Турист World Traveler (TheWorldTraveler)
World Traveler
был 25 декабря 2023 13:26

Троодос, Ларнака, Пафос — Кипр Июнь 2015

Вступление

Кипр — одно из самых популярных туристических направлений россиян, которое мы длительное время игнорировали. Страна предоставляет отличную возможность совместить пляжный отдых с культурно-познавательным, к тому же расположена близко к западной части России. По этим причинам наш выбор наконец-то пал на сказочный остров в Средиземном море.

Приготовление

Виза

Кипр не входит в Шенгенскую зону, для въезда требуется либо «открытый» Шенген, либо кипрская виза. Есть упрощённый вариант её получения через интернет: отправляете на сайте требуемые документы и через день приходит электронное подтверждение, которое распечатываете и предъявляете в аэропортах Ларнаки или Пафоса. Проезд на территорию южного Кипра с северной стороны, оккупированной турками, запрещён.

Транспорт

Брали билеты «Трансаэро», в наличии на нужные даты были только Москва — Ларнака и Пафос — Москва. Пришлось остановиться на таком варианте, он даже удобнее: можно осмотреть несколько достопримечательностей по дороге.

Для наземного передвижения взяли напрокат автомобиль с получением в аэропорту Ларнаки и сдачей в Пафосе. Аренда на 11 дней вышла в 175 EUR (11500 руб.). На Кипре левостороннее движение, но я быстро адаптировался, сказался опыт Австралии.

Проживание

Бронировали отель самостоятельно, он недавно был построен и предлагал значительные скидки: «Amphora Hotel & Suites». Первая линия от моря, но большой недостаток — отсутствие своего пляжа, да и тот, что был рядом — совсем крошечный. Здесь же отмечу чересчур однообразную еду на завтраки.

Питание

Ели исключительно в Пафосе, могу порекомендовать шикарный ресторан «Ficardo». Он настолько понравился, что ходили в него два раза. Столик лучше бронировать заранее, на двоих с алкоголем счёт около 60 EUR. На втором месте — «The Lodge Steak & Seafood Co.». Кормят порциями на убой, главенствует мясо в разных видах, но действительно вкусных блюд немного. Стоимость примерно такая же. На третьем — «Theo’s Fish Restaurant» на набережной возле Пафосского замка. Удачно расположен, низкие цены около 40 EUR на двоих, однако обслуживание и качество блюд не на высоте.

Ещё посещали «Da Vinci’s Pub» и «Shamrock’s Irish Pub», оказавшихся совсем паршивыми. Если хотите сэкономить, можно перекусить в кафе при супермаркетах. Мы нашли одно из таких в «Papantoniou Supermarket», пообедали вдвоём всего за 9 EUR.

Деньги

Всё оплачивали банковскими картами. Только для сувениров и чаевых потребовались наличные средства. В отеле оставляли ежедневно по 1 EUR за уборку, в ресторанах давали на чай около 10%.

Вещи

Пришлось совмещать пляжные предметы вроде купальников и солнцезащитных кремов с вещами для походов к достопримечательностям: удобными кроссовками, джинсами и прочими. Ещё рекомендую взять переходник для розеток, поскольку элетрические вилки на Кипре немного другие, либо сначала засунуть в центральное верхнее гнездо тонкий стержень, а затем вставлять штепсель.

Поездка

Список посещённых стран и мест

Кипр

Утром мы вылетели бортом «Трансаэро» из Внуково в Ларнаку и через 3,5 часа приземлились на солнечном Кипре. Быстро прошли контроль и получили в компании «Hertz» крошечный праворульный «Suzuki Splash». Предпочитаю брать небольшие автомобили: они дешевле, потребляют меньше бензина, легче найти парковку и проще проехать по узким улочкам. Из минусов — мало места для багажа и не всегда хватает мощности двигателя при обгоне или езде в гору.

Акведук Камарес

Надолго останавливаться в Ларнаке мы не собирались, у нас был забронирован отель в Пафосе, поэтому заехали в пару мест. Первым был акведук Камарес — старинный водопровод XVIII века, снабжавший город водой из высокогорных источников. Высотой 25 метров и длиной более 10 километров, он прослужил до 1930 года и сейчас привлекает множество туристов. Находится на окраине города, благодаря чему нет проблем с парковкой автомобиля.

Церковь Святого Лазаря

Церковь является одним из основных мест паломничества на Кипре и хорошо известна далеко за его пределами. По легенде, Лазарь был сподвижником Иисуса Христа, воскресившим его из мёртвых на четвёртый день после распятия. Из-за последующих преследований он был вынужден покинуть Иудею и обосноваться в Ларнаке, которая в те годы называлась Цитиум или Китион. Над его гробницей была построена церковь Лазаря. За свою историю она не раз переходила из рук в руки от венецианцев к римлянам, затем к мусульманским туркам, православным последователям и, наконец, к католикам.

Античный город Курион

По дороге на запад в сторону Пафоса у меня были несколько отмеченных достопримечательностей. Самая ожидаемая — древний Курион, старинное поселение, основанное в 1200 году до нашей эры. В VII веке понаехавшие арабы разорили город почти дотла, но даже то, что сохранилось, поражает.

Сначала вы попадаете в дом знатного вельможи — жилище Эвстолия V-го века н. э.. От него остались лишь пол с фрагментами мозаики, фундамент, да куски стен местами, но можно представить, какой волшебный вид открывался из окна чиновника. Ещё в здании располагались бани для купания. Они частично сохранились и позволяют оценить совершенство инженерной мысли того времени.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Чуть дальше — городской амфитеатр греко-римской эпохи, сооружённый во II веке до н. э. Здесь проходили театрализованные представления и гладиаторские бои. Всё было разрушено землетрясением 365-го года и восстановлено лишь в 1961 году.

Сейчас амфитеатр продолжает использоваться по назначению. Можно походить по ступенькам, встать на сцене, похлопать в ладоши и убедиться в отличной акустике.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Следуя по указателям, мы находим останки раннехристианской базилики. Изначально она не служила религиозным целям: в Древнем Риме так называли общественное помещение для проведения торговли, собраний, судебных тяжб. Лишь много позже её назначение изменилось, но принципы строительства перекочевали в католические соборы. Рядом с базиликой находятся развалины Римского форума III-го века н. э. Внимание привлекает необычная высокая колонна винтообразной формы.

Пройдя ещё немного, вы увидите банный комплекс с подземными системами подачи воды, напоминающими современные трубы. Немногие знают, как были устроены римские бани. Они, помимо раздевалки, делились на три части. В первой, холодной («фригидарий»), посетители мылись прохладной водой и собирались для общения. Во второй части, тёплой («тепидарий»), происходила адаптация организма к последнему помещению — горячей парной («кальдарий») с высокой температурой и влажностью. Нагрев происходил за счёт раскалённого от печного огня воздуха, циркулировавшего под полом, приподнятом множеством глиняных столбиков («гипокаустов»).

Наконец, на краю Куриона стоит интереснейший Дом гладиаторов III века н. э. с великолепно сохранившейся мозаикой, благодаря которой можно даже узнать имена атлетов тех времён. По соседству — ещё одно жилище, Дом Ахиллеса IV века н. э. Вряд ли он имеет отношение к древнегреческому герою, но хозяин был явно непростым человеком: раскопки показали, что помещения служили для приёма высокопоставленных гостей.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Курион — очень интересное, на мой взгляд, место для посещения туристами, и без сомнений стоит заехать сюда на 1 — 2 часа.

Скала Афродиты Петра-ту-Ромиу

Под вечер недалеко от Пафоса отметились в последнем на этот день месте - у Скалы Афродиты. Побережье считается одним из самых красивых на Кипре. По греческой мифологии, здесь богиня любви Афродита появилась на свет из морской пены, доплыла до берега на раковине и остановилась в Палепафосе, где в её честь был воздвигнут храм.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Именно Афродита придала Кипру славу острова любви. Считается, что залив возвращает женщинам молодость и красоту, а мужчинам — смелость и былую силу. Берег усыпан гладкой разноцветной галькой с кусочками янтаря, а море без конца нагоняет волны, обволакивающие его белоснежной пеной.

Сюда приезжает множество туристов на экскурсионных автобусах, и в течение дня место полно людей. В основном все фотографируются рядом с Камнем Афродиты, и мало кто знает, что настоящий камень располагается дальше, в воде, и по преданию, если обплыть его против часовой стрелки три раза, то останешься навеки молодым и красивым. Решаются немногие, поскольку вода в этом месте холодная даже летом.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Зато пляж неплохой, можно пройти дальше, куда туристы не доходят, и наслаждаться солнцем и морем. Сюда мы ездили в итоге каждый день, поскольку отдых при отеле не шёл ни в какое сравнение. Лишь холодная вода и временами чересчур каменистое дно мешали назвать место идеальным.

Археологический парк Като Пафос

Проведя пару дней на пляже, мы пресытились солнцем и продолжили культурную часть отпуска. Тем более, что ехать было совсем близко. В центре города на набережной находится археологический парк Като Пафос — место притяжения туристов. Нашёл его случайно в 1962 году фермер, вспахивая землю и увидев мозаичное панно, которое археологи датировали II — III веком н. э.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Территория парка большая, отведите на посещение около трёх часов. Рядом с входом стоят три старинные виллы, вернее, то, что от них осталось — напольная мозаика. Лучше всего она сохранилась в жилище Диониса и относится к доримскому периоду IV века до н. э. Ей почти шесть тысяч лет! Мозаика изображает Сциллу — женщину, собаку и рыбу в одном лице. В наше время такие тоже встречаются: женщины с характером собаки и губами рыбы. Есть более «современные» мозаики, например, изображающие времена года в виде жизненного цикла человека: с верхнего левого угла по часовой стрелке — весна, лето, осень и зима.

Следующим идёт жилище Тесея, узнаваемое по сохранившимся колоннам и части стены. Здесь жил римский проконсул, дом был одним из самых больших на острове во время постройки в III веке н. э. и включал в себя более 100 комнат. После землетрясения его восстановили, но набега варваров-арабов в VII веке жилище пережить не смогло.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

В парке осталось много мест, не попавших в отчёт: Замок Саранда Колонес, амфитеатр Агора, пафосский маяк. Лучше во время отпуска на Кипре сходить и увидеть всё самим.

Гробницы королей

От Като Пафос удобно доехать до «Гробницы королей», где столетия назад хоронили местную знать. Пафос некогда был столицей страны. По преданию, изначально город основали в XII веке до н. э., и с III века до н. э. здесь находили покой богатые вельможи и представители городской элиты. На фотографии — одно из наиболее сохранившихся погребений.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Есть даже небольшие домики и захоронения в подвальных стенах. Чтобы исследовать территорию, хватит 1 — 1,5 часов. Возможно, место уступает Като Пафосу, но есть в нём свои «изюминки», ради которых стоит потратить деньги на билет.

Монастырь Киккос

Когда смотреть в зеркало на пунцовое лицо и облезающий нос в очередной раз надоело, мы, заправив полный бак, поехали в гористый район Троодос. Дорога чрезвычайно живописная, сама по себе стоит того, чтобы потратить на неё день. Правда, на крутых подъёмах двигатель малолитражки визжит как ненормальный и с трудом тянет, а расход бензина переваливает за экономные отметки, но мы продолжаем путь.

В регионе расположено бесчисленное множество интересных и необычных мест. Начинаем с той, что считается главной — с монастыря. На склонах Троодоса раскинулась Свято-Киккская обитель конца XI века. Считается, что отшельник Исайя исцелил дочь императора Алексия I Комнина и в награду получил икону Девы Марии, написанную апостолом Лукой. А для её сохранности правитель распорядился построить монастырь в горах.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Икону нельзя увидеть, поскольку она скрыта от глаз драгоценным окладом. По преданию, увидевший её сразу же ослепнет. Атеисты недоумённо пожимают плечами.

Монастырь достаточно интересный, при нём функционирует роскошный музей. Можно посмотреть на кельи монахов, увидеть их быт, убранство комнат.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Недалеко от парковки множество магазинчиков и лавочек предлагают туристам разнообразные сувениры, в основном связанные с натуральными местными продуктами питания, винами, мёдом.

Гора Олимбос

Наверное, на гору Олимбос стоит заскочить, если вам по дороге. Здесь нет исторических и культурных объектов, красивых зданий, лишь симпатичные горные пейзажи и необычная атмосфера. Пик находится на высоте 1951 м. и является самой высокой точкой Кипра. Но её оккупировала английская военная база с радарной установкой, поэтому туристам ограничен не только доступ, но даже возможность её фотографировать.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Зато чуть ниже — пожалуйста, не только можно, но и нужно: тут построен единственный горнолыжный подъёмник в стране, и зимой есть возможность поноситься молнией по склонам длиной от 150 до 500 метров, а летом приятно прогуляться по дорожкам и тропинкам среди сосен, вдыхая аромат леса и собирая шишки.

Водопад Милломерис

С самой высокой точки Кипра мы начинаем спускаться вниз и возвращаться на побережье Пафоса. Есть ещё одно место, куда обязательно нужно заскочить — посмотреть самый большой и красивый водопад страны. Правда, придётся припарковаться чуть вдалеке и немного пройти пешком, спуститься по лестнице, но жалеть не придётся. Конечно, это не Ниагарский водопад и не каскады Исландии, но для жаркого, солнечного Кипра очень красиво. Вода ледяная, течёт из «холодной реки» Криос Потамос, но некоторые туристы, в основном с триколором на футболке, не боятся купаться под спадающей 15-метровой струёй.

Пафосский замок

Наш отпуск подходил к концу, хотелось посмотреть ещё немного достопримечательностей, чтобы со спокойным сердцем возвращаться домой, не беспокоясь, что упустили что-то важное. После пляжного дня вечером мы вернулись на набережную Пафоса в ожидании заката.

Для начала погуляли по дорожкам вдоль моря, устроили небольшую фотосессию в лучах предпоследнего киприотского солнца.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Заметили необычные лавочки, отгороженные деревянным навесом, создающим спасительную тень. Попробовали фотографию на контрасте. По-моему, получилось неплохо, даже удалось аватарку сделать.

С заходом солнца вернулись к началу пешеходной дорожки, чтобы запечатлеть Пафосский замок. По-моему, вечером он особенно живописный.

Святилище Афродиты

Заключительный день оказался связан с той же мифической персоной, с которой начинался отпуск — с богиней любви. Мы посетили один из старейших храмов Кипра — Святилище Афродиты возле деревни Куклия. В давние времена здесь находился город Пафос, «Старый Пафос» или «Палео Пафос», а его главным центром притяжения являлся храм.

К сожалению, святилище практически не сохранилось, но поблизости открыт музей древности, обосновавшийся в восстановленном замке Лузиньян. В нём хранится множество реликвий, найденных археологами: культовые фигурки, датируемые III веком до н. э., чёрный конический камень высотой 1,2 метра, которому поклонялись местные жители, предметы домашнего обихода, утвари, даже ванна для купаний. Раскопки продолжаются до сих пор, и коллекция музея регулярно пополняется.

Кипр, 2015: объединяя пляжный и культурный отдых

Конечно, всё здесь гораздо скромнее и меньше, чем в Курионе или Като Пафосе, но легенды и мифы, связанные со святилищем, обязывают туриста заглянуть сюда хотя бы на час по дороге домой.

Спустя некоторое время мы благополучно вернули автомобиль прокатной конторе, взлетели из аэропорта Пафоса и взяли курс домой. Многое удалось успеть за одиннадцать дней: и как следует прогреться на средиземноморском солнце, и посетить старинные, античные места. Остров нам определённо понравился.

Заключение

Кипр отлично справляется и с ролью пляжной обители, и как сокровищница культурного наследия человечества. Здесь удаётся сочетать морской отдых с познавательными экскурсиями и поездками. Если вас не пугает вождение по левой стороне дороги, то низкие цены на прокат автомобилей стимулируют сесть за руль и составить маршрут передвижения от одной достопримечательности, к другой, третьей, четвёртой — здесь их много, и не хочется ничего упустить.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия