Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 9:21
Филиппины покорены! Куда дальше?

Шахрисабз — Узбекистан Июнь 2022

Об одной великолепной идее, пришедшей в голову во время возлежания на топчане

Самарканд. Июньский полдень. Увитый виноградом внутренний дворик небольшого гостевого дома, расположенного в историческом центре города. По периметру дворика расставлены топчаны, на одном из которых, вокруг маленького столика «джоза» сервированном чайником и пиалами, по-восточному развалились мы, вчетвером, все как один уставившись в свои смартфоны.

Последние три дня мы провели в посёлке Сарытаг, что в Фанских горах соседнего Таджикистана, в полном отрыве от благ цивилизации. Доступа в интернет в Сарытаге не было в принципе, а здесь он летает. Вот мы и дорвались.

Кстати, удобная штука этот топчан, до коего додуматься могли только на Востоке.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Лежишь себе, обложившись подушками, скрываясь от полуденного зноя под сенью винограда, попиваешь чаёк. Топчан — он же кровать, он же уставленный яствами достархан. Блаженство и нега.

Думаю теперь, соорудить что-то подобное топчану и у себя дома, ибо есть и у нас уютный внутренний дворик, есть и мастер по дереву, который по образцу может сделать всё что угодно. А что, надо привыкать жить красиво, буду возлежать как среднеазиатский бай. Да вот только надо решить сначала, кто будет подавать чай с лепёшками.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Оторвавшись от своих гаджетов, начинаем обсуждать программу пребывания в Узбекистане.

Скоро начнётся заранее запланированный период полураспада: через три дня двое из нас, но не я, уедут в Киргизию, прочие двое отправятся в Бухару, из которой один из нас, но опять же не я, улетит в Москву, а другой, а вот тут уже я, на поезде отбудет в Ташкент, где проведёт три великолепных дня. Но пока нас четверо и три дня на Самарканд.

В ходе обсуждения решаем, что на следующий день было бы неплохо выехать из Самарканда одним днём, посмотреть что-нибудь интересное за его пределами. Ну что, Яндекс нам в помощь, выход в интернет то теперь есть.

Вот так, сонно и лениво, как, собственно говоря, и заведено в Средней Азии, мы решаем поехать в Шахрисабз, город о котором, ещё совсем недавно мы ничего не знали.

Как оказалось, эта идея была великолепна и очень логично вписывалась в программу пребывания в Самарканде, как, впрочем, и в соседнем Таджикистане. Всё дело в одном историческом персонаже, который своими деяниями, одновременно ужасными и прекрасными, оставил в этом регионе великие следы. Вот по этим следам мы и решили следовать.

О ком идёт речь? Сейчас поясню, более того, буду вспоминать этого исторического деятеля, а также его потомков и в этом материале из Шахрисабза, и в следующем из Самарканда, ибо без него тут никуда.

Там, где родился Тамерлан

Дам вам один хороший совет. Перед тем как отправиться в Самарканд постарайтесь как можно больше узнать о завоевателе и правителе Тамерлане, о его времени и о его делах.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Мне перед поездкой в Узбекистан никто такого ценного совета не давал, поэтому я стал ликвидировать информационные пробелы прямо на месте и в экстренном порядке. Когда ребята ушли в местный банк открывать прекратившие деятельность в России банковские карты, я, посчитавший, что мне этого не надо, остался бездельничать на топчане. Хотя, почему бездельничать, я читал и смотрел non-fiction фильмы о Тамерлане.

Первое откровение, явившееся мне в результате этого времяпрепровождения, было связано с местом рождения Тамерлана. Я узнал, что он появился на свет в оазисе Кеш, ныне известном как узбекский город Шахрисабз (переводится как «Зелёный город), расположенном примерно в 70 км от Самарканда.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Тогда получается, что очень логично перед знакомством с Самаркандом, городом, в котором Тамерлан похоронен, побывать в местах, где был он рождён. Ибо принято двигаться от начала к концу, а не наоборот.

Конечно, я понимал, что с 9 апреля 1336 года, а именно это и есть дата рождения Тамерлана, селение, окружённое пустыней, и представленное в виде нескольких десятков глинобитных домиков и войлочных юрт, несколько изменилось.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Но сохранилось многое другое, связанное с Тамерланом, но об этом чуть позже.

Сначала будет легенда, коих имя Тамерлана породило немало. Так вот, в тот день, когда родился Тамерлан на землю, пролился пепельный дождь. Мальчик родился с абсолютно белыми волосами, а в зажатом кулачке его была запёкшаяся кровь. Увидев все эти знаки, в семье решили, что мальчику быть великим воином и дали ему имя Тимур, что на монгольском вроде как означает «железо».

Я, признаюсь, не знаю, как может выглядеть пепельный дождь и не понимаю почему белые волосы младенца указали его чернявым монгольским родственникам на военную судьбу новорождённого, но пусть будет так. Тем более, что предсказание в итоге сбылось.

Ну что, едем в Шахрисабз? Как мы туда добирались? Очень легко. Сговорились заранее с первым встречным таксистом, он нас отвёз туда, подождал и вернул домой в Самарканд. По деньгам получилось нормально, ведь расходы делили на четверых.

Дорога на Шахрисабз

Неожиданно оказалось, что дорога из Самарканда в Шахрисабз достаточно живописна.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Самарканд расположен на равнине, но в ближайшем окружении гор, которые появляются на горизонте сразу при выезде из города.

Нам предстояло преодолеть перевал Тахта-Карача, но, впрочем, совсем не страшный, ибо там высота над уровнем моря всего 1675 метров и через него давно проложена неплохая автомобильная трасса.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Где-то наверху сделали остановку в так называемой долине Демонов, названной так, очевидно, благодаря причудливой формы огромным камням, которые своими очертаниями кого-то или что-то, в зависимости от фантазии смотрящего, напоминают.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Как оказалось, это место не раз становилось съемочной площадкой нескольких фильмов.

Совершенно точно, что там снимали «Чингачгук — большой змей» с Гойко Митичем в главной роли, и, вроде бы, отдельные кадры фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Но на данном этапе меня более всего волнует личность Тамерлана, поэтому, пользуясь длительным переездом, поведаю, как это часто делают гиды, что ещё разузнал про этого исторического персонажа.

Важно знать, что всемогущий правитель Тамерлан не входил в семью потомков Чингисхана и, соответственно, не имел права на монгольский трон в какой-либо части монгольской империи. Так считают большинство историков и, очевидно, так считал сам Тамерлан, ведь он правил с титулом эмир, то бишь принц или князь, но не как хан.

Свой путь к вершине власти будущий великий завоеватель Тамерлан, тогда ещё Тимур начал в двадцатилетнем возрасте, когда на пару с другом юности Хусейном собрал небольшую частную армию, что-то типа современной российской ЧВК «Вагнер». В том смысле, что армия Тимура нанималась мелкими князьками, воевавшими друг с другом, для защиты или нападения.

В одном из таких боёв Тимур, когда ему было лет 26, чуть не погиб. Он лишился двух пальцев и у него была разбита коленная чашечка. С тех пор он остался хромым, получив прозвище «Тамерленг», то есть «Тимур хромец», со временем трансформирующиеся в грозное имя Тамерлан.

Но, впрочем, у меня нет планов на какое-либо описание жизненного пути Тамерлана, но и без упоминания его личности не обойтись, когда ведёшь репортаж из Самарканда и Шахрисабза.

Аксарай, былое величие «Белого дворца»

Современный город Шахрисабз остался вне нашего внимания, ибо нас интересовал только исторический его центр. Территория так называемого древнего города весьма компактна и представляет собой музей под открытым небом с платным входом для иностранных туристов.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

На каких условиях туда проникают местные жители не скажу, но видел внутри фитнесс-центр, школу иностранных языков, ресторации и магазины, рассчитанные больше на местных.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Вряд ли их клиенты каждый раз оплачивают свой проход, но точно не знаю. В любом случае вход на территорию через шлагбаум и нам пришлось купить билет.

При этом вход на отдельные объекты внутри музейного комплекса за дополнительную плату и довольно существенную. Такая система существуют и в Самарканде, везде и за всё надо платить. Но это и понятно, туристический интерес к историческим объектам Узбекистана огромен, спрос явно есть, соответственно, есть желание заработать на этом.

Хорошо заметно, что значительные средства идут на поддержание исторического наследия в достойном состоянии, а это уже дополнительный аргумент в пользу сбора средств.

Первое, что обязательно увидишь при входе в исторический центр, это руины бывшего дворца Тамерлана — Аксарай, что с тюркского переводится как «белый дворец».

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Перед поездкой в Шахрисабз, вечером предыдущего дня во время возлежания на топчане, я посмотрел небольшое интервью с местным архитектором, который по имеющимся фрагментам дворца восстановил в виде рисунков и 3 D моделей изначальный его облик. И каково же было моё удивление, когда этого самого архитектора мы увидели при входе рядом со шлагбаумом, предлагающего, помимо входного билета, экскурсию в свою мастерскую за достаточно большие деньги.

От экскурсии мы отказались и правильно сделали, так как в результате блуждания по территории случайно забрели и в его мастерскую, оказавшуюся одновременно и художественным салоном.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

В итоге увидели бесплатно то, что нам предлагалось за деньги.

Но из уважения к художнику, и чтобы ему не было так обидно, я купил в его мастерской — салоне нарисованного на холсте азиатского ослика. Небольшая атмосферная такая картина, ныне она украшает наш дом.

Что касается дворца Аксарай, то по сохранившимся массивным руинам входного портала дворца можно судить о его невероятных размерах, а по дошедшим до наших времён историческим хроникам о поражающей воображение роскоши.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Так территория дворца площадью более 30 000 кв. метров представляласобой многоуровневые сады с фонтанами, лабиринтами, беседками и живописными водоёмами.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Шикарным и помпезным было и само здание дворца, на строительство и отделку которого ушло более 20 лет, а к работам были привлечены зодчие, доставленные со всей Азии и не менее 50 000 рабов.

Представляя столь величественное сооружение, в очередной раз задумываешься о масштабе личности Тамерлана.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Этот великий завоеватель создал огромную империю от Тибета до Малой Азии, оказав существенное влияние на судьбы многих народов не только Средней Азии и Индостана, но и Европы и Руси. Его походы, несшие смерть и разрушения, привели к упадку Золотой Орды, Делийского султаната и Османской империи.

Однако, в результате этих походов возникали новые государства и новые династии правителей. Потомки Тамерлана ещё почти сто лет правили в Самарканде, а один из них Мухаммад Бабур основал могущественное государство Великих Моголов в Хиндустане, которое просуществовало до 1858 года.

Нанеся поражение Золотой Орде, Тамерлан косвенно способствовал усилению Московского княжества, а разгромив османов под Анкарой несколько отсрочил печальную участь Византии.

В созданной им империи существовали достаточно справедливые законы, коим подчинялись и простые люди и знать, развивались наука, искусство, ремёсла, поэзия и литература. Наглядным символом созидательной деятельности Тамерлана был призван стать Самарканд, который Тамерлан задумал сделать столицей не только своей империи, но и всего мира.

Среди прочих величественных следов империи Тамерлана своё место занимает и дворец Аксарай в Шахрисабзе, не сохранившейся, к сожалению, до наших дней.

Мемориальный комплекс Дорус Саодат

Вторым по значимости историческим объектом Шахрисабза является роскошный мемориальный комплекс, построенный по приказу Тамерлана в память об его сыне Джахонгире.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Вообще это имя на слуху, думаю многим из вас оно откуда-то знакомо. Но это скорее всего приходит на ум Джихангир — сын Сулеймана Великолепного и Хюррем, имена которых раскручены благодаря известному сериалу.

В этом случае речь идёт о старшем сыне Тамерлана, коего он очень любил и именно его считал наследником своего престола. Считается, что был Джахонгир мужественным и смелым воином, а также весьма способным в науках и изящных искусствах. Впрочем, прославится Джахонгиру не удалось, ибо умер он в 20 лет прямо во время похода, вроде как от сердечной недостаточности, но это не точно.

Вот в память о своём старшем сыне великий правитель Тамерлан и приказал построить роскошный мавзолей, названный Дорус Саодат, что переводится как «место власти». Строили долго, несколько десятков лет, как водится, усилиями лучших зодчих и множества рабочих.

В состав мемориального комплекса входят, помимо собственно гробницы, мечеть и комнаты для ритуальный омовений. При этом гробница не одна, их несколько.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Тут важно знать, что из четырёх сыновей Тамерлана, трое умерли раньше отца. И вот другой сын Тамерлана — Умар также похоронен здесь. Правда его гробница не столь роскошна, а, наоборот, весьма скромна.

Планировалось захоронить в мемориальном комплексе Дорус Саодат и самого Тамерлана. Для этого обустроили усыпальницу, установили в склепе саркофаг, украшенный изречениями из Корана.

Узбекистан. Шахрисабз. Родина великого Тамерлана

Но как известно, великий правитель нашел свое последнее пристанище в Самарканде, в гробницах Гур-Эмира, где мы побываем на следующий день.

Остальные достопримечательности Шахрисабза, а именно, «место философских размышлений», мемориал Дорут Тилават и входящую в его состав знаменитую мечеть Кок Гумбаз, мы осмотрели только со стороны, после чего, оставшись удовлетворённые визитом, отправились обратно в Самарканд.