Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 21:41

Грозный — Россия Февраль 2017

Вайнахская сага: День первый-бесконечный

Вайнахская сага: Ингушетия-чудесная страна башен

В восемь утра был намечен, как написано в программе - полезный завтрак и к девяти наша группа с опаской расселась в автобус, тот, из-за которого мы пару дней назад потеряли четыре часа драгоценного времени!

Нам предстоял долгий путь: несколько раз пересечение границ между республиками, опять блок-посты, не выходя из автобуса обзорная экскурсия по Владикавказу, по улочкам которого наши водители ехали впервые и, конечно же, заблудились и как результат — опять потеря времени, из-за недостатка которого гид не позволил нам выйти хотя бы минут на 10 в столице Ингушетии — городе Магасе!

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

А городок стоил того, заложенный в 1994 году практически в «чистом поле», у подножия Кавказских гор, город уже через шесть лет стал столицей Ингушетии.

Название было выбрано со смыслом: Магас — главный город легендарного Аланского царства, разрушенный татаро-монголами в XIII веке. Его точное местонахождение до сих пор неизвестно, но вокруг современного Магаса и соседней Назрани действительно обнаружено несколько древних городищ. Поскольку город очень молод, то он только начал обзаводиться достопримечательностями, и первой из них является Башня Согласия, или Магас-Тауэр, высотой 100 метров.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Она стилизована под ингушскую боевую башню, которые мы видели накануне, но с сугубо мирной «начинкой»: внутри расположились смотровая площадка, конференц-зал, торговый центр и ресторан. Мне удалось сфотографировать башню на фоне гор с места непредвиденной стоянки нашего горе-автобуса. Проезжая по Владикавказу и Магасу все вдруг обнаружили, что сквозь грязные окна автобуса невозможно не то чтобы сфотографировать хоть какие-то памятные места, но даже их разглядеть! Недовольство этим было выражено общим гвалтом, на что водители решили отреагировать по-своему: заехали на мойку! И тут сразу напрашивался закономерный вопрос: автобус больше суток без дела стоял у отеля, неужели нельзя было его приготовить для туристической поездки? И опять потеря времени, которая не привела к ожидаемому результату: окна как были грязными, таковыми и остались!

Уже опаздывая и нарушая график, мы, тем не менее, не отказались от посещения комплекса Аллея Памяти и Славы, где в памятниках ярко представлена история ингушского народа (покажу позже).

А пейзаж тем временем изменился, горы остались позади, а по обе стороны дороги простирались степи, поля и небольшие населенные пункты.

Упоминания о самых первых государственных образованиях на территории Чечни относятся к концу раннего средневековья, а с IХ века равнинная часть современной территории Чечни входила в состав Аланского царства. В горах и на равнине обитали прямые предки чеченцев — племя нохчи, которые в XIII веке в результате нашествия монголов были вынуждены покинуть равнинные районы и уйти в горы, где они и жили вплоть до XVI века. Впоследствии из-за страшной земельной тесноты часть чеченцев начала постепенно возвращаться из горных районов на Чеченскую равнину, в долину реки Терек.

Ко второй половине XVI века относятся первые письменные свидетельства русских властей о контактах с чеченцами: в 1570-е годы один из крупнейших чеченских владетелей князь Ших-мурза Окоцкий установил связи с Москвой, куда прибыло первое чеченское посольство, ходатайствовавшее о принятии чеченцев под российское покровительство. А уже к концу XVI века на Северный Кавказ двинулось значительное число первых переселенцев, казаков с Дона и Волги.

И конечно именно казаки самыми первыми столкнулись с характером свободолюбивой нации и набегами соседей-горцев, предпринимавшимися с целью захвата скота и другой добычи, а также пленных, которых либо превращали в рабов, либо возвращали за выкуп. Это приводило к периодическим неизбежным стычкам, в ходе которых казаки совершали ответные опустошительные нападения на чеченские аулы. Уже тогда в глазах русских властей чеченцы снискали репутацию опасных разбойников, соседство с которыми доставляло постоянное беспокойство государственным рубежам.

С 1785 года произошло утверждение ислама как господствующей религии чеченцев.

На протяжении XVII — начала XVIII веков Кавказ становится объектом устремлений и соперничества шахского Ирана и Оттоманской империи, с одной стороны, и России, с другой и в начале XVIII века в русских источниках за чеченцами закрепляется это название по имени селения Чечен-аул.

Начиная со второй половины XVIII века Российская империя предпринимает новые шаги для укрепления своих позиций на Северном Кавказе и покорения северокавказских народов. Начало было положено военной колонизацией — насильственным переселением новой партии волжских и донских казаков на берега pек Кубань и Терек. Русское командование строило казацкие станицы и поселения на равнинных землях, в предгорьях прорубали широкие просеки в лесах, прокладывали дороги, создавали оборонительные линии из форпостов и крепостей.

После победы над Наполеоном правительство русского царя Александра I активизировало свои действия на Кавказе, сосредоточив там значительные военные ресурсы. В 1816 году генерал Ермолов предложил план покорения горного Кавказа, который предусматривал регулярные осады горных районов. Враждебно настроенные аулы должны были предаваться разрушению, сжигаться дотла, а население подлежало переселению на равнину под надзор русских войск.

Приготовившись к тщательному досмотру на чеченском блок-посте, мы были удивлены, что нас даже не остановили, а гид сказал, что это распоряжение Кадырова: всегда и везде путешествующим по Чечне туристам зеленый свет!

В 1818 году в низовьях реки Сунжи была основана крепость Грозная, которая была призвана блокировать чеченским горцам выход на равнину через Ханкальское ущелье. Пять тысяч русских солдат возвели крепость за 4 месяца. Это место тогда считалось самой «горячей» точкой на Северном Кавказе, поэтому и крепость назвали Грозной.

А мы тем временем проезжаем уже по центральной улице Грозного — проспекту Ахмата Кадырова и остановившись на площади, к нам в автобус садится лицензированный местный гид и просто симпатичная, очень общительная чеченская девушка.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

В 1840 году в крепости Грозная проходил военную службу поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Лермонтов. В октябре 1850 года в крепости побывал наследник российского престола 32-летний Александр Николаевич. В 1851–1854года в крепости несколько раз побывал молодой Лев Толстой, служивший на Кавказе.

К концу 1869 года крепость Грозная, утратив стратегическое значение, была преобразована в окружной город Терской области, столицей которой был Владикавказ.

В начале 1890-х в районе города была начата добыча нефти. Тогда же возникла необходимость в появлении железной дороги. Ветка Владикавказской ж/дороги, проложенная от Беслана, появилась в Грозном 1 мая 1893 года, а осенью этого же года была пробурена первая нефтяная скважина. Грозный стал одним из крупнейших промышленных центров Кавказа, а только в 1936 году столицей Чечено-Ингушской АССР.

Казалось бы, как замечательно, расцветай, стройся, процветай и вся республика, и столица и весь чеченский народ, но бунтарская кровь, нежелание подчиняться, борьба за власть в 20-м веке привели к колоссальным трагедиям….

Возвращаемся в настоящее, слышим совещание наших гидов, корректировку маршрута и вот уже группа покидает автобус, под палящим ласковым февральским небом взоры всех прикованы к грандиозным небоскребам «Грозный Сити-1».

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Строительство комплекса проходило под руководством строительных фирм Турции с использованием самых новых сейсмоустойчивых технологий. Комплекс включает в себя 7 высотных зданий, куда входят жилые дома, офисно-деловой центр и гостиница. 40-этажная 145-метровая башня «Феникс» с часами на фасаде - одно из самых высоких жилых зданий в России,

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

в 2013 году пострадало от пожара, но потом было реставрировано. Прежнее название высотки было «Олимп» и именно в ней находится пятикомнатная двухъярусная квартира французского актера Жерара Депардье, которую ему подарил Рамзан Кадыров.

А нашей группе предстоит подъем на вертолетную площадку одного из небоскребов.

Не успели мы выйти из лифта, как охранник предупредил: «Съемки запрещены, дождитесь вашего гида!» Ничего не поняв, мы по ступенькам поднялись еще выше на крышу

и обомлели: с 30-го этажа открылся головокружительный вид на весь город

и таблички-запреты съемки в сторону резиденции главы Чеченской республики.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Смотреть-смотрите, а она - вот, недалеко от здания шара-ресторана, который я тут же сфоткала и замерла в ожидании, что сейчас кто-то подойдет и заставит удалить кадры!

Четырехэтажное здание ресторана «Глобус», выполнено в форме земного шара, внутри которого имеются многочисленные аквариумы больших размеров с экзотическими видами рыб. Говорят, что аналогов ресторану в России просто нет.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Главным инвестором проекта выступил Руслан Байсаров, бывший муж Кристины Орбакайте. За «Глобусом» находится парк Ахмата Кадырова с мечетью имени Хамзата, а чуть левее квартал небольших коттеджей, предназначенных для именитых особ, гостей и которые тоже нельзя снимать!)))

Во время военных действий с 1994 по 1999 годы город сильнейшим образом пострадал — был практически полностью разрушен и в том числе был полностью уничтожен центральный район города. Сейчас, глядя на Грозный, к счастью, ничто уже не указывает на тот трагический период в его истории.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Те здания, от которых остался лишь каркас, и которые были пригодны для восстановления, очень стильно реконструировали. Многие дома советской эпохи были восстановлены на современный лад. Благодаря сезону и полному отсутствию зелени, город, простирающийся внизу и уходящий вдаль, виден как на ладони: просторные улицы, огромные площади, аккуратные улочки и разноцветные домики центральных районов поражают роскошью и богатством.

Да, без сомнения сегодня Грозный — это один из самых красивых городов Кавказа, но чего это стоило и как много еще предстоит сделать?!

Став главой Чечни, Рамзан Кадыров в первую очередь поставил задачу восстановить столицу: «Грозный мы восстановили все вместе, весь чеченский народ! Большую часть города восстановили по федерально-целевой программе, но самые красивые здания- это инвестиции, меценаты". В Чечне создан благотворительный Фонд имени Ахмата Кадырова куда уходит часть зарплаты каждого, работающего в бюджетной сфере. Размер ежемесячного вклада в фонд зависит от зарплаты работника и несогласным с такой постановкой предлагают просто уволиться.

И еще: все работающие жители города отдавали свои выходные городу, оставив для своих нужд лишь один выходной в месяц. Это был каторжный труд на раскопках руин и работать или нет, приходить на стройки или нет даже не обсуждалось: это надо было израненному городу!

Сегодня в городе работают рестораны, торговые центры и кинотеатры. Люди спокойно отдыхают в парках, прогуливаются по аллеям.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

В центральной части города нет больше блокпостов и руин, напоминающих о войне. О войне здесь в принципе говорить нежелательно. Кадыров неоднократно заявлял, что война закончилась, об этом нужно забыть и жить дальше. О войне не говорила и наша гид, только о мирном, позитивном.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Частный сектор, который занимает большую часть города, жители восстанавливали сами и поэтому до сих пор многие окраины города по-прежнему лежат в руинах. В развалинах стоит и практически весь Заводской район, в котором до войны располагались все градообразующие предприятия — нефтеперерабатывающие заводы, предприятия по изготовлению строительных материалов и многое другое. Здания в Заводском районе Грозного имели оригинальную архитектуру. Многие из них были построены в конце 19-го века англичанами, работавшими в нефтяных компаниях. Остается надеяться, что всем жителям города рано или поздно будет комфортно жить в своем собственном, вновь отстроенном и возвращенном к жизни, городе.

А вот внизу видна огромная строительная площадка, где ведутся подготовительные работы. Здесь планируют построить самое высокое здание на Кавказе. В составе второй очереди «Грозный-Сити 2» предполагается в том числе сооружение 79-этажной 400-метровой многофункциональной башни «Ахмат Тауэр».

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Время перевалило за обед и впитывать информацию отказывался не только мозг, но и вся тел!))) Весь организьм требовал подкрепления в виде пиши реальной. Вкусный и горячий обед (за 400 дополнительных рублей) в местном кафе был как нельзя кстати.

Здесь мы попробовали типичные блюда вайнахской чеченской кухни: жижиг-чорпа, мясной суп; крошечные мясные либо хинкали либо манты. А на десерт хингалш — полукруглые пшеничные лепешки из тонкого теста с начинкой из вареной тыквы пропитанные маслом с сахаром и зеленый чай.

Сразу же после насыщения мы посетили и осмотрели коллекцию Национального музея Чечни, днем основания которого является 7 ноября 1924 года.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

К началу войны 1994–1996 годов музеи Чечни достигли наивысшего расцвета, приобрели новое здание, обширные музейные площади. Военные действия имели губительные последствия для историко-культурного наследия чеченского народа, музейной сети и музейного дела в целом в республике. Практически уничтожена материально-техническая база музеев, разграблены и утрачены музейные фонды — бесценные памятники истории и культуры ЧР, стерто с лица земли и здание национального музея. К маю 2007 года на средства Регионального общественного фонда имени Ахмата Кадырова построено новое современное здание музея, восстановлены музейные площади и их торжественное открытие состоялось 18 мая в Международный день музеев.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Конечно, экспонатов катастрофически мало, коллекция никак не тянет на коллекцию музея столицы республики, но безумно трогательно желание гида показать и рассказать о том, что есть, учитывая с каким трудом все это было воссоздано.

Наши гиды.

Рядом с музеем красивое новое здание Национальной библиотеки имени классика чеченской литературы Абузара Айдамирова с центральном фасадом в виде книг, первой публичной библиотеки Грозного, основанной в 1904 году.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Проспект Амхата Кадырова плавно переходит в проспект Путина и здесь сооружена очень красивая пешеходная аллея с высаженными деревьями.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Затем запланированное посещение магазинчиков с сувенирной продукцией.

Быстренько купив магнитик с изображением мечети, я спешу на огромную Мечетную площадь, что бы скорее полюбоваться увиденным сверху и все время манящим меня сооружением, одной из самых крупных в мире мечетей «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Шикарное здание с четырьмя шпилями-минаретами на фоне небоскребов «Грозный-Сити» смотрится великолепно и грандиозно! А перед мечетью на площади зачем-то устроили покатушки для обучающихся автолюбителей!

Слева от Мечетной площади на площади имени Ахмада-Хаджи Кадырова стоит стела, открытая в июне 2015 года в честь присвоения Грозному почетного звания «Город воинской славы», согласно указа подписанного Владимиром Путиным.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Памятная стела говорит о принадлежности Грозного к числу городов, жители которых проявили особую храбрость, самоотверженность в борьбе против нацизма. В этом же указе были и другие города России: Гатчина, Петрозаводск, Старая Русса и Феодосия.

К величественному комплексу Дома Торжеств, построенному в восточном стиле и возведенному на средства инвесторов, поближе я так и не смогла подойти, хотя глаза издали периодически смотрели на него, очень интересное архитектурное сооружение.

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

Затем у нас было запланированное посещение мечети «Сердце Чечни»

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

я обязательно покажу это отдельно

и часов в пять выйдя на улицу я остолбенела: небо над Грозным озарилось яркими красками, закат был потрясающий,

Вайнахская сага: Знакомство с современным и совсем не грозным Грозным

вот бы оказаться именно сейчас на крыше башне! Запланированный отъезд домой из столицы Чечни в 15–00 с треском провалился, поэтому, аааа, была-не была, гид дает отмашку еще на полчаса самостоятельных прогулок вокруг мечети и в прилегающем к ней сквере. Какие виды вокруг! Голова кругом-мягкий, нежный, яркий, постепенно опускающийся на город, вечер! Окрестности чудо как хороши, фотоаппарат щелкает без остановки, ноги цепляются за все, потому как глазам некогда смотреть на землю-только б не свалиться в фонтан! Правда он без воды, но мягко не будет!

В 17–45 мы кое-как собравшись, расселись, слишком возбужденные увиденным и слишком впечатленные, чтобы молчать! Тишина восстановилась мгновенно, как только из мечети громко прозвучал голос муэдзина, призывающий мусульман на обязательную вечернюю молитву…

Притихшие, понимающие, что находимся в чужом мире, мы наконец-то отправились домой! Путь был долог, вместо двух часов ночи, к Краснодару мы подползли к пяти утра, пережив жару в Чечне, снежную вьюгу под Кропоткином и жуткий холод, выйдя из автобуса уже дома, в своем районе.

Вот такая была поездка, маленькая, непродолжительная, но полная эмоций и новых незабываемых впечатлений. А еще мы с подругой решили, что будем и далее пользоваться услугами туркомпании для изучения близлежащих к нам труднодоступных территорий!