Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:43

Абхазия Январь 2013
В краю магнолий плещет море.

Очередные многодневные выходные дни было бы невероятным кощунством просидеть дома, пусть даже попытаться занять себя какими-то мероприятиями, прогулками, встречами, поэтому мысль исчезнуть из города хотя бы ненадолго засела плотно в моей голове и уже не давала покоя. Пусть это домашний праздник, пусть Новый год-ну и что? Мое отношение к нему не поменяется ни в каком случае и ни в какой ситуации. Организационные вопросы не сравнимы с поездками за рубеж: билеты на поезд Москва-Сухуми, 10-часовой переезд, учитывая почти 3х часовое ожидание на границах-на русской со сбором паспортов, на абхазской-простая зрительная сверка фейса с фото в паспорте. Далее ранний приезд утром 31-го в Гагры, ожидание на перроне встречающего нас знакомого знакомых, который почему-то опаздывал, первые съемки-это восход солнца

и заброшенное здание вокзала.

В краю магнолий плещет море.

За несколько дней нашего пребывания в этом солнечном краю, а погода нас действительно радовала и баловала, я так и не привыкла к полуразрушенным, заброшенным зданиям. Они встречались повсюду, в любом месте, где нам удалось побывать. Степень заброшенности была разная, но она была и смотрелась дико на фоне потрясающе ярких, неба, моря и зелени!

В краю магнолий плещет море.

Объяснение было одно-когда-то была война и это ее следы! Видеть эти следы нам пришлось, но думать о них не хотелось-праздничное настроение создавала даже солнечная не зимняя погода и отсутствие снега.

Встречающий наконец-то подрулил и повез нас в городок Пицунда, на постоянное жительство на все дни. Когда я договаривалась по телефону с хозяйкой однокомнатной квартиры, где нам предстояло жить, то мне было все равно-Гагры, Пицунда, разницы я не видела и воспользовалась только ее советом. Но пожив в этом маленьком уютном городке, расположенном на мысе, выступающем в море, окруженным сосновыми рощами я поняла, что выбор был сделан правильный. А пока надо спешить-впереди Новогодняя ночь, мы заселяемся, бросаем вещи: надо еще забронировать места в ресторане, что мы не сразу, но все же сделали и, пользуясь местным автобусом № 5, едем на прогулку в Старую Гагру. Сразу скажу, что на этом рейсовом автобусе за все дни мы больше не ездили ни разу, не было смысла его ждать. Всегда легко уезжали либо на маршрутках, либо автостопом-проблем с этим видом транспорта не было, он самый распространенный в Абхазии. И зря я переживала, что в послепраздничные дни будет проблематично куда-то уехать-ездили и ранним утром и поздним вечером, без проблем. Народ доброжелательный и всегда рад помочь-любой каприз за наши деньги, все не так уж и дорого, в пределах разумного.

И вот мы в Старой Гагре. Замечательный берег с песчаными и галечными пляжами и чистейшей морской водой! Цвет воды и ультрамарин неба завораживает и восхищает!

В краю магнолий плещет море.

В самом центре Старой Гагры находиться одно из достопримечательных мест города — Колоннада. Это живописная аркада в мавританском стиле, раскинувшаяся полукругом с фонтаном в центре.

В краю магнолий плещет море.

Рядом по берегу раскинулся Приморский парк, в котором мы с большим удовольствием прогуливаемся.

В краю магнолий плещет море.

История развития Гагры как курорта связана с именем принца Ольденбургского — родственник Николая II побывал здесь в 1899 году и задумал превратить Гагру в русское Монте-Карло. Благодаря принцу в Гагре появились телеграф, телефон, электрическое освещение, водопровод, на берегу моря дворец и водолечебница, виллы и особняки, гостиницы и рестораны, проложена дорога в горы — к «Альпийской Гагре», заложен приморский парк, с редкими видами экзотических растений.

На горе видно старинное красивое здание с башней сокольничьего-это Дворец принца Ольденбургского. В советское время во дворце был элитный дом отдыха «Чайка». Сейчас здание заброшено, но справа виднеется новая черепичная крыша-возможно не все так плохо, и его реставрируют.

В краю магнолий плещет море.

Сквозь листву пальм проглядывают ступеньки вверх в здание с часами. Это строение- ресторан «Гагрипш», символ рождения Гагры как мирового курорта.

Здание для ресторана было привезено в разобранном виде из Скандинавии в 1902 году. Это строение купил на парижской выставке принц А. П. Ольденбургский. Здание было привезено в Абхазию и собрано на месте. Именно в этом ресторане снимали фильм «Веселые ребята».

Далее мы подходим к остаткам стены легендарной крепости Абаата, построенной в IV—V вв. н. э. для защиты от иноземцев. За ее стенами — кафедра гагрских епископов — древний христианский храм VI века- Гагрский храм.

В краю магнолий плещет море.

На сегодняшний день здесь музей абхазского оружия.

Заходим на территорию-и здесь везде следы разрушений и запустения….

В краю магнолий плещет море.

Возможно здесь был дом отдыха, такая шикарная территория на берегу моря. Настроение великолепное, почему бы не воспользоваться замечательной теплой погодой и не подурачиться на берегу? Что мы и делаем с удовольствием, но понимаем, что пора уже ехать в наше жилье, ведь сегодня еще предстоит встреча Нового года- звучит это нереально, но это так.

В ресторан мы пришли часам к 11, тихий и уютный в деревянном стиле, небольшой зал, согласовывали меню, конечно же не обходиться без блюд абхазской кухни. В последующие дни мы еще несколько раз пользовались услугами поваров этого ресторанчика.

В краю магнолий плещет море.

Под бой курантов все в зале зажигают бенгальские огни, шум, поздравления. Потом традиционно стрелялки на улице и вся прочая суета, связанная с всеобщим праздником. Новый год совершенно спокойно наступил в Пицунде, несколько петард полетело в небо и прозвучало пара-тройка негромких выстрелов и все! Сам город был украшен также очень скромненько, никакой праздничной эйфории не наблюдалось вообще, разноцветные гирлянды и светящиеся елочки видны были только в окнах ресторанчиков и кафе. 1 января было решено никуда не выезжать, а посвятить день прогулкам по близлежащим территориям Пицунды и, конечно же, прогуляться по пляжу.

Курортный город небольшой и находится на песчаном мысу и огромную территорию Пицунды занимает сосновый лес, площадью 200 га. Часть съемок фильма «Алые паруса», а именно сцена, в которой Капитан Грей обнаруживает спящую Ассоль, снимали в этой сосновой роще.

В краю магнолий плещет море.

Город расположен в низменности, горы отступили от него км на 10–15, поэтому климат там умеренный, никогда не бывает штормов и вода на пляжах самая чистая на всем побережье Черного моря. В этом мы убедились и сами, погуляв по берегу и на следующий день, увидев море в Сухуми-это две большие разницы.

В Пицунде находится Пицундинский храм Х века, лучший памятник абхазского средневекового зодчества.

В краю магнолий плещет море.

Обойдя его вокруг, мы идем по аллее через рощу к морю. Погода чудесная, небо потрясающего голубого цвета, белоснежные узоры облаков только украшают его. И вот сквозь листву показался пляж и гладь чистейшей морской воды!

Весь берег был устлан ковром из медуз-чем они провинились перед волнами? Если смотреть по карте, то мы прошли весь мыс по пустынному берегу, по городскому галечному пляжу,

В краю магнолий плещет море.

любуясь морем, рощей и наслаждаясь теплом и солнцем. На берегу стоят 7 опустевших корпусов пансионатов -нет отдыхающих и жизнь для них будто остановилась.

В краю магнолий плещет море.

Это красивое здание пансионата «Маяк», на его крыше установлен новый маяк, освещающий путь кораблям,

а рядом между зданиями пансионатов возвышается и старый Пицундский маяк. Он весь ржавый и даже укреплен железными подпорками, но всё-таки его сохранили и теперь он является достопримечательностью Пицунды.

В краю магнолий плещет море.

Еще издали было видно какое-то темное нагромождение, подойдя поближе увидели, что это скульптура «Медея — дочь царя Колхиды», странное место выбрано для нее-прямо на берегу.

В краю магнолий плещет море.

Вдали виднеются горы, снежные вершины-невероятно! А у наших ног плещется море и растут пальмы! Далее на берегу городского пляжа видим скульптуру «Ныряльщики»-это ловцы жемчуга, творение рук Церетели. И вообще он засветился в Пицунде, проезжали несколько остановок для местного транспорта таких причудливых форм! Рассказывали, что это его дипломные работы, пришлось поверить на слово местным жителям, сфоткать не получилось.

На следующий день едем в Сухум. Транспорт из Пицунды идет весь в Гагру, поэтому доезжаем до перекрестка-налево-Гагра, направо-Сухум и останавливаем маршрутку.

Ехать 72 км-часа 1,5. Проезжали поселки и везде мои, уже натренированные глаза, сразу улавливали мандариновые деревья с плодами! И вопрос повисал в воздухе: «Ну почему же жители не срывают их?» Местность постепенно менялась, те горы, которые мы видели вчера с пляжа, проплывали мимо. Иногда казалось, что мы едем на одном уровне со снежными вершинами. Справа плескалось море. После Нового Афона дорога круто повернула вверх и по серпантину мы поднимались выше и выше-такие шикарные виды открылись!

Сухуми не впечатлил, возможно мы уделили слишком мало времени этому курортному городу. Везде видели следы заброшенности. Это школа, видно что действует только одна ее часть.

В краю магнолий плещет море.

Но местные аксакалы, расположившиеся на солнечной набережной, всем своим видом показывали, что все у них в полном порядке и они вполне довольны собой и окружающим миром.

Мы посидели в кафе, продегустировали здешние хачапури, прогулялись по набережной Диоскуров,здание морского вокзала вдали.

В краю магнолий плещет море.

Поснимали своеобразные бронзовые скульптуры по мотивам произведений Фазиля Искандера, автором которых является молодой художник и скульптор Архип Лабахуа

и то, что осталось от древнего города Диоскуриады, «развалины крепости»

В краю магнолий плещет море.

и не спеша, сухумскими улочками пошли к вокзалу. Так же как и в Гаграх, здание вокзала, было заброшено и не работало.

Каждое утро на улице было прохладно, землю покрывал морозец, вся листва была покрыта инеем, но солнышко уже пригревало, и каждый последующий день был теплее предыдущего.

В краю магнолий плещет море.

Следующий и последний день мы полностью посвятили Новому Афону. Программа была продумана обширная, но как все успеть? Так же как и с погодой, в этот раз нам повезло и с компанией! Было 3 января, курортные городки оживали и на остановке в сторону Н.Афона уже было гораздо больше туристов, чем вчера. Опять-автостоп и минут через 5 прямо около нас останавливается маршрутка, как будто специально нами заказанная, салон занят компанией молодых людей из Ростова, передние места рядом с водителем-для нас! И программа у ребят потрясающим образом совпала с нашей-монастырь, пещеры, гора с крепостью! Что может быть замечательней? В 11 часов мы были уже у пещеры, купили билеты на 13 часов. В оставшееся время решили проехать к Новоафонскому монастырю.

В 1874 году из греческого Старого Афона в небольшое абхазское селение прибыли монахи, получившие здесь землю от русского императора Александра II. Вскоре трудолюбивые монахи построили на этом месте один из крупнейших на Кавказе духовных центров, Новоафонский монастырь, великолепный образец неовизантийской архитектуры. Чтобы построить монастырь, была даже срыта часть горы. Главный храм монастыря, Пантелеймоновский собор, был освещен в 1888 году, и на этом событии присутствовали император Александр III с супругой, императрицей Марией Федоровной. Вплоть до 1917 года монастырь, также известный как монастырь Святого апостола Симона Кананита, только рос и все более процветал. Не иссякал сюда поток паломников со всей страны, около 700 монахов приютили его стены.

Одно за другим появлялись на территории монастыря и рядом с ним различные хозяйственные сооружения, приносившие пользу, как самим монахам, так и всему окружающему населению: грузопассажирская пристань; практически первая в России гидроэлектростанция; железная дорога; канатные дороги на вершины Иверской и Афонской гор; церковно-приходская школа. Монастырь со всех сторон окружали фруктовые сады. Процветанию обители пришел конец в 1917 году. Какое-то время служители церкви еще пытались отстоять свое право жить так, как это было прежде, но в 1924 году с резолюцией «за контрреволюционную агитацию» монастырь был закрыт. С тех пор здесь размещались то склады, то турбаза, позднее был открыт краеведческий музей, а во время войны начала 1990-х тут располагался военный госпиталь, монастырь не раз подвергался обстрелу. Возрождение Новоафонского монастыря началось в 1994 году. Видно, что проводится реконструкция всего комплекса, состоящего из шести храмов и большого количества хозяйственных построек. Некоторые купола еще в лесах, не все стены, и особенно внутренние помещения отреставрированы. Но, то что уже сделано-впечатляет!

Прошлись по местному рынку, мандарины продавали расфасованными в пакеты по 5 кг, цена 100 рублей. Конечно набрали все!

В краю магнолий плещет море.

В Новоафонскую пещеру пропускают по времени, когда наберется определенное количество туристов, на паровозике из нескольких вагонов довозят до начала маршрута

и далее почти 2 км в течении больше 1,5 часов прогулка по потрясающим гротам, мостикам, залам с подземными озерами, причудливой формы сталактитами и сталагмитами!

Писать об эмоциях бесполезно и это совершенно не передаст красоту подземного мира! Поэтому-фото, но и они смешная пародия на реальность!

В краю магнолий плещет море.

Потом опять-паровозик, обед и насытившиеся, расслабленные наши попутчики раскололись на 2 лагеря! Одни непременно требовали продолжения банкета-купания в море, причем немедленно! Другие, как и я, хотели совершить восхождение на Иверскую гору. Молодежь спорила недолго-победили любители экстрима и холодных водных процедур. Нам ничего не оставалось делать, как подчиниться-сегодня мы в одной упряжке.

Наблюдая за резвившимися ребятами, я получила удовольствие! Конечно, это были не летние купания, но все же смельчакам-браво!

Местное абхазское вино служило неким внутренним разогревателем!

В краю магнолий плещет море.

На этот раз все собрались быстро, время не ждет, а может просто замерзли и хотели согреться в теплой маршрутке. Через минут 10 мы были уже у Иверской горы, купили билеты, договорились о времени, часа через два обещая спуститься -верхняя башня закрывается в 18 часов и двинулись по серпантинной горной тропе вверх.

В краю магнолий плещет море.

Высота Иверской горы 345 метра. Новоафонская пещера, в которой мы уже побывали, как раз и находится в недрах этой горы. Одновременно поднимаясь в гору, я любовалась прекрасными видами расстилающего внизу поселка Нового Афона,

монастыря, виднеющимися просторами моря, остатками крепостных стен.

В краю магнолий плещет море.

На вершине горы находятся развалины Анакопийской крепости, эта крепость — оборонительное сооружение, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.

Внутри крепости небольшая часовенька, везде горят лампадки, свечи.

В краю магнолий плещет море.

Наиболее уцелевшее сооружение-это главная восточная башня,

на верх ведут ступеньки и, поднявших на смотровую площадку башни, перед взором открываются совершенно потрясающие виды вокруг!

В краю магнолий плещет море.

Вдали, в дымке, можно рассмотреть даже Сухум. Уходить не хотелось, молодежь решила остаться и встретить закат,

солнце быстро опускалось все ниже и наконец исчезло за горизонтом!

В краю магнолий плещет море.

Теперь ничего не мешало нам отправиться в обратный путь! Чувствуя, что опаздываем, в приближающихся сумерках мы как могли срезали серпантинную тропинку, спускаясь наискосок по камням, держась за деревья, кусты, корни! День выдался замечательным, мы столько успели увидеть! А на следующее утро погода решила, что все, достаточно она нас побаловала-было пасмурно, капал дождик, заметно похолодало, но нам было уже все равно-мы уезжали!

Уезжали от моря, гор, пальм, магнолий, кипарисов и от прекрасной, совсем не новогодней погоды! Этот холидей и Абхазия останутся в памяти, это однозначно!

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм