Турист Дмитрий Гнедышев (demi157)
Дмитрий Гнедышев
был 7 апреля 2020 20:27

Мальборк, Гданьск — Польша Июнь 2015

Предыдущие главы.

В поисках Речи Посполитой. Глава 1. Начало. Эстония.

В поисках Речи Посполитой. Глава 2. Латвия. Сигулда. Рига.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс. Тракай. Каунас

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

На погранпереходе Мамоново — Бранево на въезде в Польшу мы провели более двух часов. В основном, очередь создавали поляки, которые приезжают в Калининградскую область за дешевыми продуктами и топливом.

Но вот, мы оставили позади неторопливых таможенников. Узкое прямое шоссе направило нас на запад. В небольшом поселке мы зашли в гипермаркет, поменяли рубли на злотыи, купили немного еды в дорогу. На прилавках большое разнообразие продуктов, и, как нам показалось, по более дешевым ценам, чем в прибалтийских странах.

Здесь у нас окончательно умер навигатор. Охо-хо! Доехали до г. Бранево. На первой бензозаправке приобрели подробную карту Польши, в т. ч. планы крупных городов. В целях выяснить направление на Гданьск, я попытался наладить контакт с местным населением. Оказалось, славянин русский вполне может понять славянина поляка. А при знании «фью инглиш» общение становиться еще понятнее. Через несколько минут мы снова ехали по прусскому прямому шоссе, с аккуратными рядами лип и дубов.

Проехали средневековые города Бранево и Эльблонг. Мы находились в Поморском Воеводстве, которая когда то называлась Померанией. Эта историческая область протянулась вдоль южного Балтийского берега от нынешней Калиниградской обл. до немецкого города Шверин и о. Рюген. Когда то на этой территории жили славянские народы: кашубы, лютичи, бодричи, управляемые князьями. Постепенно они потеряли независимость и растворились среди завоевателей. Польша неоднократно приобретала и теряла восточную территорию Померании. Здесь было достаточно сильное онемечивание населения, чему способствовало долгое вхождение в составе Тевтонского Ордена, Прусского королевства и Германской Империи. Фактически, только после Второй Мировой войны Польша широко обняла Балтийский берег. Но сдержанная нордическая архитектура, аккуратные дороги, размеренность и порядок в небольших селениях, которые мы проезжали, возвращали к памяти немецкое прошлое.

Ближе к 5 часам вечера мы въехали в Гданьск. Интуитивно понятные указатели вывели нас в центр. Оставив машину возле доков на острове Складов, мы зашагали к набережной реки Мотлава. Возвышалось колесо обозрения. Радовали взгляд красивые дома.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

Внезапно открылась набережная. Мы вступили на мост и как зачарованные разглядывали открывшуюся панораму. Такого великолепного вида мы еще не видели в прибалтийских городах.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

Эта была любовь с первого взгляда. В Гданьск не возможно не влюбится. Он очень хорош! Мы, разинув рты, разглядывали дома на набережной реки Мотлава. Любовались внезапно появившимся галионом — туристическим атракционом, выполняющим продулки по реке. За ним едва просматривается баншня-кран Журав, архитектурное чудо Гданьска. Сооружение когда то использовалось для погрузки товаров на корабли, а также для установки мачт и оснастки. Внутри башни спрятат механизм позволяющий поднимать грузы весом до 4 Т на высоту 27 м.

А это здания старинных амбаров на острове Оловянка, ныне комплекс Центрального Морского Музея. Пришвартованное судно «Soldek», постороенное после войны — музейный раритет.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

Квартал современных зданий, органично вписывающийся в средневековую архитектуру на набережной.

Прекрасный солнечный вечер. Нам было очень весело и легко. Постепенно мы начали втягиваться в драйв этого города. Здесь много музыкантов, актеров-мимикримов, много просто улыбающихся людей.

Через Зеленые ворота мы вошли в Старый Город. За ними главная туристическая улица Гданьска Длуги Тарг.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

На Ратушной площади повстречались с еще одним символом Гданьска — фонтаном Нептуна, являющимся украшением Длуги Тарг с XVII в.

Великолепная Ратуша порадовала нас чудесными звуками карильона.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

Мы передохнули и попробывали неплохое мороженное.

А потом побродили по понравившимся узким улочкам.

Потрясла высокая церковь — Мариацкий костел.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

Мы зашли внутрь: великолепная базилика, откуда то сверху по помещению переливается хор августинских монахов. Постепенно ушли с туристической зоны.

Гданьск был основан польским князем Мешко I в. середине X века. Этот великий князь сумел создать польское государство, объединив племена полян, кашубов, полабов, силезцев, словинцев. Он окрестил своих подданых примерно в то время, когда князь Владимир крестил на Днепре киевлян. Примерно лет сто длился расцвет раннего польского государства. Затем оно раздробилось на удельные княжества (когда-то этот этап пережила и древняя Русь). Помория (или Померания) с городом Гданьск была независимой, имела свою славную княжескую династию. После недолгого присоединения к Польше, область надолго попала под немецкое влияние: сначало бранденбургских маркграфов, потом магистров Тевтонского Ордена.

Померания и Гданьск вошла в состав Польши и Речь Посполитой в середине XV в., под названием Королевская Пруссия, которая в отличие от вассального герцогства Пруссия (Кенигсберг) подчинялась польским королям. Здесь сохранялась автономия. Провинция управлялась членами Совета, имелся свой Парламент, своя денежная единица, свои войска. Население было смешанным, немецко-польским.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

Соответственно, поэтому город Гданьск долгое время назывался по-немецки Данцигом. После раздела Польши в 1772 г., область надолго вошла в состав Королевства Пруссии и Германской Империи. После окончания Первой Мировой войны Данциг получил статус Вольного города. И только после Второй Мировой войны окончательно вошел в состав Польши. К слову сказать, в конце 40-х в северных и западных областях, недавно присоединенных к новой Польше, начался массовый исход немецкого населения. Бывшие немецкие города и веси заселили этнические поляки.

Несмотря на геополитические и этнические изменения, Помория и город Гданьск выглядят несколько обособленно от остальной Польши. В чем отличие — не объяснить. Это надо чувствовать…

Мы наслаждались тихими улицами и скверами Гданьска, в стороне от туристических троп. Наблюдали за жизнью обычных горожан и детей.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

С большим сожалением вернулись к машине. Выезжая с Гданьска, мы долго делились впечатлениями и провожали взглядом город, в который мы влюбились. Мы обязательно побываем здесь когда-нибудь еще…

Минут через 40 остановились на ночлег в кемпинге, который расположился возле стен удивительной крепости.

Это Мальборк (или Мариенбург) — один из самых красивых замков Европы. Был чудесный закат. Он нанес оранжевые мазки на красные кирпичи стен и башен, чудесно заблестела черепица.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

Кемпинг стоял на другом берегу реки Ногат, притока Вислы. Мы поставили палатку и пошли гулять вдоль берега. Замок впечатляет своими размерами.

На одной из башен герольд протрубил вечерний отбой.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

Представились обитатели Мальборка — суровые тевтонские рыцари. Здесь было их логово, резиденция Великого Магистра с XIII по XV в. Недалеко от стен Мальборка произошла знаменитая Грюнвальдская битва, где объединенная польско-литовская армия остановила натиск немцев на восток. После ликвидации Ордена, замок стал резиденцией польских королей.

Ночь в кемпинге была поначалу беспокойной. Неподалеку шумела дискотека. Потом мимо нас долго возвращались группы возбужденной молодежи, громко орущей и гогочущей. Потом окружающую тишину прервало монотонное квакание лягушек с близлежащей реки Ногата.

Утром хотелось сладко спать, и мы с трудом заставили себя проснуться. Предстоял долгий путь в Краков через всю территорию Польши. Сколько времени займет дорога, мы не знали… У нас был замечательный завтрак с видом на Замок.

В поисках Речи Посполитой. Глава 5. Гданьск. Мальборк.

Во время трапезы подошел веселый поляк-сосед с автодома. Он поздоровался по-русски и поинтересовался, куда мы едем. Подробно рассказал, как нам доехать до Кракова. Сказал, что ему очень нравиться Россия, он там часто бывал по служебным делам. Пожелал нам счастливого пути.

По причине отсутствия времени, мы не смогли побывать внутри крепости. Экскурсия предполагает осмотр в течение нескольких часов, которых мы не располагали. Хотя здесь есть что посмотреть. Но как-нибудь в другой раз!

Вперед! В Краков…

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия