Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — сейчас на сайте
Филиппины покорены! Куда дальше?

Алматы — Казахстан Ноябрь 2016

В Казахстане чтят память героев-панфиловцев

Есть мнение, что самое интересное в Алматы находится за пределами города. Отчасти это справедливое утверждение. Урочище Медео, Большое Алматинское озеро, Чарынский каньон…. На их фоне чисто городские достопримечательности Алматы несколько блекнут. Но все же. Составлю свой маршрут знакомства с южной столицей Казахстана. Мой вариант не будет оригинален, мы смотрели то, что смотрят большинство гостей города. Но в этом и его плюс, возможно и будущим гостям Алматы стоит это увидеть.

Начало будет патриотическим. В Алматы мы снимали квартиру на углу улиц Фурманова и Толе би, недалеко от Парка 28-ми героев-панфиловцев. Пусть именно это место и будет отправной точкой моего маршрута по Алматы.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Все мы с детства помним бойцов-панфиловцев, которые в ноябре 1941 года малыми силами удерживали натиск немцев на подходах к Москве. В последнее время стали появляться иные мнения по поводу тех событий у разъезда Дубосеково, ставящих под сомнение их значимость в обороне Москвы. Но большинство людей на территории постсоветского пространства, и, конечно, я в их числе, отдают дань памяти героям — панфиловцам. Вот и фильм, который так и называется «28 панфиловцев» режиссера Андрей Шальопа недавно вышел в широкий прокат и в России и в Казахстане.

Кстати, в Казахстане к личности генерала Ивана Панфилова особое отношение. Дело в том, именно в Алматы в 1941 году была сформирована 316 стрелковая дивизия под его командованием. Поэтому в память о Панфилове в каждом крупном городе Казахстана устанавливают бюсты, называют школы и улицы. А в Алматы в их честь назван этот парк и не только. Главной достопримечательностью парка стал гранитный монумент, установленный к 30-летней годовщине Великой Победы, на котором запечатлены образы гвардейцев-панфиловцев.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Какие казахские народные инструменты знаете вы?

Продолжение маршрута будет неожиданно музыкальным. Я не большой любитель народной музыки, соответственно и знаток такой же. Но вторым пунктом прогулки по Алматы поставлю музей казахских народных музыкальных инструментов. Просто он расположен рядом с памятником панфиловцам, там же в парке. В здании дореволюционной постройки, с характерными чертами древнерусского зодчества расположилась его экспозиция.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Здание старое, а музейные технологии современные: аудио-гиды, мультимедийная система, выводимая на стекло голограмма мужчины в национальном казахском костюме, вещающего на трех языках. Там даже сенсорная панель для дирижирования оркестром есть.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Коллекция музея не маленькая, сказали примерно 1200 экспонатов: и старинных, возрастом более 300 лет, и выполненных недавно, казахских и других народов. Для общего развития нормально, стоит зайти. Так что, если меня теперь кто внезапно спросит: какой казахский музыкальный инструмент ты знаешь? Я ему, не задумываюсь, отвечу — кобыз. Ведь я теперь даже знаю, как звучит этот смычковый инструмент с двумя струнами из конских волос.

Свято-Вознесенский Кафедральный собор — удивительный и невероятно красивый

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Дальше отдадим должное Православной вере. Для этого нам опять не нужно покидать территорию Парка 28-ми героев — панфиловцев. Прямо в его центре расположен Свято-Вознесенский Кафедральный собор Русской православной церкви. Он величественный, разноцветный и невероятно красивый.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

А еще здание собора уникальное инженерное сооружение. Строительство собора началось в 1904 году и до этого в этой сейсмически опасной местности не возводились зданий подобной высоты. Инженер А. Зенков при возведении собора использовал немало прогрессивных для того времени технических решений: фундамент из армированного бетона; стены из брусьев, стянутые деревянными брусчатыми зажимами и болтами; пронизанные насквозь связями из металла, остовы колокольни и купольных барабанов. Все это было сделано не зря. Стройка была завершена в 1907 году, а в 1911 году произошло очень сильное землетрясение. Немного просела угловая часть колокольни, наклонился крест, из окон посыпалось остекление, но в целом собор устоял и стоит до сих пор.

Свято-Вознесенский собор пережил не только землетрясение, но и большую напасть. В советское время, побыв, радиостанцией, музеем, выставочным залом, концертной площадкой, в итоге, в 1995 году, был возвращен местной епархии.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Вот такая история! Смотреть обязательно!

Пройдемся в Алматы по Арбату

Нет, улица, конечно, имеет другое название — проспект Жибек Жолы. Просто, часть этого проспекта, пешеходная, с уличными музыкантами и художниками, выставляющими на продажу свое творчество. Старт в его сторону, мы взяли от Зеленого базара. Тоже говорят, местная достопримечательность, хотя бы потому, что его здание было построено неким французским архитектором из самого Парижа, аж в 1875 году (правда, при советской власти перестроенное). Но по причине понедельника, Зеленый базар был закрыт и остался без нашего посещения. А вы зайдите, посмотрите, проникнитесь колоритом азиатского рынка.

Мы же едем дальше, мимо Дома ткани «Кызылтан».

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Здание этого магазина дореволюционной постройки, именно по этой причине мной и упомянуто. После пересечения с улицей Панфилова и вплоть до торгового центра «Зангар» расположился тот самый пресловутый «Арбат».

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Опять же по причине понедельника, там было не многолюдно, атмосферу этого места прочувствовать не удалось. Но вы зайдите, потом расскажите, как он вам показался.

В Алматы есть метро

Да, есть. Тоже своего рода достопримечательность. Метро Алматы молодое и уютное.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

А еще оно ленивое: эскалаторы двигаются неспешно, заметно медленнее, чем в московском метро, новенькие чистенькие поезда южнокорейского производства курсируют с большим интервалом, не менее 10 минут. Пассажиров мало. От бешенных людских потоков московского метро становится реально не по себе. А здесь тишь и благодать. Малый пассажиропоток объясняется тем, что построенные станции метро не доходят спальных районов. В перспективе сеть алматинского метрополитена будет более разветвленная, а пока там только одна действующая линия, на которой открыто всего 7 станций. Езды по полному маршруту от станции «Алатау» до станции «Райымбек батыра» — 16 минут.

Везде чистота и порядок. Это вам не парижское метро со спящими по углам бомжами и неистребимым запахом мочи. Станции богато оформлены в соответствии с тематикой своего названия. Выделю одну из них — станцию «Байконур».

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Мне она запомнилась больше всего. Тема космодрома предопределила оформление этой станции в стиле хайтек: стен облицованы металлическими панелями голубого и светло-серого цветов, установлены дисплеи, на которых крутятся ролики различных запусков с космодрома.

Другие станции тоже достойны внимания. Рекомендую метро Алматы для посещения как местную достопримечательность!

Алматы официальный

На метро можно доехать в центр города. Наверное, в каждом городе есть центральная площадь. Есть она и в бывшей столице Казахстана, называется Площадь Республики. Не из-за любви к официозу, а чтобы просто отметиться, мы там и появились.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Перед площадью увидели солидное здание Акимата (мэрии) Алматы, а с другой стороны Монумент Независимости.

Монумент представляет собой высокую стелу с «золотым человеком» наверху. Это символ мудрого правителя, выраженного в виде образа царя саков, найденного в археологическом кургане Иссык неподалеку от Алматы. Царь был найден в парадной одежде и золотых украшениях, в таком виде и установлен на стеле.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Смысловая нагрузка памятника, очевидно, подразумевает мудрость всех правителей этой земли, в том числе и нынешнего президента страны. Кстати, где-то у подножия стелы, кроме других символов находится отпечаток ладони президента Н. Назарбаева. А еще на Площади Республики есть подземный торговый центр «Алмалы».

Его мы заметили сразу, еще на верху, по трем стеклянным куполам — это крыша и окно в подземный город. Шопинг это то, что в поездках интересует меня меньше всего. В подземелье нас заманил горячий кофе, бесплатный туалет и знаменитый на весь мир казахстанский режиссер Тимур Бекмамбетов.

В торговом центре есть кинотеатр, названный в его честь, а возможно и ему принадлежащий — «Бекмамбетов синема». Кинотеатр, конечно, современный, мультиплекс из 6 кинозалов. Хотя это уже никакая не диковинка, такие есть повсеместно. Изначально мы туда зашли просто отдохнуть, посидеть в тепле. Купили билет на первый попавшийся фильм под названием «Районы». Фильм, снятый в Алматы казахским режиссером Сатаевым, понравился невероятно. События фильма происходят в Алма-Ате в середине 80-х годов, главные герои старшеклассники, ребята моего поколения. Удивительная ностальгия по детству (режиссера и моя), по тем уже далеким временам. Фильм просто супер!

Ну что, вот такой мой маршрут прогулки по городу. Всё что успели и всё куда захотели.

Чарынский каньон — младший брат американского Гранд-Каньона

Но все-таки, утверждение, что самое интересное в Алматы находится за пределами города оправдано. Как известно, всё познаётся в сравнении.

Для этого предлагаю опять поехать за город. Медео, Чимбулак, БАО, Кок-Тюбе — это мы уже видели. Сейчас подальше. Путь не близкий, от Алматы примерно 200 километров, часа четыре в одну сторону. Направление движения на восток, к границе с Китаем. Там находится Чарынский каньон, его местные называют младшим братом Гранд-Каньона, того, что на северо-западе штата Аризона.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Протяженность Чарынского каньона больше 150 километров, но массовый турист едет на самый интересный его участок, длиной 2 километра и шириной -20-80 метров. Этот участок каньона называют Долиной Замков.

Планируя поездку туда, имейте в виду, что эта территория национальный парк, охраняемый объект. Въезд через шлагбаум, за плату. Сначала мы спустились на нижний уровень и прошли по дну каньона к руслу реки Чарын. Моих геологических знаний недостаточно, но понимаю что окружающие меня скалы (высота доходит до 200 метров) — осадочные породы, накопленные в когда-то (очень давно) существовавшем здесь крупном водоеме.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

По дороге по дну каньона встречаются каменные образования причудливой формы.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Каждому видится, что-то свое. Истина не известна, ибо автор всех этих работ демократично оставляет толкование своего творчества на усмотрение зрителей.

Конечная точка маршрута — территория «Эко Парка».

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Там стоят соломенные бунгало (можно остановиться на ночь) и шумит река. Река Чарын холодная и стремительная, исключительно для любования.

Обратный путь по верху. Марсианские пейзажи.

Казахстан. Что смотреть в Алматы: моя версия

Комментировать не буду, это просто надо видеть. Этими чудными видами я прекращаю делиться воспоминаниями о своей, «на скорую руку» организованной поездке по Северной Киргизии и Южному Казахстану. Мне там понравилось и я рад, что я там побывал