Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
.

Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом

Рим — Италия Сентябрь 2022
33 47

Рим — это срез мировой истории от древнейших времён до наших дней и, возможно, именно поэтому его до сих пор называют Вечным Городом. Есть Рим античный, Рим средневековый, Рим ренессансный, Рим барочный и, наконец, Рим современный. Попав первый раз в Рим, в силу неограниченного числа достойных для посещения в нём объектов, путешественник часто оказывается в затруднении — куда идти, что смотреть?

Для нас это был фактически первый визит в Рим, если не считать короткой полуторадневной остановки в 2004 году. Поэтому на Рим с самого начала было отведено больше всего времени в этой поездке по Италии — 17 дней из 38. Был заранее составлен список интересующих нас объектов — монументов античности, церквей, дворцов, музеев и т. д. Но даже с учетом вроде бы достаточного времени, посмотреть успели не всё из запланированного, плюс что-то добавилось уже на месте. Но грех жаловаться — римских впечатлений и фотографий оттуда у нас теперь более, чем достаточно. Начать же рассказывать про Рим мы решили с его античной истории, ибо именно Римская империя наделила свою столицу той до сих пор не меркнущей славой, что и предопределила важный статус города в постимперский период. Поэтому сегодня — наш первый рассказ про античный Рим.

Пантеон

Имперское наследие Рима лучше всего сохранилось в двух потрясающих памятниках — Пантеоне и Колизее. Из них Пантеон стоит, как нам кажется, на первом месте, ибо он дошел до нас неразрушенным, лишившись «только» роскошной внешней отделки. Построен он был императором Адрианом в 128 г. на месте первого варианта здания, возведённого консулом Марком Агриппой, зятем императора Августа, в 27 г. Портик с колоннадой, построенный Агриппой, уцелел, и на нём сохранилась большая надпись, приписывающая ему авторство всей постройки.

5
Днём Пантеон всегда был окружен толпой людей.
Днём Пантеон всегда был окружен толпой людей.

10
Ближе к ночи толпа чуть рассасывалась.
Ближе к ночи толпа чуть рассасывалась.

5
На задней стене Пантеона остались фрагменты мраморной отделки с ракушками и дельфинчиками. На самом деле это остатки когда-то находившегося тут храма Нептуна.
На задней стене Пантеона остались фрагменты мраморной отделки с ракушками и дельфинчиками. На самом деле это остатки когда-то находившегося тут храма Нептуна.

Изначально Пантеон был храмом, посвященным всем римским богам (от греческого πάντες — все и θεός — бог, в дословном переводе — «Всебожный»). Считается, что в языческие времена в его внутренних нишах по периметру располагались алтари Марса, Венеры, Сатурна, Юпитера и Юноны. Римляне подносили там богам дары и совершали ритуальные жертвоприношения. Христианским храмом Пантеон стал в 609 г. по распоряжению Папы Бонифация IV и был освящён как церковь Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres). Это спасло его от разборки на кирпичи — печальной судьбы остальных имперских построек Рима.

3
В Пантеоне сохранились оригинальные бронзовые двери, лишившиеся, правда, всех украшений. По бокам от входа висят мемориальные доски с именами разных пап, занимавшихся реставрацией здания.
В Пантеоне сохранились оригинальные бронзовые двери, лишившиеся, правда, всех украшений. По бокам от входа висят мемориальные доски с именами разных пап, занимавшихся реставрацией здания.

3
Мраморный пол внутри Пантеона на 80% оригинальный, декорированный квадратами и кругами. Также «родными» являются колонны и мраморная отделка стен.
Мраморный пол внутри Пантеона на 80% оригинальный, декорированный квадратами и кругами. Также «родными» являются колонны и мраморная отделка стен.

Уникальность Пантеона — в его куполе, который своими гигантскими размерами (43 м в диаметре) до сих пор поражает воображение. Для своего времени он являлся великим достижением инженерной мысли и архитектурным шедевром. Сделанный из сверхпрочного цемента (римское изобретение), купол лишён какой-либо арматуры и опирается только на стены, утончаясь по мере приближения к центру. В эпоху Возрождения он служил образцом для Брунеллески и Микеланджело, возводившим купола соборов во Флоренции и Риме соответственно. Только купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (диаметр — 44 м) смог превзойти размеры купола Пантеона через 1300 лет после постройки последнего.

8
Купол Пантеона (крайний справа) на фоне римской панорамы. Вдалеке слева - купол Собора Св.Петра.
Купол Пантеона (крайний справа) на фоне римской панорамы. Вдалеке слева - купол Собора Св.Петра.

Точно по центру купола находится окулюс (от лат. oculus — глаз) — единственное отверстие, через которое в Пантеон проникает солнечный свет (других окон там нет). Его диаметр — 9 метров. Дождь и снег попадают через окулюс внутрь здания, поэтому в полу сделаны отверстия для отвода воды. Правда, известны случаи, когда во время разливов Тибра вода поднималась через эти отверстия внутрь Пантеона. На Троицу из окулюса сбрасывают внутрь Пантеона тысячи красных лепестков роз. Это как бы имитирует сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, случившегося на Троицу.

4
В главном алтаре (фото слева) раньше стояла статуя Юпитера, верховного римского бога. На фото справа - окулюс, отверстие по центру купола диаметром 9 м, через которое в Пантеон попадает солнечный свет.
В главном алтаре (фото слева) раньше стояла статуя Юпитера, верховного римского бога. На фото справа - окулюс, отверстие по центру купола диаметром 9 м, через которое в Пантеон попадает солнечный свет.

4
Купол Пантеона со ступечатыми углублениями для уменьшения его веса. В центре - окулюс.
Купол Пантеона со ступечатыми углублениями для уменьшения его веса. В центре - окулюс.

В Пантеоне есть несколько захоронений, самое известное из которых принадлежит великому художнику Возрождения Рафаэлю Санти (1483–1520). Он похоронен в роскошном римском саркофаге, на котором выбита эпитафия, сочиненная итальянским кардиналом Пьетро Бембо: «ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI» (Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть). Та же надпись есть на плите под бюстом Рафаэля слева от гробницы. Недалеко от Рафаэля захоронен другой известный живописец эпохи Возрождения — Аннибале Карраччи.

2
Гробница Рафаэля. Статуя Мадонны с младенцем над саркофагом («Мадонна дель Сассо») выполнена одним из его учеников.
Гробница Рафаэля. Статуя Мадонны с младенцем над саркофагом («Мадонна дель Сассо») выполнена одним из его учеников.

2
Захоронения первых двух королей объединённой Италии из Савойской династии (Виктор Эммануил II и его сын Умберто I).
Захоронения первых двух королей объединённой Италии из Савойской династии (Виктор Эммануил II и его сын Умберто I).

Колизей

Римский Колизей — это самый большой в античном мире амфитеатр. О происхождении последнего слова мало кто задумывается, а между тем в переводе с греческого оно означает «двусторонний театр». Греки использовали театры так же, как и сейчас — для представлений, и строили их на склонах холмов, используя естественный уклон местности. Римлянам же амфитеатры были нужны для других целей — проведения гладиаторских боев при максимальном количестве публики.

9
Вот таким мы первый раз увидели Колизей - просто шли мимо во время заката. С этой (северной) стороны лучше всего сохранилась его четырёхярусная наружная стена.
Вот таким мы первый раз увидели Колизей - просто шли мимо во время заката. С этой (северной) стороны лучше всего сохранилась его четырёхярусная наружная стена.

Гениальное римское решение состояло в соединении двух театров по линии сцен. Две полукруглые сцены образовывали круглую арену, со всех сторон окруженную зрителями. Кроме того, прогресс римских строительных технологий (изобретение бетона и арки) позволял возводить огромные сооружения на ровной поверхности, а не только на склонах. Первый каменный амфитеатр появился в Помпеях в 80 г. до н. э., то есть всего за 150 лет до начала строительства Колизея. А затем амфитеатры стали расти на территории Империи, как грибы после дождя.

6
Второй раз мы сняли Колизей уже вблизи, когда пришли туда на экскурсию. С этой (южной) стороны хорошо виден масштаб его разрушения (сохранилась лишь 1/3 постройки). Здание постепенно разваливалось в результате землетрясений (наиболее разрушительное произошло в 1349 г.), а его обломки растаскивали для использования в строительстве многочисленных церквей и палаццо.
Второй раз мы сняли Колизей уже вблизи, когда пришли туда на экскурсию. С этой (южной) стороны хорошо виден масштаб его разрушения (сохранилась лишь 1/3 постройки). Здание постепенно разваливалось в результате землетрясений (наиболее разрушительное произошло в 1349 г.), а его обломки растаскивали для использования в строительстве многочисленных церквей и палаццо.

6
После экскурсии нам снова удалось снять Колизей в лучах заходящего солнца. С левой стороны огромный амфитеатр виден как бы «в разрезе».
После экскурсии нам снова удалось снять Колизей в лучах заходящего солнца. С левой стороны огромный амфитеатр виден как бы «в разрезе».

Почему крупнейший в Империи амфитеатр стал называться Колизеем (Colosseum), до конца неясно. Его первоначальное античное название — «Амфитеатр Флавиев». Термин «Колизей» появился лишь в 8-м веке и считается производным от термина «колосс», применительно либо к колоссальным размерам амфитеатра, либо к стоявшей неподалеку от него гигантской статуе Нерона, впоследствии переделанной в статую бога Солнца.

2
Табличка с официальным названием Колизея - «Амфитеатр Флавиев». Император Веспасиан, начавший в 72 г. строить Колизей, был первым из этой династии. Завершил же строительство в 80 г. его сын Тит. Для тяжёлых работ использовались пленные иудеи, попавшие в Рим к качестве рабов после подавления Иудейского восстания (66-73) всё тем же Титом.
Табличка с официальным названием Колизея - «Амфитеатр Флавиев». Император Веспасиан, начавший в 72 г. строить Колизей, был первым из этой династии. Завершил же строительство в 80 г. его сын Тит. Для тяжёлых работ использовались пленные иудеи, попавшие в Рим к качестве рабов после подавления Иудейского восстания (66-73) всё тем же Титом.

Инаугурация нового амфитеатра была отмечена играми, которые продолжались 100 дней. Римлян пускали на них бесплатно, и в дальнейшем этот обычай сохранился, поскольку все расходы брала на себя императорская казна. При этом, однако, рассадка строго регламентировалась согласно социальному статусу: специальные ложи были отведены императору со свитой и императрице в обществе весталок, самые лучшие нижние места резервировались за сенаторами и всадниками (генералитет и высшая администрация). Над ними сидели простые римские граждане (плебс), имевшие право на ношение тоги, а на самом верху были стоячие места для бедноты, иммигрантов и рабов. Женщины, если их пускали на игры (в разные времена существовали разные правила на сей счёт), также располагались в задних рядах.

8
Вот так Колизей выглядит изнутри. В дальнем конце видны восстановленные сиденья из белого мрамора.
Вот так Колизей выглядит изнутри. В дальнем конце видны восстановленные сиденья из белого мрамора.

Амфитеатр обеспечивал римскую публику зрелищами двух видов: гладиаторские бои и травля животных; в последней категории практиковались как схватки между животными и людьми, так и между животными. Травли (venationes) были жестокой формой зоопарка, когда публике демонстрировали экзотических животных изо всех уголков империи, но в основном из Северной Африки. Преобладали львы и тигры, но римлянам показывали также слонов, носорогов, верблюдов, жирафов, бегемотов, различных антилоп и даже крокодилов. Несколько столетий жестокой травли диких зверей не только в Колизее, но и на остальных аренах Империи нанесли неисчислимый экологический ущерб и привели к вымиранию некоторых видов животных на подвластных Риму территориях.

2
Подземный этаж Колизея (гипогей) со сложной двухуровневой подземной системой клеток и тоннелей, в которых размещались животные и гладиаторы, которые оттуда поднимались сразу на арену.
Подземный этаж Колизея (гипогей) со сложной двухуровневой подземной системой клеток и тоннелей, в которых размещались животные и гладиаторы, которые оттуда поднимались сразу на арену.

Широко распространено убеждение, что на арене Колизея истязали христиан, отдавая их на растерзание львам. Удивительно, но именно подобное мнение помогло уберечь Колизей от окончательно разрушения, когда в 1749 г. папа Бенедикт XIV объявил его священным местом мученичества христиан и запретил использовать в качестве каменоломни. На самом деле, какие-либо доказательства истязания христиан в Колизее отсутствуют и вряд ли они когда-нибудь совершались. В них трудно поверить хотя бы потому, что избиение беззащитных людей едва ли могло представлять интерес для римской публики, которая собиралась, чтобы посмотреть на захватывающие поединки. Но это заблуждение парадоксальным образом способствовало сохранению уникального исторического памятника.

2
Самый высокий ярус Колизея, на который пускают туристов.
Самый высокий ярус Колизея, на который пускают туристов.

Колизей вмещал около 50 тысяч зрителей, которые попадали туда через 76 пронумерованных входов. Система лестниц и коридоров позволяла заполнять здание зрителями и выпускать их за 15–20 минут. Для обеспечения порядка при входе и рассадке, посетители предварительно запасались «билетом» в виде глиняной пластинки с номером входа, секции, ряда и места. Поскольку игры продолжались часами, были предусмотрены соответствующие санитарные помещения и буфеты для продажи еды и напитков. В общем всё, как на современных стадионах, которые в целом конструктивно повторяют Колизей.

2
Одна из внутренних галерей для прохода зрителей внутри амфитеатра.
Одна из внутренних галерей для прохода зрителей внутри амфитеатра.

Несколько любопытных фактов о пост-римской жизни Колизея. Последние зафиксированные игры проводились в нём в 532 году во время правления Теодориха, второго готского короля Италии. Потом амфитеатр был заброшен, и римляне забыли, для чего он предназначался. Его считали храмом бога Солнца, обителью демонов или даже дворцом императоров Веспасиана и Тита. Амфитеатр в нём признали только в эпоху Возрождения, но его ассоциация с нечистой силой сохранялась ещё долго, благо за многие века он густо зарос диковинной растительностью, не встречавшейся в ближайших окрестностях. По одной из гипотез, причиной тому были семена, попавшие в Колизей вместе с дикими зверями, привезёнными туда на игры. Амфитеатр «пропололи» лишь в конце 19-го века, чтобы избежать дальнейшего разрушения колосса, уже имевшего огромную «пробоину» в боку.

4
Сквозь арки Колизея виден Рим.
Сквозь арки Колизея виден Рим.

Триумфальная арка Константина

Арка Константина возведена в 315 г. и посвящена одному из самых известных римских императоров. Именно он сделал христианство официальной религией Римской империи и построил на Босфоре её новую столицу, город Константинополь, ныне Стамбул. Его триумфальная арка соседствует с Колизеем и является при этом одной из самых необычных построек периода поздней Империи. Формально она приурочена к десятилетнему юбилею восшествия Константина на императорский престол в 306 году, когда британские легионы провозгласили его императором в городе Эбораке (нынешний Йорк в Англии).

5
Вид на арку Константина с галереи Колизея.
Вид на арку Константина с галереи Колизея.

Триумфальные арки императорам обычно устанавливались в ознаменование выигранных ими военных компаний по завоеванию новых территорий. Арка Константина установлена по несколько иному поводу — одной его победе в гражданской войне, которая в тот период охватила всю Империю. Интересна надпись по центру арки (одинаковая с обеих сторон), которая гласит: «Сенат и римский народ посвятил эту арку императору цезарю Флавию Константину великому благочестивому августу, ибо божественным вдохновением и величием духа со своим войском он силой справедливого оружия отомстил за республику в сражении против тирана и его приспешников».

2
Надпись, прославляющая Константина, над основным пролётом арки.
Надпись, прославляющая Константина, над основным пролётом арки.

Надпись на арке была средством монументальной пропаганды, доносившей до римской публики два послания: во-первых, соперник Константина в борьбе за престол, император Максенций, назван тираном и стало быть — нелигитимным правителем, свержение которого было правым делом. (На самом же деле, легитимность самого Константина была ненамного лучше, поскольку гражданская война того времени проходила между четырьмя разными военачальниками, считавшими себя императорами). Во-вторых, путем аппеляции к «божественному вдохновению» Константин намекает на ту роль, которую христианский Бог сыграл в его победе над врагом и подготавливает языческую римскую публику к переходу на новую веру (Миланский эдикт, провозглашающий религиозную терпимость и прекращающий преследование христиан, уже был принят двумя годами ранее).

5
Северная сторона арки.
Северная сторона арки.

7
Южная строна арки.
Южная строна арки.

Арка Константина необычна не только своим политическим посланием, но и внешним оформлением. Дело в том, что для её наружного декора использовались разновременные и различающиеся по стилю фрагменты, относящиеся к сооружениям более ранних императоров, правивших в период расцвета Римской империи во 2-м веке: Траяна, Адриана и Марка Аврелия. Складывается ощущение, что используя выдающиеся скульптуры и рельефы времён своих блестящих предшественников, Константин как бы намекает, что находится с ними «в одной лиге». При этом скульптуры и рельефы собственно 4-го века, т. е. периода Константина, значительно уступают по качеству «заимствованиям» с памятников предыдущих императоров, на что указывал ещё Рафаэль.

1 из 2
Внешние заимствования на арке: скульптуры варваров (скорее всего даков) с форума Траяна и между ними - рельефы с изображением германских компаний Марка Аврелия с его несохранившейся триумфальной арки.

2
Верхние рельефы на боковых сторонах арки и внутри центрального прохода также относятся к компаниям Траяна. На всех четырёх из них римская конница тем или иным образом побивает варваров.
Верхние рельефы на боковых сторонах арки и внутри центрального прохода также относятся к компаниям Траяна. На всех четырёх из них римская конница тем или иным образом побивает варваров.

3
В середине арки расположены круглые медальоны (по 4 с каждой стороны) эпохи императора Адриана. На них изображены чередующиеся сцены охоты и жертвоприношений с участием самого императора и его свиты. При этом лицо Адриана было переделано в лицо Константина.
В середине арки расположены круглые медальоны (по 4 с каждой стороны) эпохи императора Адриана. На них изображены чередующиеся сцены охоты и жертвоприношений с участием самого императора и его свиты. При этом лицо Адриана было переделано в лицо Константина.

Под медальонами расположен длинный, идущий по всему периметру сооружения рельеф (фриз Константина), созданный уже в период возведения арки. Он отражает важнейшие события в первые 10 лет правления Константина: выступление его армии из Галлии в поход на Рим, покорение Северной Италии (включая захват хорошо укреплённой Вероны — на фото выше), победу в битве у Мульвиева моста над Максенцием и триумфальный вход в Рим.

3
Начало фриза Константина: армия выступает в поход, над ней видно аллегорическое изображение солнца.
Начало фриза Константина: армия выступает в поход, над ней видно аллегорическое изображение солнца.

Золотой дом Нерона

Совсем рядом с Колизеем находится очень интересный объект, который не столь популярен, но при этом очень интересен — Золотой дом (Domus Aurea) императора Нерона. Нерон правил в 54–68 гг. и за это время заработал очень дурную репутацию. Он казнил свою мать (Агриппину) и наставника (Сенеку), начал преследовать христиан (при нем были казнены апостолы Пётр и Павел), обвинив их в поджоге Рима. В конце правления он стал тираном и вступил в конфликт с Сенатом, который объявил его врагом народа. Когда весной 68 г. взбунтовались и направились к Риму галльские и испанские легионы, Нерон закололся, произнеся при этом знаменитую фразу «Какой великий артист погибает!»

1
Реконструкция Золотого дома Нерона.
Реконструкция Золотого дома Нерона.

Возникновение Золотого дома тесно связано еще с одним важным событием периода правления Нерона — Великим пожаром Рима в июле 64 года, когда выгорело 2/3 города. Нерона обвиняли в поджоге и в том, что он играл на лире, глядя сверху на бушующее пламя. Вряд ли это происходило в действительности, однако несомненно, что Нерон в полной мере воспользовался последствиями пожара, велев построить на месте выгоревших кварталов свой новый дворец прямо в центре города. Дворец был просто огромный, с большим озером внутри (сейчас на его месте стоит Колизей), с садами и парками вокруг. Въезжая в него, Нерон осмотрелся и заявил: «Наконец-то я заживу как человек!».

1
На месте этого озера сейчас стоит Колизей.
На месте этого озера сейчас стоит Колизей.

Но пожить в новом дворце (названном Золотым домом из-за обилия позолоченных украшений на фасадах) императору не удалось. Вскоре его правление бесславно закончилось, а пришедшие к власти новые императоры из династии Флавиев (Веспасиан и Тит) постарались уничтожить всякую память о ненавистном народу тиране. Верхние этажи дворца были разрушены, а нижние просто засыпаны зёмлей, и поверх них императоры Тит и затем Траян построили огромный банный комплекс (Термы Траяна). Парадоксально, но таким образом часть дворца как бы законсервировалась, и была случайно обнаружена в конце 15-го века. С тех пор его потихоньку откапывают и реставрируют, и процесс этот продолжается до сих пор. А от Терм Траяна до наших дней дошли лишь 2–3 полукруглых руины (фото ниже).

1
То немногое, что осталось от Терм Траяна.
То немногое, что осталось от Терм Траяна.

3
Анфилада комнат Золотого дома, сохранившаяся под землёй.
Анфилада комнат Золотого дома, сохранившаяся под землёй.

3
Зал Золотого дома с арочным потолком.
Зал Золотого дома с арочным потолком.

2
Реконструкция внутренних покоев Золотого дома.
Реконструкция внутренних покоев Золотого дома.

Люди эпохи Возрождения, впервые попавшие внутрь Золотого дома и увидевшие росписи на стенах, понятия не имели, где они оказались, ведь про дворец Нерона уже давно никто не помнил. Проникая в эти развалины сверху, они принимали их за пещеры или гроты, и поэтому настенная роспись, там обнаруженная, была названа pittura grottesca, откуда и пошло слово «гротеск».

2
Стены внутри Золотого дома покрыты фресками и иногда мозаиками. Сохранность фресок, правда, очень неважная.
Стены внутри Золотого дома покрыты фресками и иногда мозаиками. Сохранность фресок, правда, очень неважная.

2
Одно из отверстий в потолке, через которое люди проникали в Золотой дом. Может через него лазил и сам Рафаэль?
Одно из отверстий в потолке, через которое люди проникали в Золотой дом. Может через него лазил и сам Рафаэль?

В первую очередь росписи в обнаруженых «гротах» заинтересовали, конечно, художников. В Риме же в то время творила (выполняя в основном папские заказы), целая плеяда замечательных живописцев — Гирландайо, Пинтуриккио, Филиппо Липпи, ну и конечно Рафаэль. Они проникали внутрь Золотого дома и при свете факелов перерисовывали диковинные рисунки со стен. Интересовали их главным образом орнаменты, мифологические сюжеты были по тогдашним понятиям грубоваты. А вот фантазии римских художников 1-го века в декоре пришлись им очень по вкусу — геометрические и растительные узоры, птички, купидоны и мифические животные прекрасно подходили для заполнения большого числа стен, которые надо было расписывать вначале в Ватикане, а затем и во дворцах и церквях Европы.

2
Стены Золотого дома, расписанные гротесками.
Стены Золотого дома, расписанные гротесками.

1 из 3
Гротески крупным планом.

4
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже (копия ватиканских), интернет. Обрамление библейских сюжетов выполнено в стиле гротесков, обнаруженных в Золотом доме.
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже (копия ватиканских), интернет. Обрамление библейских сюжетов выполнено в стиле гротесков, обнаруженных в Золотом доме.

2
Остатки потолочной мозаики: Одиссей предлагает вино Полифему.
Остатки потолочной мозаики: Одиссей предлагает вино Полифему.

3
Фреска в обрамлении «гротескного» орнамента на сохранившемся фрагменте потолка.
Фреска в обрамлении «гротескного» орнамента на сохранившемся фрагменте потолка.

К настоящему времени расчищено уже более 140 помещений Золотого дома, и очень мало где есть хорошо сохранившеяся фрески. Проблема в том, что ранее раскрытые фрески быстро портятся и многие из них известны только по зарисовкам эпохи Возрождения. Одна из немногих комнат с неплохо сохранившимися росписями, куда водят туристов, называется «Комнатой Ахиллеса на Скиросе». На потолочной фреске изображён очень популярный в античности сюжет о том, как Ахиллес прятался в женском обличье на острове Скирос среди дочерей местного царя, дабы избежать участия в Троянской войне. Он очень хорошо проводил там время среди девушек, но в конце концов был разоблачён Одиссеем и отправлен в Трою.

2
Потолок комнаты Ахиллеса.
Потолок комнаты Ахиллеса.

5
Главная фреска комнаты крупным планом.
Главная фреска комнаты крупным планом.

1 из 3
Фрагменты декора в комнате Ахиллеса с «гротескными» мотивами.

Рядом с комнатой Ахиллеса находится Восьмиугольный зал с внушительным бетонным куполом, главное помещение левого крыла дворца. Построенный на 60 лет раньше Пантеона, зал является по сути предтечей этого римского архитектурного шедевра.

3
Восьмиугольный зал Золотого дома освещается круглым окном («окулюсом»).
Восьмиугольный зал Золотого дома освещается круглым окном («окулюсом»).

3
Реконструкция убранства Восьмиуголного зала (интернет).
Реконструкция убранства Восьмиуголного зала (интернет).

В соседней с Восьмиугольным залом «Комнате Гектора и Андромахи» (туристов туда сейчас не пускают), по некоторым сведениям, в 1506 году был обнаружен знаменитый «Лаокоон». Предполагается, что Нерон заказал для своего дворца мраморную копию оригинальной греческой скульптуры, находившейся тогда в Пергаме. Оригинал до наших дней не сохранился, но по крайней мере копию Золотой дом до нас «донёс».

4
Лаокоон, сейчас находится в музее Пио-Климентино в Ватикане.
Лаокоон, сейчас находится в музее Пио-Климентино в Ватикане.

 

 

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Прогулка по Сиене
  27. Болонья: Пьяцца Маджоре
  28. Болонья учёная
  29. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  30. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  31. Болонья — город портиков
  32. Болонья: Национальная пинакотека
  33. Болонья: музей Средневековья
  34. Равенна римская
  35. Равенна готская
  36. Равенна византийская
  37. Парма: по следам Корреджо
  38. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  39. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  40. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии