные или не знают где это место находится, или просто называют его по другому.
Следующая остановка возле выхода нарзанных вод. При ярком солнце эти нагромождения натечных образований смотрятся фантастически.

Ах, эта Грузия!!!

Все проезжающие мимо обязательно здесь останавливаются, ползают по этим шершавым нагромождениям, а сверху на них философски-задумчиво смотрят коровы.

Вот наконец и высшая точка Военно-Грузинской дороги — Крестовый перевал и обзорная площадка рядом.

Ах, эта Грузия!!!

И оставшаяся (пока) часть нашей «дружной» команды.

Дорога вдоль гор, ущелий, шумных рек вьется дальше и постепенно мы приближаемся к Тбилиси. На пути у нас Жинвальское водохранилище, вблизи которого построена электростанция снабжающая электроэнергией столицу. Визитной карточкой этого красивейшего водоема является построенная в 16 веке на его берегу крепость Анаури с несколькими храмами внутри.

Ах, эта Грузия!!!

Отсюда совсем недалеко и до Тбилиси, куда мы вскоре и прибыли, набрав у придорожных продавцов персиков по 30 рублей, что оказалось непозволительно дорого по грузинским меркам.
Я немного помнил город по прошлому году, поэтому без особых проблем приехал в центр искать улицу Леселидзе, на которой жили в прошлом году. Нет такой улицы.
За год, как оказалось, её переименовали. А дом, в котором мы жили, снесли.
Но, найти жилье в Тбилиси не составляет никакого труда — на всех улицах в историческом центре таблички с надписями «Hostel». Даже ничего не соображающему в английском языке понятно, что там можно упасть горизонтально.
В первый попавшийся хостел мы и зашли. Хозяева, Ирина и Мамука, очень радушные, общительные люди за ценой не стояли и сходу снизили цену с 20 лари за человека до 10.
На наши деньги это 200 с небольшим рублей. Это старый фонд, но для ночевок есть все необходимое — кухня, холодильник, туалет, душ. Но, извините, за 200 рублей жить в самом сердце столицы Грузии, имея в шаговой доступности все основные объекты для осмотра — что еще нужно для счастья?
А уж экзотика какая — жить в доме, которому по меньшей мере лет 150.

Ах, эта Грузия!!!

Не теряя времени, бросаем вещи и идем гулять по городу. Здесь рассказывать ничего не буду — Тбилиси надо просто смотреть.

Ах, эта Грузия!!!

На этом первый день пребывания в Тбилиси у нас закончился.

Следующие два дня нахождения в Тбилиси уделили изучению города, осмотру основных достопримечательностей. Одним из которых является Тбилисский ботанический сад.
Расположен он почти в центре города по другую сторону крепости Нарикала. Когда-то сквозь гору был прорублен тоннель, который выводил как раз на ту улицу, где мы живем — Асатиани. Но, потом тоннель отдали под ночной клуб, а нам пришлось пешком обходить гору по Ботанической улице чтобы попасть к главному входу. Это совсем недалеко, рядом с серными банями.
Основан ботанический сад в середине 19 века, довольно большой — 129 гектаров, в нем тысячи различных растений, три моста, водопады, скалы.
На фотографии видна крепость Нарикала на горе Мтацминда, а за ней в ущелье и находится ботанический сад.

Ах, эта Грузия!!!

Гуляя по саду оглохли от стрекота цикад. Их, наверное, собрали сюда со всей Грузии. Это не ласковое стрекотание — это грохот!!!
После сада-парка идем в один из скверов города, район Сухого моста. Здесь очередная достопримечательность — Блошиный рынок. Чего здесь только нет!!!

Ах, эта Грузия!!!

Помимо обязательного барахла и подделок под старину можно действительно найти редкие старинные книги, открытки, настоящие предметы быта прошлых столетий. В прошлом году я купил здесь крючок в ванну из бронзы 1951 года рождения за 3 лари (60 рублей). Искал второй такой же — не нашел, к сожалению. А ведь был тогда рядом второй. Купил кто-то за год прошедший.
Вечером поднимаемся в верхний парк на горе Мтацминда — это большой парк развлечений, где любит гулять тбилисская публика по вечерам.

Отсюда потрясающая панорама ночного Тбилиси

Ах, эта Грузия!!!

С горы спускаемся на фуникулере, которому уже больше 100 лет.

На следующий день Мамука, хозяин нашего дома, предложил свою помощь в показе новых для нас мест. Втиснувшись уже вшестером в мою машину — разборки с гайцами в случае чего, Мамука взял на себя, сначала едем на Черепашье озеро. Совсем недалеко от центра города, но искать самому мне было бы не просто. Название озеру дали, естественно, черепахи, которых здесь водилось видимо-нивидимо. Но, это в прошлом, сейчас о черепахах напоминает одно название.
Довольно аккуратный водоем, повсюду загорающий и купающийся люд. Наши дамы разбрелись по периметру и поныряли в озеро. А мы с Мамукой сидели в тенёчке и перетирали кости нашим правителям.

Ах, эта Грузия!!!

Еще дома, готовясь к путешествию, я вычитал о уникальном этнографическом музее под открытым небом. Находится он на окраине Тбилисе в районе Ваке.
Под открытым небом собраны древние жилища и хозяйственные постройки из разных регионов Грузии. Восточная Грузия представлена жилищем-невидимкой дарбази, находившимся под землей и позволявшим скрываться от набегов турков. Для горных районов Восточной Грузии характерны башенки-жилища, для Западной Грузии — деревянные дома с крышами из разных материалов(соломенными, черепичными или обшитыми досками).
Множество винных погребов «мерани», водяные мельницы, амбары для хранения зерна, коровники.
Дома различных регионов находятся в некотором отдалении друг от друга, в усадьбах. И, что удивило, в каждом доме обязательно девушка-экскурсовод, которая все показывает и рассказывает.

Ах, эта Грузия!!!

Обойти и осмотреть все дома и усадьбы не хватит никаких сил — это громадная территория, где мы даже заблудились, потеряв направление куда идти на выход, а наш проводник Мамука последний раз был здесь совсем недавно — когда учился в 7 классе, поэтому мы ограничились десятком объектов. Тем более, что в июле в Тбилиси стоит жара, передвигаться днем довольно затруднительно.
А вечером опять прогулки по городу, обходя для нас новые места старого Тбилиси.

Ах, эта Грузия!!!

На следующий день рано утром мы прощаемся с нашими радушными и гостеприимными хозяевами Мамукой, Ларисой, их дочерьми, сестрой Анной. Конечно, обещаем еще приехать. Не знаю кто как, но я — точно. Я у них забыл свою куртку и по приезду домой мне с Тбилиси уже сообщили, что куртка меня ждет.

Впереди наш ждут города и всевозможные объекты центральной Грузии.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия