Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:38
Филиппины покорены! Куда дальше?

Узбекистан, Таджикистан Июнь 2022

Всё как я люблю

Эти два дружественных друг другу государства Центральной Азии действительно представляются мне неким цивилизационным дуэтом, и не только потому, что их объединяет общая территория исторического проживания, схожесть менталитета, уклада жизни и религиозных предпочтений. Главное объединяющее начало народов Таджикистана и Узбекистана, это грандиозное общее культурно-историческое наследие, как результат взаимодействия двух изначально разных культур.

Вот так, чересчур пафосно, я начинаю небольшую серию материалов о поездке в Таджикистан и Узбекистан, что продолжалась ровно две недели, по одной неделе на каждую страну. Ну что, имею право, ибо получил эмоций гораздо больше ожидаемых, впечатлён и даже, не побоюсь этого слова, очарован.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Я давно посматривал в сторону этих стран, но именно сейчас «звёзды сошлись» как нельзя лучше.

Во-первых, появились доступные по цене билеты, причём с вылетом/прилётом не только из Москвы. Я вот живу на юге нашей страны, и попасть в Москву, известный логистический хаб, сейчас весьма проблематично. Аэропорты Краснодара и Ростова-на-Дону уже несколько месяцев закрыты, можно, конечно, на поезде, но это чересчур хлопотно и долго.

Однако, нормально функционирует международный аэропорт в городе Минеральные Воды, откуда был обнаружен приятный по цене билет в Душанбе.

До недавнего времени перелёты в государства Центральной Азии монополизировали местные авиакомпании, которые в условиях отсутствия конкуренции выжимали из гастарбайтеров, главных своих клиентов, последние соки. Сейчас допустили к направлению российские авиакомпании, что сразу же благоприятно сказалось на цене на билет. Вот и из Ташкента перелёт в международный аэропорт города Сочи стоил всего 10 000 рублей и это с багажом.

Так и обрисовались пространственные и временные рамки новой поездки: туда в Душанбе, обратно из Ташкента и между этими городами на всё про всё ровно две недели.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Вторым немаловажным моментом выбора этих стран стало отсутствие валютных ограничений.

Курс рубля в настоящее время к доллару США и евро просто шикарный, но вот купить наличную валюту в стране можно, но не без проблем.

В странах Центральной Азии использовать валютных посредников совершенно без надобности. Рубли принимают к обмену с дорогой душой, а курс обмена для россиян настолько сказочный, что местные товары и услуги стали для нас дешевле за последние месяца два примерно на четверть. Этакая распродажа со скидкой 25%, а то и все 30%, сеанс неслыханной щедрости.

Предрекаю, увеличение числа трудовых мигрантов в Россию из среднеазиатских стран, что лично я приветствую, ибо это взаимовыгодный процесс для каждой из сторон.

Кстати, наличные рубли везти с собой необязательно, местные деньги можно легко снять с российской карточки «Мир» или расплатиться ею. Чтобы закрыть тему банковских карт, скажу, что таджикские и узбекские банки без проблем открывают россиянам Visa и Master Card. Мои сотоварищи открыли такие карты за один день в Самарканде, а я не стал, посчитав, что мне это не надо.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Опять же виз нет, ковидных ограничений уже нет, одни сплошные плюшки. Ну, и как в таких условиях не ехать?

Формат поездки был выбран таким, какой я люблю и считаю для себя оптимальным. Самостоятельно, на свой страх и риск, по ходу дела решая все возникающие вопросы и проблемы. Такой опыт познания мира, когда максимально погружаешься в местную жизнь, невероятно мне нравится.

Только в Самарканде мы оскоромились, наняв зачем-то местного гида, да ещё и с машиной. В результате Самарканд мы посмотрели с комфортом, но место не прочувствовали, не то, что Бухару. Двухдневное блуждание по Бухаре подарило немало ярких открытий и интересных встреч.

Самостоятельно путешествовать я готов и один, но веселее, конечно, будет с семьёй или с друзьями. В этой поездке нас было четверо. Компания собралась быстро, за один вечер. Все опытные проверенные «в боях» бродяги, всего, со мной, четыре человека. Трое мужчин, я из них самый старший, и хрупкая девушка Ира, бесстрашия которой хватит на дюжину крепких мужиков.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

С каждым из членов нашей небольшой команды я имел опыт совместных поездок, в том числе по таким милым странам Западной Африки, как Либерия и Гвинея Конакри, так что проблем психологической совместимости не возникало.

Теперь осталось поделится маршрутом поездки, который, очевидно, не был оптимальным, но в качестве одного из вариантов может быть принят вполне.

Таджикская часть маршрута

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

В аэропорт Душанбе мы прибыли разными рейсами, но практически одновременно: ребята из Москвы, где они и живут, а я из Минеральных Вод. Уже через полчаса, с бокалами купленного в duty free вина, мы сидели на открытой веранде огромных шикарных апартаментов, расположенных на десятом этаже здания в самом центре столицы Таджикистана.

Вид на Душанбе с высоты нашей открытой веранды

Прелестная комфортная квартира весьма органично вписывалась в роскошь окружающего города.

Да, именно так. Душанбе предстал перед нами во всём своем великолепии, чей образ ни в коей мере не соответствовал стереотипным представлениям о Таджикистане, как о бедной и экономически слаборазвитой стране.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

С этим вопросом мне хотелось бы разобраться, в том смысле, откуда деньги.

Неужели, продажа золота, алюминия, электроэнергии -главные экспортные товары страны, переводы от трудовых мигрантов из-за рубежа, генерирует финансовые потоки, позволяющие так великолепно обустроить столицу страны и весьма неплохо другие города Таджикистана, которые нам удалось увидеть.

То есть, когда ты попадаешь в Гвинею Конакри, беднейшую страну мира, и видишь вокруг дрянь и гадость, то это как-бы понятно. Но вот приезжая в Таджикистан, в страну макроэкономические показатели которой не блещут оптимизмом, а значительная часть активного населения находит достойную работу только за границей, а видишь столицу, обликом своим напоминающую богатые города Залива, то возникает тот самый когнитивный диссонанс или, как минимум, удивление.

Но, впрочем, помусолю эту тему позже, ибо этот рассказ обзорный.

Все основные достопримечательности Душанбе сконцентрированы в пределах относительно компактного центра города. Поэтому мы отвели на столицу только два дня, параллельно посетив за это время ещё посёлок Гиссар и город Нурек.

Посёлок городского типа Гиссар, находящейся от Душанбе в 25 км, интересен своей древностью. Там расположена знаменитая Гиссарская крепость, построенная, вроде как, 2500 лет назад, когда поблизости проходил один из маршрутов Великого шелкового пути.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

От той древней постройки практически ничего не осталось, то, что мы видим, конечно, новодел. Но визит туда, всё же неплохой повод поговорить о великой истории региона. К тому же, рядом с крепостью есть старое здание медресе, ныне небольшой музей.

Так и новая тема на будущее нарисовалась, важно же понимать, как жили предки нынешних таджиков, и, вообще, кто они были.

На следующий день мы отправились в Нурек, небольшой городок в 100 км от столицы Таджикистана. Исторических достопримечательностей в Нуреке нет, но зато есть Нурекская ГЭС, чудо инженерной мысли.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Это техническое сооружение является основой экономики не только Таджикистана, но и всего центрально-азиатского региона. А после запуска проекта CASA-1000, электроэнергия из Таджикистана будет поступать уже в Афганистан и Пакистан, что предполагает более серьёзные перспективы.

Построенная в советскую эпоху, плотина Нурекской ГЭС долгие годы была самой высокой в мире, высотой в 300 метров. И только в 2014 китайцы, соорудив плотину ГЭС Цзиньпин-1, покрыли рекорд, но только лишь на 5 метров.

Ну что, достойный повод был поехать в Нурек? Вот и я думаю, что увидеть всё это было очень круто.

Опять же интересно было посмотреть, как живёт провинциальный город, из которого в 90-е годы уехало большая часть русскоязычного населения, из числа специалистов, работавших на станции и членов их семей.

Сразу скажу, Нурек не Душанбе, в том смысле, что роскоши не заметил, а видел барачного типа дома и не самую современную школу.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Однако, и тут никакого депрессняка, скромненько, но и не уныло.

Вот так прошли наши два дня и три ночи в Душанбе и окрестностях, настало время двигаться дальше.

Тут надо понимать, среди возможных маршрутов по Таджикистану, есть выбор, как минимум, двух основных вариантов. Во-первых, можно рвануть на Памир, как никак, «крыша мира». Но это отдельное, думаю, сложное путешествие, требующее особой подготовки и специальных разрешений.

Нам же предстоял второй вариант, двигаться в сторону Узбекистана, а именно Самарканда, и путь наш лежал через Фанские горы.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Да-да, через те самые Фанские горы, где Визбор оставил своё сердце, о чём он неоднократно всем нам напоминал.

Мы намеревались дня два или три провести рядом с озером Искандеркуль, куда и отправились с утра пораньше на обычном такси, выбрав в качестве last destination горный кишлак Сарытаг.

Ехали наугад, не зная где будем спать и что будем там делать. В результате получили великолепные дни, кои начались в Сарытаге, плавно продолжились в Педжакенте и завершились со слезами на глазах уже на таджикско-узбекской границе. Сразу скажу, что слёзы наворачивались от счастья и умиления, и немного от грусти, уж больно всё было хорошо.

В Сарытаге мы остановились в доме, отмеченном на maps.me как guest house. На самом деле это был обычный частный дом владельцы которого — пожилая чета, сдавали комнаты, с пансионом и без, заезжим скитальцам.

Славный Сарытаг
На первом плане наш дом в Сарытаге

Обязательно напишу про Сарытаг отдельный рассказ, в котором покажу суровую красоту этих мест, расскажу, как бродили по горным тропам и вокруг озера, когда я за один день отмахал целых 25 км по пересечённой местности.

Но больше расскажу про людей. Про группу местных 30-летних ребят бывших одноклассников, настоящих друзей, которые увидев нас, затащили в свою компанию, угощали, поили, кормили, как самых близких и дорогих им людей.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Про европейских девушек -туристок, одна из Польши, другая из Норвегии, бродивших по Сарытагу. Сначала, узнав, что мы из России, девушки заметно встревожились. Однако, не застав нас за поеданием младенцев, воровством унитазов и изнасилованием местных старух, а напротив, узрев наш милый и нежный образ, словно у ангелочков на небесах, тоже ставших улыбаться в ответ и говорить что-то хорошее.

Но больше всего хочется рассказать про Мехметкуля-ака, нашего пожилого уважаемого хозяина дома. Подробности будут потом, но для обзорного рассказа скажу, что Мехметкуль-ака организовал нашу дальнейшую программу пребывания в Таджикистане.

Узнав, что из Сарытага мы планируем двигаться в сторону границы с Узбекистаном, чтобы пересечь её недалеко от Самарканда (КПП «Джартепа») по дороге заехав в Пенджикент, Мехметкуль-ака предложил нам просто грандиозный план. Сказал, что в Пенджикенте у него тоже есть дом, большой и с садом, что в этом доме можно переночевать, не спеша ознакомиться с городом, к слову сказать, историческим.

Центр города Пенджикент

Также он сообщил, что имеет в собственности японский внедорожник, на котором сможет доставить нас в Пенджикент, а это часа четыре пути, а уже на следующий день и до самой узбекской границы, а это ещё километров 20.

Ну вот скажите, разве организованный тур сможет обеспечить столько ярких встреч по дороге, а самое главное такие неожиданные повороты туристической судьбы?

Мы знали только направление нашего маршрута, а детали отдали на волю случая и случай нам благоволил. Впрочем, как всегда.

Я уже не говорю про экономию средств. Знаете, сколько я потратил за неделю бурных перемещений по Таджикистану при условии, что мы комфортно жили, вкусно ели, часто в ресторанах, ездили исключительно на такси, посещали платные объекты, иногда нанимая на месте гидов, чтобы те что-то умное рассказали? Отвечаю: примерное 13 000 рублей. Можно ли найти недельный тур по этой стране за такие деньги?

Очень сильно сомневаюсь. Что касается Мехметкуля-ака, то он выполнил все свои обещания, и даже больше. Очень душевный оказался дедушка и прощались мы с ним с грустью в глазах. Эх, до чего же классная страна Таджикистан и какие приятные люди там живут.

Узбекская часть маршрута

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Дам я вам сначала один хороший совет: перед тем как поехать в Узбекистан и особенно перед визитом в Самарканд узнайте побольше о личности Амира Тимура более известного под кличкой Тамерлан.

Это, как минимум интересно, ибо более противоречивого исторического персонажа трудно себе представить.

К тому же основная программа пребывания в Самарканде будет тем или иным образом связана с его легендарным именем или с именами представителей династии Тимуридов, которую он основал.

Вот и мы в первый наш вечер в Самарканде, уютно разместившись на топчане во внутреннем дворике отеля, расположенного в самом центре города, устроили коллективный просмотр хорошего, посвящённого Тамерлану non-fiction фильма. Посмотрели, обсудили и приняли решение на следующий день махнуть … в Шахрисабз.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Так этот древнейший город стал стартом нашей культурной программы пребывания в Узбекистане.

Начать с Шахрисабза, кстати, было очень логично, ибо это малая родина Тамерлана, место, где он когда-то родился, а уже позже, став во главе империи, построил там дворец и много чего ещё.

Визит в этот город очень удобно оформить радиальной вылазкой из Самарканда. Между городами примерно 90 км, с утра туда, после обеда обратно. На осмотр компактного исторического города отводите часа три. Так поступили и мы, совершив вояж на обычном городском такси.

А вот второй день уже посвятили Самарканду. Знакомились с городом с купеческим размахом: наняли корейский микроавтобус с водителем, умную местную тётю гида, которые и провели для нас стандартную экскурсию по многократно обкатанному маршруту, включая обед в центре плова.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Всё было хорошо, дядя водитель открывал перед нашим появлением дверь, умная тётя рассказывала всё что знала и даже того, чего не знала. Но знаете, свободная душа требовала полёта. Это был удобный формат знакомства с городом, но слишком попсовый, никакого эксклюзива.

Поэтому уже под вечер, мы вновь отправились в путь, но уже на своих двоих. Гуляли по так называемому русскому Самарканду, а другими словами по современному городу.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

В общем впечатлений получили много и разных, есть чем поделится.

После Самарканда наша боевая группа распалась на две равновеликие части, у двоих ребят был вылет из Бишкека, и они отправились на поезде в сторону столицы Киргизии, а вторая составляющая, включая меня, уехала на «Афросиабе» в Бухару.

Вот так получилось, бывает. Перед тем как расстаться, поклялись кровью, что совершим совместно новое путешествие, далёкое и страшное, и не далее, как ближайшей осенью.

Бухара нас встретила сухим пронзительным зноем.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Сам то город обширный оазис, расположенный в дельте Зеравшан, но вокруг знаменитые среднеазиатские пустыни, одну из которых мы видели из окна скоростного поезда.

Подстраиваясь под жаркий климат, мы выходили на охоту за древностями Бухары рано утром, заказывая завтрак на 7 утра, а сразу после обеда возвращались в номер, чтобы, отдохнув в прохладе часа три, вновь отправиться в город уже до ночи.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

На этот раз обошли Бухару пешком, что нельзя принимать за подвиг, ибо исторический центр города весьма компактен.

Гида тоже не привлекали, если не считать добровольных помогаек, которые иногда подходили на том или ином объекте, что-то рассказывали в надежде получить небольшое вознаграждение.

Наши блуждания по городу не были чересчур хаотичны, мы примерно знали куда идти и что смотреть, имея в голове некий план, который, впрочем, не принимали за догму.

Иногда открыв незнакомую дверь, нарывались, в хорошем смысле этого слова, на яркие встречи. Приятно провели время в помещении бухарского фотоклуба, где его руководитель познакомил нас со своими работами и работами своих коллег.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Но больше всего впечатлила встреча с бухарским раввином Абрамом Борисовичем Исхаковым.

Просто шли, увидели синагогу, заглянули … что увидели, расскажу как-нибудь в следующий раз.

Сейчас в голове о Бухаре некая сумятица, уж слишком много там всего. Значит есть повод со всеми этими древностями хорошо разобраться.

По окончанию программы в Бухаре произошёл очередной период полураспада. Мой сотоварищ улетел из Бухары в Москву, а я в гордом одиночестве отправился в Ташкент.

В Ташкенте у меня было три полноценных дня, о коих я ни минуты не жалею. Многие принимают столицу Узбекистана исключительно за точку подскока к иным туристическим городам этой страны. Как бы не так, это самодостаточный интересный город, в котором есть место, и современности, и старине.

Таджикистан и Узбекистан: центрально-азиатский дуэт

Я перемещался по Ташкенту на метро, на городских автобусах, за три дня прошел пешком в общей сложности 48 км. Я немного узнал этот город, полюбил и частичку его привёз к себе домой. Вот такое случилось у нас путешествие, лёгкое, но при этом очень насыщенное. Думаю, что мне изрядно повезло. Впрочем, как всегда