Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Гюмри — Армения Апрель 2014

По возвращении в Гюмри мы должны были ехать обедать, но я вместо этого пошел гулять по городу, начав с центральной площади Вардананк. Далее курсивом — описание достопримечательностей с сайта организаторов тура.

Один из самых колоритных городов Армении — Гюмри, находится в северо-западной части Армении, в центре Ширакской долины, на растоянии 126 км. от Еревана. Национальные традиции здесь уходят корнями в глубокую древность, а его дух проявляется почти во всем. Шагая по старинным улицам Гюмри, кажется, что вот-вот услышишь звон молота кузнеца, а из-за поворота выйдет фаэтон и фаэтонщик своим могучим, звонким голосом предложит вам прокатиться по улицам города. Старые жилые дома, большинство которых, к счастью, сохранились после ужасного землетрясения, говорят о высоких достижениях архитектуры города. Эти дома привлекают внимание тонкостью прекрасной архитектурной работы, разнообразием цветовой гаммы туфа, мастерски выполненными узорами деревянных балконов. Испокон веков Гюмри являлся центром культурных событий. Именно здесь впервые была поставлена первая национальная опера Армена Тиграняна — «Ануш».

Снова въезжаем в Гюмри, начинается старая застройка.

Армения. День 3/2. Гюмри и Аричаванк

Церковь Святой Богородицы. Построена из черного туфа, имеет схожий внешний вид с кафедральным собором Эчмиадзинского монастыря.

По другую сторону площади находится церковь Сурб Аменапркич (Храм Христа Спасителя). Она была возведена в 1860-1873 гг. по проекту архитектора Тадевоса Андикяна. За образец был взят кафедральный собор в древней армянской столице — Ани. В 1930 году храм был закрыт. Купол церкви постепенно разрушался, a в 1937 году взорвали и колокольню. Однако настали и лучшие времена. В 1964 году под руководством архитектора Рафаэля Егояна колокольня была реконструирована и в дальнейшем храм использовался в качестве концертного зала.

Армения. День 3/2. Гюмри и Аричаванк

В 1988 году катастрофическое землетрясение разрушило Ленинакан, церковь Аменапркич обрушилась почти полностью.

Многие специалисты утверждали, что восстановлению она не подлежит, но все тому же архитектору Рафаэлю Егояну удалось убедить всех в обратном. Деньги на восстановление собирали из разных источников — что-то выделяло правительство, что-то перечисляли благотворители со всего мира. Реставрационные работы длились более 20 лет. Церковь в лесах до сих пор.

Армения. День 3/2. Гюмри и Аричаванк

А это памятник в честь народного восстания Вардананк. Для армянского народа это примерно такое же важное событие, как для русских — Куликовская битва.

В 448-м году персидский царь Йездигерд II попытался заставить армян отказаться от христианства и перейти в зороастризм. Армяне отказались и под руководством Вардана Мамикояна выступили против персидской армии. В 451-м году в Аварайрской битве армянское ополчение было разбито, но и персы понесли тяжелые потери, в результате чего царь отказался от притязаний на веру армян.

Мэрия Гюмри

Церковь Святого Ншана. Уникальная церковь из черного туфа

Не все дома восстановлены

От центральной площади отходит пешеходная улица. Названа она именем Николая Рыжкова, бывшего премьера СССР, много сделавшего для восстановления Армении после землетрясения.

В конце пешеходной улицы находится парк Кольцо Мира. В комментариях на Wikimapia написано, что раньше это была площадь Тарту, в честь города-побратима Ленинакана

Армения. День 3/2. Гюмри и Аричаванк

Тут пришло время идти к нашему автобусу, вот он стоит на площади. У входа в автобус устроилась бабка, торговка семечками

Мэрия Гюмри и красные Жигули. Вообще мало где встретишь столько Жигулей, как в Армении

А в конце тура мы заехали еще в одно интересное место — монастырь Аричаванк.

Монастырь Аричаванк находится на западном склоне горы Арагац. По мнению специалистов, монастырь был основан в 7 в. В 13 в. строятся церковь и притвор комплекса. В 19 в. монастырь становится летней резиденцией армянских католикосов. Особый интерес представляет маленькая ризница, находящаяся недалеко от монастырского комплекса. В результате землетрясения от скалистого мыса отделяется часть скалы вместе с часовней, которая до наших дней сохранилась в наклоненном состоянии.

Дорога из Гюмри в Аричаванк

Монастырь Аричаванк. Я сначала удивился, как на улице похолодало. Потом посмотрел на навигатор — а высота над уровнем моря — 2000 метров! Понятно, почему так холодно!

Армения. День 3/2. Гюмри и Аричаванк

Монастырь стоит на обрыве, внезу течет речка

Монастырь Аричаванк и древние руины

Внизу у реки сидят местные и пикникуют

Туристы фотографируются

Пикник у реки

Армения. День 3/2. Гюмри и Аричаванк

Вид сверху на мостик и зеленые Жигули

А это уже снова в Ереване. Ереванские многоэтажки

Армения. День 3/2. Гюмри и Аричаванк

На этом поездки по Армении закончились. Вообще конечно, можно было взять таксиста и рвануть куда-то еще и завтра с утра. В Гарни и Гегард, например, или на Севан, или в Хор Вирап. Но было уже лениво, так что до самолета решил ограничиться продолжением осмотра Еревана.