Elena Итенберг Пользователь — была сегодня 17:22
модераторов

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

3 января 10:15 Прага — Чехия Декабрь 2015

Как бы странно это не звучало, а православное Рождество для меня праздник малознакомый и малоизученный. Вот Пасха. Надо красить яйца, печь куличи, замешивать творожную пасху. Потом все нести в Храм Божий. Там поп помочит эти припасы святой водой. А на утро христосоваться и лопать крашеные луковой шелухой бордовые яйки, запивать чаем аромантную сдобу. Ну, приблизительно так это все и происходило, когда я жила в Москве и была жива бабанька.

Впрочем, у Пасхи был ещё один атрибут, для сегоднящней молодежи, звучащий абсолютно абсурдно: по телевизору в пасхальную ночь показывали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», как и в Новогоднюю. Кстати, чешские певцы: Карел Готт и Гелена Вондрачкова были в ней постоянными гостями. Видимо социалистические правители тлетворное влияние «опиума для народа» считало большим злом, чем дыхание «загнивающего капитализма». Поэтому не смотря на нечетко ориентированную дату Пасхи, её приход я могла определить за полторы недели и без бабинькиных приготовлений, а именно в пятницу, посмотрев программу телевиденья на следующую неделю.

Ресторан "Bellavista" в Страговом монастыре.

С Рождеством были большие непонятки. В детстве я слышала, как бабушка говорила, что голову сегодня мыть нельзя и квартиру убирать тоже, т. к. сегодня Рождество. Но никаких атрибутов, кроме запрета на хозяйственно-банную деятельность, у моего детского Рождества не было, и этот праздник прошел для меня незамеченным и неотмеченным. Традиции справлять православное Рождество я не приобрела.

Новая эра Рождества наступила для меня с первым выездом за кордон уже Израиля, в Прагу. Вот тогда я и начала осознавать, почему католики-протестанты так любят этот праздник в противовес ортодоксам, ставя его на главенствующее место и отмечая с гораздо большим размахом, чем Пасху.

Под знаком Трдло.

Как написал Борис в комментариях к первой части моего рассказа о Праге, что из-за коррупционных разборок под конец 2015 года в столичном муниципалитете, нынешнее пражское предрождественское убранство выглядит довольно бледно. Но нам неизбалованным и это «скромное» убранство показалось невероятно красивым и радующим глаз, слух и обоняние.

Староместская площадь с огромной, сверкающей елкой. Шелестение крыльев многочисленных ангелов, дожидающихся в корзинках тех, кого они будут охранять в Новом году, почти родной голос «чешского соловья» Карела Готта, поющего духовную музыку. Неспешное цоканье по брусчатке конских копыт.

И над всем этим пронзительный и мягкий одновременно аромат корично-сахарной сдобы, аромат, перекрывающий все остальные запахи: жареных шпикачек, томящихся на вертеле окороков, капусты и шпика — аромат трдло.

Почему я не попробовала в два моих предыдущих визита этот чешский специалитет? Я, право-слово, не могу сейчас найти разумного ответа на это искрометный вопрос. Но тем сильнее стало откровение и ярче вкус нынешнего Рождества. Мы не ели его, обжигая пальцы (трдло жарится на раскаленных углях), мы покупали его не далеко от нашей гостиницы, на углу Народной площади и почти бегом бежали в номер заваривать чай и смаковали, откусывая от этой полой рульки, тающие во рту разделенные на круги кусочки.

Народная площадь с одноименной станцией метро и угол Народного дома.

Теперь самое время поговорить о том, где мы спали и что мы ели.

Гостиница и обеды.

Найти в Праге стол и кров дело очень простое из-за невероятно обширного рынка предложений. Но…и одновременно сложное из-за того же самого. Даже пяти-звездочные отели за ночь предлагают цену меньшую, чем берут за отстойную трешку в Париже без завтрака. Глазки разбегаются. Хочется и рядом с центром, и с оценкой за 9, и с отличными отзывами, и рядом с метро, и с…, и с… И желательно за пять копеек, вернее меньше чем за 100 евро ночь.

И мы его нашли. Отель «Грандиор» на улице Na Portici, недалеко от вокзала Флоренс, в 3-х минутах ходьбы от станции метро Народная площадь, рядом с торговым центром Палладиум, в 10 минутах ходьбы от центра.

Завтраки были столь хороши, что до 4-х есть мне совершенно не хотелось, и 2 кило привеса любимой тушки за 3 дня (ну, тут и вечернее чаевничанье с трдло сыграло свою роль) говорят сами за себя.

От аэропорта в гостиницу и обратно мы добирались на заказанном на Туристере трансфере. Фирма называется «Happy Transfer». Стоимость 20 евро в один конец. Наш самолет опоздал на час. Нас дождались. Обратно уезжали в 4 утра. Водитель прибыл не только без опоздания, но и раньше на 10 минут. Так что трансфер могу смело порекомендовать всем.

Про еду я, пожалуй, тоже напишу.

В одной из первых версий гашековского «Бравого солдата Швейка» была такая припевка: «Если хочешь быть великим, надо кнедлики любить»! Кнедлики полюбить не удалось и из-за этой несостоявшейся любви, мне уже, судя по всему, придется распрощаться с мыслями о величии.

А если серьезно, то я не большая поклонница не только кляклого, мучного кнедлика, но и жирной свинины, составляющей основу чешской высокой кухни, как бы аппетитно она не выглядела. Поэтому надо было срочно найти итальянский ресторан и желательно хороший. На ловца и зверь бежит. Таковой был обнаружен на улице Целетна, ведущей от Пороховых ворот к Староместской площади. Называется он «Pasta Fresca».

Пасту там готовят вручную. За стеклом девочка-пастоделательница лепит равиоли, крутит парпарелло, пропускает через машину спагетти у вас на виду. Такого вкусного салата с дыней, клубникой, горгонцоллой (на фото) я не ела нигде и никогда. Паста с морепродуктами была отменной. И стейк хорош. Одно «но». После 7 вечера там аншлаг. Места надо или резервировать, или приходить раньше. Мы там ели 3 раза. Первые два нас посадили без проблемм, а вот в третий, пани, которая стояла у гардероба, почему-то взяла на себя смелость всем говорить, что ресторан заполнен под завязку, когда он был почти пуст. Мы с дочкой ей не поверили, спустились без её одобрения и получили искомое: и место, и еду, и питье. Так что не верьте гардеробщицам на слово! Счет в среднем 50–60 долларов на двоих.

Потаенная Прага.

Мир Праги прекрасен и гармоничен. Это музыка, застывшая в тенях старых костелов и церквей, в каким-то чудом сохранившейся зелени деревьев в середине декабря. И эту мелодию сфер ты слышишь. В неё погружаешься без остатка. Не разрушавшаяся при всех завоевателях, а их было не мало: шведы, пруссаки, баварцы, французы, русские, Прага наслаивает одну эпоху на другую. Она — представление о Европе.

Анре Бретон назвал Прагу «потаенной столицей Европы». Она кажется простой и внятной, но загадывает загадки, окутываясь тайной, в которую она завлекает и приезжих. По мере того, как вы осваиваете и обживаете город, полускрытый во дворах, полупустынных площадях и подворотнях, закоулках и пассажах, кажется, что вот-вот поймете ее. Но на деле она лишь приоткрыла одно из покрывал в танце семи вуалей.

Так за Тынским храмом я обнаружила совершенно дивную, уединенную площадь

с чисто итальянским палаццо в стиле зрелого ренессанса, расписанного в технике сграффито, именуемого домом Грановских.

На площади средневековый колодец, одинокий вяз, непременные атрибуты Праги: кабачки и питейные подвальчики и совершенно необыкновенный магазинчик всяких майоликовых безделушек: кружек, венков, тарелочек, шариков и колокольчиков.

Зажатая между Петршинским холмом и Пражским градом Мала Страна малолюдна.

Мала страна.

И это настолько удивительно. Милейший, игрушечный, просто сказочный район Праги, весь состоящий из кукольных, разноцветных домиков, вплетенных в венки-улицы, как полевые, несказанно прелестные цветы. Этот район облюбовали иностранные посольства. В роскошных дворцах расселились министерства.

А вот туристы то ли не доходят, то ли…ну, не знаю в чем причина. Но на невероятно уютных, маленьких малостранских площадях совсем нет людей.

Мала страна.

Пробегут один-два местных, торопясь по делам, такие же как мы праздношатающиеся остановятся у памятника, или оглядываются окрест на предмет поесть и опять пустота.

Мы там немного заблудились. Многие переулки, ведущие из Малы Страны к Карлову мосту и Пражскому граду, заканчивались тупиками. Один, второй, третий. Дочка уже начала ворчать, но мы все-таки вышли и в аккурат у собора святого Николая, купоросный купол которого так хорошо виден от Страговского монастыря.

Место силы.

Как все-таки со временем меняются предстваления о том или ином явлении. Сейчас уже понимаешь, что сильный это не тот у кого… бицепсы круче, а то у кого стойкости больше. Тот, рядом с которым ты становишься увереннее в себе и тот в котором ты уверен, как в себе.

Страговский монастырь. Основан в 1140 году.

В Страговском монастыре, принадлежащего ордену премонстрантов (даже и не слышала о таком ранее), совершенно необыкновенная атмосфера покоя. Откуда она снизошла в этот пасмурный и ветренный день? Казалось бы, надо зябко ежится, засовывая нос поглубже в шарф, а хотелось расправить плечи и повыше вытянуть шею, чтобы этот намоленный за почти 900 лет воздух вдохнуть поглубже.

В монастыре есть картинная галерея и знаменитая библиотека, которая при императоре Иосифе II в. ХVIII веке спасла монастырь от закрытия. Именно библиотека, открытая тогда аббатом Майером для всех желающих, доказала полезность монастыря. Сейчас вход в библиотеку платный, но вроде как не дорого-80 крон всего. Мы в библиотеку не пошли, а прошлись к ресторану «Bellavista», от которого открываются два совершенно разных, но одинаково распрекрасных вида: на лежащую у подножия Петршинского холма Прагу и на Пражскую телебашню.

Монастырская стена и открытая веранда ресторана "Bellavista".

Задерживаться в ресторане мы не собирались, т. к. время обеда для нас ещё не наступило, но уйти оттуда было совершенно невозможно, и мы взяли горячего чая и глинтвейна и уселись на открытой веранде.

Вид на Прагу от Страговского монастыря.

Какое это было наслаждение сидеть в полном одиночестве. Глазеть на городские крыши и колокольни, выныривающие из туманно-моросящей гущи. Купол св. Николая, шпили св. Витта и Тынского храма казались островными маяками среди отрешенного, черепичного моря.

Кстати, ресторан очень симпатичный. Не смотря на практически полное отсутствие людей в самом монастыре, ресторан хоть и не был полон, но несколько человек там сидело. Очень уютное местечко.

Интерьер ресторана Bellavista.

Спускались обратно мы по наклонной дороге, по которой некоторые поднимались таким экстравагантным способом.

А доехали в монастырь на 22 трамвае от остановки возле моста Легионеров (Легии) за 24 кроны. Билет-йизденку купили в магазинчике рядом с остановкой.

Как-то у меня хронология событий нарушена. Ну, уж как получилось. До того, как попасть к трамвайной остановке 22 номера, мы прогулялись по Масариковой набережной Влтавы.

Вдоль по берегу реки.

Если вы любите модерн, как люблю его я, то Прага — ваш город. Столько модерновых, т. е. в стиле модерн домиков, как в Праге, я не встречала. Вот идешь, а они как грибы после дождя…, что-то не туда меня понесло, но выростают они у вас перед носом один за другим. И один краше другого. Масарикова набережная — просто рассадник модерна, да простит меня читатель за фривольность.

Масарикова набережная.

А попали мы на набережную, выйдя из метро на ст. Карлово Наместе (оранжевая ветка), где сразу же оказались у «Танцующего» дома, который очень любят фотографировать приезжие, а сами пражане, по слухам, не сильно любят.

"Танцующий дом".

Да и то правда. Этот изогнутый стакан среди изысканных зданий набережной, как синтцевая заплатка на шелковом платье. Хотя может быть в каком другом месте он и выглядел бы органично.

Еще немного расскажу про Прагу. Потерпите, чуть-чуть осталось.

Про легенды, мистику и чертовщину и про евреев, куда же без них.

В одном из форумов Туристера прочла, что легенды неинтересны и нафиг они нужны. А по мне, так история без легенд и жизненых перепетий королей с королевами и принцев с принцессками совсем не интересна. А уж путешествование без знания, что этот замок построил Педро, а в том живет привидение Белой Дамы, а в третьем родился незаконный наследник, ставший впоследствии королем Тьмутараканства, вообще теряет весь смысл.

Староместская площадь с памятником Яну Гусу.

Для чего мы читаем нашим деткам сказки на ночь, приучая их летать вместе с мечтами? Зачем чуть повзрослев зачитываемся эпосами, мифами и прочими сказаниями? Не для того ли, чтобы познать чаяния своих предков и свои, в результате. Ведь не Иваны же мы, не помнящие родства, на самом деле. Почему приходим к священным книгам, которые, в основе своей, сборник легенд и определенного рода мифотворчество?

Прага — город, в котором воздух настоен на сотнях сказаний. Причем все они имеют четкую прописку с указанием улицы и номера дома. Но даже в номерации домов Прага верна себе. У большинства домов двойная, а то и тройная номерация, да еще и имя собственное, как у этих на одной из самых живописных улочек, ведущих к Пражскому граду, Нерудовой.

В городе, где даже речку назвали Чертовкой, без чертовщины, духов и привидений не обойтись. Сама речушка — приток Влтавы, в которую за десятки веков попадало много народу (первое славянское поселение тут появилось около 600 года н. э.). Духи этих утопленников, говорят, медленно вращают почерневшее от времени колесо водяной мельницы.

И водяной там имеется. Ходит, выпрашивая у прохожих денежку на пиво, а в замен может рыбкой поделиться.

А по этому спуску из Страговского монастыря бродит неприкаянная душа священника из-за своей страсти к карточной игре, опоздавшего принять отходную у умирающего. Из Праги Мефистофель унес душу Фауста через дыру в потолке. На чердаке в Староновой синагоги до сих пор лежит недвижный, глиняный Голем, сотворенный рабби Леви.

Слева Староновая синагога старейшая в Праге. Справа угол Высокой синагоги, расположенной на втором этаже еврейской ратуши.

Возле Клаусовой синагоги подслушала разговор 4-х израильских, совершенно не религиозных, одетых в джинсы девчонок лет по 18–20. Одна отказывалась заходить туда из-за критических дней (женщине в этот период запрещено заходить в синагогу). Если честно, меня этот разговор очень… даже не знаю, как сказать. Может укрепил в правильности выбора нынешнего места жительства.

Церемониальный зал похоронного общества, рядом Клаусова синагога.

Это, к примеру, когда угнанных на работу гитлеровцами советских девушек проверяли на предмет невинности и 90 процентов оказались таковыми. То уж не помню, кто там сказал, что такой народ не победить. Так может и народ, в котором девчонки придерживаются традиций предков ни на показ, а для чистоты своей души, тоже не истребить. Хоть и пытались. И сколько раз пытались уже и не сосчитать.

Еврейский Йозефов — город в городе. Хотелось мне там зайти на старинное еврейское кладбище, на котором не хоронят с 1789 года. Тем более, что накануне поездки начала читать «Пражское кладбище» — Умберто Эко. Книгу не дочитала, на кладбище не попала. Больно дорого евреи дерут за комплексный билет — 320 крон. Через оградку посмотрела.

От Йозефова опять вышли к Влтаве, к Пражской консерватории с совершенно роскошными фонарями.

Пражская консерватория.

Погода напоминала позднюю осень. Улицы были укрыты вместо рождественского снега уютным покрывалом слякоти. Серая, блестящая гладь реки, отражающая в водяном зеркале такого же цвета небо. Они тонули друг в друге и сливались друг с другом. Обрамляя этот странный, дивный, мистический город дрожащим, загадочным светом.

В Прагу принято… В Прагу возвращаются. Есть такое слово, уж не помню из какого славянского языка, «блазит» (привлекает, манит). Вот Прага она именно блазит. Как болотный, неяркий огонек, за которым идешь в надежне обрести правильную дорогу, дорогу к дому, дорогу к воспоминаниям многолетней давности, дорогу к самой себе, в конце-концов.

***

Никогда не писала про сувениры, потому что сама их не покупаю и не везу. Магниты, картины, картонки и маленькие поросенки — это не тот набор, который я приобретаю в путешествиях.

Я везу еду. Сыр, колбасы, вино, шоколад. До нынешнего декабря я была абсолютно уверена в многократном превосходстве швейцарского шоколада над остальными мировыми брендами, включая бельгийский, французский и проч. Но! В Праге мы купили шоколад ручной работы с наполнителями: орехами и сухофруктами. В специализированных магазинах их масса разновидностей и на любой вкус. Так вот этот пражский шоколад был вкуснее швейцарского. Поверте мне! Он был настолько хорош, что купленные для пробы 2 плитки шоколада, были съедены за десять минут, еще в номере гостиницы. А мы не фанатки шоколада.

Да, и ещё карамель (если вы любители этого вкуса). Мы покупали разновидность, на которой было написано «сметана», подразумевая, что это обозначает «сливочный вкус». И не ошиблись. Вкус сливочной помадки моего детства предстал в своем самом первозданном, не замученном различными гостами, виде.

И еще немного про обменники. Я, если честно, давненько не сталкивалась с проблемой обмена валюты, т. к. бываю в странах, имеющих в обращенни евро, которые я покупаю в Израиле. В Праге евро, конечно, в некоторых местах принимают, но по не очень хорошему курсу. Так вот, самый лучший обменник находился напротив нашей гостиницы (если стоять к ней спиной, чуть левее на 5–8 метров). Там за 100 евро давали на 60 крон больше, чем во всех остальных местах. Может с сотни это и не такие большие деньги, а вот с 1000 — уже весьма ощутимо! Никогда не меняйте деньги в аэропорту. Разница 350 крон на 100 евро!!!

И еще. При обмене в одном из мест с меня взяли комиссию равную 700 с лишним крон на 100 евро. Когда я потребовала вернуть мне мои денежки, молодой человек задал мне интересный вопрос: «А сколько я, собственно, хотела бы получить?». Я сказала сколько и получила испрашиваемое. При этом он выдал мне бумажку с указанием курса, по которому я поменяла деньги в этой фирме. И при последующих обменах в филиалах той же фирмы, я меняла деньги по идентичному курсу.

Ну, вот вроде и все. С наступившим всех Новым годом и наступающим православным Рождеством!

Начало рассказа о Праге здесь.

в Праге

Лена, спасибо тебе за такую красивую Прагу и открытие её потаённых местечек! Я бы тоже хотела вернуться в этот город, хоть и была там два раза, но до конца его не распробовала. Очень понравились твои наблюдения и выводы, во многом они мне созвучны.
Плюс 2 кг привеса за три дня это конечно круто, но тебе не страшно.
А Рождество мы не умеем толком праздновать, нет у нас такой традиции пока, согласна с тобой. А что ты хочешь, когда на протяжении 70 лет мы и не знали, что это за праздник такой.
В общем, очень здорово написано, очень понравился рассказ.
tinka61 писала 4 января 16:07
на протяжении 70 лет мы и не знали, что это за праздник такой.

Да, Ир, точно. Я до сих пор в дате путаюсь. Хотя сейчас это не простительно уже!
Плюс 2 кг привеса за три дня это конечно круто

Да, я сама удивилась, когда на весы встала. Тем более. что штаны были свободнее, чем при меньшем весе. Это наверное эмоции накопились!
Ир, рада. что понравилось! Спасибо!
Leolik писала 4 января 18:22
Это наверное эмоции накопились!
Лена, ты гений! Теперь всегда буду так думать )))
spatefillum писала 4 января 22:01
Теперь всегда буду так думать
Ура! Я нашла самую крутую отмазку!
О Праге с любовью. Получилось!
Получилось!

Правда? Мне очень хотелось, чтобы получилось.
Рада, если это так. Спасибо!
aleissandre
Яркое у Вас Рождество получилось!!!
Да, католическое вышло ярким. Теперь посмотрим каким будет православное!
Спасибо, Саша!
Леночка!!!!!! Ну как же Хорошо! Какая душевная получилась встреча с Прагой. Чудесное настроение во всем и вы наслаждались этим волшебным временем , в не менее сказочном месте. Мы получили от своих родственников посылку с запахом Пражского Рождества и это настроение и аромат праздника тебе удалось замечательно передать!
Мы получили от своих родственников посылку с запахом Пражского Рождества

Соня, как приятно, что люди еще шлют друг-другу посылки. Я очень хорошо помню это чувство, когда открываешь посылку. А с запахом Рождества, это вооюще, наверное, чудо!
тебе удалось замечательно передать!

Сонечка, очень рада, если получилось! Спасибо!
Леночка...Мы уже много лет отправляем порядка 10 посылок перед праздниками и получаем сами...Это всегда волнительно и очень приятно.Ведь в любом случае мы все ждем чуда и так приятно это чудо делать самим
sovikont писала 4 января 20:38
в любом случае мы все ждем чуда и так приятно это чудо делать самим

Сонечка, какая же ты умничка! Все больше и больше в этом убеждаюсь!
Лен, с Наступившим!!! Счастья и радости, остальное сами отдадут или отнимем силой!
Теперь про рассказ твой, я ж сначала читала для чистого и незамутненного кайфа, а уж второй раз по полочкам раскладывала...
Про легенды - да, да, да! Легенды нельзя оторвать от города, иначе он получится куцым, косым и хромым - а кому такой нужен? Сама я обожаю легенды и собираю их словно старый скряга!
Про трдельник - это весч!!! Совесть молчит, она всегда в доле и наслаждается вкуснейшей выпечкой, наплевав на последствия! Ничего вкуснее я не едала и подозреваю, что вкуснее просто ничего не существует!
Про Рождество. Эту волшебную зимнюю сказку подарил мне мой дед, бабуля ему потакала и скащку старательно делала былью, хотя сама считала главным праздником именно Пасху. Но Пасху так и осталась днем, когда все вспоминают бабулю, а вот Рождество!!!! Тут и колядки, и ведьма присутствует, и пирог с яблоками и все прочие атрибуты этого праздника.
Спасибо за твой рассказ! И за кайф тоже спасибо! Это Рождество у меня получится со вкусом трдельника, да еще и без вреда для фигуры!
Совесть молчит, она всегда в доле
Вот, Тань, понимаешь ты страждущую душу и забубенную совесть!
И как я это трдло раньше не распробовала?
Повезло тебе с бабанькой и дедулькой. Я помню, ты писала, что они креативщики. Этот праздник я пока пробую только в Европе. Сама не научилась справлять.
Тань, рада, что немного кайфа подарила! Сама люблю посмаковать понравившееся. И ты мне в этом тоже помогла сегодня с НЙ!
Девочки должны помогать друг другу! Лен, даже если ты напишешь своими словами инструкцию к какому-нибудь шатунному механизму, все равно прочту взахлеб и улыбаясь...
onegina17 писала 4 января 19:25
даже если ты напишешь своими словами инструкцию

Тань, я так классно пишу инструкции. Народ ржет до колик!
Вот! А я разглядела твой талант между строк!
onegina17 писала 4 января 19:36
разглядела твой талант между строк!

Талант и красоту ничем не замажешь!)))
А мастерство не пропьешь!
Точно!
Лена! Прага накануне Рождества в твоем исполнении чудесна! Да, она такая, многослойная - каждый слой имеет смысл и любой из нас найдет в Праге то, что ему подходит по личному восприятию. Мне больше всего понрвились пражские храмы и музыкальные вечера!
Прага полна секретов и тайн, согласна с тобой. Магическая. стобашенная красавица!
А вкусная какая! Согласна: восхваление вкуса кнедликов пусть останется яркой сказкой на страницах романа Гашека! Может быть, раньше их готовили как-то по-другому или же мы стали слишком сытыми и избалованными едой?
Перехожу к первой части!
понрвились пражские храмы и музыкальные вечера!

Вот видишь, а я ещё и не была ни на одном. Только в Карловых Варах на концерт органной музыки сходила. Так что мне ещё открывать её и открывать.
Лен, спасибо, что откликнулась душой!
Leolik писала 4 января 18:30
Так что мне ещё открывать её и открывать.
Как и мне! Она - многотомное собрание сочинений!
elsarieva писала 4 января 18:54
Она - многотомное собрание сочинений!

Согласна, Лен! Точнее и не скажешь!
Natali__happy
Эх, какая рождественская поэма Праге у тебя, Лена! так витиевато и с легендами, да со всякими вкусняшками, вот так бы и рванула я в Прагу, если бы времени побольше было!

Лен. а вот на фото, у монастыря- какие-то цветочки, это зимой они растут там или в горшках для красоты на день выносят?

Фото с каретой - мечта в чистом виде
Natali__happy писал 4 января 19:38
у монастыря- какие-то цветочки

Наташ, это кусты какие-то, краснолистные. Постоянная посадка! Декабрь в этом году весь плюсовой в Европе. В Париже в эти дни было +15. Так что все цвело и благоухало.
так бы и рванула я в Прагу

Вот найдешь время и вперед!
Фото с каретой - мечта в чистом виде

Знаю-знаю, прЫнцесски они завсегда кареты на себя примеривают!
По всему похоже это кусты Барбариса,Лена
Да, скорее всего, Соня!
Natali__happy
+15 это даже теплее некоторых наших мест

я в карете последний раз лет 20 назад ездила, увидела фото и прямо так и захотелось корону примерить
Natali__happy писал 4 января 20:25
захотелось корону примерит

Ну, короны - это наше все. Что значит примерить? Когда в зеркало смотрисся, не видишь, что уже в ней. Причем каждое утро она новая!
Что-то шизофренией попахивает. Но по сути так оно и есть!
Ох,как роскошно!
Слов нет,...
Вот спасибо!
Приятно-то как!
ksushashav
Мне вот тоже без легенд и королевских перепетий не интересно. И тоже за девчонок наших гордость какая-то ...Что ещё тоже? Трдло тоже хочу, глинтвейн в Страговом монастыре, карету...С тобой вместе где-нибудь погулять очень хочу!
ksushashav писала 4 января 21:10
.С тобой вместе где-нибудь погулять очень хочу!

Ну, вот а я о чем, Ксюш!
Пора нам с тобой погулять!
Ella_Pyhova
В очередной раз удостоверилась, что "старушка Европа" с ее маленькими улочками, пряничными домиками и прочей атрибутикой мне гораздо ближе, чем новомодные небоскребы и футуристические виды. Так уютно, даже пасмурная погода не помеха. Рождество встречала в Дубае, и несмотря на обилие красных шапок повсюду, в Рождество там слабо верилось. Не то, что в Праге)))
Ella_Pyhova писала 4 января 21:28
несмотря на обилие красных шапок повсюду, в Рождество там слабо верилось.

Вот-вот, не всякая атрибутика способствует погружению в атмосферу праздника.
Посреди пустыни хоть всех Клаусов с Сантами собери, а Рождеством не запахнет.

Вот и я пока из её бархатных лапок никак не вырвусь. Не манят небоскребы!
Лен, здорово я с вами погуляла! И продрогла немного, потом меня твой шарф согрел ) Или рассказ... теплый такой
spatefillum писала 4 января 22:04
Лен, здорово я с вами погуляла!

Любочка, очень рада!
А шарфом всегда рада поделиться!)))
Ну очень вкусная и такая уютная Прага у вас получилась :) А про Рождество и особенно пасху во времена СССР - улыбнуло, так как я тоже помню, как в пасхальную ночь с замираньем сердца садились у телевизора и показывали какой-нибудь крутой заграничный фильм :) а потом еще и концерт зарубежной эстрады и мы с сестрой даже готовили магнитофон на запись понравившихся хитов :) Ээээх было время..... Спасибо за чудесный рассказ! Прага чудо как хороша!
teona писала 4 января 23:39
Прага чудо как хороша!

Да, согласна. 15 лет ждала, какой эффект получу от её посещения. Все-таки тогда она была первая, а сейчас уже одна из. Не подвела. Может восторгов поубавилось, а вот теплоты точно прибавилось!

Вот, Теона, не одна я такая. Очень приятно, что это воспоминание у нас общее!
alla_gorbunova
Лена, твой чудесный рассказ настолько создает эффект присутствия, что даже запахи чувствуешь!
И к нашему Рождеству сказочного настроения добавит, тем более у нас стало снежно и морозно, так вот правильно-по-зимнему!
тем более у нас стало снежно и морозно, так вот правильно-по-зимнему!

Ну, вот, Алла, это правильно. А то не зима, а не пойми что!
создает эффект присутствия, что даже запахи чувствуешь

Ой, ну я очень рада, что получилось передать атмосферу. Хоть снега и не было, но Рождество в Праге чувствовалось и без него!
Спасибо, Алла!
Rakel

Сама была мягко сказать "удивлена" такой ценой

Верны себе!
Selena58
Лена, читать твои рассказы , сопровождаемые замечательными фотографиями - одно удовольствие. Тем увлекательней, что в Праге я еще не была. Чувствую,что следующее католическое Рождество можно планировать именно там , тем более имею двойной повод ,так как моя старшая (первая !) внучка родилась 24 декабря 1977 ( !) года. Жаль,ее вряд ли смогу пригласить перед сессией. А может быть, съездим в другое время. Лена , получаю огромное удовольствие ,читая твои записки путешественницы , и невольно возникают ассоциации с прозой Дины Рубиной, Израильский воздух,что ли, вдохновляет такие самобытные таланты?! Спасибо тебе за такой живой , яркий новогодний и рождественский подарок !
моя старшая (первая !) внучка родилась 24 декабря

А у меня племянник родился в этот день!
Лена, спасибо за добрые слова. Искренне рада, что
. И немного завидую, что у тебя все с Прагой ещё впереди.
Дину Рубину, я почти не читала, кроме "Белой голубки Кордобы"! И то прочла только для поездки в Андалуссию. Надо восполнить пробел!
Израильский воздух,что ли, вдохновляет такие самобытные таланты?

Ну, не знаю, как вдохновляет, а воздух у нас хороший! Особенно сейчас, зимой!
Отлично понятая и прочувствованная Прага, Елена ! Всё верно - и про еду, и про легенды, и про укромные уголки
а сами пражане, по слухам, не сильно любят.
да мы его просто ненавидим Есть даже общество по сносу и восстановлению архитектурной справедливости, хотя конечно это нереально.
самый лучший обменник
так называемый "арабский" на Панской улице - выгоднее курса не найти, и без комиссии
borisnov писал 5 января 17:49
"арабский" на Панской улице

Боря, такие тонкости знают только местные! Еще бы знать, где эта Панская улица!
Отлично понятая и прочувствованная Прага, Елена !

Спасибо, Борис! От Вас слышать такие слова особенно приятно!
Leolik писала 5 января 18:06
где эта Панская улица
Прямой угол к Na prikope, самый центр
Теперь я во всеоружии!
Спасибо! При случае только там!
Вот ведь давно уже вроде спокойно отношусь к Праге. Не равнодушно или пренебрежительно, но и без огонька, что ли. А вот прочитал и захотелось вновь туда попасть. Обязательно на Рождество. Можно и на Пасху, пусть она теперь и без мелодий и ритмов забугорья в общем можно в любой сезон!
albygan писал 5 января 21:24
А вот прочитал и захотелось вновь туда попасть

Я очень рада. если сподвигла, так сказать! Рождество Праге очень подходит. А кому оно не подходит?
На Пасху была только в Вене. Не очень впечатлило. Так что точно на Рождество!
Лен, чудесно! Просто волшебство какое-то! Сказка. Многими фотками откровенно любовался, другие просто смаковал.
albygan писал 5 января 21:24
А вот прочитал и захотелось вновь туда попасть. Обязательно на Рождество.
А я к Праге совсем неравнодушен. Люблю и хочу туда почти всегда и не обязательно на Рождество.
ronadort писал 5 января 23:05
Просто волшебство какое-то!

Спасибо, Коля! Просто елей на душу. Очень старалась передать это волшебное ощущение. Рада, что удалось.
Я бы тоже в Прагу съездила в тепло. Но там же народу!!!
Leolik писала 6 января 6:28
Я бы тоже в Прагу съездила в тепло. Но там же народу!!!
Лен, мы там были в первой половине сентября. Через день были ливни. Народу даже в дождь - немерено. И всё равно, Прага радовала и вдохновляла.
ronadort писал 6 января 11:14
всё равно, Прага радовала и вдохновляла
Так это понятно, Коля. Но все-таки хочется и комфорта. Или я такая избалованная?
Leolik писала 6 января 16:47
Или я такая избалованная?
Ой, Лена, ты же такая избалованная!
ronadort писал 7 января 13:36
ты же такая избалованная

Есть немного, Коля! Но это я только в отпуске такая!
Leolik писала 7 января 15:12
это я только в отпуске такая!
Желаю почаще оказываться в отпуске
ronadort писал 7 января 17:15
Желаю почаще оказываться в отпуске

Спасибо, Коля! И тебе того же!
Предпраздничная Прага шикарна! Умеют в Европе красиво обыгрывать праздники так, что новогоднее настроение появляется само по себе
Butyrskii писал 6 января 11:30
Умеют в Европе красиво обыгрывать праздники

Это точно. Традиция. Это как английский газон. Если сто лет стричь, обязательно будет травинка к травинке!
Лена, и тебя с наступающим Рождеством!
Сколько воспоминаний о Праге, ты оживила... Спасибо!
У меня зимняя Прага тоже ассоциируется в первую очередь с запахом корицы!
Про Пасху ты здорово напомнила... я совсем забыла об этом, так ожидаемом, концерте - мелодии и ритмы зарубежной эстрады!
С Рождеством, Анечка!
Сколько воспоминаний о Праге, ты оживила

Надеюсь приятных. Спасибо за поздравления, дорогая!
Leolik писала 6 января 16:50
Надеюсь приятных.
только приятных!!! Спасибо тебе!
И тебе, Аня, за внимание!
Чудесный рассказ, Леночка! Всегда с удовольствием, смакуя, читаю твои поэмы! И тебя с наступившим и приближающимся!
evgeniaczech писала 6 января 19:28
И тебя с наступившим и приближающимся!

Спасибо, Женечка! И тебя с праздиниками наступающими! Их еще много!
Рада, что доставила немного
evgeniaczech писала 6 января 19:28
удовольствия
Лен, Прага получилась здорово, так и хочется ее, не смотря на почтенный возраст, по голове погладить, очень мила.
Мне все уже пора смотреть с начала. Помню жили на каком то чердаке, напротив были красивые часы...
У меня в детстве было Рождество!!! Я жил у дедушки и бабушки. Они были какие то "белогвардейские партизаны". Жили в хорошем доме со сверкающим паркетом, ели из старинной посуды, откуда то с гор нам всегда привозили елку. В Баку елок больше не у кого не было и праздновали мы Рождество, а не Новый Год. Подарки конечно приходилось на неделю дольше ждать, за то они всегда были волшебные.
Chedty писал 7 января 7:45
"белогвардейские партизаны"

У меня в детстве было Рождество!

Миш, тебе несказанно повезло. Я вот стараюсь поймать кайф от слова "Рождество", А никак не получается. На католическое ещё стойку делаю, а с православным совсем хана!
Мне все уже пора смотреть с начала.

Это всегда полезно! Заехал бы в Европу на пару месяцев, покружил тут. Сравнил ощущения. Договорились бы и я подрулила. Встретились!
Спасибо, Миш!
Надо обязательно так и сделать. Я попробую этой осенью, на обратном пути из Армении.
Мы в начале октября будем во Франции рядом с Бордо в Перигоре. Так что в случае чего...
Я записал
Отличненько!
Лена! Очень тепло и душевно! Спасибо за настроение,Рождественскую Прагу,интересную прогулку!Твой рассказ заставил вспомнить,как Рождество проходило в детстве у бабушки в деревне.Обязательные калядки и вкусная кутья.Сейчас в городе этого уже давно никто не делает.Уходят обычаи в прошлое.Остаются только теплые воспоминания. Рождество люблю и к празднику всегда стараюсь приготовить домашнюю выпечку.Лена! Желаю прекрасного праздника!
Желаю прекрасного праздника!

Лина, спасибо большое. И тебя с Рождеством!
Рождество люблю
И я люблю, но пока потаенною любовью!
Рождество проходило в детстве у бабушки в деревне.

Это так замечательно! Именно наши бабушки привили нам вкус к таким праздникам. Я росла в другое время. У нас это было практически запрещено!
Рада, что тебе было
тепло и душевно
Лена!
Спасибо тебе за Прагу такую разную с легендами и подробными замечаниями и даже подсказками и за хорошее настроение, когда всегда приходит после твоих рассказов.
Спасибо за поздравления с Рождеством. И тебе всего самого светлого и доброго.
Shefer писал 7 января 21:39
за хорошее настроение

Володя, это самое дорогое, что можно получить в ответ на старания. И тебе спасибо за теплые слова. И, конечно, с Рождеством, уже наступившим!
Я даже не за Прагу своё восхищение выскажу, а за все те рассуждения, что высказаны.Читаешь и думаешь: ну точно, вот именно, да-да так.
ну точно, вот именно, да-да так

Марин, так мы девочки одного поколения. Поэтому и мироощущения похожи. Очень этому рада!
Ох, как же интересно и вкусно ты написала о Праге! Лен, вот ты лучше всех пишешь о еде! Аппетит так и разгуливается Чудесная Прага в твоем исполнении
Svet-lanka писала 8 января 20:59
Лен, вот ты лучше всех пишешь о еде!

Свет, спасибо! Я поесть люблю и не абы что, вот и гурманствую, по-крайней мере на бумаге!
Чудесная Прага в твоем исполнении

Она сама чудесная, если бы получилось плоховасто, было бы обидно!
Лена, отличная рождественская Прага!!!
А я вот ни Рождество, ни Пасху так и не научился праздновать))
Так за Тынским храмом я обнаружила совершенно дивную, уединенную площадь
Так это собственно и есть сам Тын)))
И мы тоже таким способом там поднимались)))
vibas писал 9 января 18:20
Так это собственно и есть сам Тын)))

Ну, да. У меня просто со словом "тын" какие-то негативные ассоциации, вот и написала "площадь".
И мы тоже таким способом там поднимались)))

Помню! Но в ветренный прохладный денек нам этого совсем не хотелось. Хотя интересный был бы опыт!
ни Рождество, ни Пасху так и не научился праздновать

Можт ещё научишься. Меня иногда пробивает яйца покрасить и куличь испеч!
Один раз даже великий пост держала. Больше не экспериментирую со здоровьем!
ArkadiyGab
Красивое у тебя получилось Рождество!!! А у меня оно как-то притормозилось на уровне СССР (как тогда не было, так и сейчас :))))
Наверное комсомол не просто возраст, .... :))))

Кстати, Лен, фото с каждой заметкой становятся все инетереснее и интереснее, раньше у тебя только доча выходила чудо как хороша, а теперь даже не знаю, про что попеть тебе диферамбы :))))
ArkadiyGab писал 10 января 14:51
фото с каждой заметкой становятся все инетереснее и интереснее
Спасибо, Аркаш! Зоркость глаз и никакого мошенничества!
теперь даже не знаю, про что попеть тебе диферамбы

А ты пой про все! Это ж так приятно слушать (читать) диферамбы!
Красивое у тебя получилось Рождество!

Ага,классно, что съездили. Если бы не простуда, вообще бы было отлично. ВОт на буд.год уже жалом вожу, куда бы податься на Рождество!
ArkadiyGab
Везде же народа на Рождество - не протолкнуться! Наверное! Сам-то я дома сижу :))))
ArkadiyGab писал 11 января 11:55
Везде же народа на Рождество - не протолкнуться!

Тоже так думала! Оказывается вся тусня бывает числа до 10. А потом народ по домам разъезжается, в основном. В Праге, говорили, что с 2 по 8 декабря, народу было в лом. А у нас только в самом центре.
Я тут в сторону Анси посматриваю. Городок игрушечный. И до Женевы лоукосты летают. А там от Женевы полтора часа на автобусе!
ArkadiyGab
Обожаю Анси! Не город - сказка!
Ага! Я там лет тому 15 была, но летом!
Народ на Рождество весь по домам и города пустые .При этом ничего не работает 2 дня ,так что вся красота и шумиха до Рождества...до 20 чисел ,а в само Рождество тишина....и потом сразу многие и украшения снимают.
sovikont писала 17 января 9:35
ничего не работает 2 дня

Это я как раз знаю, Соня. Мы были до 26-го в Страсбурге. Сухою корочкой питались!
Лена,
великолепная прогулка по Рождественской Праге. Три раза бывал там сразу после НГ, но ни разу не видел такой красоты (видать, не там ходил))))
Понравилось все и текстовая часть и фоторяд - отличная работа!
vasilets писал 11 января 15:07
Понравилось все и текстовая часть и фоторяд

Спасибо, Сережа! особенно за
фоторяд
. Вот учусь понемногу, глядя на старших товарищей!
vasilets писал 11 января 15:07
ни разу не видел такой красоты (видать, не там ходил))))

Может не в то время. Конечно, католики Рождество больше празднуют. Поэтому вся красота к Новому году у них уже кончается!
Leolik писала 11 января 15:11
Вот учусь понемногу, глядя на старших товарищей!

Ты не только учишься у наших передовиков, но и достигаешь успехов!
Вот бы мне такие способности к обучению))))
Leolik писала 11 января 15:11

Даже и не знаю... мне все время с погодой не везет - то сильно холодно и знобко, то наоборот сыро и гадко....
vasilets писал 11 января 15:20
Вот бы мне такие способности к обучению

Да лааадно! У тебя-то вон какая красота в Кижах! Мне ещё плыть и плыть!
Но за похвалу спасибо! Приятно!
с погодой не везет

Да, погода в Европах - лотерея. Тут уж никому претензии не предъявишь. А тем кому можно вряд ли послушают!)))
Leolik писала 11 января 15:24
Да лааадно! У тебя-то вон какая красота в Кижах!

Красота есть, а качество никак не получается....
vasilets писал 11 января 16:12
а качество никак не получается

Не прибедняйся. Все приотлично получается! У меня бы так
не получается.
Лен, здорово и написала, и показала. Присоединяюсь к восторженным комментариям!
Спасибо, Наташ!
Лёля, следующий дом по набережной ЗА танцующим - там я жила 2 недели, в кв, которую снимала приятельница и я перевозила её на новвую квартин\ру, а в этой встречала НГ и видела весь часовой салют на Влатвой! Это фантастика была для 1997г! Полный отпад башки. Я истопала весь центр Праги вдоль и поперек! Очень приятно узнавать на твоих фото многие улочки! Прага в рождественском убранстве это полный отпад башки! А для советского человека, из-за железного занавеса?! Можешь представить?! Как я выжила? теперь сама себе не верю! Да еще и приключений была немеряно!!! Посмотрела, почитала твой материал и так снова захотела наведаться в этот изумительный город!
Да, Рит, представляю в 97-м попасть в Прагу и еще с Рождественским праздничаньем! Согласна, что
Margaritka писала 15 января 10:08
отпад башки!

Рада, что немного напомнила о том времени. Почти 20 лет назад. Эх, и где мои чуть-чуть за 30!
Та и гвори, Лёль! И где они?!
Margaritka писала 15 января 16:15
И где они?!

Вот бы узнать!
подскажу! ...пошли погулять!
Margaritka писала 15 января 16:18
.пошли погулять!

Ты пожалуй заведешь. Там ещё и не такое вспомнишь!
заслуженная награда,признания модераторов!!!
и по мне, пресная какая то. У меня всё наоборот, для меня католическое Рождество красивая мишура, мне нравится, но душа с православным Рождеством. Леночка, а в Израиле на Новый год принято дарить подарки?
sonnenschein писала 16 января 16:21
в Израиле на Новый год принято дарить подарки?
Ленусь, конечно. Мы дарим друг-другу. Но у местных свой новый год, осенью. Они в основном на этот год оподариваются. Ну, а "русские" на наш, настоящий! Но и еврейский тоже не забываем. Так что мы с 2-мя новыми годами и двумя подарками!
Здорово!
Ага!
bujhm54
Очень интересный рассказ.Спасибо.
Рада, что понравилось! И Вам спасибо за внимание!
Лель, вот о чем бы ты не писала, даже о популярном и известном, у тебя получится особенным и только твоим. И столько у тебя мыслей, созвучных моим!
Хочешь верь, хочешь - нет, но у меня о Пасхе точно такие же воспоминания. И люблю я ее именно за эти простые бытовые воспоминания. Яркий праздник, светлый.
Еще очень понравилось о месте силы - Страговском монастыре. У меня тоже такое место силы есть - Базилика Святых Петра и Павла в Вышеграде. Место радости и внеземного ликования.
julykum писала 24 января 21:05
мыслей, созвучных моим

Ну, вот, Юль, как хорошо!
люблю я ее именно за эти простые бытовые воспоминания.
Да, она такая незамороченная. Не эстетская. По-крайней мере, она такая, какой ты хочешь её видеть!
Базилика Святых Петра и Павла в Вышеграде

Да, Юль, а я там не была. Вообще, этот раз по церквям не ходила!
Спасибки!
elenavasilieva
Лен, с рождеством у меня та же песня!
А твое мне понравилось!!
Лен, я вроде отвечала на твой коммент, а тут смотрю его нету. Извини, дорогая, наверное глюк какой-то.