Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
сейчас на сайте

Нальчик — Россия Август 2019

Безенги: место откуда сошел ледник.

По каменному полю и льду к второй жемчужине Безенги.

Последние годы жизнь стала как-то суетна, без зазрения совести огромными охапками преподносит массу различных явлений и ситуаций не удовлетворяющих моему внутреннему состоянию, равновесию и гармонии, от этого я периодически впадаю в меланхолию, задумчивость, порой даже испытываю дискомфорт-где я, кто я? А потом начинаю искать в интернете красивые картинки природы, чтобы хоть визуально подпитать себя положительной энергией исходящей от них, но получаю обратный эффект - нетерпение души.

Излечить меня от всей этой напасти могут только горы, горы и еще раз горы, как оказалось по факту не только излечить, но об этом позже.

И вот уже пальцы самостоятельно и даже как-то нервно стучат по клавишам в поисках лекарства: а что там могут предложить современные турагенства тем, кто готовит сани круглогодично и кому хоть немного легче жить и дышать, когда место окучено и застолблено? Ассортимент услуг скажу я вам огромнейший, глаза разбегаются, но в моем выборе пока что главенствует один определенный, конкретный и неизменный фаворит — Кавказ!

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

К данному моменту существует уже довольно-таки солидный опыт самых разнообразных поездок по моему любимому региону: Северная Осетия, Карачаево-Черкессия (Домбай, Архыз), Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Адыгея, Дагестан, Грузия (Сванетия, Степанцминда) и Абхазия! К тому же предпочтение отдаю трекинговым радиальным выходам по окрестностям на-лег-ке: вышел, насладился, ушатался, вернулся и далее согласно инструкции-не кантовать!

Т. е. критерии желаний усложняются, а поиск вариантов сужается до буквально нескольких и в этот раз пальму первенства безоговорочно и не обсуждаемо захватил горный альплагерь в Безенгийском ущелье! Уже пару лет это совершенно незнакомое название будоражило душу, а фотоальбом Дениса о нем только подбросил дров в разгорающийся костер-все как я люблю: снежные вершины огромных каменных исполинов, водопады, альпийские луга, ледники.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Согласовав с подругой единственный безальтернативный вариант, я отправила заявку!

С чувством исполненного долга, с невыразимым облегчением, удовлетворенно вздохнув и откинувшись на спинку кресла, с довольной физиономией я наслаждалась видом заставки на предлагаемом туроператором маршруте! Это ничего, что на календаре ноябрь 2018, время пролетит быстро, очень на это надеюсь!

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Был изучен список необходимого снаряжения, докуплена единственная недостающая деталь- самонадувающийся коврик вместо каремата (туристический коврик), за что отдельное спасибо Гале Горшениной. Легкую двухместную палатку я купила буквально за полгода до этого.

Почему из все вариантов, предлагаемых туристическим клубом «Восход» был выбран не комфортный вариант проживания сейчас уже затрудняюсь ответить, возможно это бюджетно, скорее всего хотелось как можно ближе прикоснуться к природе, а может быть и потому, что все необходимые туристические прибамбасы имелись в наличие и все это надо было срочно выгулять и проветрить.

»Вечером радовались, любуясь открывшимся вдруг небом, украшенным огромными блестящими звездами:

— Не может же быть завтра прогнозируемый дождь, если на небе столько звезд-в надежде на чудо, мы копошились в палатке, запихивая себя в спальники!»-именно этими обнадеживающими словами я закончила прошлую, ветренно-пасмурно-дождливую часть и все вы так искренне сочувствовали совершенно неподходящей для походов погоде, высказывали пожелания о ее улучшении и она сдалась, я имею в виду погода! Ретировалась, отползла в самые дальние уголки ледников, забралась на вершины гор, затаилась и целый день оттуда наблюдала за повеселевшими туристами!

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Как же чудесно раннее утро в горах, чистейший, еще ничем не запятнанный воздух идеален, он словно прозрачное хрустальное стекло переливается разноцветными радостными бликами. Все вокруг сразу повеселело, засияло, красавица Гестола уже смелее выглянула из-за задержавшихся, упрямых туч и показала свои идеальные формы,

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

а трава и цветы засверкали на солнышке капельками утренней росы, обильно покрывшей все вокруг!

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

От так называемой кухни легким шлейфом доносится запах еды-кофе, каша, сладости, ммммм, жизнь прекрасна!

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Нетерпение как можно быстрее воспользоваться хорошей погодой нарастало, ведь это капризные, непредсказуемые горы, надо срочно ловить их благосклонность и в 9 утра наша группа, раскидав по рюкзакам сухой паек, наконец-то выходит на свой первый полноценный маршрут.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Это сейчас я прекрасно владею информацией-куда шли и что увидели, а в тот день я ощущала себя в полном неведении и это адреналинило, интриговало и будоражило. Для начала мы последовали по тому же маршруту, где в густом тумане гуляли вчера: перешли перекошенный подвесной мост через бурный поток реки Мижирги, по настоянию инструктора Кати соблюдая интервал движения,

затем растянувшись на узкой тропе начали медленный подъем по ущелью. Горный альплагерь Безенги все дальше и дальше отступал от нас, оставаясь далеко внизу, а открывающая с высоты панорама удивляла своим великолепием и масштабностью!

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Шаг за шагом перед нами открывалась потрясающая красота, с двух сторон на тропу нависали живописные и разнообразные по фактуре горы,

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

альпийское августовское разнотравье кружило голову,

но во время ходьбы шаг в шаг сложно тормозить на фотопаузу, поэтому на запланированных не продолжительных остановках вся группа разбегалась в разные стороны в поисках выгодного ракурса.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

И вот первая достопримечательность-каскадный водопад Гидан, стремительно падающий с ледника горы Гидан-Тау. Очень красивый водный поток, своими бурными и сильными водами проделавший путь между каменных глыб горы, а затем соединяющийся с рекой Мижирги.

Отдохнув и перекусив яблоками наш отряд следует дальше по невероятно живописным местам

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

по склону небольшого хребта, расположенного по центру ущелья,

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

и вот наконец впереди, открывается невероятная картина — Северная стена!

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Потрясающее зрелище — вокруг зеленые луга, разноцветная альпика, высоко над нами безумный ультрамарин яркого неба с редкими вкраплениями парящих облаков, а вдали искрится и сверкает огромная белоснежная масса до которой казалось бы можно дотянуться рукой!

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Пройдя по левому склону хребта по хорошо проторенной тропе, мы спустились к полянке у поворота ручья, образованного очередным водопадом и Катя объявила:

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

-Желающие остаются готовить обед, а у кого есть силы идем ближе к леднику.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Желающих была вся группа, но взвесив свои силы, несколько человек и инструктор остались делать бутерброды и кипятить на горелке чудесный травяной чай, а остальные, не думая об усталости и горя нетерпением зашагали далее.

Вообще на Кавказе находится восемь вершин, высота которых более 5 тысяч метров и ШЕСТЬ из них (кроме Эльбруса и Казбека) находятся в уникальном Безенги, а огромный 15-километровый массив Северная стена, напоминающая гигантскую подкову-это одна из двух жемчужин этого региона.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Вторую жемчужину мы увидим в последний день тура.

С востока Северной стены на ее запад протянулись вершины: Коштантау-5151 м; пик Тихонова-4670 м; Крумкол- 4676 м; Восточная Мижирги- 4927 м; Западная Мижирги- 5025 м; пик Боровикова- 4888 м; пик Пушкина- 5100 м; Восточная Дых-тау-5180 м; Главная Дых-тау- 5204 м. На юг Северный массив обрывается скальными стенами и контрфорсами и гребнями. В конце 19 века вершины Северной стены привлекли внимание иностранных альпинистов и именно от Безенги на покорение до сих пор сложных Дых-Тау, Коштан, Шхару (Грузия) с одним ледорубом в руках отправились англичане Фрешвилл и Коккин и итальянец Селла.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Чем ближе мы подходили к ближайшей и безопасной точке осмотра грандиозной ледяной стены, тем быстрее и мощнее мимо проносились воды очередной речки, образованной ледником и с бешеным ревом спадающей с горы.

Видно было, что совсем недавно ей не хватало своего русла и она вырывалась на простор, заливала своим мощным потоком близлежащие территории.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

И вот наконец-то мы на месте-облака тем временем не парили в невесомости, украшая собой голубизну неба, а дразня нас предательски подсуетились, густой вуалью прикрыв такую манящую часть Северной стены!

Но нас этим не огорчить-все разбрелись по склону, усыпанному огромными каменюками, уединяясь и наслаждаясь открывшейся панорамой-невероятной и потрясающей! Описать восторги невозможно, полюбуйтесь фото, хотя они совершенно не могут передать фантастическую атомосферу.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

За суровость вершин и вечных ледников российские альпинисты называют этот регион «Малые Гималаи» и у нас есть возможность пусть только и взглядом, но прикоснуться к этой величественной и таинственной красоте, отнюдь не замершей в своей роскоши.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Приглядевшись внимательно на отвесных скалах стены можно рассмотреть множество так называемых «карнизов», которые затаились, но придет время и каждый из них под своей тяжестью рухнет вниз лавиной, сметая все на своем пути.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Эта смотровая-одна из самых живописных, увиденных мною в Безенги, и конечно же уходить совсем не хотелось, но пришлось-на полянке на импровизированном столе были готовы бутерброды, вскипел чай и все задумчивые и какие-то даже рассеянные принялись за трапезу, делясь впечатлениями с теми, кто не ходил к стене.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Вдруг тишину прорезал женский крик:

— Козлы!

А вы что подумали?)

Со склона горы почти сливаясь с каменистым ландшафтом медленно спускались несколько туров! Пересекли ручей и по противоположному травянистому склону стали подниматься на верх, на мгновение четко вырисовавшись на фоне голубого неба.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Ко мне подсел Матвей, самый юный 9-летний участник группы, заинтересованный фотографиями связанных мною игрушек, кстати одна из них названа таким же именем-кот Матвей. Мы посмеялись над совпадением, обсудили еще массу интересных вопросов, Матвей рассказал о своем пребывании в летнем лагере, где прошел курс на выживание, находясь сутки на изолированной территории. Сунув мобильник в карман штанов (ничего меня не учит!), мы сходили к ручью, помыли свои кружки, все собрались и группа отправилась назад по маршруту. Успев сделать всего несколько шагов, слышу:

— Наташа, это не твой мобильник? -кричал догоняющий меня Матвей!

Я в шоке остолбенела — как, откуда, каким образом? И опять? Мало мне потери новенького айфона во Вьетнаме?

Оказалось, что в момент, когда я присела у воды помыть кружку, телефон вывалился из штанов, а Матвей напоследок решил покидать в ручеёк камешки и подошел как раз к тому месту! Я до сих пор отчетливо осознаю, что обнаружив позже пропажу, я даже не смогла бы вспомнить, куда она подевалась, потому как все время держала телефон в рюкзаке.

После обеда наш отряд сократился на двух человек-не подумайте ничего криминального: просто инструктор и самый пожилой турист по очень крутому склону, с которого водопадом сбегает ручей, отправились к ночевке «Теплый стан» — необходимо было протестировать хоть и хорошо набитую травянистую, но местами осыпную тропу.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Две фигурки быстро превратились в крошечные цветные, едва различимые крапинки, которые мы могли рассмотреть, лишь задрав головы и хорошо присмотревшись.

Тропа идет серпантином по левому склону этой горы.

Удаляясь, все часто по очереди поворачивали головы, сетуя на активизировавшиеся тучи, которые стремительно укрывали вершину горы — каково там, на верху, ведь ничего не видно!

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

А на верху горы, на высоте 3200 метра над уровнем моря стоит симпатичная каменная хижина «Укю», в начале 80-х годов возведенная силами обычных участников альплагеря «Безенги» и называется «Теплый стан». Меня очень заинтересовал вопрос строительства-как по жутко крутому склону на вершину хребта доставляли цемент и другие строительные материалы? Все просто-в рюкзаках и было это добровольно-принудительно всего лишь за получение «Книжки альпиниста»!

Перед альплагерем я еще раз повернулась назад-яркой утренней картины как не бывало, она была словно стерта безжалостным ластиком, только хмурые тучи прикрывшие собой изумительный пейзаж…

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

Вечерело, солнышко спряталось и как-то сразу похолодало, но перед нами встал вопрос -надо срочно принять душ и какое же приглашение гостеприимных туристов группы, обладателей комфорта выбрать?

После душа, чистенькие, невероятно одухотворенные, легкие и буквально парящие над землей, приблизившись к нашей стоянке были поражены: вместо валявшегося в траве поверженного шатра стоял слегка перекособоченный, почти отремонтированный. Мы быстренько включились в процесс и помогли инструктору- поддержали, подтянули и замечательный полог был готов к приему гостей!

Да, да, у нас намечался банкет по случаю дня рождения одного из участников! Заранее купленные Катей коржи были обильно пропитаны джемом и сгущенкой, украшены кусочками персика и орехами, шатер натоплен горелками, чай почти закипел. Нашу суету прервали парламентеры-сам виновник торжества и его жена:

— Вы с кружками? — это у нас вместо пароля.

— Нет, на улице очень холодно и мы пришли просить вас провести праздник в кафе. (Ну вы помните, в том огромном)

— Категорически нет — отрезала Катя,

— Зайди в шатер — посоветовала я жене именинника, подмигнув.

Выйдя из теплого уютного шатра, она отвела в сторону мужа, что-то зашептала и вот уже они удаляются в сторону домиков:

— Мы за кружками.

Внутрь был занесен стол, лавки, в кромешной тьме сверкая фонариками, словно светлячки, постепенно собрались все участники банкета, расселись, расставили кружки, на торт установлены две свечи 3 и 6 и праздник начался!

Это был чудесный, трогательный и незабываемый даже для меня, а уверена для именинника особенно, вечер: поздравления, шутки, смех и конечно же песни!

Вот на такой приятной ноте я заканчиваю рассказ об этом удивительном и таком насыщенном и длинном дне, ради его одного уже стоило ехать в горы именно с туром, а ведь будут еще дни, о которых я конечно же расскажу позднее.

Северная стена — одна из жемчужин Безенги

PS: Активная часть прохождения по маршруту: 13,2 км, перепад высот 2140-2820 м, продолжительность маршрута 7 часов-эти детали заявлены в программе турклуба, но по времени у нас получилось 9 часов.

Безенги: ущелье реки Думала, экотропа и красное платье.