Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Оттава — Канада Сентябрь 2014
Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

И вот рано утром, под суровым небом и на холодном ветру, я стояла в длинной очереди желающих полюбопытствовать, что там внутри. По причине раннего часа очередь была гуманной — замерзнуть мы успели, но не околели окончательно. Билеты на экскурсию заказывают заранее, потому что количество посетителей строго регулируется. Сама экскурсия бесплатная, проводят их до 16.00. Но, как правило, после полудня билетов на сегодняшний день уже нет.

Пройдя извилистыми тропами и пережив тщательнейший досмотр сумок, сумочек, рюкзаков и прочей клади, с заглядыванием в кофры с фототехникой, нас наконец-то впустили в оживляющее тепло.

В большом помещении, щедро обогреваемом огромными радиаторами отопления практически в мой рост (и это в сентябре — нам такая роскошь и не снилась), мы терпеливо поджидали нашего гида.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Группа дружно отогревалась у источников тепла и экскурсия уже нравилась — очень уж мы продрогли на ветру! Пришла девушка-гид и пригласила нас с собой, предварительно предупредив о правилах экскурсии.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

— Нельзя фотографировать группы детей, которых тут ходит очень много — тоже изучают Парламент.

— Идти нужно по своей половине коридора, вторая отведена для парламентариев, пробегающих по своим делам.

— В библиотеке фотографировать строго запрещено — хотя еще год назад почему-то было можно и просторы интернета завалены видами библиотеки изнутри.

— Вести себя тихонько, не мешать парламентариям принимать судьбоносные решения.

Поскольку возражать смысла не было, мы потянулись за нашим гидом.

Первое впечатление — удивление. Почему-то, я совсем иначе представляла Парламент внутри, насмотревшись его снаружи. Второе впечатление — потрясение. Все выполнено из серого гранита — можно трогать руками, чтобы убедиться.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Своды потолков больше напоминали старинный готический собор, ну или не очень старинный, но ведь все равно похоже на собор!

Здания Парламента были отстроены в 1922 году. То, что было выстроено раньше, сгорело и уцелела только библиотека. Парламент состоит из Центрального блока, Восточного и Западного. Есть еще Башня Мира — памятник канадцам, погибшим на полях сражений в Европе. Это самая высокая часть Парламента, мы поднимались на смотровую площадку башни.

Гид обстоятельно и подробно рассказывала о всех этапах строительства Парламента и всех перипетиях на его жизненном пути. Приходилось разрываться между «послушать» и «пофотографировать». Для сильно любознательных есть куча всякой литературы, которую можно взять с собой, если рассказа гида не хватит. Хотя признаюсь, все время приходилось отвлекаться за созерцание и терять нить рассказа.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Наше внимание обратили на мемориальную доску, где отмечено, что в такой-то комнате был подписан исторический документ, объдиняющий четыре провинции в конфедерацию под единым правительством — Канадский Доминион.

Палата Общин.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Нижняя палата канадского Парламента. В нее ведут три двери. Обычно здесь снимают интервью, проводят пресс-конференции. В зале ежедневно идут заседания, кроме того времени, когда у парламентариев каникулы. Поэтому в конце сентября заглянуть в зал возможности нет, это реально только летом. Пришлось довольствоваться картиной, любезно развернутой нашим гидом. В этом зале стоят очень старые столы и стулья, которым почти 100 лет. Зал устроен по подобию британской Палаты Общин и места раположены по обеим сторонам зала, на расстоянии два с половиной меча друг от друга.

В конце зала — кресло председателя. Перед креслом, на столе — церемониальная булава. Слева от председателя сидит оппозиция, справа — члены правительства. Премьер-министр традиционно сидит на одиннадцатом месте первого ряда, справа от председателя.

Напротив премьер-министра — глава оппозиции. Главы партий заседают в переднем ряду. Не исполняющие никаких обязанностей депутаты называются «Депутаты задней скамьи». Всего в зале должны находится 308 избранников народа.

Заседания проходят с понедельника по пятницу. Если повезет, то зрители могут понаблюдать за процессом сидя на балконе. Нам повезло.

Конечно, о том, чтобы фотографировать и речи не было! После тщательного досмотра, во время которого в моем кармане обнаружили давно потерянный значок, с которым я уже распрощалась, отчаявшись найти, после прохода через всяческие рамки, сдачи на хранение сумочки, фотоаппарата, шарфика и куртки, нас допустили в святую святых. Бестелесными тенями мы скользнули на балкон — наблюдать и слушать.

Секретов, принесших пользу Родине, разузнать не удалось — время потратили, можно сказать, зря. Интересно было смотреть, как солидные дяденьки играли на своих планшетах в игрушки, втихаря шептали по телефону и отправляли сообщения. Интересно было и то, что общались депутаты сразу на двух языках, перескакивая с французского на английский и обратно. Тут и захочешь секреты выведать, да в языках запутаешься окончательно. Самое занимательное — когда пришло время голосовать, депутаты пробежались по рядам, нажимая на кнопочки — традиции мирового масштаба, не иначе! Я-то думала, что только наши этим грешат!

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Кстати, заканчивая тему посидеть-понаблюдать. Вас могут совершенно без всяких объяснений завернуть после всех проверок и не допустить к любованию депутатской работой. Объяснять ничего не будут, просто отправят забрать свои вещи, перед тем, как показать дорогу на выход.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Интересно было наблюдать за депутатами (или все же правильнее — парламентариями, не знаю, если честно, в чем разница). Пока мы гуськом, в отведенной нам части коридора, брели за девушкой-гидом, озабоченные парламентарии пробегали бодрячком по своей части коридора.

На нас поглядывали с интересом, хотя такие табуны ходят в Парламенте каждый день, могли бы и привыкнуть уже. Некоторые благожелательно улыбались нам, а кто-то даже здоровался. Было ощущение, что они готовы даже поболтать с нами о том-о сем, но как-то никто не решился завести непринужденную беседу. И пока народ внимал гиду, постигая этапы пути развития парламентаризма в Канаде, я с огромным любопытством рассматривала все, что попадалось: портреты, открытые двери в кабинеты, картины, показывающие этапы строительства Парламента, суровых охранников на каждом повороте, памятные знаки на стенах, детали интерьера, самих депутатов, в большом количестве гуляющих по коридорам власти и даже мини-съемочную группу, бравшую интервью у кого-то очень важного. Я никогда не была раньше в таких местах, потому интересно было все!

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Между тем, мы пришли в Библиотеку.

Нам повторили о запрете на фотографирование и попросили убрать фотоаппараты. Удалось сфотографировать только парадную дверь.

Библиотека — самый красивый зал Парламента и единственный не сгоревший в пожаре 1916 года — дверь успели запечатать и сберечь и интерьеры, и книги.

Очень жаль, что сфотографировать не удалось — уникальная резьба по дереву, которой украшены стены Библиотеки, невероятно красивая, изящная, приковывающая взгляд. Есть гербы 7 провинций, существовавших в Канаде в 1876 году. В центре зала — статуя королевы Виктории.

В Библиотеке настолько необычная атмосфера, что когда за последним из группы закрылись двери, появилось ощущение перемещения во времени, словно ты шагнул в 19 век. Огромные фолианты в богатых переплетах, настолько древние и красивые, что их страшно брать в руки, выстроились на полках до самого потолка зала. Эффект усиливается тем, что зал имет овальную, а точнее, восьмиугольную, форму, теплый цвет деревянных панелей и пахнет там не пылью веков, а воском и медом, которым скорее всего, натирают дерево.

Считается, что мебелировкой и панелями Библиотека напоминает убранство Читального зала Британского музея.

После Библиотеки мы отправились в зал Сената.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Залу предшествует некая прихожая, украшенная бюстом королевы Виктории, а напротив королевы — бюст индейца, тоже наверное, монаршия особа по-своему…

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Все красное — так парой слов можно его обозначить. Красное доминировало и преобладало, сливаясь с канадскими флагами и угнетая агрессивностью цвета.

Сусальное золото потолка и гербы провинций — на мой взгляд самое красивое в этом зале.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

В центре зала — трон для королевы, второй — для ее мужа, третий — для ее представителя в Канаде, генерал-губернатора Канады.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

На стенах — картины, где изображены исторические события и вехи страны и Оттавы.

Кресла сенаторов (числом 105) расположены по обе стороны от трона и главного прохода. В конце зала — кресло председателя.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Слева от председателя — места для оппозиции, справа — места для членов правительства. Сенаторы в обязательном порядке проводят три дня в Оттаве, на работе в Парламенте, потом уезжают на четыре дня в свою провинцию, работать на местах. Такой режим работы повторяется еженедельно, кроме каникулярного времени.

На выходе из зала — резные панели с гербами провинций Канады.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

И снова потянулись коридоры. Было интересно — когда еще такое увидишь, да и Парламент Канады вполне заслуженно носит славу красивейшего!

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Испытала я в Парламенте и тихий восторг, увидев с какой заботой продуманы мраморные лавочки для тех, кто решил посидеть и отдохнуть. Теплый мрамор приятно согревал и мне стоило большого труда сманить народ с этой лавочки, чтобы сфотографировать ее. Мне и самой не хотелось покидать ее нагревшийся мрамор…

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Есть в Парламенте и портретная то ли галерея, то ли зала — не знаю, как правильнее назвать, находится она в фойе зала Сената, верхней палаты Парламента. Лица все знакомые!

Георг Пятый. Тот самый, что был абсолютной копией нашего Николая Второго, король Англии и кузен нашего императора. Мог бы, в свое время, принять семью Николая в грозном революционном году — одним грехом на душе меньше бы было…

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Королева Виктория. Вроде бы на руке браслет с портретом супруга принца Альберта.

Елизавета Вторая — юная, стройная, когда все еще было впереди…

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

А мы отправляемся наверх — на Башню Мира, откуда открывается замечательный вид на Оттаву.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Башня Мира украшена 370 горгульями, химерами и барельефами. Часы с почти пятиметровым циферблатом венчают башню. До 1970 года это было самое высокое место в Оттаве, выше которого ничего строить было нельзя.

Площадка для обзора находится прямо под часами башни, одновременно вмещающая не больше 7 человек. Окошки расположены по кругу, под ними поясняющие картины, чтобы знать, что именно ты сейчас видишь перед собой. Очень удобно и очень информативно, надо признать!

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

За порядком следит охранник, он же регулирует количество туристов, загружаемое в лифт башни.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Есть схема башни, подробно объясняющая, где что находится и как оно все работает. На башне установлен карильон с 53 колоколами в честь окончания Первой мировой войны.

Башня расположена в самом центре Парламентского комплекса и в высоту достигает 55 метров. Официально она называется Башня Победы и Мира и построена на месте первой, сгоревшей при пожаре 1916 года. Башня признана символом Канады и главной достопримечательностью. Канадские 20 и 50 долларов украшены с лицевой стороны изображением этой башни.

Поднявшись на башню, все дружно бросаются к окнам, дабы посмотреть, восхититься и сфотографировать Оттаву. Любуясь городом, очень легко узнать места, в которых удалось побывать накануне, с поправкой на испортившуюся погоду, конечно…

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Купол библиотеки хорош не только изнутри, но и снаружи. Да и вообще, Библиотека очень красивая, спустившись, мы обошли ее по кругу, расмотрев все детали этого здания.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Виден из башни и Вечный огонь, никогда не скучающий без туристов.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Покидать такую точку обзора не очень хотелось, слишком хороши были виды, да и сама башня привлекала деталями, но нам пояснили, что пора и честь знать, потому как народ ждет своей очереди, а мы уже загостились…

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

В Башне Мира есть еще и Алтарь Жертв и Книга Памяти, со списком погибших во время войн. Каждый час, во всех книгах этого зала, переворачивают страницы.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

На стенах — мраморные плиты, с датами войн и именами.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Первоначально планировалось на стенах башни написать имена канадцев, погибших во время Певой мировой войны. Но для всех 66 тысячи имен не хватило места, и тогда было решено создать книги памяти.

Время шло, в мире происходили новые войны. Так появились новые книги с новыми именами.

Осмотрев все, что только можно было осмотреть, мы отправились назад, вниз, возвращаясь к месту начала экскурсии.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Главный холл носит имя Холла Конфедерации.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Все элементы украшений так или иначе связаны темой конфедерации: арки украшены гербами Канады и провинций, растениями всех провинций (у Онтарио, как оказалось, это подсолнух, пшеница, кукуруза). В центре зала — колонна в честь 50-летия конфедерации.

Мрамор на полу холла выполнен в виде морского узора, потому как девиз Канады: «От моря до моря».

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Обойдя все, куда только можно было заглянуть, мы пошли обходить Парламент снаружи. Экскурсия к этому времени подошла к концу, и нас отпустили на самостоятельное изучение окрестностей и Парламентского холма.

Аккуратно обогнув протестующих, активно размахивающих флагами, скандирующих лозунги и потрясающих ликами какого-то своего верховного и умнейшего, мы отправились в парк, знакомиться с лицами канадской истории.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

В парке, вокруг Парламента, стоит 20 статуй политиков, во всяком случае, имеено на этом числе настаивают брошюрки, подхваченные по дороге. Стоят там премьер-министры Канады, обозначенные кроме привычных всем имен еще и порядковыми номерами, а так же добрыми делами, совершенными на высоком посту. Есть среди них и нобелевские лауреаты премии Мира, ну это так, к слову…

Есть в парке солнечные часы, 150 лет от роду, совершенно растерявшиеся в столь пасмурную погоду и отказавшие нам в определении точного и даже приблизительного времени. Можно посмотреть колокол, упавший во время знаменитого пожара 1916 года, да так и оставленный на месте своего падения, памятником прежнему Парламенту.

Есть памятник Елизавете Второй и королеве Виктории. Правда, не ко всем памятникам можно было подойти — кое-какие подступы закрыты из-за ремонта.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

С холма открывается картина Оттавы, которую немножко портила суровая погода.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Подошли мы и к Библиотеке, чтобы полюбоваться зданием снаружи. Получилась мозаика: здание изнутри, здание сверху и здание сбоку. Оставалось только сложить в голове картинки и наслаждаться полученным в голове эффектом, что мы и не преминули сделать.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

У Парламента, где паркуются машины парламентариев, есть знак, что парковаться могут только сенаторы и инвалиды — вот ведь как бывает!

И скажу я вам, машины парламентариев на редкость вежливые: пропускали зазевавшихся туристов, притормаживали и не пугали клаксонами. Было это удивительно и необычно, хотя именно так и должно быть везде.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

А вот этим не могу не поделиться — так это было неожиданно и так повеяло от этого нашим, родным:«все, что не прибито — упрут!» Скамеечки вокруг Парламента как раз и прибиты к асфальту! Надо же, воруют и в Канаде! Вот крепеж скамейки к земле:

А вот картина в целом:

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Совсем не ожидала я, что и у них бывает такое…

Гуляли бы мы и гуляли вокруг Парламента, любуясь видами города, памятниками историческим личностям, посматривая на протестующую толпу, поглядывая на снующих сенаторов и рассматривая со всех сторон здание Парламента. Восточное здание удалось изучить основательно.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

А вот Западное было в лесах, я его и фотографировать особо не стала. Может, Оттава намекала, что будет рада нашей новой встрече — так я только «за»!!!

Уходя, я оглянулась еще раз.

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Парламент таял и исчезал, растворяясь в сером небе Оттавы. Да, я опять не увидела много из того, что так хотелось посмотреть! Но длинная канадская виза рождала тихие оптимистичные надежды. А еще один город, в который нужно непременно вернуться, вносился в список — фотографий Парламента на фоне голубого неба и праздника тюльпанов у меня пока еще нет…