Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была 25 апреля 12:41

"Весна летела над лужами..."

Сеговия, Толедо, Саламанка, Авила, Мадрид — Испания Апрель 2016

Не могу сказать, что поездка в Испанию была неожиданной. Выдали на выбор две страны: Испанию и Бельгию. Я хотела в последнюю, но мое семейство из-за недавних печальных событий строго настрого запретило мне туда ехать. Не то чтобы меня могли остановить запреты, но благоразумие еще не окончательно покинуло разум, а нервы семейства все же не последняя на свете весчь. Да и Бельгия у меня больше асссоциируется с отдыхом, чем с работой. И я отправилась в Испанию.

Это, конечно, неблагодарное занятие — сравнивать страны. Но у меня так получилось, что буквально за месяц до поездки в Испанию, был вояж в Италию и не проводить какие-то параллели я просто не могла. Тем более, что обе страны очень католические. Они такими были тогда, когда возводились их главные католические храмы, и сейчас, когда у многих народов религиозный пыл поутих. А Италия даже была под властью Испании какое-то время.

А что смотрит турист в основном? Соборы, церкви, парки и дворцы. В эти две мои поездки: итальянскую и испанскую я насмотрелась на столько фресок, икон, алтарей, потолочных росписей, что честно, идентифицирую их уже с запинкой. Но то, что итальянская церковная живопись произвела на меня впечатление более сильное и понравилась больше, отрицать и скрывать не буду.

Даже, наверное, не так. Сейчас постараюсь сформулировать. Итальянские соборы — это опера. Вот. Там уносишься ввысь под арию, паришь под сводами собора с многочисленными, порой даже очень легкомысленно одетыми персонажами. Но от этого парения не возникает каких-то посторонних, не благостных мыслей. А именно лишь желание подняться над своим приземленным мировосприятием, над повседневными заботами и полетать с ангелочками и херувимами в благостном эфире. А выходишь из такого храма, налетавшись, окрыленный и просветленной.

Роспись потолков в церкви Санта Мария ин Трастевере. Рим.

Испанские кафедралы и церкви помельче — это торжественный, иногда пугающий, мощный, религиозный хорал. Который, как молотком вбивает тебе в голову католические догматы и вызывает трепет перед высшими силами.

Сеговийский Кафедрал.

Ты незаметно для себя сжимаешься, стараешься казаться еще меньше под этими невероятными готическими сводами. Они прижимают тебя к земле и вот ты уже лежишь распластавшись в распятии на плитах собора, чувствуя свою малость, низменность, никчемнось. Теряешь способность противостоять насылаемым, уж не знаю кем, проблеммам, которые приобретают оттенок кары небесной.

Интерьер Кафедрала в Толедо.

Нет! Это чувство я не люблю. Оно мне не свойственно. Да я и сама — ангел. Ну, почти!)

Ещё одна маленькая деталь. Ну, она может и маленькая, но не для путешественника. Погода. Никогда бы не подумала, что конец февраля в Италии будет солнечным, все дни за +15, а то и теплее, безветренным и без капли дождя.

А начало апреля в Испании промозглым, поливающим ливнями, чуть ли ни с ураганным ветром, вырывающим из рук не только зонт, но и фотоаппарат.

Весна летела над лужами...

Но Италия для меня, как дом родной, а итальянцы — уже почти братья по крови. Я там ориентируюсь, даже в незнакомых городах, практически, с закрытыми глазами. Преувеличение конечно, но не очень большое. В Испании все было не понятно, свежо по ощущениям и эмоциям. А именно это мы и ищем в путешествиях. Не так ли?

Ну, со сравнительной характеристикой и вступлением покончили. Пора переходить к сути вопроса.

Работала я в Мадриде, в котром была пару лет назад. А была лишь потому, что избежать Барахаса, прибывающий в центр и на юг Испании, не сможет никак. Вот и мы с дочкой были в нем проездом в Андалуссию: Кордобу и Севилью. Но тогда я все же решила задержаться в нем на сутки, чтобы немного и город посмотреть, и даже как бы жалея Мадрид из-за его, по сути, для очень многих, транзитной функции.

Весна летела над лужами...

А тут у меня было полторы недели. И на столицу, и на две испанские провинции: Кастилия-ла-Манча и Кастилия и Леон. Слово Кастилия у меня прочно ассоциируется с Изабеллой I Кастильской. Которая для меня гораздо большая испанка, чем ей супруг Фердинанд Арагонский. Но именно объединение их земель родило то государство — Испанию, которое нам произносить гораздо привычнее, чем её изначальные составляющие.

Мадрид.

Поскольку работа — это не отпуск, то и Мадрид получался чаще всего или ранним утром, или поздним вечером, или во время затянувшегося перерыва на обед.

Весна летела над лужами...

Но оставшаяся от этих урывочных встречь определенная недосказанность пошла ощущениям от Мадрида только на пользу, потому что столица Испании не хранит в себе какой-то сакральной тайны. Для меня по-крайней мере. Она прямолинейна, очевидно квадратна, как её главная площадь,

но тем не менее несколько сюрпризов, как приятных, так и очень не приятных (к счастью последним я была лишь свидетельница, но сути от это не меняющим) я там отловила. Одним из приятных был эпизод с, как я потом выяснила, представление послов в Королевском дворце.

Весна летела над лужами...

И я пол-утра носилась по улицам Мадрида за каретами, опоздав на службу. Но влюбленная в свой город принимающая сторона была лишь рада этому энтузиазму и ни только не возражала, но и поощряла мои действия.

Но своими обязанностями я не манкировала и работала, как папа Карло, чтобы помимо пары выходных еще постараться выкроить несколько часов с утра в Эскориал.

Эскориал.

А Авилу, Сеговию и Толедо подгадать на выходные, а Саламанку на день перед отъездом.

Поэтому не смотря на дождь, я месила похожий на мокрую манную крупу гравий, прилипающий к замшевым ботинкам гораздо лучше, чем собачьи кучки в Урбино, в парке Ретиро ранним утром с большим воодушевлением. Очень люблю утренние города. Их пустынность. Умытые, пусть и мешающим прогулкам дождем, улицы и ту непередаваемую свежесть и энергию, которой заряжаешься сам, вдыхая отдохнувший за ночь воздух.

Парк Ретиро. Мадрид

Толедо.

Самое интересное, что Толедо я хотела осмотреть при, ну, если не дождливой, то пасмурной погоде. Когда «тучи над городом встали» и он стал бы похож на картину Эль Греко «Погребение графа Оргаса» в церкви Сан-Томэ, которая была основной моей целью в Толедо.

Башня церкви Сан-Томэ, в которой хранится картина эль Греко - Погребение графа Оргаса.
Башня церкви Сан-Томэ, в которой хранится картина эль Греко - "Погребение графа Оргаса".

Единственно, я не учла, что нагулявшись по Прадо, где Эль Греко висит рядами и колоннами, я уже поутихла в желании увидеть сие произведение. Однако планов я менять не привыкла и в Толедо поехала. Но в насмешку над моими планами церковь осказалась закрытой. Да еще и погода была жаркой и солнечной. Цвели цветочки.

Весна летела над лужами...

Узенькие Толедские улочки были прозрачны, уютны, а не пугающе-нависающими, как я того хотела.

И даже мощнейший кафедрал выглядел верхушкой для новогодней елки, а не оплотом того закостеневшего фанатизма, которым я представляла себе Толедо.

Весна летела над лужами...

Солнце слепило, мешая фотографировать виды. И я уехала из бывшей столицы Испании, если не разочарованная, то со спутанными мыслями и размытыми ощущениями. Но неприятности от этого не было никакой. Просто Толедо оказался другим. Не хуже. Другим.

Сеговия.

Ну, Сеговия — это Акведук. Он такой с большой буквы Акведук, что и все остальные буквы в этом слове могут быть заглавными. Нигде я такого не встречала и не знаю встречу ли.

Сеговийский акведук.

Наверное только ленивый, приехавший в Мадрид, не поедет в этот город, чтобы посмотреть на это трех-этажное иженерное чудо и огроменный Сеговийский Кафедрал.

Весна летела над лужами...

А я ленивой не была, полазила где только можно, чтобы наснимать видов

и еще сходила в местный Алькасар.

Сеговийский Алькасар.

Авила.

Авила прельстила меня своей крепостной стеной.

Крепостная стена в Авиле.

Такой мощной, хорошо сохранившейся, хотя угроза бать разобранной на строй-материалы, перед ней стояла, я не встречала до сего дня нигде. Были, конечно, и подобные, и приблизительные, и отрывочные, и хорошо сохранившиеся, но чтобы такой идеальной, да еще так хорошо выглядящей, да еще и полностью опоясывающей город, я не видела.

Еще Авила — родина святой Терезы, где есть монастырь её имени.

Ну, и в принципе, Авила очень симпатичный городок.

Вид на базилику Сан-Винсентэ. Авила

Ехала я туда на поезде с мадридского вокзала Чамартин. Весенняя Испания чем-то очень похожа на Израиль. Хотя ухоженнее и гораздо менее заселена и застроена.

Весна летела над лужами...

И коровки вдоль железнодорожного полотная у нас не пасуться. В коровниках стоят.

Что в Авиле поразило: совершенное безлюдие. За всю мою прогулку я практически не встретила в её переулках местных жителей. Где-то к полудню начинают подвозить туристов. Но их совсем не много. Еще больше убеждаюсь в том, что путешествие не в туристический сезон — это огромное благо.

Саламанка.

Самолет мой был очень поздно. Уже в двенадцатом часу ночи. Терять день было бы не простительной глупостью и я отправилась в Саламанку. Поезда туда, так же как и в Авилу, идут с вокзала Чамартин, где я сдала свой чемодан в автоматическую камеру хранения. Насколько мне известно, то из Саламанки идет автобус в аэропорт Барахас. Но я не успела ни изучить расписание автобусов, ни узнать, есть ли в Саламанских вокзалах: автобусном и железнодорожном, камеры хранения багажа. Причем вокзалы эти расположены друг от друга где-то в получасе ходьбы. Поэтому помятуя, что «самамя близкая дорога — знакомая», завязала свою логистику вокруг мадридских транспортных узлов.

Весна летела над лужами...

Несколько лет назад я читала про монастырь Дуэний в этом городе. Именно тогда мне туда и захотелось. Не буду говорить, что он мне снился днем и ночью, но узнав, что Саламанка будет мне доступна, сразу про него вспомнила.

Монастырь Дуэний. Саламанка.

Конечно, в древнем городе есть и Кафедрал,

Весна летела над лужами...

и древний мост, как без них.

В общем было очень насыщенно. Удивляюсь самой себе, как такой темп выдержала. Видимо прав был русский классик — граф Лев Николаевич, что надо чередовать умственную и физическую нагрузку. Тогда и не устанешь, и наибольшую пользу для тела и духа поимеешь.

P. S. Вот читала последний рассказ Вити (Вибас) про Стамбул и очень созвучно, и как подтверждение постулата: «Что как встретишь Новый год, так его и проведешь», у нас с ним получилось. Правда Новый год я была дома, но накануне совершенно неожиданно поехала в Прагу. Будем считать, что почти в Новый год. Вот в тех пор все езжу и езду.