Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 17:57

Архыз — Россия Июнь 2017

Хрустально-изумрудная россыпь Архыза.

К Софийским водопадам.

К Софийским озерам.

Вдопад Баритовый и безумный спуск с хребта Абишера-Ахуба.

База РомантИк.

Поваляться-понежиться в теплой постельке опять не удалось, подруга-то моя «жаворонок», да и причина нашего здесь пребывания не праздная, а ответственная и трудная: ежедневные трекинги в горы, это вам не семечки на лавочке щелкать, чем мы собственно накануне вечером и занимались, сидя на веранде и вдыхая дурманящий запах хвои.

Ежедневные утренние, отработанные за прошлые дни, манипуляции и в 7–30 рюкзаки вновь за плечами и мы снова топаем в поход!

Сегодня можно сказать долгожданный день, потому как после первого дня джиппинга-трекинга на водопады, хозяин нашей базы вечером, как бы невзначай, поинтересовался: «Как прошел день, на озере Любви были?» Спросил так, как будто озеро это было прямо за нашим домиком и, конечно же, оно сразу стало в очередь мест, обязательных к посещению.

А наш путь пролегал по пустынной главной улице поселка, знакомый поворот направо к реке Большой Зеленчук, далее через спящий рынок, мост через реку,

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

немного в горку и вдруг упираемся в препятствие: вход в Тебердинский заповедник охраняет калитка с амбарным замком и вокруг никого! Минуту постояли-поразмышляли, дернули за веревочку толкнули калитку, она и открылась. Мы смело пошли по тропе, пообещав себе, что заплатим за вход на обратном пути.

Нас не насторожило то, что указателей на озеро не было в принципе, только подружка maps.me прочертила пунктир к крошечному голубому пятнышку, отказываясь проложить маршрут. А по сему, мы, девственно чистые от избытка информации о километраже и сложности маршрута(попробуй-ка разгадай его по карте на экране мобильника!), в полном неведении бодренько отправились по тропе в глубь леса, вдыхая утреннюю свежесть и наслаждаясь нежным запахом полевых цветов.

Сначала идти было легко и спокойно, миновали поворот на водопад Казачий (здесь мы были в первый день),

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

прошли еще какое-то время по равнине: леса налево, луга направо. Природа пела, петь хотелось и мне: щебетали птички, жужжали шмели, с раннего утра уже трудившиеся на благо своей семьи, а изредка попадавшиеся лужи со следами от лошадиных подков, можно было просто перепрыгнуть или обойти сбоку, ступая по проторенной уже кем-то тропинке.

Миновали табличку «Зона покоя»-что бы это значило, но на всякий случай на цыпочках тихонечко пошагали далее, а вскоре путь нам преградила вода, разлившаяся прямо на дороге.

По импровизированному мостику-бревну прошли на другую сторону реки Ревунок,

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

повернули направо и почти сразу же из шикарного хвойного леса попали в мелкий перелесок и тропа медленно поползла вверх.

Выйдя из этого влажного оазиса, оказались у склона горы, заросшей огромными хвойными деревьями и именно с этого места начался нудный и крутой подъем. Стволы огромных сосен поскрипывали от старости,

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

огромные коряги свирепо глядели нам вслед, поваленные деревья преграждали путь.

Так как я шла последняя, надо же все вокруг разглядеть, пофотографировать, то порой от страха оглядывалась назад, поеживалась и прислушивалась- не идет ли следом медведь?))

Подъем был слишком затяжным, казалось, что он никогда не закончится: хвойные деревья сменялись лиственными и наоборот, препятствиями на тропе были огромные лужи, грязь, встречались лошадиные следы.

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

В одном месте прямо на тропе на крошечной площадке увидели палатку с обитателями: и взрослые и дети. Мы думали, что они тоже идут в нашем направлении, но как потом оказалось- они спускались, а заночевали там, где их и застала ночь. Вскоре хвойный, легко продуваемый и прохладный лес резко закончился и мы попали в густое влажное мелколесье, плотно окутавшее нас- ни ветерка, ни свежего воздуха!

А тропа вела все выше и выше, силы были на исходе, частые остановки уже не помогали их восстанавливать и вдруг впереди, среди плотной листвы показалась полянка- тропа вывела нас на седловину перевала Архызское седло!

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

Боже, какая вокруг была неописуемая красота, простор,

субальпийские луга, разнотравье,

поселок Архыз, расположившийся в уютной глубокой котловине и хребет Абишира-Ахуба напротив: я мысленно прочертила маршрут нашего безумного спуска по его склону пару дней назад!

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

Хотелось кричать от восторга и переполнявших эмоций, валяться по траве, что мы с удовольствием и сделали,

а потом, проходя через небольшой островок березняка,

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

оказались в рододендроновом царстве!

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

Сколько лет я мечтала попасть в горы в момент цветения этих чудесных горных кустарников и вот в эту поездку видела их в огромном изобилии и почти каждый день!

Оля пошла дальше по тропе, а я все никак не могла отлепиться от своих любимых рододендронов!

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

Спустившись чуть ниже, напились из ледяной речки Ревунок, помните, мы уже встречали ее внизу и пополнили запасы воды. Здесь горная речка текла в строго ограниченном пространстве, не разбегаясь и не растекаясь, куда ей вздумается!

Сквозь шум воды я услышала крик подруги- она уже добралась до верха и не хотела идти далее одна- увидеть финал нашего сегодняшнего мероприятия мы должны были разом и вместе! Но как же сложно мне давались эти последние шаги крутого подъема: припекаемая полуденным солнцем, я ползла как черепаха, казалось, что уже ничего не может вселить в меня силы и заставить передвигать ноги.

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

Но я справилась и мы одновременно увидели его- озеро Суук-Джюрек, сердце Архыза, бьющееся на склоне хребта Морг-Сырты и спрятанное в верховьях реки Ревунок. Да, да, именно из этого ледникового озера и берет свое начало речушка, суетливо и шумно спешащая вниз. В переводе с карачаевского Суук-Джюрек означает «холодное сердце», но людская молва разносит другое название —озеро Любви!

Приветливо встречает нас это природное чудо, окруженное высокими горами, почему-то сразу же нахмурившимися, прикрыв свои вершины густыми облаками!

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

А вокруг никого… только тишина, нарушаемая дыханием горного ветра и шелестом травы. Мы присели на камешек на берегу озера и устроили обед, хотелось отдышаться, прийти в себя и набраться сил для более детального знакомства с этим природным чудом!

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

Отдохнув, отправились на поиски правильных ракурсов, взбирались по склону выше и выше, наслаждались плавно очерченными контурами,

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

а, найдя нужные, сразу же стала ясна и причина такого названия озера среди любителей романтики.

Неведомый покровитель амурных дел искусно выбил в горной породе на высоте 2500 метров над уровнем моря емкость в форме сердца

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

и щедро наполнил ее чистейшей водой, стекающей с высоких ледников тоненькими струйками и одной бурной рекой-Ревунком.

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

Прекрасное маленькое озеро, диаметром всего лишь метров 15 — 20, имеет четкую форму сердца, а его прозрачная вода символизирует чистоту и глубину.

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

Невероятная окружающая красота так заворожила нас,

что никто из нас уже и не вспоминал об усталости, она просто исчезла, испарилась: мы прыгали по камням, мочили ноги в болотце,

поднимались по склонам

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

и все время любовались крошечным водоемом, меняющим цвет воды в зависимости от освещения.

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

А какие невероятно красивые панорамы были вокруг!

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

Как всегда- уходить не хотелось, но, пробыв у озера часа полтора, мы все же стали спускаться, отдохнув за весь путь в сазочном лесу только пару раз.

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

И если по пути к озеру мы встретили горца с двумя навьюченными лошадьми, то по пути вниз двух парней и у одного на поясе висела кобура с пистолетом! Спросив у нас, открыто ли озеро ото льда, они, получив утвердительный ответ, поскакали по камням далее вверх!

Приближаясь к выходу из зоны заповедника, мы чувствовали, что опять не укладываемся в рабочий день и, скорее всего не застанем на выходе лесника.

Как позже выяснилось, озеро

Трекинги по Архызу. Озерно-любовные

находится в так называемой «зоне покоя», то есть проход к нему запрещен, поэтому мы и не увидели указателей. Чтобы все-таки увидеть водоем, можно заплатить егерю 200 руб, но в случае проверки нарушителям грозит штраф 2000 рублей. К озеру бывают и прогулки на лошадях, но трястись 3 часа в одну сторону, да еще и под наклоном- увольте, лучше мы сами, ножками!

Небо потемнело, издали доносились раскаты грома, сверкала молния и мы спешили, как могли- очень не хотелось попасть под ливень!

Подойдя к выходу, увидели закрытую на замок калитку и пожилого мужчину, стоящего рядом на территории заповедника. Объясняя ему ситуацию и протягивая приготовленные заранее деньги, были чрезмерно удивлены, когда он открыл замок и выпустил нас восвояси, не взяв оплату за прогулку! Вот так вот, пожелав друг другу удачи и всего хорошего, мы разошлись!

По пути на базу, я вспомнила, что с первого дня нахождения здесь мечтаю поесть форели, зашли в кафе «Барбарис» разузнать, всегда ли она у них бывает в меню? Получив утвердительный ответ, решили исполнить эту задумку завтра.

Зайдя на территорию базы, увидели, что народу прибавилось и все как-то с интересом нас разглядывают. Потом, на кухне, один парень обратился с вопросами: «Так это вы, те две туристки, которые рано утром уходят и поздно вечером приходят?»

Скромно потупив очи, мы признались: «Да, это мы. А что такое?»

«Да тут про вас рассказывали, какие же вы молодцы! Так редко кто отдыхает»

А потом начался обычный блиц-опрос:

«А где были, что видели, а красиво ли, далеко ли?»

В течение всей недели к нам был аналогичный интерес и со многими людьми мы пообщались, но из приезжавших на нашу базу таким образом не отдыхал никто.

Кто-то приезжал на сутки, жарили шашлыки, в лучшем случае гуляли к Казачьему водопаду или Софийским, кто-то задерживался на выходные. Одна семья жила месяц: у их ребенка была серьезная болезнь, а молоденькие хвойные листики обладают чудодейсвенным свойством и еще: весной на стволах хвойных выступает желтая пыльца, очень полезная для дыхательных путей. Кстати, именно сегодня мы попробовали листики на вкус- сочные, кисленькие и съедобные!

Итог дня:

Намотали км 17, преодолели подъем в 1100 метров.