Maksim_Starostin
Maksim Starostin — был сегодня 0:51
 – 502

Как сэкономить 1000 евро, путешествуя по Белоруссии

2 июня 2015 г. 13:17 Беларусь Июнь 2014
23 19

Так получилось, что проживая не так уж и далеко от Белоруссии, я там никогда не был, ни тогда, когда это была советская республика, ни когда она стала независимым государством. С годами у меня постепенно «закрашивалась» вся карта Европы, а вот на месте Белоруссии долгое время оставалось большое белое пятно. Но вот наконец в 2014-м году дошло дело и до Белоруссии.

Для начала пришлось получить туда визу. Для россиян это конечно будет странно, а вот для граждан Эстонии виза и правда нужна. Причем и стоит недешево, примерно как для россиян Шенген. Ладно хоть получить ее можно было в турфирме, не выезжая из Нарвы.

1

Но вот визы получены. Выезжали из Вильнюса. Поначалу хотели ехать по часовой стрелке, начав с Минска. Однако потом, прочитав на сайте Брестской крепости, что тамошние музеи по понедельникам закрыты и что во вторник, 24 июня, там санитарный день, решили направление движения изменить.

Так что маршрут получился такой —

Привалка — Гродно — Беловежская Пуща — Брест — Кобрин — Несвиж — Мир — Минск — Каменный Лог

Для начала несколько основных впечатлений от Белоруссии.

Что поражает — все поля вдоль дорог чем-то засажены. Даже в Литве такого не видели, а уж про Эстонию и говорить нечего. Или овес, или кукуруза, или картошка, или еще что-то, что нам, городским жителям, опознать не удалось. Кое-где вообще квадратно-гнездовым методом были высажены какие-то саженцы. Вообще поля в Белоруссии потрясающие — едешь, а справа или слева, насколько хватает глаз, колышется какая-то ботва:)

Все леса в Белоруссии аккуратно промаркированы, что к какому лесничеству относится. Название лесничеств значатся на придорожных щитах.

Но что поражает больше всего — это белорусская сельская местность! Какой-нибудь поселок в глубинке, но в центре все дома аккуратно покрашены, кругом разметка, тротуары выложены плиточкой, повсюду памятники, как героям войны, так и всяким местным историческим персонажам. И нет никаких разрушенных или заброшенных домов или ангаров с грудами битого кирпича и металлолома вокруг!

1

Еще в Белоруссии поражает то, что в стране удалось сохранить местную промышленность. Какие товары в магазинах ни посмотришь, повсюду видишь белорусское производство. И это касается как продуктов, так и легкой промышленности. Про тяжелую я уж и не говорю. Да, зарплаты у работающих там людей невысокие, но если бы все производство развалили и заместили китайским импортом разве они были бы выше? А так имеем тот самый «социализм с человеческим лицом», который наверно и имел в виду Горбачев, начиная Перестройку.

Ну, про белорусские дороги все уже писали много раз. Действительно, дороги в Белоруссии хорошие, даже в сельской местности. А еще у них здесь есть платные магистрали. Вот на них нам и удалось сэкономить больше 1000 евро. Сейчас расскажу, как:)

Уже гуляя по Брестской крепости, услышали от родственников вопрос, поставивший нас в замешательство — купили ли мы устройство для оплаты белорусских дорог? Устройство? Нет, а что? А вы знаете, -говорят они, -что если не оплатишь, то штраф будет 1000 евро или даже больше? Тут же стали рассказывать истории про европейцев, приехавших в Белоруссию и по незнанию проехавших всю страну из конца в конец. И как их потом отловили и оштрафовали вот как раз на такую сумму. Неужели такие штрафы вообще бывают?

Тут я стал вспоминать. Действительно, когда мы въезжали из Литвы, на придорожном щите была какая-то надпись про платные дороги. Но деньги никто не собирал, и мы благополучно проехали по этой дороге дальше. А теперь вот сомнения взяли, а может мы и вправду уже наездили на кругленькую сумму?

Вобщем, после крепости мы рванули на заправку Беларусьнефти, где было отделение BelToll, где как раз и происходит оплата автобанов. Там и увидели схему платных дорог. Уф, аж от сердца отлегло — платными в Белоруссии являются только дороги М1, М2 и т. п. по которым мы не ездили. А оплата происходит следующим образом. Покупаешь за 25 евро устройство, лепишь его под стекло, еще примерно столько же кладешь на счет. И потом едешь по платным дорогам, и, когда проезжаешь под специальными рамками, с тебя дистанционно снимают некоторую сумму. Устройство пищит, так что можно быть уверенным, что все ОК. Вот если оно не пищит, или пищит больше одного раза, то надо срочно выяснять, в чем дело, чтобы потом не получить штраф. Нам сказали, что за каждую рамку, которую проезжаешь без оплаты, потом будет штраф в 100 евро, а стоят они довольно часто, отсюда и такие суммы штрафов. А на выезде из страны это устройство сдается обратно в BellToll, деньги за него, а также оставшуюся на счету сумму перечисляют обратно на карту. Таким образом, проехав от Бреста до Минска и от Минска до Каменного Лога мы заплатили примерно 12 евро. Да, и что характерно. Как нам объяснили, за легковые машины платят только граждане стран, не входящих в Таможенный Союз. То есть получается, что россияне ездят по белорусским дорогам беслатно? Не знал.

Вообще система по отъему денег в Белоруссии налажена хорошо. По всей стране, даже в сельской местности, стоят камеры и ловят на превышении скорости. Я один раз прозевал знак населенного пункта в какой-то деревухе и заметил камеру уже лишь тогда, когда она заворочала своей красной линзой, а потом смачно так сверкнула в нашу сторону. Ну вот, -подумал я, -теперь оштрафуют на границе. Но не успели. Теперь, видимо, пришлют штраф в Эстонию? Или затаятся и будут ждать следующего приезда?

Что еще поразило. Заправки. Вот в Эстонии в сельской местности шансы найти нормальную заправку минимальные. Здесь же Беларусьнефть имеет очень приличные заправки повсюду. Но вот, правда, есть один момент. Белорусы, судя по всему, заправляются исключительно 92-м бензином. 95-й бензин есть далеко не на всех заправках, а если и есть, то он может быть только на одной колонке из имеющихся. А 98-го нет вообще. И это при том, что никаких «Жигулей» в Белоруссии практически нет.

1

Теперь про белорусскую мову. Ситуация тут, скажем так, несколько странная. Хотя государственными в Белоруссии являются и белорусский, и русский языки, белорусский язык выполняет больше декоративную функцию, и на нем почти никто не говорит, за исключением редких националистов. Однако при этом абсолютно все указатели, вывески, названия улиц, маршруты автобусов выполнены именно на белорусском! Причем во многим случаях — только на нем! Когда ездишь по белорусским дорогам, то напрягает постоянно читать все эти ДЗЯРЖЫНСК, БРЭСТ, ЧЫГУНАЧНЫ ВАКЗАЛ, ПРАСПЕКТ ПЕРАМОЖЦАУ и т. п. И если примерно в половине случаев легко догадаться, как соответствующий город будет называться по-русски, то другую половину угадать уже достаточно сложно из-за обилия всех этих Э и Ы. А теперь прикиньте, к ЧМ по хоккею в Минске решили перевести основные указатели на английский. С белорусского! Вы представляете, какой адский ад там получился??? :)

«Караецца па закону». Помните, одно время были в моде такие приколы? Учи олбанский? Вовсе нет — белорусский:)

А еще белорусский язык здесь все учат в школе, как и белорусскую литературу. И все для того, чтобы потом говорить и вести делопроизводство исключительно по-русски. Да, я конечно понимаю, что тут имеет место определенная политика. Лукашенко, видимо, не хочет, чтобы тему белорусского языка оседлала оппозиция, а потому он эту тему возглавил сам. Ну и опять же это показывает, что Беларусь — это не Россия, а другое государство.

Вообще с белорусским языком ситуация неоднозначная и ее надо немного пояснить, а то многие русские туристы не особо в курсе. Так вот — то, что сегодня называется литературным белорусским языком, явление в значительной степени искусственное. Дело в том, что развитие белорусского языка остановилось где-то примерно в 16-м веке, когда Великое Княжество Литовское было поглощено Польшей. Вся элита постепенно перешла на польский язык, а белорусский остался в основном в деревне. Далее, по мере того, как Россия отвоевывала в свою пользу русские и белорусские земли у Польши, элита переходила с польского языка на русский. В итоге что получилось. Все городские жители Белоруссии стали говорить по-русски, в деревне же говорили на так называемой «трасянке» — различных версиях белорусского языка со значительным вкраплением русских слов. Переезжая из деревни в город, человек обычно избавлялся от «трасянки» и переходил на обычный русский язык.

Но все изменилось с приходом советской власти. Руководители революции решили, что народная власть должна покончить с угнетением народов, а значит у белорусов должен быть свой полноценный язык. И начали внедрять созданный белорусской интеллигенцией литературный белорусский в школы и организации, причем даже не спрашивая желания самих белорусов, которым этот язык был совершенно не нужен. Однако постепенно советские власти все же поняли, что занимаются ерундой, и в 1930-х годах тотальную белорусизацию прекратили.

Эту ситуацию попыталось изменить руководство, пришедшее к власти на волне перестройки. После установления независимости националисты попробовали провести новую белорусизацию. Народ спасло то, что в 1994-м году к власти пришел Лукашенко. Он провел референдум, на котором подавляющее большинство жителей Белоруссии выступили за то, чтобы основным языком остался русский.

Вот так в стране и сложился нынешний статус-кво — с одной стороны государство всячески декларирует белорусский язык, преподает его в школах, а с другой — все делопроизводство идет на русском, а белорусский язык используется лишь в некоторых направлениях академической деятельности, таких как история или филология. Плюс указатели на улицах создают видимость использования белорусского языка. А в деревнях по-прежнему звучит трасянка, которую многие принимают за белорусский язык.

1

Теперь о деньгах. За 1 евро в Белоруссии (на тот момент) давали примерно 13500 местных рублей. Купюры попадались номиналом от 50 рублей до 100 тысяч. Несколько неудобно. Монет нет. Купюра в 50 рублей вообще ничего не стоит, но, как я пошутил, выбрасывать их нельзя, на них нарисована Бресткая крепость, и это оскорбит память ветеранов:)

О достопримечательностях. Беловежская Пуща не впечатлила. Лес как лес. Может тем, кто всю жизнь прожил в Москве, будет и удивительно кататься на велосипеде по лесным дорогам, но у нас в Усть-Нарве лес абсолютно такой же. Да, тут по нему где-то ходят зубры, но чтобы их найти, надо либо долго их искать, либо должно очень сильно повезти. А так зубров мы видели лишь в вольерах, что неподалеку от центрального входа. Прокат великов стоит 20 тысяч рублей за час. Еще 10 тысяч берут за карту маршрута, на который выезжаешь.

Но самый знаменитый «туристический брэнд» Белоруссии — это конечно же Брестская крепость. Место абсолютно легендарное для каждого, кто жил в СССР и учился в советской школе, наконец-то удалось здесь побывать. На территории два музея, не особенно интересных. Второй открыли как раз в день нашего приезда — 22 июня. Билет в каждый стоил 25 тысяч рублей.

Еще в каждом белорусском городе обязательно должна быть пешеходная улица, вымощенная плиткой, с фонарями и лавочками. Гуляли по таким в Гродно, Бресте и Кобрине.

Заехали во дворец в Несвиже и замок в Мире. Ну, тут меня удивить сложно, я таких замков повидал великое множество. Билеты дорогие — 70 тысяч рублей за каждый.

2

А вот Минск приятно поразил. Я назвал бы его — «образцовый социалистический город» :) Огромной ширины тротуары, величественные здания с колоннами в сталинском стиле, яркие современные высотки, по берегам Свислочи — велосипедные дорожки. А в центре обнаружился даже небольшой отреставрированный старый город. И — кругом чистота, как и везде в Белоруссии. Вобщем, ничего такого особенного, но Минск реально понравился.

1

Да, и с границами нам повезло. Совсем не пришлось ждать ни на въезде, ни на выезде. Сразу удавалось попасть к окошку таможенного контроля.

Про Белоруссию интересно посмотреть украинскую передачу «Орел и решка», они были в Минске летом 2013-го года. Вообще конечно, эта серия оставляет неоднозначное впечатление. Ведущие весь фильм стебутся над Белоруссией, ее порядками, над военным парадом, а в конце и вовсе «отжигают» — мол, что будет с этой страной? Так и будет молодежь уезжать за границу или все же граждане устроят революцию? Когда смотришь это сейчас, такие слова со стороны украинцев слышать забавно.

Кстати, обратите внимание, когда в Белоруссии отмечают День Независимости, и что они понимают под этой независимостью. Независимостью они считают не дату отделения от России, а день освобождения от фашистов в 1944-м году! Чувствуете разницу?

А первым местом, куда мы приехали в Белоруссии стал город Гродно.

НАЧАЛО Белоруссия. День 1-й. Гродно

Частные гиды
в Белоруссии

Комментарии

Arkhip251166
2 июня 2015 г. 16:24
Мне тоже Беларусь понравилась!!!
Maksim_Starostin
2 июня 2015 г. 16:31
У меня знакомый канадец там побывал, тоже интересный отчет написал:

http://www.colinsnotes.com/...
albygan
+3
2 июня 2015 г. 17:22
Взгляд со стороны всегда интересен. И Ваше мнение я бесспорно уважаю.
Немного подскажу, с Вашего позволения.
Первое фото - вход в Несвижский замок. Второй, понятно, может быть где угодно - типичная картинка. Вот третий - увы, не знаю, а памятник интересный, может подскажете? На четвертом - Советская площадь в Гродно, вид на Фарный костел - Кафедральный собор Франциска Ксаверия.
Мы здесь в Беларуси может просто привыкли к такому виду полей, нормальным дорогам и некоторым другим привычным вещам, которые порой удивляют иностранцев.
Количество платных дорог в этом году прибавилось и кроме россиян платить не надо казахстанцам, правда их немного поменьше. Так что Вы дали важную и ценную информацию для всех других автомобилистов. Но насчет бензина не соглашусь, встречаются иногда старые АЗС только с 92-м, но наматывая в год несколько десятков тысяч км по Беларуси, уверенно скажу - на подавляющем большинстве есть 95-1, вот с 98-м да, это редкость.
С беларускай мовай... Лучше не касаться этого вопроса, особенно не очень хорошо зная историю его возникновения, как и собственно наименования народа как "белоруссы" и местности - Белоруссия. Современный беларуский язык имеет куда более древние корни по сравнению с русским языком. Он очень натурален и совсем не искусственный. Зная беларуский легко общаться с поляком, чехом, хорватом, а зная только русский сложно. Это мне только сегодня сказал мой товарищ, приехавший из России и хорошо знающий славянские страны. В этом убедился и я сам уже достаточно давно.
Понимаю, что в целом Беларусь оставила у Вас хорошее впечатление, рад этому. Правда обязательно добавлю: не стоит путать туризм с эмиграцией. В Эстонии мне тоже многое понравилось.
Maksim_Starostin
2 июня 2015 г. 17:50
Ну я вот читал, что белорусский язык восходит к государственному языку Великого Княжества Литовского. Но потом в его развитии наступила пауза в несколько столетий, потому что ВКЛ исчезло, зажатое между Польшей и Россией.

Тема чувствительная, да, но написал об этом, потому что многие россияне реально не знают ситуации, они считают, что раз Белоруссия, значит люди говорят на белорусском. На деле же ситуация несколько иная.
Насчет славянских стран - соглашусь. Когда ездишь по Восточной Европе, то понимаешь, что многие украинские слова дают понимание того, что означают вывески в Польше или Словакии. Я бы некоторые базовые вещи в русскую школьную программу ввел, очень бы помогло туристам, выезжающим в другие славянские страны.

Фотографии здесь я не подписывал, просто случайно вставил для иллюстрации. Пешеходная улица - это Суворова в Кобрине.
Maksim_Starostin
2 июня 2015 г. 17:52
Насчет туризма и эмиграции тоже верно. Я могу назвать массу вещей, которые не очень хороши в Эстонии. К примеру, сейчас вся Эстония бурлит на тему того, что при минимальной зарплате 390 евро и высокой безработице к нам хотят прислать тысячу беженцев с Лампедузы и платить им больше, чем местным.
albygan
2 июня 2015 г. 18:34
Может будет странным, но государственным языком ВКЛ была латынь. ВКЛ не растворилось в Польше, это был реальный союз двух государств, причем как в Польше, так и в ВКЛ сохранялось собственное устройство, чеканились свои монеты, было собственное судопроизводство и разделялись налоги. Напоминает Евросоюз? Только это было более 500 лет назад. Была и своя элита, которая свободно общалась хоть на польском, хоть на латыни, хоть на родном, литвинском языке, который потом назвали "старобелорусским", затем он плавно превратился в "белорусский" или беларуский. Вот чего не знали в СССР, а теперь и в России.
Как Вы думаете сколько граждан Беларуси во время переписи населения назвали себя беларусами и признали беларуский язык родным? Легко узнать: 80 и 70% соответственно.
Между собой говорят на беларуском не только отдельные националисты, поверьте.
Так что судить о другом языке, так схожем с родным для меня русским и тем более называть его "искусственным", я бы не стал. Как не напрягают меня украинская "залiзнiца", польская фраза "цалы час просто", что означает "все время прямо", ну и многое другое в чужих странах.
Насчет беженцев в ЕС надо бы смотреть глубже - кто платит, тот и музыку заказывает, ну а первично, как мне кажется, не стоит утверждать великие демократические ценности силой оружия. Убрали Каддафи, получили нашествие...
Maksim_Starostin
+1
2 июня 2015 г. 18:54
Ну результаты переписи я смотрел. Люди гордятся тем, что они белорусы, но говорить предпочитают на русском, по вполне понятным причинам. Так же кстати как и шотландцы с ирландцами. А насчет искусственности - есть же пример иврита -

"Современный иврит возрождён и адаптирован как разговорный и официальный язык Государства Израиль в XX веке." - Википедия.

А на латыни общались скорее пришлые короли, типа Стефана Батория, который был венгром и став королем, местных языков так и не выучил, ограничившись латынью.

Впрочем, я вопрос изучал в основном через Гугл:
https://ru.wikipedia.org/...

Кстати, любопытно, но у нынешних литовцев на историю ВКЛ тоже свой взгляд. Они себя считают потомками Витаутаса и Гедиминаса, в то время как другие называют их всего лишь жемойтами или жмудью, маленькой частью тогдашнего народа ВКЛ. И кто был по национальности Витовт, я так и не понял.
albygan
+2
2 июня 2015 г. 19:10
Про иврит ничего не скажу - не знаю. Говорить предпочитают у нас на русском - правда полная. На латыни общалась шляхта, которая всегда себя считала равной королю, в Польше или великому князю в ВКЛ, совсем даже не простой народ. Но тут есть интересный момент, была в те времена теория, что литвины - потомки римлян (латинян) неведомо как забредших в эти края, да так и оставшихся жить в чащах и болотах.
Да, литовские и беларуские ученные копья ломают и "тянут на себя одеяло" истории. Я с интересом читаю разные мнения на этот счет: откуда взялись Витовт, Гедемин, про остров Рюген, Рутению, Полабье и т.д. Я - любитель, не более, во многом дилетант, но некоторые сохранившиеся документы, например, "Перепись войска ВКЛ" 16-го века, язык первых книг Скарины и некоторые другие вещи как-то склоняют меня к мысли, что литовцы - потомки жмуди, которые не знали гончарного круга и собственной письменности вплоть до 15-16 веков, когда впервые приняли христианство (католичество), в первую очередь от крестоносцев. Рождение ВКЛ - 12 век, а Полоцкого и Туровского княжеств и того раньше.
Maksim_Starostin
+1
2 июня 2015 г. 19:18
Вот сейчас литовцы, латыши и эстонцы - это, считается, народы одного уровня. Но при этом из этих трех совершенно ожидаемо, что литовцы ведут свою историю от мегагосударства средних веков - ВКЛ, в то время как у эстонцев и латышей такого счастья в истории не наблюдается :) Не так давно вот эстонский президент благодарил немцев за то, что принесли эстонцам европейскую культуру 800 лет назад. Хотя мы-то из школьных учебников помним, как они ее принесли - на своих мечах и копьях. Но до прихода немцев у эстонцев нет других достоверных источников о своей истории.
albygan
+1
3 июня 2015 г. 11:30
Литовцы забрали и название, и герб "Погоня", и вот теперь даже историю Беларуси...
Maksim_Starostin
+1
3 июня 2015 г. 12:13
Что, и Грюнвальдскую битву тоже они выиграли? :)

Вообще в своем школьном курсе истории я белых пятен много обнаружил. К примеру, я только совсем недавно изучил историю Кенигсберга и Восточной Пруссии, откуда они вообще там взялись. С удивлением узнал, что до первого раздела Польши Кенигсберг в тенчение столетий был польским вассалом.
Плюс когда изучал историю эстонских замков, увидел, что на пике своего могущества (1600) поляки до севера Эстонии доходили.
albygan
3 июня 2015 г. 16:03
Грюнвальд - они однозначно!
Maksim_Starostin писал 3 июня 2015 г. 12:13
до севера Эстонии доходили
все-таки ВКЛ. Польша была союзником и ее войска участвовали в походах совместно с войсками ВКЛ, но касаемо Прибалтики, то не они.
PVV
+1
PVV
4 июня 2015 г. 1:58
Залiзниця )))) Просто поправил.Думаю,если бы я написал какое-нибудь слово на беларуском языке,то получилось бы намного хуже
albygan
+1
4 июня 2015 г. 10:40
Виноват! Почему-то это первое слово, которое пришло на ум из украинского языка. Спасибо за подсказку. Многие слова особенно из других близких языков просто на слуху, как говориться, а вот с написанием слабовато!
В беларуском огромный плюс - как слышится, так и пишется, не спутать "а" и "о".
Maksim_Starostin
5 июня 2015 г. 13:55
Читается - Зализныця :)
PVV
PVV
5 июня 2015 г. 14:28
Anna_08
5 июня 2015 г. 13:52
Интересно, тем более в сентябре собираюсь в Белоруссию, пока белое пятно на моей карте
Nata_Hato
8 июня 2015 г. 23:32
albygan
Вот третий - увы, не знаю, а памятник интересный, может подскажете?
Это Кобрин. Орла этого то сносили, то снова ставили, то опять по кругу))))). Памятник победы русских войск в 1812 г.
Nata_Hato
8 июня 2015 г. 23:46
а за ним стоит Свято Александро-Невский Кафедральный собор, а за ним... река Мухавец.
Nata_Hato
+1
8 июня 2015 г. 23:59
И да, вот еще... Господа а почему "Белоруссия"? я-то думала, что живу в стране под названием Беларусь.... и если честно, то как-то странно читать и видеть это название. В конституции нашей прописано тоже название - БЕЛАРУСЬ. и потом, Господа русскоязычные, есть такой "ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СТРАН МИРА" значится там Республика Беларусь. И вот что делать????
Yurijvar
5 августа 2015 г. 20:15
Спасибо за знакомство с соседкой и ценный совет по дорогам. К сожалению, не был там со времен СССР, когда в Минске мы собирались на научные конференции.

По бензину: один московский товарищ высокого ранга лет десять назад подсказал, что можно совершенно спокойно пользоваться маркой 92 вместо 95! 92 - это основа, а в 95 просто добавляют пару каких-то присадок, которые никак не влияют на "сгорательные и мощностные качества" бензина. Сотрудники всех заправок подтверждали это тоже.
Так я и пользовался этим советом лет семь, заливая 92-й, пока не поменял на дизель.
Maksim_Starostin
5 августа 2015 г. 20:26
Лет десять назад я тоже в авторушных конференциях читал, что многие заливают в новые Мицубиси 92-й бензин. Но у нас в Эстонии такого нет уже лет 20.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.