Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 15:05
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Рим — Италия Август 2010

Как-то так вышло, что и в Париже, и в Лондоне я побывал уже десять лет назад, а вот с Римом все как-то не складывалось. Но вот в этот раз 20 августа выпало на пятницу - а в Эстонии день победы над ГКЧП это выходной - и появилась возможность слетать в столицу Италии на уик-энд, не заморачиваясь с отгулами (а тратить отпуск на страны Европы я с некоторых пор считаю слишком расточительным ;))

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Из Таллина в Ригу у airBaltic на этот раз летел не Fokker 50, как раньше, а более вместительный Bombardier Dash 8. Лететь на нем гораздо приятней, из-за своих размеров он в воздухе держится гораздо уверенее, чем Фоккер.

Дальше из Риги уже обычный Boeing 737. При посадке я набрал бесплатных латвийских газет и за весь полет прочитал их от корки до корки. Вот один из способов, как убить время в полете для тех, кто боится летать :) Во второй части рассказа будет еще один способ :)

А из аэропорта Фьюмичино в Рим ходит поезд Leonardo Express. Не понравился. Шел довольно медленно, билет стоил аж 14 евро, при этом кондиционер в вагоне не работал, и это в тридцатиградусную жару.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Самые недорогие гостиницы в Риме разбросаны вокруг вокзала Термини. Их здесь реально много, по нескольку штук в каждом доме. Поднимаешься по лестнице, на каждом этаже налево одна гостиница, направо — уже другая. Но так в целом все вполне на уровне и недорого — всего 45 евро в день.

А теперь о том, что можно успеть посмотреть в Риме за два неполных дня.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Для ускорения процесса я решил воспользоваться двухэтажным экскурсионным автобусом. Отправляются они от все того же вокзала Термини. Причем конкуренция между автобусниками здесь жесткая — в одном месте стоят автобусы не меньше чем пяти различных фирм. Я конечно же выбрал самую бестолковую из всех ;) Ну вот в самом деле, в 7 вечера все автобусы еще ездили, а эти уже нет.

Но как называлась фирма, уже не помню. Вот едет автобус, но это вполне могут быть и конкуренты :)

Церковь Санта Мария Маджоре

Чем хороша экскурсия на автобусе - можно снимать прямо на ходу, заметно экономя время :)

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Храм Геркулеса. А как раз напротив него стоит церковь Санта-Мария-ин-Космедин, где можно увидеть знаменитые Уста Истины - маску с открытым ртом, куда принято совать руку. Если человек говорит неправду, существо за маской руку откусит :)

А это Арка Януса, триумфальные ворота в форме тетрапилона, т.е. проехать под ними можно было во всех четырех направлениях. Построена ориентировочно в IV веке н.э. Сзади виднеется колокольня церкви Сан-Джорджио-ин-Велабро, а сразу за ней уже начинается Палатинский холм и развалины древних форумов.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

А вот и улица Имперских Форумов - Via dei Fori Imperiali - она разрезает надвое древнеримские руины и выходит прямо к Колизею. Эту улицу в 1930-х годах построили по приказу Муссолини.

В Колизей стояла огромная очередь, которая, впрочем, достаточно быстро прошла.. Входной билет обошелся в 12 евро. Дороговато, чтобы посмотреть на руины, но по нему можно также войти и на Палатинский холм с Форумом.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Колизей был построен в 80 году нашей эры. Официальное его название — Амфитеатр Флавиев, по имени династии, правившей Римом в те годы. Кстати, у меня это второе из "Новых чудес света", первым за год до этого стала мексиканская Чичен-Ица.

Изначально Колизей был отделан мрамором, но потом, когда гладиаторские бои запретили, он пришел в запустение, а местные жители принялись растаскивать его на кирпичи. От окончательного разграбления Колизей спас один из пап, объявив его памятником христианским мученикам.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Вот так амфитеатр выглядел во времена Древнего Рима. Скан из книжки.

А вот так он выглядит сейчас. Скан оттуда же.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Внутри же там как-то так. Не такая уж арена и большая была. Впрочем, для того, чтобы биться на мечах, этого вполне хватало, а вот насчет того, что сюда могли напускать воду и устраивать морские баталии, тут я как-то сомневаюсь.

Гладиаторский бой с привлечением морских судов назывался - навмахия. Но все же, как я прочитал, такие зрелища обычно устраивались не в обычных амфитеатрах, а в специально выкопанных водоемах или вообще на естественных озерах -

Крупнейшей навмахией стало зрелище, организованное по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. человек. Из-за опасений мятежа к месту навмахии были стянуты войска. Число зрителей составило около полумиллиона человек (окрестные холмы, образующие «естественный амфитеатр», позволяли расположить такое количество людей). После сражения оставшиеся в живых гладиаторы и преступники (которые также были использованы) были отпущены на свободу, за исключением экипажей нескольких галер, уклонявшихся от боя.

А вот на этой гравюре изображена навмахия, якобы состоявшаяся в амфитеатре. Однако у того же Колизея арена была размером всего 70 х 40 метров, обычная римская галера тут просто застряла бы. Так что если здесь что-то подобное и устраивали, то это было максимум несколько лодок. Да и то остаются вопросы, как залить внутрь столько воды.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Современный художник изобразил навмахию вот так. Но тут это скорее не Колизей, а нечто более напоминающее современный гребной канал. В том же описании сражения, устроенного императором Августом, даются и размеры водоема - 300 на 500 метров. Это явно в несколько раз больше арены Колизея.

Нестандартный вид на Колизей. Слева это торчит как раз полуразобранная часть внешнего контура.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

А вокруг Колизея ходят актеры, наряженные римскими воинами

Кто-то может скажет, что это гладиаторы, но нет, для гладиаторов у них слишком парадная одежда.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Сегвей, древнеримская модель :)

А еще вокруг ходят мигранты и торгуют китайскими зонтиками

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

На одном зонтике я заметил надпись несколько не в тему - "Парфенон". Ну, что поделать, для мигрантов без разницы, что Колизей, что Парфенон :)

Вот этот мужик одет попроще, он уже мог бы сойти и за гладиатора. А мы от Колизея двигаемся дальше.

Собор Божьей Матери ''Жертвенник Небесный'' - Santa Maria in Aracoeli

Капитолий и лестница Микеланджело

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Сейчас в Капитолии находится Римский муниципалитет. А статуя Марка Аврелия, что стоит на постаменте, не настоящая, это копия, выполненная в 1980-х годах. Настоящая находится в музее поблизости, ее убрали внутрь, потому что древняя бронза сильно страдала от автомобильных выхлопов. Утверждается, что это единственный бронзовый памятник, оставшийся с древнеримских времен. В свое время католики уничтожили все статуи язычников, Марка Аврелия же спасло то, что его церковники приняли за императора-христианина Константина. Так что когда говорят, что коммунисты поступали не по-христиански, разрушая памятники императорам, тут можно поспорить ;)

Капитолий и лестница Микеланджело. Отсканировано с книжки. Кстати, а почему постамент пустой?

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

А вот и знаменитая капитолийская волчица, по легенде вскормившая своим молоком легендарных основателей Рима - Ромула и Рема.

А теперь обходим Капитолийский холм вокруг и попадаем на площадь Венеции

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Построенный здесь в конце XIX века грандиозный монумент в честь итальянской независимости американские солдаты прозвали "свадебным тортом", а сами итальянцы — "пишущей машинкой" :)

Памятник Виктору Иммануилу II, первому королю объединенной Италии. В каждом итальянском городе обязательно есть такой памятник. Хотя воевал за независимость Италии вовсе не он, а Джузеппе Гарибальди.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

А вот Пантеон мне в кадр поймать почему-то не удалось, вместо этого вставлю фото из Википедии. Пантеон интересен двумя вещами. Во-первых, это наверно самый древний из сохранившихся римских храмов, он был построен еще при языческой Римской Империи примерно в 125 году нашей эры. Его название переводится с греческого как "храм всех богов". А в 609 году христиане переосвятили Пантеон уже в "храм всех святых".

А еще в Пантеоне нет окон, а внутреннее пространство освещается с помощью 9-метрового отверстия в куполе. Вот удивительно, а если дождь? Но на этот случай в полу сделан специальный дренаж, так что затопить не должно.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

А вот эту фотографию я тогда сделал с тонким намеком. Дело в том, что на этот момент у нас уже были куплены билеты в Буэнос-Айрес на февраль следующего года, но при этом о предстоящем путешествии я предпочитал лишний раз не распространяться ;)

А вот и Пьяцца Навона, что фигурировала в романе Дэна Брауна "Ангелы и Демоны". На заднем плане как раз тот самый фонтан скульптора Бернини "Четыре реки", символизирующий величайшие реки четырех континентов, известные в XVII веке — Дунай, Нил, Ганг и Ла-Плату. Кстати, тут кто-то спрашивал, а почему Ла-Плата, а не Амазонка? Так очень просто - кто тогда вообще знал про Амазонку, а вот на берегах Ла-Платы испанцы обосновались еще 500 лет назад.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Именно в этом фонтане в "Ангелах и демонах" злоумышленник топил одного из кардиналов, а Роберт Лэнгдон пытался его спасти. По фильму спас, а вот по книге уже и не помню.

В Риме много американских туристов, потому специально для них у фонтана позирует живая статуя ковбоя :)

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Тут же пожилой мужик в драных джинсах исполняет кукольный спектакль

Девушка прямо у всех на глазах рисует картины, используя аэрозоли из баллончиков

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

А это человек-невидимка :)

Поначалу удивляешься, как оно так сделано, но потом понимаешь, что туловище непропорционально длинное, и голова сидящего просто прячется под пиджаком :)

От Пьяццы Навона уже недалеко и до набережной Тибра

На берегу Тибра возвышается замок Сант-Анджело

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Он тоже упоминался у Дэна Брауна в "Ангелах и демонах", именно там скрывался главный злодей, убивавший кандидатов на должность Папы Римского.

Вообще изначально замок был построен в качестве мавзолея, где хоронили римских императоров, начиная с Адриана. Однако в XIV веке мавзолей переделали в крепость, где Римский Папа мог бы укрыться в случае вражеской осады. Для быстрой эвакуации пап даже была сделана специальная секретная галерея - Иль-Пассетто - соединившая крепость с собором Св. Петра.

Таллин - Рига - Колизей, или на выходные в Рим

Пройдя вдоль Il Passetto по римским улицам, я уже в сумерках оказался на площади Св. Петра. Вот оно - это знаменитое место. На следующий день я сюда обязательно вернусь.

Вставлю сюда карту со всеми упомянутыми местами. На самом деле я конечно ходил по ним далеко не в таком порядке, но просто так можно будет увидеть, как расположены основные достопримечательности Рима друг относительно друга и относительно центрального вокзала.

А дальше будет Палатинский холм, Ватикан, Термы Каракаллы, а в конце я расскажу про то, как доверчивых туристов пытаются разводить жулики, прикидывающиеся полицейскими :)

Следующая часть - Форум, Ватикан и лже-полицейские в Риме

А в качестве дополнения помещу сюда ссылки на свои рассказы о посещении всех семи Новых Чудес Света -